Как создать детскую социологическую службу в школе
методическая разработка (2 класс)

Индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его обучения и активной деятельности с учетом интересов, потребностей и возможностей детей становится в настоящее время характерной особенностью работы многих учебных заведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sozdat_detskuyu_sotsiologicheskuyu_sluzhbu_v_shkole.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект

КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКУЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКУЮ СЛУЖБУ В ШКОЛЕ (Методические рекомендации)

Индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его обучения и активной деятельности с учетом интересов, потребностей и возможностей детей становится в настоящее время характерной особенностью работы многих учебных заведений. Развитие этого процесса связано с решением ряда проблем по изучению потребностей и запросов детей и их родителей в отношении деятельности образовательных заведений. Для успешной реализации этой задачи необходимым становится формирование особой социально-психологической культуры педагогических кадров коллективов этих учреждений.

Сегодня невозможно лишь провозгласить, что именно интересы и пожелания юных и их семей являются приоритетными в деятельности школ, гимназий, других учебных центров, необходимо самим уметь определить с помощью научных апробированных методов, каковы эти стремления у сегодняшних воспитанников именно этого заведения, в этом селе, городе, крае.

Полученные в ходе исследований данные будут иметь широкую практическую значимость и для педагогов-воспитателей, и для родителей. Ведь дети в наше бурное время меняются быстрее, чем наши представления о них. Вот почему нам представляется крайне важным создать в школах специальную социологическую службу изучения детей и подростков.

Служба будет способствовать защите прав детей, изучая общественное мнение юных и привлекая внимание общества к их интересам, заботам, нуждам и проблемам.

Конвенция о правах ребенка утверждает право ребенка на свободу слова, на выражение собственного мнения, подчеркивает обязанность взрослого мира считаться с мнением своих детей в соответствии с их возрастом и степенью их зрелости. По мнению авторов, именно службы изучения мнения детей смогут стать одним из надежных механизмов контроля за соблюдением прав ребенка в учебных заведениях и в семьях.

Данная служба будет выполнять следующие функции:

- проводить диагностику удовлетворенности обучением в школе, социально-психологическим климатом в детских коллективах и между педагогами и детьми;

- корректировать представления о детях и их социальном окружении в селе, городе и микрорайоне школы;

- прогнозировать отношение детей, педагогов и родителей к предполагаемым нововведениям в учебном заведении, а также предвидеть последующие изменений в детской среде, связанные как с этими нововведениями, так и с переменами социума;

- вырабатывать рекомендации по улучшению деятельности педагогического коллектива и по принятию управленческих решений.

При организации деятельности службы дети не будут являться лишь объектами исследований взрослых. Опыт показывает, что юные участники-респонденты социологических исследований получают положительный эмоциональный заряд. "В первый раз со мною так долго говорили взрослые,"- такие слова часто говорили нам учащиеся младших классов в школах после интервью. Недовольных, расстроенных ребят  не бывает. И не беда, что пока не все из них осознают, что это не простая беседа, игра, а изучение их детского общественного мнения, которое должно учитываться при принятии решений в обществе так же, как и мнение взрослых. Мы предлагаем также не только изучать детей, но и привлекать для этой работы самих учащихся. Дети и подростки могут предлагать темы и вопросы для анкет и интервью, сами проводить различные методики среди сверстников. Опыт показывает, что юные исследователи часто наталкивают профессионалов на такие глубинные проблемы, о существовании которых взрослые и не подозревают. Дети могут сами и совместно с взрослыми готовить материалы и объяснять данные. И это оказывается очень важным. Кто лучше самих ребят знает жизнь, интересы, заботы, нужды своих друзей?

Участвуя в работе службы, ребята будут овладевать правовой и социологической культурой, учиться жить в демократическом обществе, познакомятся со своими правами.

Можно сформулировать несколько основных принципов работы данной службы.

1. Принцип независимости. Члены службы должны быть независимы от интересов администрации школы.

Это значит, что на проводящих исследование ни в коем случае не должно оказываться давление для получения результатов, предпочтительных для педагогов и руководства. Это значит, что взрослые должны решиться на спокойное принятие всех предлагаемых для исследований самими детьми тем и вопросов, а при получении "неприятных" для них-взрослых результатов не подвергать осмеянию или наказанию тех, кто участвовал в исследованиях.

Как правило, никто не возражает, когда члены службы спрашивают о любимом певце или фильме, но вопросы о любимчиках педагогов, о конфликтах, о формах наказания и поощрения по душе далеко не всем педагогам.

2. Принцип гласности. Результаты массовых исследований должны стать известны коллективу учащихся и педагогов.

Лишь некоторые личностные психологические методики лучше проводить без разглашения их результатов, а именно тогда, когда делаются выводы о персоналиях (например, самый нелюбимый учитель, дети, отвергнутые в классных коллективах).

Все другие обобщенные мнения могут быть вывешены на специальном информационном стенде, опубликованы в школьной газете, представлены в радиогазете или видеопрограмме.

3. Принцип деятельности. Данные не консервируются на бумаге, а "работают"- активно и оперативно используются для улучшения деятельности школы и саморазвития детей и педагогов.

Должно стать правилом при получении негативной информации, отрицательной оценки использование коллективного поиска наилучшего решения проблемы. Положительные оценки помогут зафиксировать предпочтительные формы работы с детьми на будущее.

4. Принцип невмешательства. Служба не может вмешиваться сама в действия педагогов, органов самоуправления и администрации.

Зафиксировать, спрогнозировать, предложить- вот, что может служба. Но выработать конкретные меры, выделить или наказать кого-либо по итогам исследований- этого службе делать не следует.

