Методическая разработка по экологическому воспитанию квест игра "Эко тропинки"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Бичурина Марина Арифулловна

Данная игра будет полезна педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности. Игра экологической направленности, рассчитана на участие нескольких  команд.
Квест-игра может быть проведена с разновозрастными  членами команд, что дает возможность детям делиться опытом.
В качестве сминаемого мусора могут быть использована любая тара(пластиковые бутылки,коробки из-под сока и т.д)


Скачать:


Предварительный просмотр:






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КВЕСТ-ИГРА «ЭКО ТРОПИНКИ»



                                                          Выполнила:
                                                          учитель начальных классов
                                                                           ГБОУ СОШ № 318
                                Фрунзенского района Санкт-Петербурга
                                                Бичурина Марина Арифулловна










Санкт-Петербург
2020





                               Методическая разработка

                             КВЕСТ–ИГРА «Эко тропинки»

Описание: данная игра будет полезна педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности. Игра экологической направленности, рассчитана на участие нескольких  команд.

Участники: обучающиеся начальных классов со 2 по 4.
2-3 команды по 10 человек.

Место проведения: актовый зал, школьные кабинеты.
Цель: содействовать улучшению экологической обстановки и повышению уровня информированности школьников по вопросам обеспечения экологической безопасности и вовлеченности детей в решение социально-экологических проблем города.
Задачи: отработать в игровой форме практические навыки эко привычек.
Актуальность выбора:
проблема экологического образования сегодня волнует всех.  Как и чему и учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне представление о месте человека в природе, о его роли в её сохранении?

Для того, чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве овладеть определенным набором знаний и навыков поведения в природе. В связи с этим, экологическое образование становится одним из приоритетных направлением педагогической деятельности.

Очень плодотворным для закладывания основ экологической культуры является младший школьный возраст. Для того чтобы воспитательная деятельность имела больший эффект, надо сделать её «незаметной» и интересной для детей. Как это сделать? И вот тут на помощь педагогу приходит игра – самый естественный и радостный для них вид деятельности. Именно поэтому мной была выбрана квест-игра.
Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и учащихся, которая способствует формированию (закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест-игра позволяет  развивать  многие виды деятельности обучающихся:позновательную,трудовую,спортивную и др.
С помощью квест - игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Ресурсы:
при  проведения квест-игры были использованы мультимедийный проектор.
При подготовке были собраны необходимые для каждой станции материалы: пустые жестяные банки, контейнеры для мусора ,сам мусор для распределения в разные контейнеры.
Перед проведением игры проконсультировались с учителем биологии по правильной посадке семян растений.
Рекомендации:
Квест-игра может быть проведена с разновозрастными  членами команд, что дает возможность детям делиться опытом.
В качестве сминаемого мусора могут быть использована любая тара(пластиковые бутылки,коробки из-под сока и т.д)

Организационный момент проходит в актовом зале,

где собрались все команды:

Два чтеца(подготовленные дети)
Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

В тенистый лес входи,

Будь другом!

Грибов и ягод набери.

Вдыхая свежий, чистый воздух,

Деревья поблагодари!

Природа - щедрая хозяйка,

Бери, что надо,

Ей не жалко!

И не забудь, что ждет она

От нас  такого же  добра!


Ведущий: Я приглашаю вас поучаствовать в экологическом квесте «Эко тропинки». Наша игра пройдет по станциям. Ваша задача состоит в том, чтобы пройти маршрутный лист, выполняя поочерёдно задания на каждой станции. За выполненные задания вы будете получать значки и располагать их на нашем стенде «Помоги планете» (расположен в зале перед командами
Каждая команда получает маршрутный лист и отправляется по нашей эко тропинке.
1 станция(каб.27)-«Cортировка мусора»
2 станция(каб. 26)-«Дарите вещам вторую жизнь»
3 станция (каб. 25)-«Озеленяй планету»
4 станция(каб. 23)- «Лабиринт»
5 станция-(рекреация)-« Экономь место на планете»

