ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНТИКОРУПЦИОННУЮ ТЕМАТИКУ
план-конспект

Карасева Дарья Николаевна

Проблема: Нравственный выбор по вопросу роли денег в жизни человека.

Тема: Нравственный выбор в рассказе «Необычная бумажка» Пётр Кошель

Возраст учащихся: 10-11 лет (4 класс)

Цель: расширить представление обучающихся о природе денег и культуре обращения с деньгами, раскрыть сущность денег как нравственной категории.

Задачи:

обучающая - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы;

развивающая - расширять кругозор учащихся, развивать речь и коммуникативные навыки детей;

воспитывающая - воспитать высококультурного, социально значимого человека и формировать нравственные качества личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНТИКОРУПЦИОННУЮ ТЕМАТИКУ

Проблема: Нравственный выбор по вопросу роли денег в жизни человека.

Тема: Нравственный выбор в рассказе «Необычная бумажка» Пётр Кошель

Возраст учащихся: 10-11 лет (4 класс)

Цель: расширить представление обучающихся о природе денег и культуре обращения с деньгами, раскрыть сущность денег как нравственной категории.

Задачи:

обучающая - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы;

развивающая - расширять кругозор учащихся, развивать речь и коммуникативные навыки детей;

воспитывающая - воспитать высококультурного, социально значимого человека и формировать нравственные качества личности.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

 -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Предметные:

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе;

Метапредметные:

  1. Коммуникативные:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии её решения;

-обмениваться знаниями между обучающимися для принятия эффективных решений;

2) Регулятивные:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

3) Познавательные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме[1].

Оснащение и оборудование: компьютер, проектор, презентация, конверты с заданием, наглядно-демонстрационный материал.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся:

Этапы

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация класса

Игровой приём

«Доскажите словечко»

Мотивация к учебной деятельности

Поиграем в игру: «Доскажите словечко»
1) Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь…
2) Зазеленеет даже пень, когда услышит…

Продолжают фразы:

1) Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь…(ЗДРАВСТВУЙТЕ!)
2) Зазеленеет даже пень, когда услышит…(ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

Коммуникативные:

обмениваться знаниями между обучающимися для принятия эффективных решений;

Познавательные:

строить сообщения в устной и письменной форме.

Основная часть

Прием "Продолжи цепочку".

Беседа

Игровой приём»Ребус»

Дискуссия по теме урока

Приём: «Антиципация»

Первичное чтения произведения.

Работа с таблицей(приложение 2)

Беседа

Беседа

Личностно-ориентированные вопросы

Приём «Дерево возможностей»

Прием: Восстанови текст. Парная работа.

Приём «Корзина идей».

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Закончи рассказ по данному началу.
-Шёл мальчик и нашёл мобильный телефон…
-При покупке в магазине Пете дали сдачи больше, чем надо…
-Я увидел у товарища новую машинку и решил обменять …

Выявление противоречий.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (о нравственном выборе каждого человека)

Чего может касаться нравственный выбор в жизни человека?

Предлагается разгадать ребус(приложение1)

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек.

Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям?
Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Так ли это, выскажите своё мнение.

Этап выявления места и причины затруднений

Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.

Предлагается прочитать произведение Пётра Аге́евича Ко́шель «Необычная бумажка» - советский, российский писательисторик и переводчик.

Как вы думаете, о чем будет данное произведение?

С какими героями мы познакомимся?

Какую роль могут сыграть деньги в этом произведении?

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Первичное чтения произведения.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Какую роль для себя определила «необычная бумажка»?

Перечитывание текста, определение главных героев и второстепенных героев.

Работа с таблицей(приложение 2)

Реализация построенного проекта

У каких героев были положительные, а у кого были отрицательные цели в существовании?

Определите тему рассказа и главную мысль рассказа.

О чём говорится в рассказе?

Тема- деньги в жизни человека.

Найдите в тексте и процитируйте предложение в котором заключена важная информация, которую хотел нам рассказать главный герой.

-Как вы думаете, какие деньги можно назвать «своими», а какие «чужими»? (ответы)


-Для чего вам нужны деньги? На что вы их хотите потратить? (ответы)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На доске прикрепляется силуэт дерева. Какое добро может принести и человек который использует деньги?

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

- Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Вот несколько правил, но они не работают, так как все слова перепутались.

Выяви правила использования денежных средств.

-Для чего вам нужны деньги? На что вы их хотите потратить?

- Откуда у вас карманные деньги?
- Откуда взялись деньги у ваших родителей?

-Деньги - это результат труда людей.
- Как вы думаете, легко ли родителям зарабатывать деньги? Как можно в ответ позаботиться о своих родителях?

Предлагают варианты развития событий к предложенным событиям.

Называют тему урока: о нравственном выборе каждого человека

Разгадывают ребус(приложение1)

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих.

Дискуссия по теме урока

Высказывают своё мнение по вопросу для дискуссии

Первичное знакомство с произведением

Отвечают на вопросы, строят предположения на основе иллюстрации, беседы и названия произведения.

Первичное чтения произведения

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов

Заполняют таблицу повторно изучив предложенный текст

Определяют тему рассказа и главную мысль рассказа.