5. Принцип сотрудничества. Служба должна способствовать установлению атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми, а не создавать прецеденты для конфронтации поколений.

Не секрет, что по многим вопросам юное и старшее поколения имеют разные взгляды, ценности и социальные установки, и эти различия могут быть четко выделены в ходе исследований. Служба пытается помочь общению детей и взрослых на основе взаимного уважения и доверия.

6. Принцип добровольности участия. Нельзя заставить респондентов участвовать в исследованиях.

Нужно заинтересовать ребят и взрослых в опросах, интервью, объяснив важность и значение этой работы. Нужно стремиться создать непринужденную обстановку с помощью шутки, уважительного обращения. При любой попытке давления со стороны исследователи часто получают искаженную неправдивую информацию от ребят.

Оптимальным числом членов службы в сельской средней школе можно считать 7-9 человек (в зависимости от поставленных целей). Кто эти люди?

Служба может иметь такую структуру:

-1-2 руководителя-координатора службы (как правило взрослый - один из педагогов, проявляющий интерес к исследовательской работе, и представитель руководства школы- заместитель директора или организаторов внеклассной работы, методист. Взрослые в службе обязательно должны быть, они помогут детям решить организационные и технические проблемы, разберутся в возникающих конфликтах и защитят юных членов службы от несправедливой критики. На этапе создания службы взрослый должен выполнять основную организующую роль: найти и собрать активных, коммуникабельных ребят, разъяснить им цели и задачи их будущей деятельности, помочь выбрать темы и составить методики, договориться с классными руководителями других классов об организации опросов, проверить полученные и затем просчитанные данные, вместе с ребятами подготовить итоговый материал. Когда служба заработает в полную силу, взрослые смогут выполнять в ней консультационную функцию.

- 3-5 человек, главным качеством которых является их активность, открытость, способность найти «язык» с любым человеком они будут непосредственно проводить массовые опросы и другие виды исследовательских методик. Лучше, если заранее будет проведено их условное «деление» по возрастам опрашиваемых и изучаемых. Например, кто-то из службы всегда будет работать в младших классах, постепенно освоит навыки общения с маленькими детьми. Подберите для работы в этой группе и мальчиков, и де-вочек, ведь вопросы могут быть разными и какие-то из них представители другого пола задавать будут стесняться.

- 1-2 человека - группа обработки результатов. Главное правило для подбора этих ребят- они должны быть ответственны, добросовестны и усидчивы. Сверхактивному человеку справиться с работой и с собой будет очень сложно, а вот педанту, спокойному, вдумчивому ребенку это поручить можно.

- 2-3 человека- группа по подготовке итоговых материалов, хорошо если в нее войдут и те, кто будет писать материалы для школьной газеты или информационного стенда, и художник, который по итогам исследований сможет подготовить диаграммы и таблицы, веселые рисунки-комментарии.

Итак, определены задачи социологической службы школы, подобраны члены службы и пора приступать к работе.

Конечно, для успешной работы службы недостаточно только энтузиазма, требуются и специальные знания, ведь изучение общественного мнения - серьезная отрасль социологии со своими правилами. А социология - это наука, которая изучает все общество, группы людей, их отношения и проблемы, в том числе и проблемы детей.

Эти рекомендации познакомят детей и педагогов, объединенных вместе в социологическую службу, с правилами проведения опросов общественного мнения юных, подскажут, как использовать результаты исследовательской работы в деятельности образовательных заведений.

Что изучать? Как найти тему?

Темы могут быть выбраны в ходе специальных дискуссий и обсуждений педагогов и ребят. На тему исследования может натолкнуть конкретная ситуация, случай в школе. Подсказка темы возможно будет обнаружена вами при анализе сочинений на свободную тему детей, материалов детской прессы, предложений родителей. План учебно-воспитательной работы на следующий учебный год, тематика планируемых педсоветов и классных часов помогут выбрать первые темы. Советуем для начала сконцентрировать свое внимание на одной-двух.

Как изучать?

Исследование детей и подростков традиционными методами и с применением обычных для взрослых респондентов социологических методик неэффективно и требует специальной переработки, адаптации последних.

Способов получить важную информацию о ребятах есть много: можно проанализировать их заметки, пришедшие в редакцию школьной газеты, сочинения, рисунки, можно наблюдать за детьми, провести беседы или интервью. И, наконец, чаще всего ребят просят заполнить анкету. Мы предлагаем вам научиться использовать все эти методы и способы.

ОПРОС- метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Бывают опросы письменные - анкета- и устные- интервью, опросы телефонные, через прессу, телевидение, радио, по почте.

РЕСПОНДЕНТ- тот, кто отвечает на вопросы анкеты, или тот, у кого берут интервью. Респондента можно также назвать опрошенным.

АНКЕТА - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Анкета может содержать несколько простых вопросов, на которые можно ответить «ДА- НЕТ-НЕ ЗНАЮ», а может и быть сложной, большой с разделами и просьбами написать ответы.

ИНТЕРВЬЮ - целенаправленная беседа для получения ответов на заранее приготовленные вопросы. Интервью проводит интервьюер. Проведение интервью требует от него специальной профессиональной подготовки, а также большего времени, чем анкетирование.

Начнем с наиболее часто применяющегося метода - анкетирования. Тема определена, необходимо правильно составить вопросы.

Приведем примеры вопросов из практики. Вот такие вопросы были придуманы ребятами в детской социологической службе по теме «Школа».

Хотел(а) бы ты ходить в школу, где учатся только мальчики или только девочки ?

