Педагогические/образовательные технологии
учебно-методический материал

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для обучающихся, которые вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у которых есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом.Привлечение в коллективно-творческие дела родителей обучающихся играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого школьника и коллектива в целом. Принципы технологии коллективной творческой деятельности:  приоритет успешности каждого ребенка;  учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);  сочетание коллективного и индивидуального воспитания.;  приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство).В своей работе мы ориентируемся на создание условий социальной адаптации и интеграции детей с разными возможностями, в общество, их духовное развитие, опираемся на принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «ситуации успеха» для каждого ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollektivno-tvorcheskoy_deyatelnosti.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективно-творческой деятельности

Каждое дело — творчески, с пользой и для людей! Назначение, структура, виды КТД и эффективность применения в воспитательной работе. Ключевые слова: коллективно-творческая деятельность, социальная адаптация. Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Авторы её — Иванов И.П. и Шапиро Ф.Я.

Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности. Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для обучающихся, которые вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у которых есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Привлечение в коллективно-творческие дела родителей обучающихся играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого школьника и коллектива в целом. Принципы технологии коллективной творческой деятельности:  приоритет успешности каждого ребенка;  учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения);  сочетание коллективного и индивидуального воспитания.;  приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство);  превращение школы Знания в школу Воспитания. В своей работе мы ориентируемся на создание условий социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество, их духовное развитие, опираемся на принцип оптимистического подхода, который предполагает организацию «ситуации успеха» для каждого ребёнка, веры в её положительный результат, утверждение этого чувства в нём, поощрение даже самых незначительных достижений. Такой подход позволяет добиваться того, что дети ОВЗ становятся активными соучастниками всех общешкольных дел с учётом их индивидуальных возможностей. Созданные детьми творческие работы и их признание взрослыми повышают их самооценку, степень их самоутверждения в детском коллективе. Проявление себя в различных областях искусства позволяет нашим детям с ограниченными возможностями здоровья, подняться над своими проблемами, забыть о недугах, раскрыть весь мир своей души, показать и доказать, что они могут быть равными среди равных.

В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Есть еще Экологические и Досуговые дела.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

Есть несколько условий успешного использования КТД

Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки.

Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела.

Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм и атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы обучающиеся нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе.

Литература:

  1. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования.–Самара,2009г
  2. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология// http://vashabnp.info/publ/3-1-0-490 
  3. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2010. — 176 с.
  4. Технологии организации деятельности в условиях детских общественных организаций//http://pandia.ru/text/77/170/23542.php 5.
  5. Технология коллективно-творческого дела (КТД) как эффективный способ формирования классного коллектива//http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,159228/...
  6.  Мизюра, Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности / Л. В. Мизюра. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 793-795. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26096/ (дата обращения: 11.05.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт учителя начальных классов об использовании современных психолого-педагогических образовательных технологий.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специаль...

Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...

Использование педагогических образовательных технологий.

При планировании своей работы я стараюсь  подобрать элементы тех современных педагогических технологий, при использовании которых можно компенсировать имеющиеся дефекты у обучающихся с интеллекту...

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

презентация "Современные педагогические (образовательные) технологии"

Данная презентация дает представление о истории появления педагогических  технологий, их сущности. Представлена полная классификация технологий по Г.Селевко...

Современные педагогические образовательные технологии в начальной школе

Использование современных педагогических технологий является одним из факторов повышения качества начального образования....

Педагогические / образовательные технологии

Современные образовательные технологии.Уроки...