презентация "Развитие критического мышления у детей и подростков"
презентация к уроку

Елкина Надежда Викторовна

Развитие критического мышления одно из необходимых условий для успешной социальной адаптации детей и подростков.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие критического мышления у детей и подростков Педагог-психолог Елкина Надежда Викторовна

Слайд 2

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ это способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления — одна из актуальнейших задач современного обучения. (Педагогический словарь. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.)

Слайд 3

Критическое мышление не существует в категориях «верно-неверно», при нем всегда присутствует обоснование «почему». «Подвергай все сомнению» - неверное понимание сути понятия «критическое мышление»

Слайд 4

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Критическое мышление нужно для полноценного развития человека, так как: способствует успешной учебной деятельности; в личностном плане обеспечивает безопасность существования: помогает принимать решения, преодолевать препятствия, противостоять вредному влиянию (например, рекламы, влиянию какой-то компании), адекватно воспринимать собственные ошибки и неудачи.

Слайд 5

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: Для возникновения критического мышления необходимо минимум два условия: соответствующий (или хотя бы находящийся в пределах) возрасту уровень психического развития; наличие предпосылок для формирования критического мышления в ближайшем окружении ребенка (семье).

Слайд 6

Для выполнения первого условия необходимо: расширять кругозор ребенка; закладывать прочные системные знания (без системных знаний критическое мышление в принципе невозможно); развивать мышление, свойственное детям на данном возрастном этапе; развивать произвольность (критическое мышление требует определённого умственного усилия).

Слайд 7

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Создать доверительную среды (ребенок должен иметь возможность высказываться). Поддерживать природную любознательность ребенка. Не оставлять без внимания ни одно «Почему?» и в то же время поддерживать самостоятельность мышления. Вопрос «почему?» - это первый намек на проявление критического мышления у ребенка. Поддерживать диалог как можно дольше, чтобы ребенок учился рассуждать и мыслить глубже. Устраивать дискуссии, задавать «коварные вопросы» (например, «а надо ли чистить зубы?»). Дать возможность совершать ошибки. Уметь сами аргументировать свою позицию. Создать для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно принимать решения - и не навязывать свое мнение, чтобы ребенок мог вырасти уверенным в себе и решительным.

Слайд 8

КОГДА РЕБЕНОК СОЗРЕВАЕТ ДЛЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ? Критическое мышление – это один из критериев личностной зрелости. Подлинно критическое мышление приобретает взрослый человек. У детей же мы создаем предпосылки для этого.

Слайд 9

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ: получение информации переработка выводы принятие решения формирование своего отношения к результату. Если мышление не развито, человек останавливается на первом пункте – получение информации и слепое следование ей.

Слайд 10

ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: Игра «Остановленный кадр». Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком обсуждение, предложите ему пофантазировать: Как ты думаешь, что будет дальше? Закончив произведение, обсудите сходство и различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное упражнение стимулирует развитие не только критического, но и творческого мышления ребенка. Вариант для школьников. Предложите ребенку прочесть заранее приготовленное предложение (например, «Вася поймал много рыбы»). Ребенку необходимо рассказать (записать), что происходило до и после описанного события.

Слайд 11

ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: Игра «Если, то…». Ребенку необходимо продолжить предложение, которое начинается со слова «если», а потом предложить свое. Пример: Если завтра зарплата, то.. Послезавтра квартплата, а если заплатил, то... Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно, то... Заплати налоги и спи спокойно. И так далее, продолжать можно до бесконечности.

Слайд 12

ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: Игра «Причина-следствие» Вы называете явление, а ребенок определяет его причину и следствие. Утверждение «Идет дождь»: причина – тучи, следствие – будут лужи. Утверждение «Получил пятерку»: причина – выполнил домашнее задание, следствие – получу похвалу от родителей. Игра «Перемешанный рассказ» Разбейте небольшой рассказ на предложения, перемешайте их и попросите ребенка вернуть им правильный порядок.

Слайд 13

ИГРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: Игра «Факты-личное мнение» Ребенку предлагаются два утверждения, он определяет, где факт, а где мнение. «Небо голубое - Я думаю, что скоро пойдет дождь» «Автомобиль ездит на бензине ----- Апельсины невкусные» «Рим -столица Италии ----- Осень – худшее время года» Игра «Да- Нетки » Суть игры – отгадать ситуацию или слово, задавая вопросы, ответ на которые может быть только «да» или «нет». Благодаря различным вопросам, круг вариантов ответа постепенно сужается. И в итоге можно получить верный ответ, даже если в самом начале игры не было никаких исходных данных.

Слайд 14

ССЫЛКИ https://russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-obrazovaniya/item/1284-v-p-urlapova-o-kriticheskom-myshlenii-i-ego-razvitii-u-detej.html https://psychologyjournal.ru/public/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-detey/ https://pedagogical.academic.ru/

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

Аннотация. Целью данной статьи является изучение стадий критического мышления и применения этих техник в обучении учеников начальных классов. Рассмотрены три стадии критического мышления : вызов, осмы...

Развитие критического мышления у детей младшего возраста

Статья о развитие критического мышления у учащихся в начальной школе...

Статья С.А. Моисеенко "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНДИКАТОР ПРОЦЕССА САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена проблеме самоорганизации подростков в современном обществе. Особое внимание уделяется роли критического мышления в процессе самоорганизации, а также способам его формирования в учрежд...

Исследовательская работа "Технология развития критического мышления у детей 7-10 лет"

Исследовательская работа "Технология развития критического мышления у детей 7-10 лет" будет полезна для учителей начальных классов , по теме самообразования...