Главные вкладки

    «Отправляемся в гости…» - Пояснительная записка - 6 классных часов (Каждый классный час посвящён одной стране: Россия + Дагестан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.)
    методическая разработка на тему

    Скопина Елена Валерьевна

     Методическая разработка мероприятий в области воспитания толерантности, гражданской идентичности и патриотизма у младших школьников.

    Система мероприятий включает в себя:

    • 6 классных часов (Каждый классный час посвящён одной стране: Россия + Дагестан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.)
    • Народные игры («Давайте поиграем!»)
    • Конкурсы («Представление страны»)
    • Праздник – чаепитие («Угощения из разных стран»)

    В результате проведённых мероприятий учащиеся должны освоить следующие УУД:

    Личностные УД:

    •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    •  смыслообразование (мотивация) - интерес к новому.

    Регулятивные УД:

    •  целеполагание – постановка учебной задачи;
    •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
    •  прогнозирование – предвосхищение результата;
    •  контроль в форме сличения способа действия и его результата              с заданным эталоном.

    Познавательные УД:

    •  общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
    •  поиск и выделение необходимой информации,
    •  применение методов информационного поиска в т.ч. с помощью компьютера,
    •  структурирование знаний,
    •  рефлексия.

    Коммуникативные УД:

    •  планирование  сотрудничества с учителем, родителями  и сверстниками.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc42 КБ
    Microsoft Office document icon otpravlyaemsya_v_gosti.doc141.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУСОШ №451

    Пояснительная записка

    1. Методическая разработка мероприятий в области воспитания толерантности, гражданской идентичности и патриотизма у младших школьников «Отправляемся в гости…»

    В классе обучаются 25 человек, из них 17 человек (68%) русские и 8 человек (32%) представители других национальностей (таджики – 12%, азербайджанцы, грузины, узбеки, кумыки, украинцы по 4 %)

    Актуальность выбранной темы очевидна, наличие в классе  представителей других национальных культур усложняет работу с одной стороны, а с другой делает её более интересной.

    Для того чтобы сформировать уважительное отношение друг к другу, надо познакомиться, что станет первой ступенью навстречу друг к другу. Разработанная система мероприятий реализует эту идею.

    2. В результате проведённых мероприятий учащиеся должны освоить следующие УУД:

    Личностные УД:

    •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
    •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
    •  смыслообразование (мотивация) - интерес к новому.

    Регулятивные УД:

    •  целеполагание – постановка учебной задачи;
    •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
    •  прогнозирование – предвосхищение результата;
    •  контроль в форме сличения способа действия и его результата              с заданным эталоном.

    Познавательные УД:

    •  общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
    •  поиск и выделение необходимой информации,
    •  применение методов информационного поиска в т.ч. с помощью компьютера,
    •  структурирование знаний,
    •  рефлексия.

    Коммуникативные УД:

    •  планирование  сотрудничества с учителем, родителями  и сверстниками.

    3.  Система мероприятий включает в себя:

    • 6 классных часов (Каждый классный час посвящён одной стране: Россия + Дагестан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.)
    • Народные игры («Давайте поиграем!»)
    • Конкурсы  («Представление страны»)
    • Праздник – чаепитие («Угощения из разных стран»)

    4. Система мероприятий рассчитана на учебный год (1 мероприятие в месяц). Продолжительность каждого 40-45 минут, праздник – чаепитие – 1 час.

    На завершающем этапе мероприятий в области воспитания толерантности, гражданской идентичности и патриотизма у младших школьников «Отправляемся в гости…» проводится праздник – чаепитие «Угощения из разных стран» с участием родителей.

    Цель: знакомство с национальной кухней.

    Родители дома с участием детей готовят угощения из национальной кухни и представляют своё угощение на празднике.

    5. Оборудование, необходимое для проведения мероприятий, описано в методической разработке.

    6. Работа строится с учётом знаний, умений и навыков, сформированных у учащихся на уроках:

    • окружающего мира (2 – 3 класс темы «Что такое карта и как её читать?», «Путешествие по родной стране», «Страны мира», «Человек», «Общество»);
    •  литературного чтения (2 - 3 класс темы: « Русские народные песни», «Литература зарубежных стран»);
    • музыки (темы «Музыка моей страны,  «Между музыкой моей страны  и музыкой народов моей страны нет непереходимых границ»);
    • технологии (Способы и приёмы аппликации, навыки работы с ножницами и клеем, умение составлять композицию и  др.);
    • физической культуры.

