Рабочая программа внеурочной деятельности «Киноуроки» (АООП УО (ИН) вариант 1)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinouroki.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

″Начальная школа – детский сад № 16″

города Байкальска Слюдянского района Иркутской области

    «Согласовано»                                                                     «Утверждено»

Заместитель директора по УВР                      Директор  МБОУ НШДС №16

_____________О.В. Бибик                               ______________ Л.Г. Иванова                                

«____» ______________ 20_____ г.               «____» _____________ 20____ г.

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Киноуроки»

 (АООП  УО (ИН) вариант 1)

на 2021-2022 учебный год

(уровень начального общего образования)

        

Составитель:

М.П. Кузнецова,

учитель начальных классов

        

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического  объединения

Протокол от «____» _____________21 г. № ___

Руководитель _________________(Плисюк И.Н.)                          

Байкальск 2021г.

  1. Пояснительная записка

Автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост» с 2014 г. реализует Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» (далее – Проект). Цель Проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей. Миссия Проекта – воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности. Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.

Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Поскольку система воспитания Проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности. При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила положительную экспертную оценку в СПбАППО и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов. Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.

 Основой системы воспитания Проекта является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков.

 Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме 4 качество личности на практике. Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении продуктивной социальной активности. Социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия молодежи в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях; освоения социальных практик участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами, включения в командные формы социально ориентированной деятельности. Получение опыта социальных практик детьми и подростками является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания.

Единым информационным банком социальных практик является сайт Проекта, где формируется база данных о деятельности участников. Информация о результатах выполнения социальных практик систематизируется и публикуется в ежемесячном журнале «Искусство созидать», освещается в информационной программе «Искусство созидать». Инновационная система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.

 Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике. Материалы Проекта рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях страны Министерством Просвещения РФ, имеют положительное экспертное заключение ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

Настоящая Программа апробации системы воспитания Проекта (далее – Программа) разработана в соответствии с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в течение одного учебного года. Апробация системы воспитания Проекта осуществляется с 2019-2020 учебного года в десяти регионах РФ. В образовательных учреждениях отработана система проведения киноуроков, накоплен первый опыт выполнения социальных практик. В развитие системы воспитания Проекта разработана модель реализации социальных практик, апробировать которую предлагается в 2020-2021 учебном году в работе педагогов с обучающимися, имеющими, в основном, опыт реализации социальных практик школьного уровня. Задача, стоящая ОУ при реализации настоящей Программы – увеличение числа социальных практик, выполненных на внешкольном уровне с привлечением НКО, деятельность которых направлена на развитие волонтерского движения, реализацию социально значимых задач. Идеальные условия для реализации Программы будут обеспечены при поддержке инициативы обучающихся органами местного самоуправления.

Цель-Создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

 8) организовывать профориентационную работу со школьниками;

 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

II. Общая характеристика внеурочной деятельности

Образовательная программа «Киноуроки» относится к духовно-нравственному направлению и ориентирована на социально-культурное, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Программа способствует развитию у детей духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.

III. Место в учебном плане

Программа составлена в соответствии с целями и задачами, обозначенными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и направлена на реализацию одной из важнейших задач - освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

IV. Личностные результаты и предметные результаты

Личностные универсальные учебные действия

 -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей, и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия.

 Обучающий получит возможность научится:

 - принимать и сохранять учебную задачу;

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 - самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

 - выполнять учебные действия по алгоритму.

Познавательные универсальные учебные действия.

 Обучающийся получит возможность научится:

- строить сообщения в устной;

 - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Обучающийся получит возможность научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

V. Содержание курса внеурочной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле, содержание которого корректируется ОУ сообразно организационным и кадровым условиям.

1. «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала киноурока предполагает следующее:

 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих привлечению внимания последних к обсуждаемой на уроке информации, доносимой в специально снятых для школы фильмах, нацеленных на воспитание чувств и разговор о главных проблемах нашей жизни, активизации познавательной деятельности учащихся;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках

понятий, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения

по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей киноуроков через демонстрацию

детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и

добросердечности, через специальные рассказы и фильмы Проекта, а также подобранные

по теме киноурока тексты для чтения, задачи для решения, проблемные ситуаций для

обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных

игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают

  • учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и

взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в

классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время киноурока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт

сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка социально значимой деятельности школьников в

рамках реализации ими индивидуальных и групповых социальных практик, что даст

школьникам возможность приобрести навык самостоятельного генерирования и

оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,

реализованным с общественно значимой деятельности.