Какие лишние предметы преподают в школе ?

Нравятся ли тебе завтраки и обеды в школе ?

Есть ли у нас в школе «черный» рынок ?

Нужны ли школьные зачеты, экзамены ?

Скучаешь ли ты в летние каникулы по своим учителям ?

Тема взаимоотношений родителей и детей изучалась с помощью таких вопросов:

Часто ли ты конфликтуешь с родителями?

Говоришь ли ты с родителями о любви?

Знают ли твои родители, кто твой(ая) любимый(ая) ?

Применяют ли твои родители к тебе физические наказания ? Кто в твоей семье решил, что делать с твоим ваучером ?

Куда ты ходил (а) с родителями вместе в последний раз ? Придумав свои вопросы, проверьте их этим нехитрым тестом:

1.Вопрос будет интересен ребятам?

2.Вопрос получился конкретным?

3.Ребята смогут кратко ответить на этот вопрос?

4.Ребятам не будет трудно вспомнить то, о чем спрашиваем?

5.Вопрос короткий?

6.Понимают ли ребята все слова, названия, которые мы включили в вопрос?

7.Смогут ли ребята ответить на вопрос без страха, опасения за себя или за своих родителей, родственников?

Если на все эти вопросы вы ответили «да», то считайте, что вопрос у вас получился.

Как составить анкету?

Чтобы анкета смогла успешно выполнить свое предназначение, т.е. дать в руки исследователей достоверную информацию, должны соблюдаться следующие подходы к ее конструированию и к формулированию вопросов. Отметим, что все изложенные ниже подходы к подготовке анкет необходимо учитывать и при составлении бланка интервью.

Практика социологических исследований показала, что вопросы разговорного языка и анкеты имеют различную природу. В разговорном языке вопрос обращен только к индивиду, к одному человеку, а в социологической анкете беседа идет со множеством респондентов.

Исследователь не может учесть все личностные особенности респондентов-детей и условия, возникающие во время опроса. Это ставит очень сложную задачу унификации социологического вопроса. Он должен быть построен так, чтобы быть понятным всем без исключения. Вопросы не должны предъявлять непосильных требований к детям, их памяти и аналитическим возможностям.

При постановке вопроса необходимо быть уверенным в адекватном понимании всеми респондентами употребляемых в нем слов, терминов и понятий. Включая в анкету такую общественно-политическую лексику, как реформы, общественный строй, права, обязанности и др., необходимо убедиться, что данные понятия знакомы детям. Наблюдения педагогов-практиков за языком детей помогут определить, какие слова требуют уточнения и разъяснения. Мы в нашей практике сталкивались много раз с употреблением общеизвестных слов в необычном смысле. Например, слово «администрация» понимается маленькими детьми не как орган, а как конкретное здание. Мульти-миллионер- это тот, кто нажил богатство на производстве мультиков. А  Президент, по мнению первоклассников, бывает у всех живых существ – «Там живет стая бродячих собак, а Шарик у них президент!». В случае обнаружения неточного понимания термина, слова требуется его обязательная замена. В противном случае нельзя гарантировать, что вы получите достоверный ответ.

Важно не только подобрать слова понятные детям, но и учитывать их возрастные особенности восприятия некоторых тем. Например, исследователи заметили смущение маленьких детей при употреблении выражений «жениться», «выйти замуж», что влекло за собой отказ от ответов. Была проведена замена выражений на более нейтральное словосочетание «создать семью» и малыши стали давать ответы охотно.

Если вы готовите анкету и будете предлагать варианты для выбора, то не жалейте ни места, ни времени для веселых ответов. Часто они не несут полезной информации, но, несомненно, понравятся ребятам, отвечающие будут лучше расположены к вам, а значит успех вам обеспечен.

Не забудьте, что на ваши вопросы будут отвечать и мальчики и девочки. А значит, нужно чтобы ребятам было понятно, что вопрос задается всем. Обозначьте в анкете грамматическую категорию рода: На кого тебе хотелось бы быть похожей ( похожим)? Был (а) ли ты на море?

Желательно сформулировать вопросы в личностной форме с обращением на «ты». Обидного в этом ничего нет, наоборот, когда включаются вопросы с обращением «Вы», например, «Чем Вы любите больше всего заниматься в свободное время после школы?», некоторые ребята думают, что их спрашивают вообще о всех ребятах этого возраста и о себе лично не рассказывают.

Говорите с ребятами на их языке. Так, в вопросы о том, что нравится, а что нет в ровесниках, можно включить выражение «девочки бегают за мальчиками», в вопросе: «Откуда у тебя карманные деньги ?» - один из вариантов ответа пусть звучит так: «Имею свой бизнес»; в вопросе: «На кого тебе хотелось бы быть похожим(жей) ?» - возможно указать названия молодежных неформальных объединений: рейверы, хиппи, панки, металлисты, рокеры, роллеры и т.д.

При формулировании вопросов также рекомендуется учитывать такие возрастные особенности детей, как внушаемость, ориентация на социальную желательность (мнение старших, мнение значимых взрослых-родителей и ровесников). Поэтому крайне важным считается сделать анкету так, чтобы вопросы не внушали респондентам представления о «нужных», ожидаемых или неудобных, плохих вариантах ответов и не содержали прямых или косвенных подсказок. Иначе у ребят возникает желание дать хороший, правильный ответ, чтобы взрослые остались довольны. В нашем опыте был наглядный случай такого влияния. На вопрос анкеты «Делаешь ли ты зарядку утром ?» - следовало гораздо больше положительных ответов, чем при обработке вопроса: «Что делаешь обычно по утрам ?» с одним из вариантов «делаю зарядку». Очевидно, в первом случае у подростков возникало желание дать хороший, правильный ответ, чтобы, прежде всего взрослые остались ими довольны.

