Статья С.А. Моисеенко "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНДИКАТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
статья

Моисеенко Светлана Александровна

Статья посвящена проблеме самоорганизации подростков в современном обществе. Особое внимание уделяется роли критического мышления в процессе самоорганизации, а также способам его формирования в учреждениях дополнительного образования. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем развития критического мышления подростка и качеством социальной и гуманитарной направленности его мировосприятия, влияющих на особенности самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 379.8

С.А. Моисеенко

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНДИКАТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме самоорганизации подростков в современном обществе. Особое внимание уделяется роли критического мышления в процессе самоорганизации, а также способам его формирования в учреждениях дополнительного образования. В статье прослеживается взаимосвязь между уровнем развития критического мышления подростка и качеством социальной и гуманитарной направленности его мировосприятия, влияющих на особенности самоорганизации.

Ключевые слова: самоорганизация, субкультура, критическое мышление

The article is devoted to the problem of self-organization of adolescents in modern society. Particular attention is paid to the role of critical thinking in the process of self-organization, as well as ways of its formation in institutions of additional education. The article traces the relationship between the level of development of critical thinking of a teenager and the quality of social and humanitarian orientation of his perception of the world, affecting the features of self-organization.

Key words: self-organization, subculture, critical thinking

Основополагающим фактором становления и развития гражданского общества является формирование личности гражданина как субъекта сознательной деятельности. И особый акцент в этом процессе делается на воспитание подрастающего поколения, поскольку именно от уровня гражданской и духовной культуры молодежи зависит будущее общества и государства.

В контексте данной проблемы вопрос самоорганизации подростков обладает в современном социуме высокой степенью актуальности, поскольку самоорганизация представляет собой процесс возникновения разного рода сообществ, созданных на основе общности взглядов и интересов. Обязательным условием самоорганизации является отсутствие внешнего воздействия. [1,с.60]

Подростковый возраст – это период становления личности, то время, когда молодой человек активно познает окружающую действительность и одновременно ищет свое место в мире. Именно в этот период интересы и увлечения подростка вспыхивают и угасают очень легко, поэтому процесс самоорганизации отличается изменчивостью и нестабильностью. [3]  

Основополагающим ресурсом формирования личности подростка выступает досуг. Именно в период досуга подрастающее поколение имеет возможность сделать выбор продуктивной деятельности, основанный на уровне интеллектуального развития, духовных запросах и общей направленности личности. В современном обществе организованный досуг подростку предлагают семья, школа, учреждения дополнительного образования. В этих учреждениях педагоги в рамках воспитательной работы обеспечивают педагогическое сопровождение процесса самоорганизации подрастающего поколения, а также формируют у подростков навыки самоорганизации, прививая таким образом школьниками досуговую культуру.

Но далеко не всегда досуг подростков формируется на базе названных выше социальных институтов. Неумение сделать осознанный выбор, стремление к раннему взрослению, отсутствие педагогического сопровождения, недостаточность внимания со стороны взрослых к интересам и устремлениям подростков приводит к появлению устойчивых сообществ, основой которых являются различные течения молодежных субкультур. Большинство организаций молодежной субкультуры абсолютно безобидны и представляют собой сообщества, объединяющие подростков на основе какого-либо увлечения. Таковы альтернативщики, анимешники, гранжеры и т.д. Некоторые сообщества рассчитаны на неформальные творческие эксперименты, они не всегда благосклонно принимаются общественным мнением, но направлены не на разрушение, а на созидание. Таковы, например, граффитеры и косплееры.  

Тем не менее, существует определенный диапазон молодежных субкультур, характеризующихся деструктивным содержанием, то есть, направленных на саморазрушение, асоциальное и противоправное поведение. Связано это прежде всего с тем, что подростковому возрасту свойственны юношеский максимализм и стремление противостоять вызовам современного социума вплоть до стремления полностью разрушить социальную систему. Именно поэтому в современном обществе появляются субкультуры, в основе которых лежит молодежный экстремизм. [8, с. 97]

Кроме того, следует обратить внимание на то, что зачастую подросткам свойственно так называемое «клиповое» мышление, основанное на сиюминутном созерцательном восприятии окружающей действительности. Подросток воспринимает мир, как калейдоскопическую картинку с постоянной сменой кадров. Клиповое мышление характеризуется неспособностью к аналитической деятельности, неумением делать долгосрочные прогнозы и планы.  Самоорганизация подростков не должна представлять собой стихийный, неконтролируемый процесс. Перед педагогами и родителями стоит серьезная задача по подготовке молодого человека к участию в самоорганизации, умению правильно ставить цели, анализировать свои и чужие поступки и нести ответственность за свой выбор. Для того, чтобы привить подростку эти навыки, необходимо провести работу по формированию у школьника критического мышления.

Критическое мышление позволяет человеку объективно оценивать ситуацию, прогнозировать ее развитие, анализировать проблемы, находить оптимальные и наиболее рациональные выходы из сложившейся ситуации. Для подростка в данном процессе важна прежде всего прогнозирующая составляющая, поскольку умение предвидеть последствия своих поступков, их общественный резонанс и последующие события – это то умение, которого не хватает современной молодежи. Следует учитывать, что критически мыслящий человек управляет своей жизнью и несет ответственность за свои поступки, не подвержен манипулятивному воздействию.

