Социально-значимое проектирование - эффективный способ формирования экологического мировоззрения младших школьников
методическая разработка (4 класс)

Савина Светлана Юрьевна

Современная Концепция общего экологического образования рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологических проектных действий, самоопределения в них, оценки своих возможностей  по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей  в области охраны окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-znachimoe_proektirovanie.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимое проектирование - эффективный способ формирования экологического мировоззрения младших школьников

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Слайд 1. Формирование у учащихся экологического мышления и опыта экологических проектных действий, самоопределения в них, оценки своих возможностей  по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей  в области охраны окружающей среды – одна из важнейших задача педагога сегодня.

Мы хотим научить детей ориентироваться в системе нравственных категорий экологической этики, воспитать ответственность, способствовать накоплению личного опыта применения полученных знаний и умений в целях сохранения экологической безопасности, здоровья, а значит и качества жизни.

Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе осуществляет переход в сознании ученика от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов. Это комплекс мероприятий, который включает в себя:               Слайд 2.

  • введение экологии в учебный план школы;
  • проведение интегрированных уроков по разным предметам;
  • разработку отдельных экологических подтем в разных курсах;
  • проведение внеурочных мероприятий;
  •  участие в экологических конкурсах по экологии

Слайд 3. Но самый эффективный способ формирования нравственных категорий природосообразного поведения, на мой взгляд, это включение обучающихся в  социально-значимое экологическое проектирование.

Это —научно-исследовательская работа, представляющая собой программу реальных действий, в основе которых лежит актуальная экологическая, проблема, требующая разрешения. И её решение будет способствовать улучшению социальной и экологической ситуации.

Чаще всего проектирование, как правило, предполагает командную работу, а важнейшей задачей деятельности является не только решение проблемы, но и налаживание взаимодействия внутри группы и с социальными партнёрами.

Методика работы над проектом состоит из нескольких стадий, в разных условиях они могут объединяться, или добавляться новые.       Слайд 4.

Основные этапы проекта:

1) выявление экологических проблем

2) анализ экологических проблем

3) определение темы проекта

4) определение цели и задач проекта

5) разработка плана проекта

6) реализация плана действий проекта

7) презентация проекта

8) анализ результатов и выводы

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Участие в проекте невозможно без руководства учителя-наставника.  Он может выступать в различных позициях, сначала как руководитель проекта, а потом в роли помощника (помогать подбирать интересный материал, контролировать работу на различных этапах, вовлекать социальных партнёров и т.п.)

Слайд 5. За время работы по ФГОС мои ученики реализовали ряд социально-значимых экологических проектов: «Злёный наряд города», «Городские первоцветы в опасности!», «Фуд-корт «Птицерия», «Они просят защиты» и др.

Слайд 6. Среди проектов, вызвавших у ребят особую значимость можно назвать проект «Острая проблема».  Он был направлен на решение проблемы сбора и переработки стеклотары, разбитого стекла, утилизации ламп наколивания и ртутьсодержащих ламп.

Слайд 7. Целью работы стало привлечение внимания детско-родительской общественности, органов власти и городских служб к обустройству площадок временного накопления контейнерами для сбора стекла.

По мнению школьников, проблема раздельного сбора и вторичной переработки стекла в нашем городе осталась без должного внимания со стороны  муниципальной власти.

Не смотря на то, что решение проблемы вторичного использования бытовых отходов давно подкреплено различными законодательными документами, не нашлось по-настоящему заинтересованных организаций в решении «острой проблемы».

 В ходе работы над социальным проектом школьники:

Слайд 8. Изучили проблему и опыт её решения в других городах и за рубежом

Слайд 9. Составили программу действий

Слайд 10. Определили социальных партнёров

Слайд 11. Распределили обязанности

Слайд 12-13. Провели  социологическое исследование,

 встречи со специалистами и  представителями общественных организаций

Обратились с предложениями в Департамент экологии  и к Депутату городской Думы

Слайд 14. Провели среди учеников школы конкурс рисунков и листовок «Круговорот стекла в природе»

Создали  и распространили среди жителей микрорайона информационный буклет «Городу - чистоту! Стеклу - вторую  жизнь!», в котором рассказали местному населению о необходимости раздельного сбора и вторичной переработки бытовых отходов, указали номера телефонов и адреса пунктов их сбора.

Слайд 15. Работая над проектом дети сделали вывод, что нести ответственность за решение этой проблемы должны все: жители города, органы самоуправления, экологи, молодёжные организации и органы власти.

Слайд 16. Данный проект был признан одним из лучших и занял II место в территориальном конкурсе социальных проектов «Гражданин»  в номинации «Моя малая Родина».

Однако, ребята так вдохновились результатами своей деятельности, что после окончания сроков реализации проекта с помощью родителей-активистов организовали сбор стеклотары в микрорайоне школы и сдачу её в пункт приёма.  Это свидетельствует о проявлении экологического мышления и желании участвовать в решении экологических проблем.

Бесспорно, одним из аспектов воспитания духовно-нравственной личности  является  воспитание  ценностного отношения к природе, окружающему  нас миру. Но нужно помнить о том, что ребёнку необходимы не только знания, но и непосредственное взаимодействие с природой, посильное участие  в улучшении качества окружающей среды. Поэтому природоохранная социально-значимая деятельность является важным вектором в формировании экологического мировоззрения младших школьников. 

Слайд 17. Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций младших школьников

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов...

« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...

Формирование экологического мировоззрения младших школьников

Объяснить как? зачем? и почему? необходимо думать о экологии....

Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников

Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи...

Наглядная геометрия как эффективный способ развития познавательной активности младшего школьника

Статья об использовании в наглядной геометрии эффективных форм и методов обучения...

Мастер-класс "Применение кейс технологии как способ развития экологического мышления младших школьников"

Гововый мастер-класс по применению кейс-технологии как способа развития экологического мышления. В начале мастер-класса идет краткое описание данной технологии. Во второй  практической части рабо...