Композиция и оформление анкеты для данной возрастной группы имеют важное значение. Не только все вопросы анкеты, но и вступление, обращение к заполняющему, инструктивные указания по технике заполнения анкеты должны быть написаны четким, доходчивым, простым и понятным для каждого языком.

При составлении анкет нужно учитывать соотношение открытых и закрытых вопросов, прямых и косвенных, основных и контрольных. В связи с тем, что дети относятся к группе респондентов с пониженным уровнем искренности, в анкету полезно включить контрольные и дублирующие вопросы. Так, после вопроса о том, много ли читает опрашиваемый, следует просьба назвать, что он или она читает сейчас. Мнение о чертах и свойствах характера, которые привлекают или не нравятся в ровесниках, проходит проверку с помощью контрольного вопроса: «какие качества ты ценишь в друге или подруге ?»

Сколько нужно опросить ребят?

ВЫБОРКА- этот социологический термин имеет два значения. Это и процесс выбора опрашиваемых или наблюдаемых при проведении социологических исследований. Этим же словом называют всех выбранных респондентов. Попробуем разобраться на примерах.

В школе прошел конкурс «Сударь и сударыня». Как узнать понравился ли он ребятам? Проще простого. После окончания конкурса задайте каждому выходящему из зала этот вопрос. Каких ответов получится больше, такое мнение и преобладает.

Однако во многих случаях опрашивать всех ребят необязательно. Можно опросить лишь группу из них, соблюдая при этом правила:

1.В этой маленькой группе должны быть ребята разных возрастов, девочки и мальчики.

2.Соотношение между маленькими возрастными и половыми группами среди опрашиваемых должно быть таким же, что и во всей школе.

Если мальчиков и девочек поровну, значит и среди опрашиваемых они должны составлять равные по количеству группы. Если в школе 6 младших, 8 средних и 4 старших класса, то нельзя исследовать лишь подростков- среднюю школу, иначе нарушится соотношение.

Для каких видов опросов мы можем выделять другие группы детей:

например, те, кто первый год учатся в этом учебном заведении, и "старожилы";

те дети, которые живут в полных семьях, и те, кто имеет лишь одного из родителей.

Как провести опрос?

Социально-психологические особенности исследуемой социально-демографической группы определяют и специфику организации самой процедуры проведения анкетирования.

Учитывая осознание детьми своего подчиненного, зависимого положения в обществе, при проведении опроса необходимо прикладывать максимум усилий для создания благоприятного, комфортного психологического состояния респондентов. Необходимо исключить опасение за последствия опроса и неприятные, негативные эмоциональные состояния. Достоверность получаемой информации, искренность респондентов в нашем случае зависят во многом и от личности анкетера. Существуют несколько вариантов "ухода" респондентов от искреннего, откровенного ответа:

"социальная желательность" - стратегия респондента давать ответы, которые кажутся ему более привлекательными, представляющими его в выгодном свете;

"конформность"- стратегия давать те ответы, которые соответствуют общепринятым, желание "быть как все", не выделяться;

"негативизм"- стратегия давать ответы, противоположные принятым социальным нормам, характеризующие подростка в более неблагоприятном свете, чем это есть на самом деле.

Исключительно острым проявлением негативизма является регрессия поведения. В этих случаях ребенок вслух негативно оценивает анкету или отдельные вопросы, перечеркивает или рвет листы анкеты, пишет нецензурные выражения и рисует знаки, символы пристойного содержания.

Как показал опыт проведения исследований, в случае, когда анкетерами выступают административный работник школы, классный руководитель подростки при ответах на специфические вопросы о собственном поведении и поведении своих сверстников, о взаимоотношениях с педагогами "уходят" в "социальную желательность" или "конформизм". Предпринятая попытка использовать в качестве анкетеров ровесников опрашиваемых- членов детской социологической службы будет способствовать, на наш взгляд, повышению надежности, достоверности результатов, конечно, если и в этом случае создать специальные условия для соблюдения анонимности анкетирования.

Большинство детей впервые будут отвечать на вопросы анкеты, а значит нужно доходчиво объяснить им, как правильно это сделать.

Вопросы анкеты предпочтительно объединять в блоки по тематическому и проблемному принципам. "Мир, который нас окружает", "Ты и школа", "Твое отношение к людям, друзьям", "Твои интересы" и т.д. Более сложные вопросы, требующие активизации мыслительных процессов и анализа, располагаются в середине анкеты. Учитывая особенности психологии подростков, в качестве своеобразных "переключателей" внимания рекомендуем использовать не только вводные пояснения, но и специально подобранные рисунки. Если анкета большая, в середине работы респондентам может быть предложено сделать своеобразный перерыв, отдохнуть, посмотреть забавные рисунки. Рисунки поясняют содержание вопросов, переключают внимание отвечающего на новую тему, снижают монотонность, уменьшают психологическую нагрузку.

И заполнение анкеты, и интервью не должно длиться слишком долго. Мы рекомендуем не больше тридцати минут. Если есть необходимость более долгого разговора, то на помощь должны придти рисунки, игра и юмор.

Не забудьте в конце анкеты или интервью поблагодарить за ответы, ребята потратили свое время и душевные силы. Никогда не давайте своих оценок высказанному мнению.