Тема- деньги в жизни человека.

Главная мысль -деньги должны приносить пользу.

Отвечают на личностно-ориентированные вопросы

Работают с деревом возможностей

Восстанавливают текст. Работа в парах.

Не делай из денег  кумира.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся деньгами.
5. Старайся не влезать в долги.

Обучающиеся делятся своими вариантами, как можно проявить ответную заботу.

Личностные:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Предметные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе;

Коммуникативные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии её решения;

обмениваться знаниями между обучающимися для принятия эффективных решений;

Регулятивные:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме.

Рефлексия

Прием «Закончи предложения»

Приём «Обобщение изученного»

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Продолжить предложение. «Делай добрые дела!», потому что…
Что нового вы узнали на уроке?
Что нужно запомнить на всю жизнь?

Сформулируем вывод к данному уроку.

Жить можно по разному, но чтобы наша жизнь доставляла радость и нам и окружающим, что нужно делать?

 Надо жить так, чтобы людям вокруг нас было хорошо!

Продолжить предложение. «Делай добрые дела!», потому что…

Отвечают на вопросы

Вывод урока: Надо жить так, чтобы людям вокруг нас было хорошо!

Личностные:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Предметные:

самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Коммуникативные:

обмениваться знаниями между обучающимися для принятия эффективных решений;


            

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНТИКОРУПЦИОННУЮ ТЕМАТИКУ

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Поиграем в игру: «Доскажите словечко»
1) Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь…(ЗДРАВСТВУЙТЕ!)
2) Зазеленеет даже пень, когда услышит…(ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня урок мы начнем с творчества продолжите, пожалуйста, самостоятельно следующие рассказы, мы друг друга внимательно послушаем. Какие у вас варианты получились. Прием "Продолжи цепочку".

Закончи рассказ по данному началу.
-Шёл мальчик и нашёл мобильный телефон…
-При покупке в магазине Пете дали сдачи больше, чем надо…
-Вит я увидел у товарища новую машинку и решил обменять …

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Почему у вас получились разные варианты продолжения историй? (о нравственном выборе каждого человека)

Чего может касаться нравственный выбор в жизни человека?(приложение1)Ответ к ребусу: деньги.

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Чего больше - добра, или зла приносят они людям?
Ученые утверждают, что деньги – это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время чего можно ожидать от человека имеющего избыток денег.

 Жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть. Хорошие ли это качества? Вы бы хотели быть обладателем таких личностных характеристик?

Обучающие отвечают на личностно ориентированные вопросы.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.

Я предлагаю прочитать произведение Пётра Аге́евича Ко́шель «Необычная бумажка» - это советский, российский писатель,  историк  и  переводчик, автор множества интересных произведений, давайте познакомимся с одним из них.

Приём Антиципация читаем название, изучаем иллюстрацию к произведению «Необычная бумажка».(приложение 3)

Как вы думаете, о чем будет данное произведение?

С какими героями мы познакомимся?

Какую роль могут сыграть деньги в этом произведении?

Первичное чтение текста «Необычная бумажка»

Я всего-навсего бумажка. Но в отличие от других бумажек меня не рвут, не бросают в мусорную корзину. На мне даже не пишут.

Наоборот, меня очень берегут и неохотно со мной расстаются.
Помнится, когда я попала в этот мир, я оказалась в руках у одного важного и богатого человека. У него было много таких бумажек, моих сестер. Этому человеку все угождали, подлизывались к нему — именно потому, что у него было много таких бумажек. Он был банкиром. Но однажды к нему в дом нагрянули бандиты. Они убили банкира, а все бумажки забрали.
Я оказалась в кармане у бандита. Однажды, когда он выходил из машины, его застрелили другие бандиты. Все бумажки, и меня тоже, забрала милиция. Она их потом отдала в городскую казну, а та передала детскому дому.

 В этом доме живут и учатся дети, у которых нет родителей.
Поскольку я была важной бумажкой, детский дом обменял меня на множество игрушек. Теперь у детей есть и куклы, и паровозики, и надувные шары. Я очень рада, что наконец-то принесла кому-то пользу. Я не хочу, чтобы из-за меня люди ругались и убивали друг друга.
Да, я забыла представиться: я — пятитысячная бумажка. То есть, на мне нарисована цифра 5 000 (пять тысяч). И если вы меня встретите, знайте, что я хочу приносить людям только пользу[2].

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Обсуждение и выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Были ли вы правы о том, что ожидали прочитать? Таких ли вы героев ожидали увидеть?

Чем являлась необычная бумажка?

Какую роль для себя определила «необычная бумажка»?

Какие еще герои были также нами встречены в рассказе?

Перечитывание текста, определение главных героев и второстепенных героев.

Работа с таблицей. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Определяем характеристику главного героя (необычная бумажка) и второстепенных героев (банкир, бандит, государство) определяем цели данных героев. (приложение2)

У каких героев были положительные, а у кого были отрицательные цели в существовании?

Определите тему рассказа и главную мысль рассказа.