К ведущему от каждой команды(класса)подходит командир команды за маршрутным листом.
Удачного всем пути!
Ход игры-квеста.
Дети двигаются по тропинке ,следуя указаниям в  маршрутном листе.
На каждой станции есть свой лесной помощник.
Станция 1 «Сортировка мусора»
Лесовичок говорит детям ,что его поляну завалили мусором ,и он никак не может его правильно убрать и просит ребят помочь.
Дети подходят к парте, где лежит «мусор»:банки жестяные ,банки стеклянные, полиэтиленовые пакеты, батарейки,бумага и раскладывают его по коробкам с соответствующими значками.
Правильно распределив мусор , дети получают значок.

d:\Users\КЖ\Desktop\b869f1cf6fe6f4cfa2ad1a7e38587246.jpg

Станция 2. «Дарите вещам вторую жизнь»
Задача детей состоит в том,чтобы придумать 5 вариантов использования пластиковой бутылки.(кормушка для птиц,органайзер,горшочек для растений и т.д)
Придумали,получили значок.


https://sun9-2.userapi.com/c857524/v857524224/1224f6/PHS8z-mYUlo.jpg




Станция 3 «Озеленяем планету».
Станция практических навыков ,на которой дети узнают от лесовичка,как правильно сажать семена и посадят  в торфяные горшочки семена цветов.
По окончании работы ребята наводят порядок и получают значок «Озеленяй планету»

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1883890/3e7cf3f7-c824-42fb-907f-59b564a0a04f/s1200?webp=false


Станция 4 «Лабиринт»
Серия развилок-вопросов,где правильную дорогу укажет правильный ответ.
Вопросы:выключать ли компьютер на ночь?
выключать ли воду,пока чистишь зубы?
выключать ли свет в комнате,даже если ты вернешься туда через 5 минут?
отключать ли батареи,если уезжаешь на длительный срок?
Ответы нужно обосновать.
Значок «Экономь природные ресурсы»

https://newagemetals.com/wp-content/uploads/mining-cycle.jpg


Станция 5 «Экономь место на планете»
Станция завершающая и одна для всех команд.
Дети собираются в рекреации ,где на полу разбросаны жестяные банки  банки из-под лимонада.
Часть банок собирают в пакет  целыми. А на оставшихся прыгают,таким образом,сминая их,и тоже собирают в пакет.
Наглядно видно,что банки целые и смятые занимают разное количество места .
Лесовичок расскажет детям,как нужно сминать тару перед выкидыванием.
Значок «Экономь  место на планете»



https://st3.depositphotos.com/1020091/12754/v/950/depositphotos_127542452-stock-illustration-hands-holding-planet-icon.jpg
Команды возвращаются в актовый зал,где закрепляют свои значки на стенде.
Друзья! Вот мы и прошли наши эко тропинки. В результате игры каждая команда, пройдя по станциям,получила значки,которые мы закрепили на нашем стенде в положенном месте и получили эко плакат о том,как мы можем помочь нашей планете оставаться  красивой,чистой и цветущей!
В завершении на экране видео с песней «О земной красоте» на слова Владимира Суслова и музыку Якова Дубравина.
https://youtu.be/WnF-lcR0G48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»

        В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...

Методическая разработка по экологическому воспитанию занятия "Там на неведомых дорожках".

Методическая разработка  занятия по экологии в начальной школе с загадками, играми, учебным материалом....

Квест - игра "Сказочные тропинки".

Сценарий игры - путешествия для учащихся начальной школы.  Перед началом игры учащиеся и родители собираются в классе,  где команды получают маршрутные листы. Необходимо пройти 7 станций, ре...

Квест - игра:"Школьные тропинки".

Сценарий квеста, для учеников первого класса - "Школьные тропинки".Цель – познакомить детей с помещением школы в игровом формате....

Методическая разработка по экологическому воспитанию в 1 классе на тему: "Стайка снегирей на ветках рябины".

Расширение представления  детей о многообразии птиц. умение выделять характерные особенности снегиря. Закрепление умения правильно держать карандаш,ножницы. Формирование умения следовать устным и...

Методические рекомендации по созданию Квест- игры "Интеллектуальная тропинка"

Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста - команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания . Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том,...