    Дети уже имеют определённый уровень знаний о государственной символике, карте, о разных странах и национальностях.

    У учащихся формируется система фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

    •  многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.
    •  межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической и религиозной основе. Межэтнический мир включает в себя политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

    В данном возрасте у детей высокий уровень познавательной активности, хорошо  сформированы мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Многие обладают высоким уровнем творческого потенциала, что, несомненно, будет способствовать решению задач, поставленных в ходе предложенной системы работы.

    Литература:

    1.Данилюк А.Я.

    Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования \ А.Я. Данилюк, А.А.Логинова. – М.: Просвещение , 2012.

    2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков.

    Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.



    Предварительный просмотр:

    ГБОУСОШ №451        

    (Слайд 1)

    Система мероприятий

    Составила учитель начальных классов ГБОУСОШ №451

    Скопина Елена Валерьевна 

    Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

    Задачи:

    Образовательные:

    • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, национальный костюм;
    • познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России и  народов других стран (Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина)

    Развивающие:

    • развивать коммуникативные способности детей;
    • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
    • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

    Воспитательные:

    • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
    • прививать любовь к Родине, народу.

    Оборудование: презентация, национальные костюмы для детей, подготовивших выступления (костюмы изготавливаются силами родителей).

    Вступление (Слайд 2)

    «Мир един, но удивительно многообразен. Мир прекрасен единством своего многообразия и многообразием своего единства. Так же должно быть состыковано и человеческое общество - творчеством и созиданием разных людей, народов и культур. Таковы и законы природы. Поиск смысла и сути мироздания в его многообразии должен помочь человеку, обществу найти в этом мире своё достойное место. Для этого важна свобода мысли, творчество людей и воплощение их созидательных идей. Народы, государства себя реализовывают, каждый сохраняя своё лицо...» (Рамазан Абдулатипов) [1].

    - Ребята, как вы думаете, сколько стран на нашей планете Земля? (Варианты ответов)

    Всего на нашей планете 253 страны, из них 192 признаны ООН, 11 не общепризнанных, 47 особых территорий и 3 территории, не контролируемые центральным правительством, но не претендующие на полную независимость.

    - А сколько национальностей проживают в этих странах? (Варианты ответов)

    Национальность -  это принадлежность человека к какому – то определённому народу. По разным оценкам количество национальностей составляет от 192 до 4500 - 6000.

    - Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие.

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 3). На каком материке мы с вами живём? (Евразия.) Сколько звёздочек вы видите? (Семь). Это  значит, мы познакомимся с семью разными народами из разных стран. В нашем классе учатся ребята из 6 стран, и сегодня мы начинаем наше воображаемое путешествие в каждую из них.

    - В конце нашего путешествия вы получить задание по командам, которое должны будете выполнить. (Учащиеся предварительно разделены на семь команд. Разделить на  команды можно используя кружки семи цветов. Ребята берут кружок, не видя его цвета, те, у кого кружки одинакового цвета  – команда)

    - Отправляемся в путь. Послушайте стихотворение «Необъятная страна» и скажите, какой стране его посвятил В.Степанов.

    - Стихотворение наизусть читает ученик(ца):

     Если долго-долго-долго

     В самолёте нам лететь,

     Если долго-долго-долго

     На Россию нам смотреть,

     То увидим мы тогда

     И леса, и города,

     Океанские просторы,

     Ленты рек, озёра, горы…

     Мы увидим даль без края,

     Тундру, где звенит весна,

     И поймём тогда, какая,

     Наша Родина большая,

     Необъятная страна.

    - О какой стране стихотворение? (О России.) (Слайд 4)

    - Почему вы так решили? (Ответы детей.)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 5). Как вы считаете, большую территорию занимает Россия? (Да.)

    - А вы знаете, что Россия занимает первое место в мире по территории и девятое место по количеству населения?

