Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов
методическая разработка по теме

Устюгова Светлана Владимровна

Педагогическая находка "Урок-комплекс".Включение в урок  специалистов разного профиля: учителей-логопедов, педагога-психолога и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_urokov.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов.

Опыт работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида показал, что воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода для осуществления коррекционной  работы.

Чтобы  процесс обучения детей  с  наличием  разных нарушений,  был эффективен, возникла  необходимость  создания  условия комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: учителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога  Монтессори,  врача-невролога, инструктора ЛФК. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы с  разными специалистами нашло отражение в уроках-комплексах.  

Включение в такой урок специалистов  обусловлено спецификой их работы и тесно связано с содержанием, целями и задачами конкретного  урока.

Комплексная работа учителя и специалистов выстраивается по определённой схеме и состоит из следующих этапов.

  1. Аналитический этап.

Планируя урок-комплекс, педагог  исходя из темы,  задач, образовательных возможностей, коррекционной направленности урока и особенностей детей определяет, какое сопровождение необходимо для решения задач урока.

Медицинское сопровождение. Предполагает привлечение данных  основных и сопутствующих диагнозов, составление индивидуального плана реабилитации и его осуществления. Включает деятельность врачей (невролога, психиатра, ортопеда, офтальмолога и инструктора ЛФК и др.)

Психологическое сопровождение. Предполагает диагностику и коррекцию познавательной, эмоционально-волевой  и личностной сферы ребёнка, осуществляемую психологом.

Сенсомоторное сопровождение. Развитие мелкой моторики, сенсорики  и практических действий педагогом Монтессори, инструктором ЛФК.  Включает расширение  двигательного опыта, укрепление и развитие мелкой моторики рук. Кинестетическое и кинетическое развитие. Сюда же включается развитие тактильно-двигательного восприятия.

Логопедическое сопровождение.  Развитие понимания речи, активизация лексики, коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой  структуры слова, формирование и коррекция навыков чтения и письма, формирование анализа структуры предложений, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи. Осуществляется логопедом.

Дефектологическое сопровождение. Формирование, коррекция и развитие общеучебных   интеллектуальных умений и навыков, осуществляемые учителем-дефектологом, включающее следующее:

- формирование и коррекция психических функций(зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, воображения, наглядных и словесных форм мышления);

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие;

- нормализация ведущей деятельности возраста;

- формирование разносторонних представлений о предметах и  явлениях окружающего мира;

- формирование готовности к восприятию нового материала;

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

2. Этап консультирования. Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в тоже время одну из составных частей целостной картины урока и определяет возможности  коррекции, развития  каждого ребёнка на данном уроке.

3. Подготовительный этап. Подготовка начинается с совместной разработки конспекта урока. Продумываются образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи урока. Исходя из темы, задач, особенностей детей и коррекционной направленности урока, продумываются  упражнения, задания, способы их решений, информационный материал, способы деятельности обучающихся, педагога и специалистов, сочетание и взаимодействие деятельности педагога со специалистом на разных этапах урока, прогнозирование  возможных  трудностей , выбор форм, методов, приёмов и средств.

4. Основной этап. Этап  проведения. Процесс урока. Совместно со специалистом проводится урок, где педагог и специалист корректируют  и развивают знания, умения и навыки  обучающихся, направляют  их к решению задач урока с помощью выбранных методов, приёмов и средств.

5. Рефлексивный этап.  Анализ и оценка результатов, проведённого урока. На этом этапе педагог и специалист обмениваются мнениями, обосновывают свои решения и выводы. В заключении  обсуждают достигнутые результаты, отмечают ошибки и прогнозируют дальнейшую  коррекционно-развивающую работу с  детьми данного класса.

Эффективность уроков-комплексов очевидна!

Постановка общей коррекционной цели, позволяет достичь решения специфических задач, которые при совместной работе осуществляются наиболее полно. Наличие на уроке двух –трёх специалистов стимулирует детей к повышению мотивации, что ведёт к улучшению их работоспособности. Организованная таким образом работа, создаёт возможности для закрепления и углубления ранее полученных на индивидуальных логопедических и дефектологических  занятиях знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.

           Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС.

Данные рекомендации   в помощь тем  педагогам, кто хочет научиться   планировать современный урок по ФГОС....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации по созданию проектов учащимися

В методических рекомендациях по созданию проектов учащимися представлен материал о том, как работать над проектом, как оформить проект, как построить свое выступление по защите проекта....

Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.

Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....

Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов

        Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...