Методические рекомендации по созданию Квест- игры "Интеллектуальная тропинка"
методическая разработка (3 класс)

Еремеева Фаина Александровна

 Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста - команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания . Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию, развитию функциональной грамотности , т.е. способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально адаптироваться и функционировать в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Харатиргенская начальная школа – детский сад»

669334, Россия, Иркутская область Боханский район, д.Харатирген, ул.Ленина, 49

e-mail: haratirgen.nhds@mail.ru

                                     Методические рекомендации по

                                  созданию образовательного квеста

                                     Квест - игра "Интеллектуальная тропинка"      

                                                      Автор: Еремеева Фаина Александровна ,

                                                    учитель начальных классов, высшая КК    

2022 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Квест - это увлекательная приключенческая игра. Идея игры проста - команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания . Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию, развитию функциональной грамотности , т.е. способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально адаптироваться и функционировать в ней.  Задания могут быть самыми разными по своему содержанию и наполнению: творческими, активными, интеллектуальными и т.п. Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, кабинет), так и на улице, на природе, охватывая все окружающее пространство.

Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний,  умений, функциональной грамотности. Роль педагога - наставника в квест - игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является проблемное задание с элементами ролевой игры.

Игровыми элементами в образовательном квесте являются:

  • сюжет;
  • поиск информации и работа с ней от лица исполняемой роли;
  • решение головоломок и задач, требующих от участника умственных усилий и творческого подхода.

При использовании данной технологии мы приходим к решению проблемного задания через самостоятельный поиск и анализ информации, эксперимент и как результат – познание.

      Методика организации и проведения квест - игры в ОУ

  1. Организация рабочей группы 

      Подготовка начинается с организации рабочей группы, разрабатывающей план, в котором прописываются все этапы работы над квестом, указываются ответственные лица, цели и задачи мероприятия, условия проведения квеста, правила игры, критерии оценки, номинации, по которым планируется награждать победителей, определяется учебный предмет/ круг учебных предметов или направление воспитательной деятельности. Также задачей группы является разработка сценария, составление заданий. В состав рабочей группы могут входить преподаватели, сотрудники, а также лица, приглашенные из других организаций

  1. Предварительная подготовка. 

Предварительная подготовка включает в себя определение целей и задач квеста, целевой аудитории и количества участников, территории игры и сроков проведения. Цель, как правило, носит обобщенный характер и ориентируется на образовательные стандарты, главным образом, вовлечь обучающихся в образовательный процесс, повысить мотивацию к обучению. Целевая аудитория и количество участников определяется целями и задачами самого мероприятия с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей, включая специфику здоровья. Квест может проводиться на территории самого учебного заведения, прилегающей территории, на объектах за пределами образовательного учреждения. Продолжительность квеста также определяется целями и задачами, может занимать один урок, серию уроков, неделю или другой временной промежуток.

  1. Определение даты проведения квеста. 

Информация о проведении мероприятия должна быть общедоступной, заранее известной не только участникам, но и болельщикам, другим заинтересованным лицам.

  1. Составление сюжета и написание сценария.

 Разработка заданий. В основе любого сценария лежит идея – легенда, вымышленная история о событиях, которые предшествовали началу игры. Затем формируется общая концепция: ключевое задание, развитие сюжета. Сюжет представляет собой ряд событий, т.е. последовательность этапов, для прохождения которых разрабатываются правила (условия, бонусы и штрафы).

 В зависимости от правил, сюжет может быть: линейный, т.е. движение от одной точки, где необходимо выполнить задание, чтобы добраться к другой; сквозной, т.е. движение идет не последовательно, а точки связаны между собой только общим началом и концом. Линейный сюжет удобен, если участвует одна команда, или между стартом команд проходит 10-15 минут. Сквозной сюжет удобен, если участвует несколько команд/игроков и каждая команда начинает маршрут со своей точки. Для продвижения по сюжету наряду с основным разрабатываются дополнительные задания различного характера, желательно, чтобы среди них предлагались проблемные. В качестве заданий могут выступать всевозможные загадки, ребусы, головоломки, задания из учебников и сборников, которые можно преподнести в игровой форме. Главное помнить: задание должно быть интригующим, должно провоцировать на активность мышления. Количество заданий для квеста (точек маршрута) и их сложность зависит от цели игры, возраста и количества игроков.