    - Как называется главный город государства? (Столица.)

    - Какой город является  столицей  России? (Москва.)

    - Что такое государственные символы? (Варианты ответов.)

    - Государственные символы – это установленные конституцией или специальным законом особые отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический смысл. К основным символам государства обычно относятся:  флаг, герб, гимн [17].

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 6)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:

    - белый цвет символизирует благородство и откровенность;

    - синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;

     -красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь[2].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

    Три короны олицетворяют суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство[2].

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный русский костюм. (Слайд 7).

     Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик(ца) рассказывает об отличительных особенностях русского национального костюма:

    Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

    Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.

    В отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины — льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы — кони, птицы, древо Жизни, ланки, растительные узоры — соответствовали различным языческим божествам. Рубахи красного цвета были оберегами от злых духов и несчастий.

    Сарафан — народная русская женская одежда. Платье, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

    Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

    Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

    Пово́йник, повой, повоец (от повивать) — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора [19].

    - Наш путь продолжается, а какая республика ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение «Есть на Земле одна страна», которое написал Расул Гамзатов.

     - Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

    Мой Дагестан (отрывок)

    Когда я, объездивший множество стран,

    Усталый, с дороги домой воротился,

    Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

    "Не край ли далекий тебе полюбился?"

    На гору взошел я и с той высоты,

    Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

    "Немало краев повидал я, но ты

    По-прежнему самый любимый на свете.

    Я, может, в любви тебе редко клянусь,

    Не ново любить, но и клясться не ново,

    Я молча люблю, потому что боюсь:

    Поблекнет стократ повторенное слово. [14]

    - О какой республике стихотворение? (О Республике Дагестан.) (Слайд 8)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 9). Какую территорию занимает Дагестан? В состав какой страны входит? (Территория небольшая. Входит в состав России.)

    - Какой город является столицей Республики Дагестан? (Махачкала)

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 10)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    Зелёный цвет флага олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама (верующие дагестанцы — в большинстве мусульмане-сунниты). Голубой (синий) — цвет моря (восточную часть республики омывает Каспийское море), символизирует красоту и величие дагестанского народа. Красный означает демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни, мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана)[8].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    Герб Республики Дагестан представляет собой круглый геральдический щит белого цвета, в центральной части которого изображен золотой орёл. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше — рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами «Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней  —  двумя орнаментальными кантами: слева — синим, справа — красным.

    Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30 родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории на Северном Кавказе.

    Орёл в международной символике означает власть, верховенство, государственную прозорливость. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера Дагестанцев — национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии «Ассаламу Алейкум». В таком контексте орел одновременно символ и государственной, и народной власти.

    Солнце в гербе республики олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. Золотой цвет в гербе подчеркивает власть, государственность[8]

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный  кумыкский костюм. (Слайд 11) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик рассказывает об отличительных особенностях кумыкского национального костюма:

    Мужчины носили тонкие туникообразные рубахи, штаны, черкесску, бешмет и овчинные шубы, а женщины — платья, кожаные башмаки, галоши и носки, причём одежда украшалась серебряными пряжками, пуговицами, поясом. Платья «полша», состоящее из нижнего платья из тонкого однотонного шелка и верхнего платья из плотной ткани с вышивкой, вышитые платки из тонкой шерсти и шелковые платки — «гульмельды» с характерным рисунком. Для женщин-кумычек характерно платье — так называемый кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья-рукава, другое платье надевается снизу. Для кумычек характерен головной убор - тастар, плетеный из одной нити. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

    Мужчины обязательно надевали папаху. На Кавказе папаха- это честь и достоинство мужчины, и сбить папаху, снять папаху считалось большим оскорблением. Вот подарить папаху — означало побрататься [23].

    - Давайте послушаем стихотворение на кумыкском языке.

    - Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на кумыкском языке или национальный танец)

    - Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение «Есть на Земле одна страна», которое написал Джабир Новруз.

    - Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

    Есть на земле одна страна.

    Луга ее ярки и высоки стога.

    И горы ее горды в вышине.

    И ветры ее в сердце дуют мне.

    Страда ее высокая слышна

    В ашугском сказе, в песне чабана.

