Классный час "Закон и порядок"
классный час (2 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

Классный час "Закон и порядок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_v_obshchestve.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Закон и порядок»

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель: дать понятие термина «ЗАКОН»,    

Задачи:   показать роль  ЗАКОНА в обществе ,  подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей ,      обобщить представления из области правоведения.

  1. Вступительное слово

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

- Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец   нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

2. Озвучивание цели.

- И сегодня – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Помимо общественных государственных норм и права, есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех, кто нарушал законы: «Вино да игра не доведут до добра», «Живет не по карману», «Без трудов праведных, не построить палат каменных».

- Представление участников.

3. Основная часть «То, что каждый должен знать. Закон»

«Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. Бальзак); «Закон должен быть краток, чтобы его легко могли вспомнить и люди несведущие» (Сенека).

3.1. Появление Закона

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве  Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

3.2. Основные законы государства

Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

3.3. Права и обязанности

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

3.4. Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

3.5. Решение кроссвордов по теме

Ведущий: Я предлагаю вам поработать над кроссвордом и показать свои знания.                              

1.За что ученик получает оценки в школе?

2.По-другому, ЗАКОН  - это …

3. Куда глядит нерадивый ученик на уроке?

4. Так похвалит учитель за хорошее прилежание.

5.Основной закон государства.

( Ключевое слово – ЗАКОН)

1.Качество, которое помогает бороться с беззаконием

2.Закон должен сохранить…

3.Что приносит людям беззаконие?

4.Человек, нарушающий закон…

( Ключевое слово – ХАОС)          

Несоблюдение ЗАКОНА  в обществе ведет к хаосу, вседозволенности, разгулу преступности и горю людей. 

3.6. Игра «Сказочные герои»

  Ведущий: ИГРА «СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ ПОМОГАЮТ НАМ ЗНАТЬ, КАКИЕ БЫВАЮТ ПРАВА». Какие герои лишены следующих прав?

 

 

            на неприкосновенность жилища

 

1.     Сестрица Аленушка

2.     Три поросенка

3.     Колобок

 

             на свободный труд

1.     Золушка

2.     Красная Шапочка

3.     Балда

 

           на свободу вступления  в брак

 

1.     Золушка

2.     Дюймовочка

3.     Сестрица Аленушка

 

 

           на владение личным имуществом

1.     Красная Шапочка

2.     Буратино

3.       Баба Яга

 

 (Правильный ответ:  2, 2,  3,  2, 2)  Подсчитывается количество баллов, набранных каждой командой. Объявляются результаты.

4. Заключительная часть

4.1. ОБОБЩЕНИЕ

1.Все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи и физических возможностей.

2. Поступки, совершаемые на благо людей,- ХОРОШИЕ поступки.

     Поступки, унижающие достоинства людей - ПЛОХИЕ.

3.Соблюдение людьми общепринятых правил несет благо людям и уверенность в завтрашнем дне.

4. Государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране.

5.Закон – это правило, соблюдение которого обязательно для всех.

6.Закон должен оберегать  жизнь и достоинство каждого человека.

7.Чтобы быть счастливым и уважаемым человеком, следует уважать права других, поступать так, как вам хотелось бы, чтобы поступали с вами.

- Узнать больше о правах человека вам поможет книга П. Астахова

« Азбука права»

- Ребята,  какую цель мы сегодня ставили перед собой?

     Ориентироваться в понятиях «право», «закон», «беззаконие», «равноправие», «государство», «мораль и нравственность». 

4.2.  Рефлексия.

Ребята кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

4.3. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

- Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры  Марка  Туллия Цицерона    

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядок выполнения действий в выражениях.

В поиске нужного ответа учащиеся меняют порядок действий и приходят к выводу, что нужно ввести правило выполнения действий в выражениях. Все этапы урока можно вывести на слайды, что облегчает проверку...

Карточки в четыре варианта на решение примеров на порядок действий.

Проверить по вариантам решение примеров на порядок действий. 4 кл....

Урок математики во 2 классе "Порядок действий в сложных выражениях с действиями первой и второй ступени"

Урок математики по системе Л.В. Занкова во 2 классе составлен по учебнику И.И. Аргинской. Тема: "Порядок действий в сложных выражениях  с действиями первой и второй ступени". Урок соответствует д...

Порядок ведения дневника учащегося.

           Ученический дневник- Это своеобразный документ учащегося, где учителя фиксируют знания, умения и навыки ученика( как словесно, так и с...

Разработка урока математики "Порядок выполнения действий"

Разработка урока математики "Порядок выполнения действий"...

Классный час на тему: «Порядок – залог успешной учёбы»

Классный час по киноуроку "Экзамен" с применением социальной практики...