Рабочая программа воспитания
рабочая программа

Елена Валерьевна Алексеева

Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ. Назначение Программы воспитания – создать и реализовать условия воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией. В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела: - Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». - Раздел «Цель и задачи воспитания». - Раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Организация предметно-эстетической среды». Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогов образовательной организации в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. - Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. Программа позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников. Процесс воспитания в ГБОУ школа № 428 Приморского района Санкт-Петербурга основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. В школе максимально созданы условия для всестороннего развития обучающихся, есть спортивный, тренажерный залы, стадион, два бассейна – большой и малый, зал для занятий хореографией, современная медиатека, лингафонные кабинеты. Учебные аудитории и специализированные кабинеты, оборудованы мебелью, отвечающей возрастным требованиям и специализированным учебным и лабораторным оборудованием, в том числе тренажерами и необходимым для занятий инвентарем. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации внеурочной деятельности таких как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические, волонтерские объединения и т. д. В период каникул школой используются возможности для проведения занятий в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, кружки, спортивные секции и т.п.) как самостоятельно, так и с привлечением социальных партнеров, разнообразных форм сетевого взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya.docx78.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа с. Барлук

665334 Иркутская область, Куйтунский район, с. Барлук, ул. Орджоникидзе 4.

тел: 89041308151, email: barluk2012@yandex.ru

Рабочая программа воспитания

МКОУ Барлукская СОШ с. Барлук

Автор: Алексеева Елена Валерьевна-

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Барлук, 2021

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа воспитания направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

МКОУ Барлукская СОШ расположена в Куйтунском районе более  30 км от районного центра. Воспитала не одно поколение ребят.  Школа имеет  материально-техническую базу для организации воспитательного процесса:  спортивный зал, библиотека, компьютерный класс, краеведческий музей.

Контингент обучающихся и их родителей сформирован из жителей близлежащих сел: Бурук, Броды, Окинск, Мингатуй.  Численность обучающихся на 1 сентября 2020 года

составляет 190 человек, численность педагогического коллектива - 27 человека.

Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее

образование, основное общее образование, среднее общее образование.

На 2020 учебный год школа заключила партнерство с МКУК Барлукский СКЦ,  МКУК «Куйтунским краеведческим музеем», МКУК «Куйтунская межпоселенческая районная библиотека», ДДТ «Город мастеров», МКУДО Межпоселенческая школа искусств.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются

следующие:

- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция

воспитательных усилий педагогов: День Знаний, День самоуправления Дня учителя,

Дни здоровья, новогодние утренники и маскарады, Смотр песни и строя, военно-спортивные игры «Я – помню! Я – горжусь!», конкурс патриотической песни: «Салют Победы!», Вахта Памяти, Последние звонки и Выпускной бал.

- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и

коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства

используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;

- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и

его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных

классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них

доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по  отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Педагогический коллектив школы видит своих  выпускников-воспитанников как высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые не отделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовно-культурные традиции народов России.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для

нашего общества ценностях (семья, груд, отечество, природа, мир, знания, культура,

здоровье, человек), общая цель воспитания в школе - личностное развитие

школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста {уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),

внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять

посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или_дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,

защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной

принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными

возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-

то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять

инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи

старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание

важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку

облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему

общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, которая завещана

ему предками и которую нужно оберегать;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой

 дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания

благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к культуре как духовному богатству общества, источнику духовно-нравственного

и культурно-исторического наследия народа;

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,

залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в

завтрашнем дне;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,

нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость

общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста {уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников

юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе

дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге

самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам

поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт,

который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт

деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на

улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных

исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,

опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого

самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,

волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого

самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение

следующих основных задач:

1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и

анализа в школьном сообществе;

2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные

объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,

реализовывать их воспитательные возможности;

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

8) организовывать профориентационную работу со школьниками;

9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

   

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

 Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

  Данный  модуль  школьной  программы  воспитания  раскрывает

уникальность  гуманистической  воспитательной  системы  школы,  в  основе

которой  находится  продуктивно-трудовая  деятельность  обучающихся,

учителей,  родителей  и  представителей  социума,  их  гражданственность,

инициативность, ответственность, коллективизм, целеустремленность.