    Здесь верностью и правдою навек

    Свободный утверждался человек.

    Ее ветра, бураны, жгучий зной,

    Ее снега витают надо мной.

    И честь, и память у нее в крови,

    Возвышенной во гневе и любви,

    Вы только приглядитесь к ней, как я,

    Коснитесь ее мудрого огня –

    Он вам сумеет душу осветить.

    Она в объятьях может мир вместит.

    Есть на земле одна страна.

    Всегда

    Поможет тем, к кому пришла беда.

    Она не прячет от беды глаза,

    Слеза другой страны –

    Ее слеза.

    Она гнездо моей мечты.

    И свет

    Моей любви на много-много лет.

    Есть на земле одна страна.

    Она

    Художником великим рождена –

    Природою, праматерью своей,

    И творчеством достойных сыновней. [13]

    - О какой стране стихотворение? (Об Азербайджане.) (Слайд 12)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 13) Какую территорию занимает Азербайджан? (По размеру занимаемой территории находится на 111 месте.)

    - Какой город является столицей Азербайджана? (Баку)

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 14)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    Флаг представляет собой трёхцветное полотнище (триколор). Полосы (голубого, красного и зелёного цветов) расположены горизонтально. В центре флага на красной полосе размещены восьмиконечная звезда и полумесяц. Оба изображения белого цвета. Под голубым цветом подразумевается тюркизм, красный цвет отражает курс на модернизацию общества и развитие демократии, а зеленый цвет указывает на принадлежность к исламской вере.

    Первый Председатель Национального Совета Азербайджана Мамед Амин Расулзаде также отмечал, что трёхцветное знамя означает тюркскую свободу, исламскую культуру и современность. А автор музыки гимна Азербайджанской Республики Узеир Гаджибеков писал, что значение флага обуславливается синим цветом — цветом тюркизма, зелёным цветом — цветом исламизма и красным цветом — цветом прогресса и культуры

    Полумесяц на флаге символизировал ислам, а восьмиконечная звезда, по Фатали хану Хойскому, указывает на 8 букв названия «Азербайджан» (арабским алфавитом). Считается также, что восьмиконечная звезда символизировала восемь ветвей тюркоязычных народов, включая азербайджанцев, оттоман (турков), джагатаев (туркмен), татар, кыпчаков, сельджуков и туркоманов. Некоторые исследователи отмечают, что под кыпчаками в то время подразумевались казахи и киргизы, также отмечается, что классификация тюркских народов в годы АДР отличалась от современной.  По другим данным восьмиконечная звезда может означать 8 традиционных народов, проживающих в Азербайджане.  

     (Азербайджанские тюрки — или просто «тюрки» до 1936 года официальное название народа, составляющего основное население Азербайджанской Республики и Северного Ирана, и ныне известного также под названием «азербайджанцы») [6].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    В центре герба изображены языки пламени, которые символизируют «Страну Огней». Символ огня также интерпретируется как арабское слово «Аллах». Цвета, использованные на гербе, являются цветами национального флага Азербайджанской Республики. Восьмиконечная звезда символизирует восемь ветвей тюркского народа. Снизу расположен венок из колосьев пшеницы и ветвей дуба. Венок из колосьев символизирует богатство, плодородие. Ветви дуба символизируют древность страны. Щит на гербе означает защиту [6].

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный азербайджанский костюм. (Слайд 15)  Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик рассказывает об отличительных особенностях азербайджанского национального костюма:

    Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

    У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь, сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора. Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин.

    В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

    Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

    Головной убор -  шапочки разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков [18].

    - Давайте послушаем стихотворение на азербайджанском языке.

    - Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на азербайджанском языке или национальный танец)

    - Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение

    - Ученик наизусть читает стихотворение

     Я сам не знаю, что со мной творится;

     Другой красы душа не понимает.

     И холм чужбины в зрении двоится,

     И Грузию мою напоминает.

     Ее свеча восходит солнцем малым

     Средь звезд и лун, при ветреной погоде.

     Есть похвала тому, что изумляет:

     О, как это на Грузию похоже.

     Природе только слово соразмерно,

     Смотрю, от обожания немею.

