Техкарта классного часа "В гостях у Масленицы"
классный час (4 класс)

Технологическая карта классного часа на тему "В гостях у Масленицы".

 

Цель классного часа: расширение знаний и представлений о празднике Масленица.  

Задачи классного часа:

воспитательные:

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

развивающие:

- развитие творческих способностей;

- активизация творческих фантазий и воображения.

обучающие:

- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_v_gostyah_u_maslenitsy.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4-А

Цель классного часа: расширение знаний и представлений о празднике Масленица.  

Задачи классного часа:

воспитательные: 

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

развивающие: 

- развитие творческих способностей;

- активизация творческих фантазий и воображения.

обучающие:

- познакомить учащихся с традициями празднования масленицы русским народом, отраженными в народном календаре

Направление воспитания: духовно-нравственное

Форма классного часа: беседа с практикумом 

Форма организации работы:  парная, групповая, фронтальная 

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности: рассказ, беседа

Методы организации деятельности, общения опыта общественного поведения общественное мнение, упражнение

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения соревнования, поощрение

Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: педагогическое наблюдение, беседы с воспитанниками

Планируемые результаты:

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности

и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей

этнической принадлежности;

Метапредметные:

1. Познавательные УУД.

Ученик научится:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

2. Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

3. Коммуникативные УУД.

Ученик научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование и оформление:

Демонстрационный материал (на доску)

1. Задачи классного часа

2. Дни недели и их названия на Масленицу

3. Презентация

4. Видеоматериал

Раздаточный материал (на парты)

1. Рецепты блинов


Технологическая карта классного часа

Этап мероприятия

Структурные компоненты деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы и приёмы воспитания

Формируемые УУД

Вводная часть

1.

Организационный момент.

Здравствуйте.

Я Анастасия Юрьевна и я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших добрых глаз.

 

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

беседа

2.

Проблемная ситуация (или мотивация).

Очень часто за событиями

И суетою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Каждому народу дороги его традиции, праздники. Сегодня мы с вами попытаемся прикоснуться к одной из любимых традиций русского народа. А к какой, я надеюсь, вы назовёте сами,  отгадав загадку.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Конечно, это традиция празднования Масленицы.

Слушают загадку, находят ответ.

Рассказ

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

3.

Определение темы классного часа.

Итак, ребята, как вы думаете, какова тема нашего классного часа? (ответы детей). Вы абсолютно верно отвечаете, наш классный час посвящен Масленице, а называется он «В гостях у Масленицы».

Определяют тему классного часа.

беседа

4.

Постановка и принятие детьми цели классного часа.

Цель нашего классного часа - расширение знаний и представлений о празднике Масленица.

Но для того, что правильно определить задачи, нам нужно поставить их в правильном порядке.

( на доске задачи перепутаны)

  1. Вспомним историю Масленицы
  2. Научимся готовить блины
  3. Сможем поделиться своими знаниями с другими.

Определяют цель и задачи классного часа.

беседа

Основная часть

5.

Формирование новых знаний, способа действий.

Ребята, а вы знаете, как появился праздник Масленица? (ответы детей)

 Давайте уточним наши знания. Масленица - это старинный, весёлый и шумный народный праздник, отмечают его в конце зимы перед Великим Постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Так как по православному обычаю, перед Великим постом мясо уже нельзя есть, а молочные продукты можно, вот и пекут масляные блины. Круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. На масленицу все веселятся и радуются тому, что прошла зима и наступает весна. За то, что Масленица длится целую неделю её ещё называют Широкой Масленицей.

Ребята, а какие пословицы, связанные с блинами или самой Масленицей вы знаете? (Не все коту Масленица, бывает и Великий пост; На горах покататься, в блинах поваляться; Как на масляной неделе в потолок блины летели.)

Очень хорошо. У меня тоже есть пословица про блины.  «Первый блин комом». А вы знаете, что на самом деле значит эта пословица? Понять ее смысл не так просто, как может показаться. На самом деле первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Так говорили, потому что раньше, на Руси, медведей называли комами.

Отвечают на вопросы.

Предлагают пословицы.

Слушают информацию.

рассказ

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

6.

Самостоятельное применение нового на практике.

А вы помните названия всех дней недели на Масленицу? Мы можем это проверить

(индивидуальные ответы). На доске написан день недели, а вы должны найти его название.

Понедельник - встреча

Вторник – заигрыш

Среда - лакомка

Четверг - разгуляй

Пятница – тещины вечерки

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – прощенный день

Как вы уже знаете, во время праздника, угощали различными сладостями, накрывали обильные столы, пекли блины.