Задача  возрождения  национальных  традиций,  воспитание  духовной

культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней

истории  своего  села  –  важнейший  приоритет  воспитательной  системы

школы.  Реализация  ежегодных  ключевых  дел,  жизнедеятельность

разновозрастных,  разнопоколенных  сообществ  –  реальное  партнерство

субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы.

Механизмами  усиления  воспитательного  потенциала  выступают

ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.

На внешкольном уровне:

-  социальные  проекты.  В  нашем  варианте  -    проект «Воспитание ремеслом»  с  подпрограммами:  

«Деревянное кружево», «Русские народные танцы», «Ткачество», «Юный краевед», «Игры народов России»;

- спортивные  состязания:  военно-спортивные игры: «Я – помню! Я – горжусь!», общешкольный турслет;

- акции: «Бессмертный полк», «Память»;

- праздники:  «День  пожилого  человека»,  «День  Учителя»,  «День Матери»,   «День рождения Школы»,  «Масленица»,  фестиваль-конкурс  патриотической  песни, посвященной Дню Победы, конкурс-смотр песни и строя,  «Новый год», «Ночь накануне Рождества», «Раз в  крещенский  вечерок»,  которые  открывают  возможности  для  творческой самореализации  школьников  и  включают  их  в  деятельную  заботу  об окружающих.

Наши  школьные  традиции,  лежащие  в  основе  внешкольного  уровня,

ключевые  дела  адаптированы  применительно  к  нашей  сельской  школе  и

направлены  на  воспитание  жизнеспособной  личности,  трудоспособной,

социально  активной,  умеющей  и  желающей  строить  свою  жизнь  на  селе,

трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой

Родине, с чувством ответственности за нее.

Задача  непростая  и  решать  ее  можно  только  всем  миром,  сельским

социумом. За этим наша особая миссия школы  –  социокультурного центра

села,  ориентированная  на  достижение  цели  на  основе совместных  усилий

семьи, школы, социума в целом.

На школьном уровне:

Наши  праздники  -  это торжественные эмоционально-окрашенные подведением некоторых итогов школьных  долгосрочных  социально-значимых  проектов.  В  целом  эта система  Ключевых  дел  направлена  на  познание  историко-культурных корней,  осознание  неповторимости  малой  Родины,  ее  судьбы, неразрывность с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников:

-  общешкольные праздники –  ежегодно проводимые творческие дела:

«День  самоуправления»,  «День  матери»,  «Новый  год»,  «День  Защитника

Отечества», Вечер встречи  выпускников «Школьные годы чудесные»,

связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в

которых участвуют все классы школы;

-  церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за

активное  участие  в  жизни  школы,  защиту  чести  школы  в  конкурсах,

соревнованиях, олимпиадах, за значительный вклад в развитие школы. Это

способствует  поощрению  социальной  активности  детей,  развитию

позитивных  межличностных  отношений  между  педагогами  и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

-  выбор  и  делегирование  представителей  классов  в  общешкольные

советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

- участие  школьных классов  в реализации общешкольных ключевых

дел;

-  проведение  в  рамках  класса  итогового  анализа  детьми

общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом

анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

 - вовлечение  по  возможности  каждого  ребенка  в  ключевые  дела

школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,

исполнителей,  ведущих,  декораторов,  музыкальных  редакторов,

корреспондентов,  ответственных  за  костюмы  и  оборудование,

ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

-  индивидуальная  помощь  ребенку  (при  необходимости)  в  освоении

навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

-  наблюдение  за  поведением  ребенка  в  ситуациях  подготовки,

проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,

старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

-  при  необходимости  коррекция  поведения  ребенка  через  частные

беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми,

которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение

взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или

иной фрагмент общей работы.

3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»

  Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классом:

-  инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых

делах,  оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении

и  анализе;  выработка  совместно  со  школьниками  законов  класса,

помогающих  детям  освоить  нормы  и  правила  общения,  которым  они

должны  следовать  в  Школе;  организация  интересных  и  полезных  для

личностного  развития  ребенка  совместных  дел  с  учащимися  вверенного

ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми

разными  потребностями  и  тем  самым  дать  им  возможность

самореализоваться,  а  с  другой,  установить  и  упрочить  доверительные

отношения  с  учащимися  класса,  стать  для  них  значимым  взрослым,

задающим образцы поведения в обществе.