     И все, что в этом мире несравненно,

     Я сравниваю с Грузией моею! [10]

    - О какой стране стихотворение? (О Грузии.) (Слайд 16)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 17) Какую территорию занимает Грузия? (По размеру занимаемой территории находится на 118 месте в мире.)

    - Какой город является столицей Грузии? (Тбилиси.)

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 18)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    Современный флаг Грузии представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с пятью красными крестами, одним центральным Георгиевским и четырьмя равносторонними Болнисско - Кацхскими крестами в четырёх квадрантах. Изображённые на государственном флаге Грузии один прямоугольный крест и по углам четыре малых креста на серебряном (белом) фоне являются общехристианским символом, олицетворяющим Иисуса Христа-Спасителя и четырёх евангелистов. Серебряный (белый) цвет в геральдике указывает на невинность, непорочность, чистоту, мудрость, а красный —  мужество, отвагу, справедливость и любовь [4].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    Щит красного цвета с изображением серебряной фигуры покровителя Грузии — Святого Георгия на коне, поражающего копьём дракона. Щит увенчан золотой короной, держат его два золотых льва. Под щитом находится лента с девизом «Сила в единстве». Частично герб основан на средневековом гербе грузинского королевского дома Багратиони [4].

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный украинский костюм (Слайд 19). Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик рассказывает об отличительных особенностях грузинского национального костюма:

    В XIX - XX веках в Грузии национальный костюм имел еще широкое распространение. Плотно прилегающая к талии изящная чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх бумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой. Обувью служили туго обтягивающие икры мягкие кожаные сапоги с острыми носами, на эластичной основе. Крестьяне носили лапти из сыромятной кожи - каламани и голенища из грубой домотканной шерсти

    Не менее своеобразна была и грузинский женский костюм. Стянутое в талии платье - картули, каба с длинной широкой юбкой, закрывающей ноги до ступни, туфли на каблуках без задника, с загнутыми вверх носами. Головной убор состоял из мчака - треугольной белой тюлевой вуали, копи - тонкого валика из шелка и ваты и чихта - обшитого бархатом картонного ободка. Сверху накидывали гладкую, обычно темную, со скромным узором косынку - багдади. Мчаки и багдады закреплялись на ободке, ниспадая на плечи и спину; впереди из-под мчаки выпускались букли волос [20].

    - Давайте послушаем стихотворение на грузинском языке.

    - Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется  песня на грузинском языке или национальный танец)

    - Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение, которое написал Онегин Гаджикасимов.

    - Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

    Я приклоняюсь пред Тобою,

    Любимый мой Таджикистан!

    Твоих сынов и  дочерей,

    Нас приютило много стран.

    Да мы покинули Тебя,

    Ты строго нас не осуждай.

    Не разлюбить нам никогда

    Наш дальний, милый, тёплый Край!

    Тот край любви, тепла и света,

    Растёт там хлопок на полях.

    Арбуз и дыню вспоминаем

    Мы со слезинкой на глазах.

    Любви и мысли нет границы,

    Тебя всё также любим мы.

    О скорой, неизбежной встрече

    Наполнены мои мечты. [12]

    - О какой стране стихотворение? (О Таджикистане.) (Слайд 20)

    - Какой город является столицей Таджикистана? (Душанбе.)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 21) Какую территорию занимает Таджикистан? (По размеру занимаемой территории находится на 93 месте  в мире.)

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 22)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    красный — свобода и независимость;

    белый — мир и спокойствие;

    зеленый — благоустроенность и процветание.

    Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан. В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана [7].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    Герб представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке [7].

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный таджикский костюм. (Слайд 23) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик рассказывает об отличительных особенностях таджикского национального костюма:

    Традиционная одежда таджиков имеет свои особенности в каждом из регионов, отличаясь по цвету, вышитыми узорами, фасоном. Но общие признаки у национального костюма все же общие. У мужчин – рубаха туникообразного покроя, широкие штаны, стеганый халат, пояс-платок, тюбетейка или чалма, кожаные сапоги, галоши с заострённым носом (которые чаще всего одевают поверх сапог). У женщин – туникообразного покроя платье, широкие шаровары. На голове - платок или тюбетейка. Современные сельчане до сих пор придерживаются национального стиля в одежде.