Завершая размышления о методических принципах получения и оценки социологической информации при анкетировании или интервьюировании, необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть, что социальное измерение фактов (событий, признаков, явлений и процессов, поведенческих актов, поступков. оценок и суждений) должно являться прежде всего содержательной, а затем уже формальной процедурой. Наряду с использованием количественных характеристик необходимо проводить качественную оценку содержания ответов на открытые вопросы, рисунков, сочинений. Причем, не допускается пересказ первоисточников, и, исправляя только орфографию, важно оставлять в неприкосновенности детский язык.

Как опрашивать?

Анкетирование лучше всего проводить с группой ребят, а интервью отдельно с каждым. Часто у ребят возникают трудности

в проведении опроса в своем классе, ровесники смеются или несерьезно отвечают. Если у них возникли такие проблемы, то необходимо попробовать провести опрос в другом, младшем классе. Помогите ребенку договориться с педагогом и назначьте подходящее время. Проводящий исследование должен представиться и объяснить, где ребята смогут узнать результаты опроса ,прочитать ,например, на страницах школьной газеты или на информационном стенде. Нужно особо подчеркнуть, что фамилия опрашиваемого нигде не фиксируется, а сохраняются лишь основные социально-демографические данные : пол, возраст, местность проживания и т.п.

АНКЕТА "НАША ШКОЛА" (пример)

1.Нравится ли тебе учиться в нашей школе?

да-01 нет-02 не могу сказать-03

2.Какие события, мероприятия, вечера, встречи и т.п., организованные в школе в этой четверти, тебе больше всего понравились? _______________________________________________

3.Если бы тебе было предложено стать директором школы, то что бы ты изменил(а) в школе в первую очередь?

04 -сделал(а) бы школу чище, красивее и уютнее

05 -попробовал(а) бы улучшить взаимоотношения между взрослыми педагогами и ребятами

06 -улучшил(а) бы работу столовой

07 -организовал(а) бы новые кружки и секции

08 -попытался(ась) бы объединить и подружить всех школьников

09 -проследил(а) бы за тем, чтобы все мероприятия в школе были интересными

10 -пригласил(а) бы для работы в школе новых педагогов

11 -предложил(а) бы ребятам создать свою детскую организацию

12 -приобрел(а) бы для школы новые оборудование,

мебель, приборы, технику

13 - чаще бы приглашал(а) в школу родителей на интересные совместные дела

14- ужесточил(а) бы дисциплину и что-то еще (напиши)_________________________________

4.Какие встречи, конкурсы, концерты и подобное ты мог(ла) предложить провести в школе в следующем году?_________________

Пожалуйста, сообщи некоторые данные о себе:

Ты: 15-девушка, девочка

16-юноша, мальчик

Возраст:________ Класс (укажи цифру)_______

СПАСИБО !

Для изучения мнения детей по отдельным вопросам жизнедеятельности школы могут проводиться оперативные экспресс-анкеты, состоящие из вопросов, на которые можно дать лишь 3 альтернативных ответа. Приведем пример такой анкеты и поясним технологию проведения и обработки такой анкеты.

ЭКСПРЕСС-АНКЕТА

1. Понравился ли тебе завтрак сегодня?

2. Хочешь ли ты сменить свое имя?

3. Что тебе надеть в школу сегодня- Это решаешь ты сам(а), без родителей?

4. Хочешь ли ты уже сейчас жить отдельно от родителей?

5. Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети тоже учились в твоей школе?

6. Хочешь ли ты стать новым русским или новой русской?

7. Уважают ли твои права как ребенка и человека в школе?

8. Уважают ли твои права дома, в семье?

9. Вопрос для девочек: Играешь ли ты в куклы?

Вопрос для мальчиков: Играешь ли ты в войнушку?

10. Любишь ли ты твой город, место, где ты живешь?

Как провести анкету ? Для проведения опроса необходимо, чтобы каждый имел ручку или карандаш, листок бумаги (достаточно половины тетрадного листа).Слева на листе проставляются цифры от 1 до 10, которые обозначают порядковые номера вопросов. На эти вопросы ребята могут дать лишь три ответа, им предлагается свои ответы написать не словами, а знаками: да-+; нет--; не знаю, не могу ответить-0.

Вопросы зачитываются достаточно быстро, чтобы исключить возможность обсуждения, подсказок. Пробный опрос показал, что данную анкету подростки заполняют в течение 7 минут. После ответов на вопросы каждый опрашиваемый отмечает свой пол буквой М(мальчик) или Д(девочка), цифрой возраст или номер отряда.

Как просчитать полученные ответы?

После проведения анкеты необходимо посчитать полученные результаты. Для этого все анкеты разложите на шесть пачек.

1.мальчики младшего возраста 4.девочки среднего возраста

2.девочки младшего возраста 5.мальчики старшего возраста

3.мальчики среднего возраста 6.девочки старшего возраста Возьмите первую пачку и просчитайте, сколько мальчиков на первый вопрос анкеты ответили "да"-запишите цифру в таблицу. Теперь посчитайте, сколько ответили "нет" и занесите эту цифру в таблицу. И ,наконец, также посчитайте ответы "не знаю". Приступайте ко второму и последующему вопросу. Когда вся пачка мальчиков младшего возраста обсчитана, переходите к следующей стопочке анкет. Как только разберетесь, дело пойдет очень быстро. Пробная работа показала, что на просчет ста анкет таким методом уйдет один час.

Завершит работу на таблицей подсчет ответов на каждый вопрос: ВСЕГО.