Формированию  и  сплочению  коллектива  класса  способствуют

следующие дела, акции, события, проекты, занятия:

- Классные часы:  

тематические  (согласно плану классного руководителя,

посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе,

в  селе,  стране),  способствующие  расширению  кругозора  детей,

формированию  эстетического  вкуса,  позволяющие  лучше  узнать  и

полюбить свою Родину;  

игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию  настроения, предупреждающие  стрессовые  ситуации;

проблемные,  направленные  на устранение конфликтных ситуаций в классе,

Школе,  позволяющие  решать  спорные  вопросы;  

организационные, связанные  к  подготовкой  класса  к  общему  делу;  здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.

-  «День сюрпризов». Дело, организованное одной из групп одноклассников

(5-7  человек).  Это   викторины,  спортивные  эстафеты,  мастер-классы,  игровые  программы такие, как  «Джинсовая  вечеринка»  и  др..  Ребята самостоятельно  или  совместно  с  классным  руководителем  готовят  сюрприз  для  всего  класса.  Целью  является  творческая  самореализация детей посредством игровой деятельности, воспитание умения работать в команде, согласовывать свои действия.

 Классные руководители в работе над сплочением коллектива используют

разнообразные  формы.  Это  однодневные   походы  и экскурсии, организуемые вместе с родителями; празднования дней рождения детей,  включающие  в  себя  подготовленные  ученическими  микрогруппами  поздравления;  регулярные  внутриклассные  вечера,  дающие  каждому  школьнику  возможность  рефлексии  собственного  участия в жизни коллектива.

Индивидуальная работа с учащимися:

-  изучение  особенностей  личностного  развития  учащихся  класса  через

наблюдение  за  поведением  школьников  в  их  повседневной  жизни,  в

специально  создаваемых  педагогических  ситуациях,  в  играх,

 - погружающих  ребенка  в  мир  человеческих  отношений,  в  организуемых

педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты

наблюдения  сверяются  с  результатами  бесед  классного  руководителя  с

родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также

(при необходимости) – со школьным психологом;

- поддержка  ребенка  в  решении  важных  для  него  жизненных  проблем

(налаживания  взаимоотношений  с  одноклассниками  или  учителями,

выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и

т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем

в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями

или  законными  представителями,  с  другими  учащимися  класса;  через

включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через

предложение  взять на  себя  ответственность  за  то  или  иное  поручение  в

классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

- работа ШМО классных руководителей, совещания при директоре по правовому обучению и воспитанию-по плану;

- проведение конкурса «Самый лучший класс» (в конце года);

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями

(формы):

-  «Узкий  круг».  Беседа  родителей,  педагогов,  администрации  (при

необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их

законным  представителям  в урегулировании  отношений  между  ними,

администрацией Школы и учителями-предметниками;

-  Родительское  собрание.  Организация  родительских  собраний

(тематических,  организационных,  аналитических,  итоговых,

комбинированных,  совместно  с  учителями-предметниками,  совместно  с

детьми),  проводимых  в  режиме  обсуждения  наиболее  острых  проблем

обучения  и  воспитания  школьников;  родительский  комитет, родительский открытый университет.  Создание  и организация  работы  родительских  комитетов  классов и школы,  участвующих  в управлении  Школой  и  решении  вопросов  воспитания  и  обучения  детей; вебинары, лектории.  Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной  направленности,  Всероссийского родительского собрания;

- Совместные  дела.  Организация  на  базе  класса  семейных  праздников,

конкурсов,  соревнований,  направленных  на  сплочение  семьи  и  Школы;

анкетирование и тестирование родителей.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Воспитание        на        занятиях        школьных        курсов        внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

 Внеурочная  деятельность  в  МКОУ Барлукская СОШ  организуется по  направлениям  развития  личности,  определяемым  образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

 Миссия  школы  состоит  в  вовлечении  школьников  в  интересную  и полезную  для  них  деятельность,  в  предоставлении  возможностей  для самореализации,  личностного  развития  ребенка,  для  накопления  опыта социально значимых отношений.

  В рамках реализации спортивно-оздоровительного направления   в школе  обучающимся  предлагаются такие внеурочные  курсы, как 1 -4 классы: «Ритмика и танец», «Игры народов России»; 5 -9 классы: «Ритмика и танец», «Игры народов России», «Веселая физкультура», «Командные игры»; 10 – 11 классы: «Командные игры». А также курсы дополнительного образования ля обучающихся 5 -11 классов: «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол».

