Программа "Жизнь дана на добрые дела"
методическая разработка (3 класс)

Матюхина Юлия Эдуардовна

Программа волонтерской деятельности "Жизнь дана на добрые дела"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhizn_dana_na_dobrye_dela.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Рабочая программа по волонтерской деятельности

«Жизнь дана на добрые дела»

3 класс

Социальное направление

Автор

Учитель начальных классов

Матюхина Юлия Эдуардовна

2022 г.

                           Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребенок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний.

В наше трудное время особенно страдают пожилые, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, можно объединиться тем, кто не равнодушен к проблемам других людей.  Для этого и была создана программа «Жизнь дана на добрые дела».

В основе программы лежат следующие документы:

•        Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

•        Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

•        Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

•        Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

•        Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);                                                              Закон РФ "Об образовании"

•        Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;

•        Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

•        Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

•        Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Цель программы:

  • Формирование позитивных установок учащихся на волонтерскую деятельность.
  • Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Планируемые результаты:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью

          учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе

          работы с материалом, учить работать по предложенному плану.

  • Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности
  1. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

         дополнительные материалы, свой жизненный опыт и

         информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

          результате совместной работы со сверстниками.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения и

          следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе.

В результате освоения программы обучающиеся будут 

знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров,
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов,
  • основные формы работы волонтеров.

уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;
  • проводить акции, направленные на формирование ЗОЖ
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами

          и правилами уважительного отношения;

  • принимать общечеловеческие ценности;

Направления волонтерской деятельности

Просветительская деятельность:

- выпуск стенгазет;

- выступления перед младшими классами;

- заметки на школьном сайте.

Трудовая  деятельность:

- организация рейдов по уборке территории школы;

- организация рейдов по этажу для начальной школы.

Спортивная деятельность:

- участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях

- помощь в организации подвижных игр с первоклассниками.

Шефская деятельность:

- организация просветительских и социокультурных мероприятий для

пожилых людей, ветеранов, младших классов.

Охранно-природная деятельность:

- уход за растениями в классе, на этаже начальной школы;

- помощь в уходе за цветами и кустарниками на школьном участке.

Образовательные технологии и методы:

  • Технология проектов;
  • Технология коллективного взаимообучения и технология

           сотрудничества;

  • Здоровье сберегающие технологии;
  • Технология проблемного обучения
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология исследовательской деятельности

Программа содержит теоретические и практические занятия. Освоение программы “Жизнь дана на добрые дела” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. Программа адресована обучающимся 3-х классов общеобразовательной школы.

 Количество детей на занятиях 15-20 человек. Программа рассчитана на 136 часов, занятия проводятся 4 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Перечень тем занятий

Теория

Практика

Виды деятельности

1-2

 Просмотр и обсуждение  фильма «Тимур и его команда» (к 75-летию написания книги А.Гайдара)

2 ч.

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке  задач

3-4

Помощь в подготовке и проведении кл.часов «Жертвам Беслана посвящается…»

1ч.

1ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

5-6

История волонтерского движения в России. (Беседа).

Организационное заседание № 1 волонтерского отряда.

1ч.

1ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

Создание ситуации успеха.

7-8

Спортивный праздник «100 затей для 100 друзей»

2ч.

Спортивно-оздоровительная. Создание ситуации успеха

9-10

Создание страницы и освещение деятельности волонтерского отряда на сайте школы и в «Волонтерском вестнике»

2ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

11-12

Обучающие занятия с волонтерами по гражданской обороне

1ч.

2ч.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества 

13-16

Подготовка и проведение Акции «Осенний уик-энд». (Помощь пожилым людям)

4ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

17-20

Подготовка и проведение Акции «Дом без одиночества» (Помощь ветеранам пед.труда)

4ч.

Благотворительный концерт

20-21

Помощь в подготовке праздника к Дню Учителя

2ч.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества 

22-23

Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки»

2ч.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

24-25

Конкурс плакатов и рисунков «Ударим юмором по сигаретам»

1ч.

1ч.

Выставка

26

День самоуправления

1ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

27-28

Подготовка и проведение акции к Дню школьных библиотек «Живи, книга»

2ч.

КТД

29-31

Подготовка и выступление агитбригады по ПДД (внутри школы и детских садах)

1ч.

2ч.

Музыкально-литературная композиция

32-33

Помощь в подготовке кл.часов к Дню памяти жертв политических репрессий

1ч.

1ч.

Научно-исследовательская

34-35

Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»

2ч.