Теперь нам нужно подсчитать результаты опроса в процентах. Проценты дают возможность выявить относительную величину двух или более чисел. Если мы просто сообщим, что 137 учащихся школы самостоятельно зарабатывают деньги, то совершенно непонятно много это или мало. Но как только мы скажем, что 42 % опрошенных нами ребят имеют деньги, заработанные ими самими, то картина становится гораздо яснее. Проценты можно сравнивать друг с другом независимо от абсолютного числа опрошенных ребят.

Выраженные в процентах числа можно легко умножать и делить.

В больших социологических службах практически все анкетные данные просчитываются с помощью компьютеров. Если у вас есть компьютер , то мы могли бы рекомендовать вам программы для машинной обработки и программу для составления различных графиков и диаграмм по полученным результатам- ОПРОСА.

Но мы знаем, что для большинства школ, детских клубов, Домов творчества юных компьютерная техника пока недосягаемая мечта. А значит нужно научиться посчитать проценты самим.

Понравился ли тебе завтрак сегодня?

да нет не знаю Всего опрошенных

72 25 23 120

Составим пропорцию:

120 чел.- 100%

72 чел.- х%

Значит,

60% опрошенных ребят позавтракали сегодня с удовольствием.

Если нам нужно выделить мнение только девочек, то за 100% будет уже принято число всех опрошенных нами девочек.

60 дев.- 100%

15 дев.- х%

Значит, девчонок устраивает завтрак в школьной столовой меньше чем мальчишек, среди них лишь 25% ответили утвердительно на наш вопрос.

А вот как та же самая таблица будет выглядеть уже в процентах.

Понравился ли тебе завтрак сегодня?

да нет не знаю Всего опрошенных

60 21 19 100

Как представить полученные результаты?

И вот перед вами результаты опроса ребят, представленные в процентах. Теперь важно, чтобы эти данные узнали ребята, поняли их. На первых порах работы службы в школе потребуется разъяснение значения некоторых цифр детям.

Для начала договоримся, что все опрошенные ребята - это 100%. Вопросы в анкете бывают разные. На одни ребята могут ответить только "да" или "нет". В других из многих вариантов можно выбрать один, либо несколько. Поэтому нужно в каждом отдельном случае уяснить, что значат цифры- проценты.

"Да" ответили 20%, а "нет"- 80% школьников. Сравните. Мнения разделились, второй ответ выбрали больше ребят, чем первый. Можно сказать, что у большинства ребят по этому вопросу мнение отрицательное.

Первый ответ выбрали 30% ребят, второй- 60%, третий- 40%. Значит, второй ответ выбрало больше ребят и он "занял" первое место. За ним идет третий ответ. А на последнем месте , т.е. он реже всего отмечался, первый ответ. Но это совсем не значит, что первый ответ- плохой или неправильный, ведь 30% ребят все равно его выбрали, и значит, одна треть думает так, а не иначе. Каждый десятый", "каждый пятый". Что это значит? Представьте, что все участники опроса встали бы в длинную цепочку. При ответе на вопрос какое-то мнение высказал каждый пятый в этой цепочке. Другое мнение- каждый десятый. Теперь понятно, что второе мнение звучало реже, чем первое. Верно? Так что не перепутайте: хотя пять меньше десяти, каждый пятый это чаще, чем каждый десятый.

И еще напомним. Большинство- это больше половины. Абсолютное большинство- это почти все, например, 9 из 10. Меньшинство- это меньше половины.

С помощью этих цифр сами ребята могут написать текстовой материал для школьной детской газеты, для администрации школы, информацию для радиогазеты или видеопрограммы.

Социологические службы, организованные в школах разных городов и сел Российской Федерацмм, получили с помощью экспресс-анкет интересные данные, с которыми мы вас хотим познакомить.

ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК

ПОМОГАЮТ ЛИ ТЕБЕ РОДИТЕЛИ ДЕЛАТЬ ДОМА УРОКИ?

Папа у Васи силен в математике,

Учится папа за Васю весь год.

Где это видано, где это слыхано,

Папа решает, а Вася сдает.

Эти слова из детской песни можно поставить эпиграфом результатов нашего опроса.

Почти 30% школьников откровенно признались нам, что им одним справится с домашними заданиями бывает не под силу. 69% в помощи родителей не нуждаются. Ответы на этот вопрос не зависели от пола отвечавших: и девочкам, и мальчикам в одинаковой мере приходится "сотрудничать" с родителями.

А вот анализ данных в зависимости от возраста опрошенных дает очень любопытную картину.

Родители помогают делать уроки 42% мальчиков и более половины девочек 10-11ти лет. Число ребят в 12-13 лет, принимающих помощь родителей, снижается до 24%, а в 14-15 лет до 17%. Однако, согласитесь, что таких ребят все равно немало.

ХОТЕЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ ИДТИ В ШКОЛУ?

Судя по общим результатам чуть больше половины опрошенных нами ребят с нетерпением ждали завершения летних каникул: 52% респондентов ответили утвердительно на наш вопрос. 40% не имели никакого желания начинать учебный год. Остальные 8% точно определить свое состояние не смогли.

Девочки с большей охотой шли в школу первого сентября. Наверное, еще и потому, что им есть, что рассказать о летних событиях, происшествиях. Сравните: "да" ответили 58% девочек и лишь 44% мальчиков. А среди 14-15-тилетних юношей вообще только каждый третий с желанием шел в школу после каникул.

ПОМНИШЬ ЛИ ТЫ СВОЮ ПЕРВУЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ? "Учительница первая моя..." вздохнули опрошенные нами ребята и почти единодушно заявили нам: " Да, конечно, помним".

Не смогли вспомнить совсем немного ребят- 5,7%. Среди мальчиков забывчивых больше, например каждый десятый среди 14-15тилетних юношей ответил отрицательно на этот вопрос.