2. «Волонтерство»

Волонтерство – это участие школьников в общественно полезных делах,

деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Волонтерство позволяет школьникам проявить и закрепить на практике качества,

рассматриваемые в ходе проведения киноуроков (доброта, внимание, забота, уважение и

др.). Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться,

слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства может быть реализован на внешкольном

и школьном уровнях.

Внешкольный уровень:

• участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных

мероприятий, проводимых на базе школы, учреждений внешкольного развития (в том

числе городского и областного характера и с участием НКО);

• посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим

в микрорайоне расположения школы;

• привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной

сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье

и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и

развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по

благоустройству территории данных учреждений, в том числе при участии НКО;

• включение школьников в общение (посредством электронных сетей) с детьми с

ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися на лечении или

проживающих в интернатах или учреждениях здравоохранения;

• участие школьников в проведении благотворительных ярмарок, акций,

направленных на сбор средств для оказания помощи нуждающимся;

На школьном уровне:

• участие школьников в организации благотворительных праздников,

мероприятий;

• участие школьников в работе с младшими ребятами: организация и проведение

мероприятий, привлечение к реализации общественно полезных дел;

• участие школьников в благоустройстве пришкольной территории.

VI. Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика видов учебной деятельности

1

«Когда небо улыбается»

1

Знакомство с основами волонтерской деятельности, примерами проектов, выполненных на внешкольном и школьном уровнях

2

Социальная практика

1

Выбор темы социальной практики

3

Социальная практика

1

Проведение социальной практики

4

Рефлексия

1

Подведение итогов социальной практики

5

Фильм « Стеша»

1

Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии.

6

Социальная практика

1

Обсуждение инициатив школьников, составление плана социальной практики.

7

Социальная практика

1

Реализация социальной практики,

8

Рефлексия

1

Подведение итогов

9

Фильм  «Ванька-адмирал»

1

Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии

10

Социальная практика

1

Обсуждение инициатив школьников, составление плана социальной практики.

11

Социальная практика

1

Реализация социальной практики

12

Рефлексия

1

Подведение итогов

13

Фильм «Новогодний подарок»

1

Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии

14

Социальная практика

1

Выбор социальной практики

15

Социальная практика

1

Реализация социальной практики

16

Рефлексия

1

Подведение итогов

17

Фильм «Шайба»

1

Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии.

18

Социальная практика

1

Выбор социальной практики

19

Социальная практика

1

Реализация социальной практики

20

Рефлексия

1

Подведение итогов социальной практики

21

Фильм «музыка внутри»

1

Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии.

22

Социальная практика

1

Выбор социальной практики

23

Социальная практика

1

Реализация социальной практики

24

Рефлексия

1

Подведение итогов социальной практики

25

Фильм «Мой друг Дима Зорин»

1

Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии.

26

Социальная практика

1

Выбор социальной практики

27

Социальная практика

1

Реализация социальной практики

28

Рефлексия

Подведение итогов социальной практики

29

Фильм  «ЭРА»

1

Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии.

30

Социальная практика

1

Выбор социальной практики

31

Социальная практика

1

Реализация социальной практики

32

Рефлексия

1

Подведение итогов социальной практики

33

Фильм «Александр»

1

Просмотр фильма. Организация просмотра фильма, беседа о нравственном понятии.

34

Социальная практика

1

Выбор социальной практики

Итого

34

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной

деятельности.

Классная комната, оборудованная аудио и видео аппаратурой, ПК, проектором, таблицами (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «СОЗДАНИЕ КЛИПА НА ОСНОВЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕФЛЕКСИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПОШАГОВОЕ СОЗДАНИЕ КЛИПА НА ОСНОВЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ РЕФЛЕКСИИ МЕРОПРИЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Подвижные игры как вариант организации внеурочной деятельности

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1 «И» класса (вариант 2)

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Данная программа ориентирована ...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...