     Тюбетейки и платки девушки и женщины надевают в основном на праздники (свадьбы, дни рождения). Национальные украшения, в основном, из серебра. Очень массивные, кованные, чеканные: ожерелья, подвески, серьги и кольца [24].

    - Давайте послушаем стихотворение на таджикском языке.

    - Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на таджикском языке или национальный танец)

    - Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение Хамиджана Икрамова.

    - Ученик(ца) наизусть читает стихотворение:

    О мой Родной Узбекистан!

    Полей бескрайних караван,

    Ты самый солнечный, красивый.

    Гостеприимный край, любимый.

    Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.

    Сады, леса, гор снежных башни,

    Которых нет на свете краше.

    Всё говорит о красоте, земли великой доброте. [11]

    - О какой стране стихотворение? (Об Узбекистане.) (Слайд 24)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 25) Какую территорию занимает Узбекистан? (По размеру занимаемой территории находится на 56 месте в мире.)

    - Какой город является столицей Узбекистана? (Ташкент.)

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 26)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    Небесно-голубой цвет на флаге - символ голубого неба и чистой воды. Лазурный цвет почитаем на Востоке, его избрал когда-то для своего флага и великий Амир Темур. Белый цвет - символ мира и чистоты. Молодое независимое государство должно преодолеть на своем пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел. Зеленый цвет - олицетворение благодатной природы. В настоящее время во всем мире ширится движение по охране окружающей среды, символом которого тоже является зеленый цвет. Красные полосы - это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни. Полумесяц соответствует многовековой традиции народа Узбекистана. Полумесяц и звезды - символ безоблачного неба мира. На флаге Узбекистана 12 звезд. Число 12 означает 12 звёздных месяцев, так же иногда считают, что число 12 символизирует знак совершенства(для мусульманского мира это важное число, к примеру 12 лет мальчики становятся мужчинами) и 12 областей. Данное утверждение не совсем верно, официально считается что 12 звёзд - 12 звёздных месяцев. Государственный флаг- это символ прошлого, настоящего и будущего [5].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    В верхней части герба находится восьмигранник, символизирующий утверждение республики, внутри — полумесяц со звездой.

    Изображение солнца символизирует свет, озаряющий путь узбекского государства, а также подчеркивает уникальные природно-климатические условия республики.

    Две реки, изображенные под птицей — это Амударья и Сырдарья, которые протекают на территории Узбекистана.

    Колосья являются символом хлеба, стебли с раскрытыми коробочками хлопка характеризуют главное богатство Узбекистана. Вместе, колосья и коробочки хлопка перевитые лентой Государственного флага, символизируют консолидацию народов, проживающих в республике.

    В центре герба изображена Хумон (птица счастья в Узбекистане) с простертыми крыльями — в узбекской мифологии символ счастья и свободолюбия. Узбекский поэт Алишер Навои характеризовал птицу Хумо как самое доброе из всех живых существ [5].

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный узбекский костюм. (Слайд 27) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик рассказывает об отличительных особенностях узбекского национального костюма:

    Узбекский национальный костюм, созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей.

     Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

    Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

     Чалма — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Тюбетейка — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». 

    Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

    Голову узбекские женщины закрывали платком. Часто головной убор состоял из двух платков, один из которых набрасывали на голову, а второй, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки. В позапрошлом столетии женщины надевали платок с выходом для лица, на лоб повязывали небольшой платок — пешона румол. Главной женской обувью были туфли, без задников [21].

    - Давайте послушаем стихотворение на узбекском языке.

    - Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на узбекском языке или национальный танец)

    - Наш путь продолжается, а какая страна ждёт нас, мы узнаем, прослушав стихотворение

    поэта Геннадия Малыша.

    - Ученик(ца) наизусть читает стихотворение «Украина»:

    О, как прекрасна УКРАИНА!

    Ее таврийские поля,

    Ее луга, леса, пригорки

    И благодатная земля.

    Нет неба чище в белом свете

    И в родниках воды вкусней,

    Я неземной поклон отвешу,

    Любимой Родине своей.