ХОТЕЛ(А) БЫ ТЫ УЧИТЬСЯ В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ?

Множество специалистов ломает голову над тем, какой быть школе сегодня и завтра. Предлагаются новые варианты переустройства системы образования. Как один из путей называется создание негосударственной системы образовательных учреждений.

Думается, что в данной ситуации необходимо сверять решения министерства, ученых и педагогов практиков с мнением тех, кому предстоит на себе ощутить становление и развитие негосударственной системы образования.

Хотел(а) бы ты учиться в частной школе?

Такой вопрос был задан подросткам 10-15 лет из семи регионов России.

Чуть больше 40% всех опрошенных изъявили желание обучаться в частных школах. Такая же группа ребят ответила отрицательно на этот вопрос. Около 17% не смогли определить свое отношение к данному вопросу.

Возможно, полученные данные связаны с тем, что на сегодняшний день таких школ единицы и мало кто из наших респондентов видел реальные результаты подобного типа обучения.

С возрастом интерес к обучению в частной школе растет: с 36 у пятиклассников до 48 процентов у старшеклассников. Среди девочек ответивших положительно на данный вопрос больше в 1,5 раза, чем среди мальчиков.

Опросы ребят можно дополнить небольшими опросами экспертов: кружководов, учителей, родителей, чтобы получить дополнительную информацию или для сравнения результатов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нравится ли Вам школа, в котором учится Ваш ребенок?

01- да 02- нет 03- затрудняюсь ответить

Удовлетворяют ли Вас : да нет не знаю

- условия обучения ребенка 04 05 06

- питание в столовой 07 08 09

- организация кружков,секций 10 11 12

- расписание уроков 13 14 15

- педагогические работники 16 17 18

- детское окружение ребенка 19 20 21

- 22 23 24

Ваши предложения по улучшению работы школы ____________

________________________________________________________

Как Вы отнесетесь к идее проведения в школе мероприятий по сексуальному просвещению детей?

25- поддерживаю и не возражаю против этого

26- считаю, что мой ребенок еще мал для этого

27- считаю, что в школе этого делать не нужно

28- затрудняюсь ответить на этот вопрос

Как Вы отнесетесь к идее проведения в школе христианского воспитания?

29- одобряю эту идею полностью

30- не поддерживаю эту идею, так как наша семья придерживается другой веры

31- считаю, что возможно знакомить детей в школе с общегумманистическими принципами религии

32- возражаю против введения религиозного воспитания в любой форме, это- функция семьи

33- затрудняюсь ответить

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол: 34- жен. 35- муж.

Ваш возраст: ______

С П А С И Б О !

Методика «ГОЛОСУЙ И ВЫИГРАЕШЬ!»

Данная методика предполагает выборочный опрос 100 школьников: «Понравился ли тебе конкурс/ олимпиада/ праздник и т.п.?»

Опрос может проводиться в столовой перед завтраком или при входе в школу, процедурно представляет из себя своеобразное голосование. 100 «случайных» ребят получают карточки- маленькие квадратики из картона, которыми могут проголосовать-опустить по выбору в два разных ящика. Картинки на ящиках символизируют возможные ответы на вопрос: большой палец, поднятый кверху-«класс!»- в этот ящик опускают карточки те, кому прошедшее мероприятие понравилось; кислая физиономия- в этот ящик опускают карточки те, кому не понравилось.

После «голосования» карточки просчитываются, например:

«да»- 87, «нет»- 13. Разница: 87-13=74

Результаты представляются на информационном стенде в виде графика: по горизонтали - даты; по вертикали - количество ответов. Положительные ответы- красные точки и линия; отрицательные ответы - коричневые точки и линия.

Методика позволяет получить оперативную информацию о степени удовлетворенности организацией мероприятий школьной жизни.

Опыт проведения данной методики показывает, что нормой при проведении какого-либо творческого дела является разница между числом положительных и отрицательных ответов в 60- 70 баллов.

При большей разнице необходимым становится дополнительное выборочное интервьюирование участников для выяснения причин негативных оценок. При обработке результатов интервью, отбрасываются причины недовольства личного характера  («поссорилась с подругой») и серьезно анализируются высказанные замечания по программе.

В некоторых случаях необходимо конструирование особых методик с применением игры, графики, рисунков, которые учитывали бы особенности психического и общего развития личности. Такие методики носят название «мягких методик».

Игра-интервью больше подойдет для опросов маленьких ребят. Ответы на серьезные вопросы можно будет получить от ребят, предложив им поиграть в сказку, придумать волшебную страну, попутешествовать на другую планету. Приведем пример методики проведения такого интервью:

«Давай поиграем в сказку! Есть на свете разные волшебные страны: Тридевятое царство, Страна Оз, Королевство кривых зеркал. А есть, оказывается, страна, где король - маленький мальчик (или маленькая девочка, если разговор идет с девочкой). Тебе сколько лет? (Ребенок называет свой возраст) И ему (или ей) столько же лет! И этот король (или королева) очень любит всех детей и хочет издать много законов, чтобы всем детям жилось хорошо. И он(она) выбрал(а) тебя своим советником. Какие законы ты бы ему предложил(а)?»

Эта начальная беседа способствует созданию доверительной, мягкой атмосферы общения с ребенком. Маленький ребенок с помощью исследователя входит в роль, этому способствует соответствие пола и возраста сказочных персонажей и самого отвечающего. Взрослый также обязательно должен уточнить знание ребенком и его адекватное понимание употребленных слов, в данном случае "законы", при необходимости заменить его более понятным , например, "указания, приказы".