Формирование критического мышления подростков неотъемлемая часть организации досуговой деятельности молодежи в учреждениях дополнительного образования. В частности, в необособленном структурном подразделении «Дом детского творчества» МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» города Калуги развитие критического мышления детей подросткового возраста осуществляется в рамках объединения «Пресс-клуб». Основными задачами работы по формированию критического мышления ребенка подросткового возраста являются:

  1. Формирование навыков самоопределения.
  2. Умение расставлять приоритеты.
  3. Умение нести ответственность за собственный выбор.
  4. Формирование нравственных основ.
  5. Способность прогнозировать последствия своих и чужих поступков и давать им оценку.

Одним из наиболее эффективных приемов развития навыков критического мышления на занятиях в объединении «Пресс-клуб» является модуль «Школа дидактической поэзии».  Умение составлять синквейны, диаманты, хокку, лимерики и моностихи не только формирует творческий потенциал подростков, но и создает условия для развития личности, умеющей анализировать, обобщать и классифицировать информацию. Процесс создания дидактической поэзии носит характер комплексного воздействия и стимулирует развитие творческих и интеллектуальных способностей подростков.

Работа с текстом, умение рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти оптимальные способы ее решения – еще один раздел работы по формированию навыков критического мышления. Наиболее эффективными приемами в рамках данного раздела являются:

  1. RAFT-технология
  2. Прием «Реверсионная мозговая атака»
  3. Прием «Выглядит как, звучит как»
  4. Эссе
  5. Прием Интеллект-карта
  6. Прием ТРКМ "Кольца (диаграммы) Венна"
  7. Методический прием "Алгоритм. Составление алгоритма"
  8. Прием "Кубик Блума"
  9. ПОПС-формула

Данные приемы направлены прежде всего на умение формулировать проблему, находить ее критические точки, ставить цель и задачи, необходимые для решения проблемы, создавать алгоритмы действий в различных ситуациях. Одной из наиболее интересных особенностей данного блока занятий является поиск решения  в процессе стимулирования творческой деятельности. [8,с. 100]

Наиболее эффективным способом противодействия возникновению клипового мышления является технология акцентированного (осмысленного) чтения. Чтение – это ключевой ресурс формирования личности, развития кругозора, приобретения знаний. Именно поэтому в современном обществе делается особый упор на формирование навыков осмысленного чтения как составной части развития критического мышления учащихся. Цель акцентированного чтения – понять, проанализировать и декодировать информацию, заключенную в тексте, в полном объеме. Основными приемами осмысленного чтения, используемыми в рамках занятий объединения «Пресс-клуб» являются:

  1. Прием "Чтение с остановками"
  2. Прием "Зигзаг"
  3. Драмогерменевтика
  4. Прием «Дневник: цитата / комментарий».

Вопрос самоорганизации подрастающего поколения - ключевая проблема становления личности и интеграции молодежи в современный социум. Процесс самоорганизации может стать как стимулом для творческого расцвета личности подростка, так и разрушающим, деструктивным началом. Поэтому в вопросах самоорганизации основополагающей является роль педагогического сопровождения, направленного не на тотальный контроль и диктат, а на создание условий для продуктивной поисково-творческой деятельности подростков сообществах, созданных в процессе самоорганизации. Развитие критического мышления учащихся в данном случае выступает в роли качественного индикатора самоорганизации, поскольку подросток, обладающий навыками критического мышления способен адекватно, в полном объеме воспринимать информацию, интерпретировать ее и делать выводы, выдвигать идеи и формировать концепции, прогнозировать результат.

Список литературы

  1. Орлов Е.В. Управление проектами в социальной сфере: методика разработки, выполнения и оценивания проектов [Текст] / Е.В. Орлов. – Н.Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2007. – 60 с.
  2. Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы  // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения/ Н.Г. Алексеев. – М., 1994.
  3. Мирошкина М.Р. Самоорганизация как характеристика современного детства / Материалы Научно-практической интернет - конференции «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста». Ноябрь-декабрь 2013года. Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://дисткурс.рф
  4. Мирошкина  М.Р., Горькова Г.Г., Гудков Д.Г., Шинина Т.В.  О содержании и организации курса повышения квалификации специалистов по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.molclub.ru/articles/47.
  5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://polbu.ru/kastels_informepoch
  6. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление. Вопросы философии 2008.- № 7, с. 61-75
  7. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебнометодическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.—208 с.
  8. Цой. Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. № 2 (66) – Москва-Воронеж, 2011. С. 96-108.
  9. Пригожин И. Философия нестабильности. /Вопросы философии. 1991,  № 6, с. 46-52.
  10. Мальковская И.А. Сетевое общество// Глобалистика: Энциклопедия/ гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003 г. с. 914-915.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

"Особенности использования технологии развития критического мышления в инновационном образовательном процессе"

В статье описаны актуальность и собстввенный опыт работы по ТРКМ. Приведены примеры некоторых приёмов ТРКМ....

Статья:«Педагог – коуч: новая роль педагога XXI века, обеспечивающая качественное сопровождение образовательного процесса в современной школе»

Технология коучинга в образовании - это инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся.При использовании инструментов технологии коучинга в процессе обучен...

Статья "Технология критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО".

В статье раскрыта технология критического мышления на уроках в начальной школе....

Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"

Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"...

презентация "Развитие критического мышления у детей и подростков"

Развитие критического мышления одно из необходимых условий для успешной социальной адаптации детей и подростков....