    Я босиком пройдусь по полю,

    И полной грудью там вдохну!

    Горжусь я тем, что украинец,

    Я счастлив тем, что здесь живу.

    Здесь цвет акации закружит,

    Пьянит здесь песня соловья,

    И хлебом пахнет в каждом доме,

    Родился здесь и вырос я.

    Я ни за что не променяю,

    Ее вовек мне не предать.

    Святому слову УКРАИНА,

    Созвучно только слово МАТЬ. [9]

    - О какой стране стихотворение? (Об Украине.) (Слайд 28)

    - Давайте посмотрим на слайд. (Слайд 29) Какую территорию занимает Украина? (По размеру занимаемой территории находится на 44 месте в мире.)

    - Какой город является столицей Украины? (Киев.).

    - Давайте посмотрим на символы государства и послушаем, что они обозначают. (Слайд 30)

    - Ученик(ца) рассказывает о значении цветов флага:

    Прямоугольное полотнище из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего и нижней — жёлтого цвета, жёлтый цвет символизирует пшеничные поля, а синий — ясное небо над ними. [3].

    - Ученик(ца) рассказывает о гербе:

    Малый герб государства — золотой тризуб на синем фоне. Тризуб во времена Киевской Руси являлся государственной эмблемой и родовой печатью князей Рюриковичей. Малый герб является основной частью так и не принятого большого герба: на нём изображен синий щит с жёлтым тризубом [3].

    - А теперь давайте внимательно рассмотрим национальный украинский костюм. (Слайд 31) Какие детали костюма привлекают ваше внимание? (Ответы детей.)

    - Ученик рассказывает об отличительных особенностях украинского национального костюма:

    Костюм девушки. Поверх широкой белой полотняной рубашки, расшитой на груди, рукавах, повороту и подолу национальной вышивкой, девушки надевают поневу из плотной шерсти в широкую клетку и расшитый фартук, голову украшают венком с длинными лентами. На груди танцовщиц несколько ниток разноцветных бус. На ногах - высокие сапожки на среднем каблуке, желательно.

    Костюм юноши. Белая полотняная рубашка, расшитая на груди, рукавах и по вороту украинскими узорами. Очень широкие шаровары ярко-красного или синего цвета подпоясываются широким длинным кушаком. На ноги надеваются черные сапоги.

    Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

    В числе последних - высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль).

    Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих - они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы [22].

    - Давайте послушаем стихотворение на украинском языке.

    - Ученик(ца) читает стихотворение (если есть ребёнок, владеющий языком) (исполняется песня на украинском языке или национальный танец)

    - Сегодня мы с вами познакомились с теми странами, откуда приехали ваши одноклассники. Каждый из вас узнал что-то новое. Но самое главное, что мы с вами должны понять: как прекрасно, что мы все разные. Это делает нашу жизнь интересней!

    - Мы должны помнить, что Россия  является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов. Кроме того у нас живут, работают и учатся представители других стран. Не смотря на разные национальности  и религиозную принадлежность,  мы живём в одной стране  и отношения между её жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего. Подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении стоит кое-что подкорректировать.

    - В заключении послушайте стихотворение, которое написала Фаина Гаджиева. (Слайд 32):

    Много наций на Свете,

    У них свой обычай, язык.

    Но счастья хотят, поверьте,

    И маленький, и старик!

    Всем хочется мирного неба,

    В любви и согласии жить!

    Чтоб было достаточно хлеба,

    Детишек своих растить!

    Давайте дружить, народы!

    Ведь мы пред Всевышним равны!

    Все люди хотят свободы,

    Нельзя допустить войны! [15].

    Источники:

    1. Интерент -  ресурс. ....России в Республике Таджикистан, Посольство РФ в РТ | Стихи о России...Межрегиональное сотрудничество. Межпарламентские связи России и Таджикистана. … Стихи о России и Таджикистане.

    rusemb.tj›ru/index/index/pageId/101/

    2. Интернет -  ресурс. Википедия. Россия.

    3. Интернет – ресурс. Википедия. Украина.

    4.  Интернет – ресурс. Википедия. Грузия.

    5.  Интернет – ресурс. Википедия. Узбекистан.

