Развитие критического мышления у детей младшего возраста
статья

Статья о развитие критического мышления у учащихся в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Гусельникова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

Тема: «Развитие критического мышления  на уроках в начальной школе»

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных  способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Критическое мышление-это такой подход,в ходе которого каждый осмысливает,оценивает,анализирует и синтезирует информацию,полученную в результате наблюдения,выполнения определенного опыта,а также при размышлении и рассуждении ребенком определенной информации.

Я думаю,что обучение критическому мышлению является одним из самых  эффективных подходов  к обучению,так как включает в себя  все продуктивные технологии.

 Для того чтобы мои  учащиеся говорили, рассуждали, анализировали,я решила использовать на своих уроках элементы новых технологий. Достичь этого мне позволило  применение современных  подходов в обучении: четкое обозначение целей урока, озвучивание его этапов, работа в группах и парах, выбор стратегий, постановка вопросов, специальный подбор заданий, четкие критерии для самооценивания – все это позволило  ученикам развить навыки  критического мышления, умение ставить вопросы,  при обсуждении в  диалоге отстаивать и обосновывать  свое решение, а также помогло развить чувство ответственности за результат обучения на уроке.

 В свою серию последовательных уроков по окружающему миру   я решила внедрить следующие формы, методы и приемы критического мышления: ролевые игры, составление кластеров и постеров, составление синквейна,  «мозговой штурм»,  постановку целей и задач урока самими учащимися, работу с иллюстрациями, рефлексию учащихся в конце урока,тем самым  я хотела показать  использование навыков критического мышления на уроках в начальной школе.

Критическое мышление зачастую предполагает внедрение новых способов мышления и действий.

 Обучая критическому мышлению младших школьников,  я надеюсь поменять сознание ученика от концепции «меня научат» к концепции «я научусь» – это является основной целью современных педагогических преобразований. И как говорят «В споре рождается истина». Я хочу научить своих учеников спорить, доказывать и не бояться говорить. Своих учеников я хочу научить  терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную  и общую точку зрения.

 В своей  педагогической деятельности  ранее я не использовала данную технологию,поэтому эффективность ее применения  на практике  стала для меня важным моментом. При использовании стратегии критического мышления  в серии последовательных уроков по окружающему миру я иубедилась  в ее  положительной результативности.

 Стадия рефлексии на одном из уроков  была проведена в виде написания две звезды – одно пожелание. В данной работе один ученик  отличился тем, что  использовал критическое мышление. Он написал свое пожелание  на стикере : «Я  хочу пожелать  всем мирного неба. Я хочу только одного,чтобы не было войны» .

Именно критическое мышление стало основным и даже отправной точкой к началу обучения тому, как учиться.

С помощью рефлексии я увидела учащихся с разных сторон и открыла много возможностей, поняв, что необходимо каждому ребенку для успешного обучения. Так же я увидела своих учеников с психологической точки зрения. Благодаря стадии урока рефлексии видно, кто понял изученный материал урока и как справились с заданиями на уроке, какие были трудности и как их в дальнейшем перебороть.

Дети перестали бояться выступать, научились защищать свое мнение, анализировать, рассуждать. Хотя на данной стадии у них только развиваются данные навыки. И у каждого ученика процессы развития критического мышления находятся на разном этапе, это зависит от скорости протекания мыслительных процессов детей.   Так же можно сделать вывод о том, что речь у учащихся довольно слабо развита. Это и является проблемой в обучении.

В процессе наблюдения на своих уроках я могу утверждать, что использование   критического  мышления  имеет только положительные стороны..  Именно приемы и методы критического мышления  помогли раскрасить мои уроки, развить мышление и речь  учащихся, возник интерес к работе  на уроке, появилась способность работать в группе и самостоятельно, осмысливая свою работу, добывать знания с помощью диалогического обучения. У учащихся появился интерес к изучаемому предмету. В анкетировании всеми учащимися были отмечены положительные стороны  групповой работы и новых подходов в обучении. А одна ученица сказала: «Такой вид работы ум развивает».

 Планы на будущее

Основной задачей на будущее для меня станет научить учащихся мыслить критически и находить знания самостоятельно. Так же научить задавать вопросы, выслушивать чужие мнения, иметь свое мнение, уметь анализировать и классифицировать свою работу и при этом постоянно обеспечивать индивидуальную поддержку учащемуся морально и духовно для повышения самооценки и самопознания ведущего к саморегуляции.

В процессе внедрения новых технологий  все приемы рaботы с учебным материалом постепенно "переходят в руки" сaмому обучaющемуся: он начинaет все aктивнее использовaть их в сaмостоятельной рaботе: нaчинaет обучaть себя сaм.

Такая форма работы  будет способствовать  повышению мотивации на уроке, рождению дискуссий, аргументированной речи и  выработке программ для  решения обсуждаемой проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...