Доноведение
учебно-методический материал (4 класс)

Бантикова Эльвира Владимировна

Программа "Доноведение" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donovedenie_4klass.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

 Направленность дополнительной общеобразовательной  программы -социально-педагогическая, способствует духовно-нравственному воспитанию детей.

Программа составлена в соответствии с действующими нормативными документами:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г.(Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);  – 01.09.2013г. ст.9, ст.12 п.5

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013г. № 30468);

 -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-Постановление государственного главного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПин 2.4.4.3172 – 14.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы… », (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 года. Регистрационный номер: 33660);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. Регистрационный N 28564);

- Концепция развития дополнительного образования (04.09.2014 г.);

-Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (май 2013г.);

-Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности;

- Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Актуальность дополнительной общеобразовательной  программы

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение». Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Педагогическая целесообразность  программы

Основной целью курса«Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество».

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

·Я и окружающий мир,

· Природа Донского края,

· Человек и природа,

· Жизнь на Дону,

· Яркие страницы истории земли Донской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.

Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
— парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

— групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

— командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Личностные   планируемые результаты

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Доноведение», к школе;

- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;  

- умения объяснять правила поведения в различных ситуациях,  оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;

- умения анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию окружающего мира;

- чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину и народ;

- представления о красоте природы России и Донского  края на основе знакомства с природными сообществами;

- умения моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите

Регулятивные планируемые результаты

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения

Познавательные планируемые результаты

Обучающийся научится:

 - проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных)

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные планируемые результаты

Обучающийся научится:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края

Обучающийся получит возможность научиться:

 - готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями

Предметные планируемые результаты

Обучающийся должен иметь представления:

- о связях между живой и неживой природой родного края;

- о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области

Обучающийся должен знать:

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

- объекты неживой и живой природы Ростовской области;

- особенности погоды, растительного и животного мира своей местности;

- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области

Обучающийся должен  уметь:

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села)

Обучающийся получит возможность научиться:

- называть полезные ископаемые родного края и их значение в хозяйстве;

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

 - приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3)

Способы определения результативности:

-наблюдение;

-анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, активности обучающихся на занятиях;

- кроссворды, творческие работы, диагностическое рисование;

-диагностика нравственной самооценки, отношения к жизненным ценностям, нравственной мотивации.  

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей  программы  являются:

- конкурсы, викторины  как итог изучения каждого раздела;  

- составление словариков, картотек  по темам;

- конференция  по индивидуальным образовательным маршрутам;

- учебно-исследовательская  конференция «Юное доноведы»;

- итоговые занятия по разделам.

Содержание  программы   дополнительного образования  «Доноведение»

                                                      4 класс

Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.  

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.  

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской (20ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

  Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Жизнь на Дону (3ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии

В музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий  музей своего города, села с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,  «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Название пособия      

Автор

 пособия                                                                            

Издательство

Год изда-ния

Литература для учащихся

1

Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.

Ростов н/Д.: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

2012

2

Доноведение: Рабочая тетрадь.

4 класс.

Сухаревская Е.Ю.

Ростов н/Д.: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

2011

Литература для учителя

1

Доноведение. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов.  4 класс.

Сухаревская Е.Ю.,

Зыбина Е.А.,

Степанова Т.Г.,

Ткаченко А.Г.

Ростов н/Д.: «Издательство БАРО – ПРЕСС»

2008

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы урока, темы контрольных, практических, работ

Кол-во

часов

Дата прохождения

Основные виды учебной деятельности

1

Донской край – мой край!

1

06.09.2021

Исследовательская работа «Край, в котором я живу» Работа с картой Ростовской  области. Практическая работа

2

Что ты знаешь о роде своём?

1

13.09. 2021

Защита проекта «Моя семья»

3

Что ты знаешь о роде своём?

1

20.09. 2021

Защита проекта «Моя семья»

4

На казачьем Кругу

1

27.09. 2021

Конкурс рисунков

5

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

04.10. 2021

Экскурсия в местный музей

Конкурс рисунков

6

Ермак Могучий.

1

11.10. 2021

Составление теста

7

Степан Разин.

1

18.10. 2021

Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

25.10. 2021

Составление летописи города Азова.

9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

08.11. 2021

Составление летописи города Азова.

10

Таганрог – первый порт России

 

1

15.11. 2021

Составление летописи города Таганрога.

11

Крепость Димитрия Ростовского

1

22.11. 2021

Составление летописи города Ростов на Дону

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

29.11. 2021

Доклады-сообщения учащихся

13

Вместе с Суворовым

1

06.12. 2021

Доклады-сообщения учащихся

14

Платов Матвей Иванович

1

13.12. 2021

Доклады-сообщения учащихся

15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

20.12. 2021

Составление летописи города Новочеркасска

16

Бакланов Яков Петрович

1

27.12. 2021

Диспут.

17

За землю и за волю.

1

10.01. 2022

Составление летописи Вёшенской

18

Дон в годы строительства новой жизни

1

17.01. 2022

Экскурсия в онлайн музей.

19

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

24.01. 2022

Экскурсия в школьный музей.

20

День освобождения родного села

1

31.01. 2022

Чествование участников войны. Экскурсия к памятнику освободителям села Дячкино, проект

21

Мирное время на Донской земле.

1

07.02. 2022

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской обл».

22

Мирное время на Донской земле.

1

14.02. 2022

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской обл».

23

Волгодонск – город молодости

1

21.02. 2022

Составление летописи города Волгодонска.

24

Дом, в котором мы живём

1

28.02. 2022

Проект

25

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

14.03. 2022

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных  знаков «Береги воздух», «Береги воду»

26

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

21.03. 2022

Конкурс рисунков. Викторины, Кроссворды

27

Экологические проблемы почв родного края

1

04.04. 2022

Работа с дополнительной литературой

28

 Охрана полезных ископаемых родного края.

1

11.04. 2022

Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора

29

Экологическое равновесие в природе

1

18.04. 2022

проект

30

Охранять природу – значит охранять Родину

1

25.04. 2022

Проект  «Красная книга» Ростовской области.

31

Троица. Ивана Купала. Спасы

1

16.05. 2022

Изготовление Семика и Семичихи из соломы

32

Я – гражданин Ростовской области

1

23.05. 2022

Викторина. Экскурсия по  мини- музею (выставка  поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год) Проект

Методическое обеспечение

дополнительной  общеобразовательной  программы

1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе– Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.

2. Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.

3. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

Наглядные пособия

  • Таблица «Символы Ростовской области» (герб, флаг, гимн).
  • Физическая карта Ростовской области.
  • Серия плакатов: времена года, животный и растительный мир Ростовской области, круговорот воды в природы, дикие и домашние животные.
  • Иллюстрации народных казачьих костюмов, жилья, быта казаков

Рекомендуемая дополнительная литература для учителя

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  2. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
  3. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
  4. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  5. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  6. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
  7. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
  8. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  9. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
  10. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
  11. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Доноведению 1- 4кл

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (се­мья, школа, друзья), у него возникает потребность рас­ширить знания о природной и социальной среде, в...

Олимпиада по доноведению 4 класс

Из школьной программы....

Конспект занятия по доноведению "В поисках клада"

Открытое занятие по внеурочной деятельности....

Урок Доноведения

Тема: Таганрог — первый порт России на морском побережье...

Доноведение 4 класс "Мой край"презентация

Материал используется при изучении поверхности  Ростовской области....

Урок доноведения на тему "дорога от дома до школы".

В школу я иду учиться,А не после травм лечитьсяПо пути в школу ты можешь встретить разные опасности:   - проезжая ч...