    6.  Интернет – ресурс. Википедия. Азербайджан.

    7.  Интернет – ресурс. Википедия. Таджикистан.

    8.  Интернет – ресурс. Википедия. Дагестан.

    9.Интернет – ресурс. Стихи про Украину поэта Геннадия Малыша... polza.su›stihi_pro_ukrainu.php

    10. Интернет –  ресурс. Стихи о Грузии vse-o-gruzii.narod.ru›stihi_o_Gruzii.html

    11. Интернет – ресурс. Детская библиотека, Стихи об Узбекистане … Прославлю тебя - УЗБЕКИСТАН ! kitob.uz›ru/view_data.php?id=1221

    12. Интернет – ресурс. ТАДЖИКИСТАН - Дом стихов дом стихов. … Таджикистан – ярчайшая строка. У офицера в личном деле. domstihov.ru›Произведения›stihi-o-voine…

    13. Интернет – ресурс. Стихи об Азербайджане и Баку. Джабир Новруз ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ ОДНА СТРАНА. Струится ль первый луч в мое окно, Звенит ли дождь, восходит ли зерно, Звучит ли стих... az-love.com›viewtopic.php?id=73

    14. Интернет – ресурс. «Мой Дагестан» - Расул Гамзатов И после, когда затихали бои, Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей Клялись молчаливые дети твои Стучащей киркой и косою … Ваши любимые стихи. Рассылка стихов. Стихи русских поэтов.

    rupoem.ru›gamzatov/kogda-ya-obezdivshij.aspx

    15. Интернет – ресурс. Стихи о Дагестане звучат в Ростове-на-Дону Но с особой теплотой была встречена Фаина Гаджиева, читавшая собственные стихи «Гордый Кавказ» и «Мой Дагестан». Фаина учится в 11 классе...

    dagpred-161.ru›index.php?option=com_jevents…month…Махачкала

    16.  Интернет – ресурс.  Википедия. Русский национальный костюм.

    17. Интернет – ресурс.. Википедия. Символы государства СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА — то же, что и атрибуты государства. Дают представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается. dic.academic.ru›Символы государства

    18. Интернет - ресурс. Википедия. Азербайджанский национальный костюм.

    19. Интернет - ресурс. Википедия. Русский национальный костюм.

    20. Интернет – ресурс.  Википедия. Грузинский национальный костюм.

    21. Интернет - ресурс. Википедия. Узбекский национальный костюм.

    22. Интернет - ресурс. Википедия. Украинский национальный костюм.

    23. Интернет - ресурс.  Национальный костюм Дагестана | Вестник Кавказа Потом кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы. И у всех этих народов мужской национальный костюм схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии... vestikavkaza.ru›Статьи›26927.html

    24. Интернет - ресурс.  Таджикистан – Одежда Но общие признаки у национального костюма все же общие. … Во многих областях Таджикистана встречаются легкие‚ полусферические тюбетейки – арахчин‚ выполненные... advantour.com›rus/tajikistan/traditions


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к планированию по обучению грамоте 1 класс(Школа России)

    Пояснительная записка к алендарно- тематическому планированию по обучению грамоте  1 класса (ФГОС "Школа России)...

    Конспект классного часа в 1 классе: "Путешествие в страну Знаний".

    Конспект классного часа в 1 классе: "Путешествие в страну Знаний".Цель:настроить детей на радость от общения друг с другом в стенах школьного класса, на радость от совместной деятельности.)...

    Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"

    Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"...

    Методическая разработка классного часа во 2 классе "Путешествие в страну Здоровья"

    Классный час проводится в форме заочного путешествия.Его целью является пропаганда здорового образа жизни, ознакомление ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук, зубами, глазами...

    Конспект классного часа для начальной школы «Путешествие в страну Здоровья»

    Цели: формирование навыков здорового образа жизни; расширение кругозора учащихся.Оборудование: воздушные шарики, внутри которых записки «Советы воды», кусок мыла, музыка, картинки жив...

    Конспект классного часа для 2 класса. Путешествие в страну «Правила дорожного движения»

    Данный конспект предназначен для учеников 2 класса. Классный час помогает закрепить актуальную тему - безопасность детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....