О чём говорится в рассказе? О деньгах и какие могут быть варианты их использования.

Тема- деньги в жизни человека.

Найдите в тексте и процитируйте предложение в котором заключена важная информация, которую хотел нам рассказать главный герой.

- Согласитесь, деньги можно потратить по-разному. Всегда ли мы их тратим с пользой?

У каждого есть выбор, на что потратить карманные деньги.

Приведите пример разных целей.

Скажем можно купить только одно яблоко или несколько жвачек. 

Главная мысль рассказа - деньги должны приносить пользу.

5. Реализация построенного проекта

Давайте предложим свои варианты использования необычной бумажки, которая желает делать добрые дела.

Кому она может их помочь сделать, когда? Ведь делать будет всё же сам человек.

Приём «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева.

 Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Какое добро может принести и человек который использует деньги?

Можно ли с помощью денег совершать хорошие поступки, делать добрые дела?

Что для этого нужно человеку?

Человеку необходимо желание сделать что-то доброе. А деньги придут.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отношения человека к деньгам. Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?[3]

Вот несколько правил.

Прием: Восстанови текст. Но их необходимо восстановить, так как правила деформировались. Восстанови правила для грамотного использования денежных средств, а главное использование их на добрые дела.

1. Не делай из денег кумира.
2. Зарабатывай честно.
3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».
4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.
А также для правильного использования денег нам может помочь мудрость людей выработанная годами и представленная в виде пословиц.

Работа в парах. Пословицы и поговорки(собрать пословицы.
На воре шапка горит.
Украсть – в беду попасть.
Не пойман – не вор!
Ворованное впрок не пойдёт.
(Вор, что заяц: и тени своей боится.
Воровство- последнее ремесло.
Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Кто ворует,- тот беды не минует.
Вор девять раз украдёт, на десятый попадёт).

Ребята парами  делятся тем, что у них получилось, передают мудрость друг другу.

-Как вы думаете, какие деньги можно назвать «своими», а какие «чужими»?

Ответы детей.

- Ребята, у кого из вас сегодня есть деньги? Поднимите руки.
-Для чего вам нужны деньги? На что вы их хотите потратить?

- Откуда у вас деньги? - Откуда взялись деньги у ваших родителей?

-Деньги - это результат труда людей.
- Как вы думаете, легко ли родителям зарабатывать деньги?

Высказывают учащиеся личное мнение.
- Видели ли вы своих родителей усталыми после работы? У кого-то родители работают в другом городе, работают сутками, трудятся в ночную смену. Труд родителей надо ценить. Ведь родители в первую очередь заботятся о Вас.

Приём «Корзина идей».

Как можно в ответ позаботиться о своих родителях?

Обучающиеся делятся своими вариантами, как можно проявить ответную заботу.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Продолжить предложение. «Делай добрые дела!», потому что…
Что нового вы узнали на уроке?
Что нужно запомнить на всю жизнь?

Сформулируем вывод к данному уроку.

Жить можно по разному, но чтобы наша жизнь доставляла радость и нам и окружающим, что нужно делать?

 ВЫВОД: Надо жить так, чтобы людям вокруг нас было хорошо!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1."Примерная основная образовательная программа начального общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)

2.Ко́шель Пётр Аге́евич Произведение «Необычная бумажка» https://www.proza.ru/2014/04/29/1860

3.Чернова Юлия Евгеньевна «Финансы в нашей жизни»

https://nsportal.ru/shkola/ekonomika/library/2019/01/05/finansy-v-nashey-zhizni

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНТИКОРУПЦИОННУЮ ТЕМАТИКУ

Вклад урока в образовательные достижения учащихся заключается в следующем, смогут научиться:

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе.

Цель урока предусматривала следующие компоненты:

а)учительский создать условия для расширения представления обучающихся о природе денег и культуре обращения с деньгами,

б) ученический: знаниево-действенный (ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы узнать, овладеть, применить), ценностный воспитать высококультурного, социально значимого человека и формировать нравственные качества личности).

Данный урок просветительского характера, учителем создаются  условия для  постановки и формулирования учащимися проблемы и цели урока

 Формула вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам личностно-ориентированная. Учитель обращается к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения.

Учитель поощрял учеников задавать вопросы, комментировать, вовлекал ли  в дискуссию по решению учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия.

Приемы организации деятельности, которые использовал учитель для  обобщения  идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока «продолжи цепочку», «антиципация», «дерево возможностей», «восстанови текст», «закончи предложения», реализованы в полной мере. Эффективность использованных приемов направлены на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Так же в учебную деятельность включались ученики с низкой мотивацией, активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса через личностное включение в образовательный процесс.

 Вопросы учителя соответствовали  уровню интеллектуального и общего развития учащихся в классе.

Урок побуждает  учащихся к участию  во  внеурочной деятельности, которая  системно связана с учебной деятельностью учащихся: выполнение внеурочных учебных и учебно-исследовательских проектов; выполнение социально-значимых и патриотически-ориентированных проектов. 

Приложение 1

Приложение 2

Герои

Характеристика героя

Цель героя

Главные герои

Второстепенные герои

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...