 Социально-педагогическая  поддержка  становления  и  развития высоконравственного,  творческого,  компетентного  гражданина  России, принимающего  судьбу  Отечества  как  свою  личную,  осуществляется,  в  том  числе,  и  в  рамках  реализации  духовно-нравственного  направления. Для обучающихся 5-11 классов предлагается внеурочный  курс  музейных  занятий  «Юный  краевед»,  для  обучающихся  1-4  классов  –курсы – «В мире книг», «В мире сказок», «Моя малая Родина».

 Общекультурное  направление  внеурочной деятельности представлено  курсами – «Мастерилки» 1-4 классы, «Русский танец – зеркало души» 511 классы, «Деревянное кружево» 6 – 9 классы, «Культура народов Иркутской области» 5 -9 классы.

 Общеинтеллектуальное направление  внеурочной деятельности представлено  курсами – «Юный эколог» 1 -4 классы, «Мой друг – компьютер» 5 класс, «Видео+» 5  11 классы.

 Каждое  направление  внеурочной  воспитательной  работы  и  ее

тематическое  наполнение  направлено  на  обогащение  опыта  коллективного взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Это, без сомнений, дает колоссальный воспитательный эффект в целом.

3.4. Модуль «Школьный урок»

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в МКОУ Барлукская СОШ определено  музейное воспитание.  Занятие  музейным  делом  способствует  созданию  условий  для развития духовно-нравственного потенциала личности. Через краеведческую, поисково-исследовательскую  работу  формируются  социально-значимые

знания своей Родины, ценностные отношения к  своему отечеству, своей малой и  большой  Родине,  опыту  проведения экскурсий, к  культуре  как духовному богатству;  социально  значимый  опыт  деятельного  выражения  собственной гражданской  позиции,  самостоятельного  приобретения  новых  знаний,  опыт проектной деятельности и др., чему способствует  деятельность  школьного  краеведческого музея и  потенциал  системы

школьных уроков.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- специально  разработанные  занятия  -  уроки,  занятия-экскурсии,

которые  расширяют  образовательное  пространство  предмета,  воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному селу;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы

поведения,  правила  общения  со  всеми  участниками  образовательного

процесса,  принципы  учебной  дисциплины  и  самоорганизации  через

знакомство  и  в  последующем  соблюдение  «Правил  внутреннего  распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых

на  уроках  явлений  через  создание  специальных  тематических  проектов,  организация  работы  с  получаемой  на  уроке  социально значимой  информацией  –  инициирование  ее  обсуждения,  высказывания учащимися своего мнения по ее  поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;

- организация  предметных  образовательных  событий  (проведение

предметных  декад)  для  обучающихся  с  целью  развития  познавательной  и  творческой  активности,  инициативности  в  различных  сферах  предметной  деятельности,  раскрытия  творческих  способностей  обучающихся  с  разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

- проведение  учебных  (олимпиады,  занимательные  уроки  и

пятиминутки,  урок  -  деловая  игра,  урок  –  путешествие,  урок  мастер-класс, урок-исследование  и  др.)  и  учебно-развлекательных  мероприятий  (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс  рисунков, экскурсия и др.);

- установление  доверительных  отношений  между  учителем  и  учениками,  способствующих  позитивному  восприятию  учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к

обсуждаемой  на  уроке  информации,  активизацию  их  познавательной

деятельности  через  использование  занимательных  элементов,  историй  из жизни современников;

- использование  ИКТ  и  дистанционных  образовательных  технологий обучения,  обеспечивающих  современные  активности  обучающихся

(программы-тренажеры,  тесты,  зачеты  в  электронных  приложениях, мультимедийные  презентации,  фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.) ;

- использование  воспитательных  возможностей  содержания  учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского

поведения,  проявления  человеколюбия  и  добросердечности,  перевод содержания  с  уровня  знаний  на  уровень  личностных  смыслов,  восприятие ценностей  через  подбор  соответствующих  текстов  для  чтения,  задач  для решения, проблемных  ситуаций  для обсуждения  в классе,  анализ поступков людей,  историй  судеб,  комментарии  к  происходящим  в  мире  событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;

  • - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
  • - интеллектуальных  игр,  стимулирующих  познавательную
  • мотивацию  школьников  («Что?  Где  Когда?»,  брейн-ринг, квесты, игра-эксперимент,  игра -демонстрация, игра-состязание,);
  • - дидактического  театра,  где  полученные  на  уроке  знания
  • обыгрываются в театральных постановках;
  • - дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт  ведения  конструктивного  диалога  в  атмосфере интеллектуальных,  нравственных  и  эстетических переживаний,  столкновений  различных  взглядов  и  мнений,
  • поиска  истины  и  возможных  путей  решения  задачи  или проблемы, творчества учителя и учащихся;
  • - групповой  работы  или  работы  в  парах,  с  целью  обучения командной  работе  и  взаимодействию  с  другими  детьми, постановки  общей  цели,  для  достижения  которой  каждый должен внести индивидуальный вклад,  распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
  • - использование  визуальных  образов  (предметно-эстетической  среды,
  • наглядная  агитация  школьных  стендов,  предметной  направленности,
  • совместно производимые видеоролики по темам урока);
  • - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
  • мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию  позитивных  межличностных  отношений  в  классе,  помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение,  доверие,  поручение  важного  дела,  эмпатия,  создание  ситуации успеха);
  • - участие представителей  школьного  актива   в Совете  профилактике  по  вопросам  неуспевающих  обучающихся  с  целью совместного составления плана ликвидации академической задолженности по предметам;
  • - инициирование  и  поддержка  исследовательской  деятельности
  • школьников  в  рамках  реализации  ими  индивидуальных  и  групповых
  • исследовательских проектов,  что даст школьникам  возможность  приобрести навык  самостоятельного  решения  теоретической  проблемы,  навык  оформления  собственных  идей,  навык  уважительного
  • отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
  • навык  публичного  выступления  перед  аудиторией,  аргументирования  и
  • отстаивания  своей  точки  зрения  (участие  в  конкурсах,  выставках,
  • соревнованиях,  научно-практических  конференциях,  форумах,  авторские
  • публикации  в  изданиях  выше  школьного  уровня,  авторские  проекты,   получившие  общественное  одобрение).

Непрерывный  поиск  приемов  и  форм  взаимодействия  педагогов  и

обучающихся  на  учебном  занятии  позволяет  приобретенным  знаниям,

отношениям  и  опыту  перейти  в  социально  значимые  виды самостоятельной деятельности.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка  детского  самоуправления  в  школе  помогает  педагогам

воспитывать  в  детях  инициативность,  самостоятельность, ответственность,

трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам предоставляет

широкие возможности для самовыражения и самореализации через участие в

делах школы и класса и анализа проводимых дел.  Для организации детского

самоуправления  в  школе  определены  функциональные  обязанности  для

заместителя  директора  школы  по  воспитательной  работе,  педагога-организатора,  педагога  дополнительного  образования,  классного руководителя.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

А) через деятельность Школьного парламента, объединяющего обучающихся 5 – 11 классов  и  обеспечивающего  организационные,  информационные  и

представительские  функции  на  уровне  школы  и  внешкольном  уровне.

Деятельность  Школьного  парламента осуществляется  через  реализацию

следующих функций:

  • - участие в планировании работы и анализе проведенных общешкольных
  • дел, акций, соревнований;
  • - координация  деятельности  членов Школьного парламента;
  • - организация в проведении общешкольных и внешкольных мероприятий,
  • распределение поручений по их проведению;
  • - организация и контроль дежурства по школе;
  • - изучение  нормативно-правовой  документации  по  деятельности Школьного парламента;
  • - изучение  мнения  обучающихся  по  актуальным  вопросам  школьной
  • жизни;
  • - участие в разрешении вопроса о награждении  обучающихся;

Б) через  работу  постоянно  действующего  школьного  актива  (штаб

РДШ),  инициирующего  и  организующего  проведение  личностно  значимых  для  школьников  событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников, флешмобов и т.д.):

Штаб  первичного  отделения  Всероссийской  общественно-государственной, детско-юношеской организации  «Российское движение

школьников» создан для реализации следующих функций:

  • - вовлечение обучающихся и прием в РДШ;
  • - активизация работы профильных отрядов и их Советов по занятости в
  • свободное  время  (юные  инспектора дорожного  движения, волонтеры);
  • -  организация  и  ведение  школьного  учета  членов  РДШ  и  их  участие  в
  • мероприятиях;
  • - организация  мероприятий  и  их  анализ  по  направлениям  деятельности
  • РДШ;
  • - организация проведения Всероссийских дней единых действий;
  • - привлечение  обучающихся,  членов  РДШ  в  участии  в  научно-практических  конференциях,  предметных  олимпиадах  и  неделях,
  • спортивных соревнованиях и творческих конкурсах;
  • - участие  в  организации  содружества  с  социальными  партнерами
  • (МКУК Барлукский СКЦ,  ФДХШИ, ДДТ);
  • - участие в обсуждении кандидатур на награждение;
  • - организация участия профильных  отрядов в работе летнего школьного
  • лагеря.

На уровне классов:

  • -  через  деятельность  выборных  по  инициативе  и  предложениям
  • обучающихся  класса  представителей,  представляющих  интересы  класса  в
  • общешкольных  делах  и  призванных  координировать  его  деятельность  с
  • работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • - через  деятельность  активов  классов,  отвечающих  за  различные
  • направления  работы,  реализуемые  в  процессе  выполнения  следующих

функций:

1. Планирование  и  анализ  общеклассных  дел,  конкурсов,  соревнований,

акций;

2.  Организация дежурства по классу и школе;

3. Выпуск и работа классного уголка;

4. Делегирование обучающихся для работы в Школьном парламенте,

штабе  РДШ;

5.  Активизация обучающихся класса для занятости в свободное время;

6.  Представление кандидатур обучающихся для награждения;

7. Отчетность о работе актива  классов на заседаниях  Школьного парламента.

На индивидуальном уровне через:

  • - Участие  в  планировании,  организации  и  анализе  проведенных
  • общешкольных, внешкольных, классных дел;
  • - Участие в работе  органов самоуправления класса и школы;
  • - Участие  в  дежурстве  по  классу  и  школе,  в акциях;
  • - Участие в работе Школьного парламента по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.;
  • - Участие в летних практиках и  сменах в школьном лагере дневного пребывания, рейдах ЮИД.

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

   Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  •  утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.

  По инициативе администраци школы были созданы  следующие школьные детские общественные объединения:

  1. Первичное отделение Российского Движения Школьников;
  2. Волонтёрское движение «Лучики надежды и добра»;
  3. Отряд Юных Инспекторов Дорожного Движения;
  4. Объединение «Активисты школьного музея».

Модуль 3.7. «Волонтерство»

  Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, села, страны. Волонтёрская деятельность осуществляеться через волонтёрское движение «Лучики надежды и добра».

 В МКОУ Барлукская СОШ действует волонтерство, которое предполагает деятельность школьников, направленную на благо людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

   Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

На уровне школы:

  • участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;
  • участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
  • участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в пришкольном участке, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);
  • участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве ведущих, выступающих, дежурных.
  • участие обучающихся из волонтерского движения «Лучики надежды и добра» в подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников и младших классов, социальных партнёров;
  • участие в акциях по безопасности;
  • посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в селе: уборка дворовых территорий;
  • привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных учреждений: участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся;
  • участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время проведения акций и летняя практика.

Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»

  Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
  • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие села для углубленного изучения произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
  • однодневные походы, осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия.
  • турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.

3.9. Модуль «Профориентация»

Совместная  деятельность  педагогов  и  школьников  по  направлению «профориентация»  включает  в  себя  профессиональное  просвещение школьников;  диагностику  и  консультирование  по  проблемам профориентации,  организацию  профессиональных  проб  школьников. Задача  совместной  деятельности  педагога  и  ребенка  –  подготовить

школьника  к  осознанному  выбору  своей  будущей  профессиональной деятельности, сориентироваться в мире современных профессий, учитывая потребности  территории  в  кадрах  и  востребованность  профессий  в современном  мире.  Создавая профориентационно  значимые  проблемные ситуации,  формирующие  готовность  школьника  к  выбору,  педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на  труд  в  постиндустриальном  мире,  охватывая  не  только

профессиональную,  но  и  внепрофессиональную  составляющие  такой деятельности.