 По предметному содержанию можно выделить моноквест, который включает только один учебный предмет, и межпредметный квест, который охватывает несколько учебных предметов.

  1. Проведение квеста. 

Независимо от тематики и участников проведение квеста предполагает: общий сбор в назначенное время в назначенном месте, инструктаж для участников (правила игры, техника безопасности и т.д.), прохождение маршрута и выполнение заданий, общий сбор после прохождения маршрута.

  1. Подведение итогов. 

Подведение итогов и оглашение результатов является важной частью, т.к. позволяет участникам сопоставить свои знания и умения с возможностями других игроков, определить свои сильные и слабые стороны, а педагогам выявить интеллектуальный и творческий потенциал своих учеников.

  1. Рефлексия.

Рефлексия является неотъемлемой частью любого вида деятельности, показателем активности обучающегося. Суть ее заключается в уникальном опыте личностного переживания, осмысления и оценки своей деятельности. Рефлексия организуется в различных аспектах и с использованием разнообразных приемов и форм. Выбор варианта проведения рефлексии зависит от целей и задач квеста

                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Харатиргенская начальная школа – детский сад»

669334, Россия, Иркутская область Боханский район, д.Харатирген, ул.Ленина, 49

e-mail: haratirgen.nhds@mail.ru

                                           Методическая разработка

                           

                                Квест - игра "Интеллектуальная тропинка"      

                                                            Рабочая группа:  коллектив педагогов

                                                   МБОУ Харатиргенская НШ-Д/С

                                                 

  Еремеева Ф.А.    

                                                            Нигаметзянова И.М., Наерханова Е.А.  

                        Никифорова З.Х.

                                                     

2022 г.                        

 Квест–игра "Интеллектуальная тропинка"

Цель:  в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи: 

образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);

развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение и здоровьесозидание.

Ожидаемые  результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к    учебному процессу, развитие функциональной грамотности.

ЭффективностьКвест - технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Практическая ценность. Конкретный опыт работы будет полезен для педагогов образовательных организаций.

Подготовительная работа: формирование команд учащихся; подбор вопросов для игры, составление  карточек с вопросами и заданиями для учащихся, оформление станций; составление мультимедийной презентации.

Сюжет игры: сквозной - участвует несколько команд/игроков и каждая команда начинает маршрут со своей точки.

Оборудование: карточки - задания для учащихся, карточки   для каждой команды, маршрутные листы, почётные грамоты и призы для победителей.

Описание игры: команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом (Приложение 1). На станциях учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с каким- либо предметом. В маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах).

Состав команд – обучающиеся начальных классов. На каждой станции находится учитель - куратор, который дает задания , оценивает их работу. Время выполнения заданий на каждой станции – 7 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.

Ход игры:

 Ведущий: - Внимание! Сегодня в нашей школе состоится увлекательная квест - игра «Интеллектуальная тропинка» в страну Знаний. Вы все  станете её участниками.

А сейчас мы отправляемся в путешествие. Капитаны команд получают Маршрутные листы. Путешествовать будем по станциям: «Занимательная грамматика», «Математика вокруг нас», «В стране Литературии», «Юннаты», «Полиглоты», "Тропой здоровья" (Обращается внимание команд на место нахождения данных станций.)

Знакомство с Правилами игры:

  • Каждая команда «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом.
  • На каждой станции находится учитель - куратор, который будет давать  Вам различные задания, оценивать Вашу работу. Задания разноуровневые. За каждый верный ответ команда получает  баллы.
  • Время выполнения заданий на каждой станции – 7 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
  • Победителем игры будет считаться команда, набравшая наибольшее  количество баллов.

Удачи Вам!

Примерные задания для станций   представлены в приложениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

                                          Маршрутный лист

Название задания

Количество баллов

Итого

1

Станция «Занимательная Грамматика »

2

Станция «В стране Литературии»

3

Станция «Математика вокруг нас»

4

Станция "Полиглоты"

5

Станция " Юннаты"

6

Станция " Тропой здоровья". Релаксация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.

           Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...

Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов

Педагогическая находка "Урок-комплекс".Включение в урок  специалистов разного профиля: учителей-логопедов, педагога-психолога и т.п....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.

Данные рекомендации   в помощь тем  педагогам, кто хочет научиться   планировать современный урок по ФГОС....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации по созданию проектов учащимися

В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....

Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.

Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....