Сейчас мы с вами посоревнуемся в кулинарных способностях. Но для того, чтобы правильно выполнить задание, давайте посмотрим видео (просмотр видеоматериала).

Итак, на ваших столах лежат списки продуктов, каждой паре из предложенного списка необходимо составить рецепт приготовления блинов. Так же, в ингредиентах допущены ошибки, поэтому внимательно прочитайте и подумайте, что сделает блины вкуснее, а что может просто испортить их. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой пары свой рецепт блинов, потому что каждая хозяйка готовит по-своему. (работа в парах)

А для того, чтобы немного отдохнуть, мы проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста, из-за парт.

Соединяют день недели и его название.

Смотрят видеоматериал.

Выполняют парную работу.

Беседа с учащимися

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Поднимите плечики,

Попрыгайте, как кузнечики.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Повернитесь вправо, влево,

Приседайте: вниз и вверх.

Вдох и выдох. Тишина.

Поработать нам пора.

Давайте проверим, какие задачи мы выполнили. Абсолютно верно, вы выполнили первую и вторую задачу. Осталась только третья «сможем поделиться своими знаниями с другими».

Для того, чтобы мы смогли выполнить и эту  задачу, нам необходимо проверить наши знания в викторине (командная работа)

 

Вопросы викторины.

  1. На какие дни календаря в 2020 году выпадает Масленичная неделя?
    а. 24 февраля – 1 марта

б. 3 февраля – 9 февраля

в. 1 марта – 8 марта

г. 17 февраля – 23 февраля

  1. Что обязательно пекут на Масленицу?

а. пироги

б. запеканки

в. блины

г. овощи

Выполняют командную работу.

  1. Как называется третий день масленичной недели?
    а. разгуляй
    б. лакомка.

в. заигрыш

г. Тещины вечерки

  1. Какие кухонные приборы помогают современным хозяюшкам печь блины?
    а) Электрические блинницы;
    б) Лазерные блинопечки;
    в) Атомные блиножарки;
    г) Наносковородки.
  2. Как называются уменьшенные блины?
    а) Пончики;
    б) Оладьи;
    в) Галушки;
    г) Клёцки.
  3. Какие блинчики пекут умелые хозяйки?
    а) Ажурные;
    б) Стёганые;
    в) Вышитые;
    г) Безразмерные.
  4. Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
    а) колом;
    б) комом;
    в) маслом не испортишь;
    г) отдай врагу.
  5. Что символизирует главное масленичное угощенье – блин

А. дождь и гроза

Б. тепло и солнце

В. огонь и пожар

Г. снег и холод

  1. В какой масленичный день принято просить прощение

А. понедельник

Б. четверг

В. среда

Г. воскресенье

  1. Что никогда не добавляют в тесто для блинов

А. яйца

Б. масло

В. гвоздика

Г. Мука

11. Кого называли «комом»

     А. собаку

     Б. медведя

     В. зайца

     Г. Лису

  1. Масленица – это праздник на котором..

         А. Встречают лето и провожают весну

         Б. Встречают весну и провожают зиму

         В. Встречают зиму и провожают осень

    Г. Встречают осень и провожают лето


Заключительная часть

7.

Итог классного часа.

Итак, что мы сегодня сделали? В ответе ориентируйтесь на задачи.

На сегодняшнем классном часу мы вспомнили историю Масленицы, узнали рецепт блинов, и теперь вы сможете рассказать своим друзьям об этом празднике. А ведь масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены и не все песни спеты. Счастливого вам праздника. До свидания.

беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА" ГОСТЬ В ДОМЕ"

викторина о правилах гостеприимства для детей и их родителей...

Презентация - конспект классного часа "Масленица"

Вы узнаете об истории праздника "масленица", почему так называется, дни масленичной недели, чем и как угощать....

«Отправляемся в гости…» - Пояснительная записка - 6 классных часов (Каждый классный час посвящён одной стране: Россия + Дагестан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.)

Методическая разработка мероприятий в области воспитания толерантности, гражданской идентичности и патриотизма у младших школьников. Система мероприятий включает в себя: 6 классных часов (Ка...

Конспект классного часа по теме "Масленица"

Воспитание  доброго отношения к русским традициям. Разработано в ходе учебной практики...

Конспект классного часа на тему "В гостях у Масленицы"

Цель деятельности учителя: расширение представлений учащихся о празднике «Масленица» его истории  и традициях праздника в России.Планируемые результаты:Предметные: формировать з...

Конспект тематического классного часа на тему «Масленица» - 2 класс

Цели: формирование интереса и уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.Оборудование: презентация, раздаточный материал, видео- и аудиосопровождение....