 Эта работа осуществляется через:

На школьном уровне:

  • циклы  профориентационных  часов  общения,  направленных  на

подготовку  школьника  к  осознанному  планированию  и  реализации  своего

профессионального будущего;

  • профориентационные  игры: деловые  игры,  квесты,

решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять

определенную  позицию),  расширяющие  знания  школьников  о  типах

профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах  и недостатках той

или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

  • профориентационные  практики:  профессиональные  пробы,  где

школьники узнают на практике, в чем заключается  деятельность специалиста

по  выбранной  профессии;  уроки  с  привлечением  работодателя,  в  ходе

которого  учащиеся  попробуют  себя  в  данной  профессиональной  роли;

мастер-классы  с  участием  профессионалов;

  • экскурсии  в организации села,  дающие  школьникам  начальные

представления  о  существующих  профессиях  и  условиях  работы  людей,

представляющих эти профессии;

  • посещение  профориентационных  выставок,  ярмарок  профессий,

дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

  • встречи с носителями профессий (очные и онлайн);
  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных

выбору  профессий,

  • участие  в  работе  всероссийских  профориентационных  проектов

«ПроеКТОриЯ»  (https://proektoria.online/), созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных  задач,  участие  в  мастер-классах,  посещение

открытых уроков;

  • участие  учащихся  1-9  классов  в  российском  тестировании

функциональной  грамотности  по  модели  PISA,  по  результатам которого

каждый участник получает индивидуальные рекомендации;

  • индивидуальные  консультации  психолога  для  школьников  и  их

родителей  по  вопросам  склонностей,  способностей,  дарований  и  иных

индивидуальных  особенностей  детей,  которые  могут  иметь  значение  в

процессе выбора ими профессии;

  • родительские  собрания-конференции;

На индивидуальном уровне:

  • составление учащимися профессиограмм будущей профессии
  • проведение  профессиональных  проб  по  пяти  профессиональным

сферам –  «Человек –  Человек», «Человек –  Техника», «Человек   –    Природа»,

«Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ».

  • рейтинговая система самоопределения и самоорганизации учащихся в сфере образования, воспитания и определения будущей профессии.

3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»

    Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (школьное радио) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  • школьная газета «Звоночек», на страницах которой организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
  • школьный медиацентр «Видео+» – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров, дискотек;
  • официальный сайт школы, через который происходит информирование детской, родительской и педагогической общественности;
  • освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах осуществляется в каждом классе через классный уголок;
  • совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и классах;
  • участие школьников в различных конкурсах школьных медиа.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

   Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

 Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

  Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

  Критерием, на основе  которого осуществляется  данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

 Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

 Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

 Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

   Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

 Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, акттивом школьного ученического самоуправления и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

 Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

 Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • качеством реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
  • качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  • качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством работы школьных медиа;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

  Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он включает в себя представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической деятельности:

Результаты реализации Программы воспитания учащихся

Критерии анализа и оценки

Показатели анализа и оценки

Методики изучения и анализа

1.Продуктивность деятельности

1.Уровень развития ребенка

2.Уровень развития коллектива

1.1 Ценностные ориентации ребенка

1.2.Степень социализированности личности

1.3.Степень развития социальных качеств

2.1. Отношения между обучающимися

2.2. Уровень развития самоуправления

1.1.Проективный тест «Домики» (автор О.А. Орехова) 1 классы, Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына) Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) (7 – 11 класс) Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой) (6-11 класс) Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс) Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову)

1.2. Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс) Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9- 11 класс) Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8- 11 класс)

1.3. Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1 – 11 класс) Профессиональная ориентированность Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9- 11 класс) Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс) Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову)

2.1. Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс) Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович) Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным)

2.2. Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Л.И. Гриценко) Методика Определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожкова

2.Чувство удовлетворения детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельно стью в образовательно м учреждении

Удовлетворенност ь детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельност ью в образовательном учреждении

1. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

2. Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения

3. Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении и результатами процесса воспитания детей

1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым) Методика оценки школьной социальнопсихологической комфортности (разработана А.А. Андреевым)

2. Методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым) Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым) Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.)

3.Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым) Анкета «Ваше мнение» (составлена И.А. Забуслаевой)

   Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и социализации "Школа добрых дел"

Рабочая программа «Школа добрых дел»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представ...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )

Целью воспитательной работы класса  на 2018 – 2019  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )

Целью воспитательной работы класса  в 2016 – 2017  учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...