Взаимообучение, использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

36-37

Организация спортивных игр на осенних каникулах

2ч.

Спортивно-оздоровительная. Использование коллективных форм организации деятельности

38-39

Заседание № 2 волонтерского отряда. Тренинг.

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

40-41

Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню толерантности (16.11)

1ч.

1ч.

Сбор эмпирической информации

42-43

Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» (20.11)

1ч.

1ч.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

44-47

Акция «Согреем ладони, разгладим морщинки»

4ч.

Научно-исследовательская

48-51

Мероприятия ко Дню матерей России (27.11)

4ч.

Сбор эмпирической информации

52-55

Подготовка и проведение мероприятий к Всемирному дню борьбы со СПИДОМ (1.12)

1ч.

3ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

56-59

Подготовка и проведение мероприятий к Международному дню инвалидов «Разное детство» (3.12)

4ч.

Сбор эмпирической информации

60-61

Творческий отчёт к Дню волонтёров России (5.12)

2ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

62-63

Подготовка и проведение мероприятий к Дню героя России (9.12)

2ч.

Сбор эмпирической информации

64-65

Акция «Новогодняя игрушка»

2ч.

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

66-69

Социальный проект «Рождественские подарки в каждый дом»

4ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

70-71

Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

72-73

Заседание № 3 волонтерского отряда.

Тренинг «Я и команда»

2ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

Взаимообучение.

74-75

Январские забавы.

Зимние игры

2ч.

Групповые игры. Спортивно-оздоровительная.  

76-78

Операция «Снежок»

(Помощь пожилым людям в уборке снега)

3ч.

Трудовая деятельность

79-81

Подготовка и проведение интерактивной игры «Будем здоровы»

3ч.

Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

82-83

Подготовка и проведение конкурса рисунков и презентаций, фильмов «ЗОЖ моими глазами»

2ч.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

84-90

Подготовка и проведение мероприятий к Дням воинской славы России

2ч.

4ч.

Сбор эмпирической информации

91-95

Подготовка и проведение мероприятий «Для милых дам»

1ч.

4ч.

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

96-97

«Мир моих увлечений». Выставка талантов учащихся

2ч.

Досугово-развлекательная деятельность

98-99

Мероприятия к Международному дню Счастья

(20.03)

2ч.

Интеллектуальный марафон

100-101

Работа на сайте. Выпуск «Волонтерского вестника»

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

102-103

Заседание № 4 волонтерского отряда.

2ч.

Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

104-105

Мероприятия ко Всемирному дню Здоровья

(7.04)

2ч.

Групповые игры

106-107

Трудовая Акция «Школьный двор»

2ч.

Трудовой десант. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

108-111

Мероприятия к Международному дню памятников и исторических мест (18.04)

1ч.

3ч.

Научно-исследовательская

Сбор эмпирической информации

112-115

Акция «Круговая порука Добра»

1ч.

3ч.

КТД

116-120

Акция «Георгиевская ленточка»

Вахта Памяти

5ч.

Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

121-122

Экологический десант «Цветущий май»

2ч.

Трудовая деятельность

123-126

Мероприятия по подготовке и проведению Акции «Письмо водителю»

1ч.

3ч.

Акция

127-130

Школьные олимпийские игры

4ч.

Спортивно-оздоровительная. Групповые игры

131-136

Творческий отчёт волонтерского отряда

2ч.

4ч.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь дана на добрые дела

Тема: “Жизнь дана на добрые дела”           классный часЦель:формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие ...

Жизнь дана на добрые дела

Это мероприятие учит детей быть добрыми, отзывчивыми к своим близким и к окружающим им людей. На данных примерах они получают наглядные поступки....

Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела."

Презентация к занятию "Жизнь дана на добрые дела". Лёгкая, расслабляющая музыка, пословицы о добре, сравнение добра и зла, притча о злом юноше......

Жизнь дана на добрые дела

классный час по этике...

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс.

Классный час «Жизнь дана на добрые дела». 4 класс. Цели:показать значимость человека в добрых делах для общества, воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь, нуждающейся...

Внеклассное мероприятие "Жизнь дана на добрые дела"

"Жизнь дана на добрые дела" Представлю вашему вниманию урок-конспект воспитательного мероприятия проведенного по учебно-методическому комплекту (УМК) «Все цвета, кроме черного». Материалы УМК...

проект "Жизнь дана на добрые дела"

Общества, где не ценят традиции, пренебрегают своим прошлым, никогда не являются долговечными. В лучшем случае их распад приводит к обретению заново когда-то отброшенного исторического наследия....