С помощью такого интервью можно узнать, в чем нуждаются дети, какие права хотели бы иметь в семье, обществе, а также в учебном заведении. Приведем типичные высказывания детей младших классов:

Семья-

- чтобы у всех детей была мама, были оба родителя

- чтобы детей не сдавали в детский дом

- чтобы родители не наказывали, не ставили в угол

- чтобы у каждого ребенка дома была своя комната

- чтобы у каждого был велосипед, куклы и другие игрушки

- чтобы братья и сестры не обижали друг друга

- чтобы родители не ругались

- чтобы родители покупали много фруктов и сладостей

Общество-

- чтобы не было преступников и хулиганов

- чтобы каждой семье выделили большую квартиру

-чтобы детей в городе никто не обижал, не толкал, не бил, а все уважали и любили

- чтобы в городе не мусорили

- чтобы не убивали и не мучали животных, сажали деревья

В отношении школы, где проводится опрос, можно констатировать, какова атмосфера взаимоотношений детей со взрослыми детей, а также в детских коллективах, между мальчиками и девочками.

Перейдем к рассмотрению приемов рисуночных и графических анкет.

Дошкольный возраст и младший школьный возраст полностью исключает возможность проведения стандартной анкеты, ведь дети не владеют в достаточной мере навыками чтения и письма. В этом случае используют рисуночную анкету, где рисунок детей анализируют как ответ на вопрос. Рисовать любят почти все, отказов практически не бывает. Конечно, проанализировать эти рисунки дело непростое, однако рисуночную анкету возможно проводить в группах детей, а не индивидуально, как интервью, а ,значит,  значительно снижаются временные затраты. В качестве примера приведем методику «Человечки».

Каждый ребенок получил лист бумаги, на котором были изображены две рожицы: веселого и грустного человечка.

Ход беседы с ребенком:

Посмотри на этот листок. На нем нарисованы лица двух детей. Какой человечек слева? (Ребята могут ответить: «Радостный, веселый, счастливый»). Знаешь, почему он такой? Ему хорошо в нашей школе. Нарисуй, как ему хорошо. (Стимулируется рисование ребенка подбадриванием, поощрительными восклицаниями, но обязательно без содержательных подсказок)

А какой человечек справа? («Грустный, хмурый, несчастный»). У этого ребенка плохая жизнь. Нарисуй справа, как плохо этому ребенку в школе».

Данная методика служит для выяснения жизненных ценностей детей применительно к условиям временного пребывания в образовательном учреждении, поможет также выявить индивидуальные потребности детей, зафиксирует симптомы неблагополучия.

«Прочитать» рисунок смогут практики- воспитатели, тем, кто впервые анализирует детские рисунки, необходимы знания техники детского рисования. Так, например, на многих рисунках женский пол ребенка был обозначен лишь бантиком на голове или бусами на шее, а по прическе или одежде его идентифицировать было невозможно. В некоторых случаях оказывается необходимым снова обратиться к ребенку за разъяснениями. Анализ выбора цвета, размеры фигур, предметов и т.п. даст дополнительные сведения.

Анализ показывает, что дети испытывают тревогу и страх перед насилием в семье и в школе, боятся хулиганов среди своих ровесников, а также страдают от чрезмерной, по их мнению, опеки со стороны взрослых педагогов и родителей.

Рисунок может быть использован исследователем как вопрос. Например, ребятам может быть предложено посмотреть на рисунки с изображениями сложных ситуаций, в которые попали их ровесники, и сказать, как они бы поступили в этом случае.

Ребята постарше с удовольствием отвечают на рисуночные анкеты в виде комиксов, где свои мысли можно вложить, то есть вписать, в уста героев. Например, реакцию ребенка на предложение другого нарисованного персонажа «Давай прогуляем урок?».

Приведем пример графической методики прикладного социологического исследования. При проведении этой методики детям необходимо дать следующие пояснения: «В нашей школе будут работать разные кружки и секции. Нарисуй на этом листочке человечка около двери кружка, куда ты хотел бы ходить».

Особой формой методики при проведении опросов подростков является сочинение. Его можно классифицировать как развернутый, неформализованный ответ на анкету, содержащую только один вопрос. По своему содержанию и информативности сочинение представляет не меньший интерес, чем анкета. Написание сочинений как очень известный вид работы для школьника не вызывает у него затруднений и не требует специфических навыков. Детские сочинения и записи могут служить прекрасным средством для изучения среды, детской жизни и деятельности вне школы и выяснения отношения детей к целому ряду жизненных явлений современности и выявления тех факторов, под влиянием которых складывается детское мировоззрение.

Современная практика подтверждает: сочинения для школьников - знакомый вид работы, главное, о чем беспокоятся в этом случае ребята, так это о своих орфографических ошибках. В этом случае вы должны подсказать им, что важны мысли каждого, что это сочинение - не проверка знаний и отметок им ставить не будут. Социологическая служба школы может предложить юным респондентам такие темы: «Каким будет наша школа, наш город через 10 лет?, Если бы ты нашел/ нашла волшебную лампу Алладина, что бы ты попросил(а) у Джина? Какой ты представляешь свою будущую семью? Моя компания. Каким будет учитель у моих детей» и многие другие.

Для изучения взаимоотношений в детских сообществах применяют социометрический метод. Познакомьтесь с двумя вариантами проведения этой методики: традиционным и игровым.

В первом случае всем детям, входящим в какую-либо достаточно устойчивую группу, например, в класс или кружок, задается вопрос о предпочтительном партнере для игр, совместных дел, развлечений и т.п. ( С кем бы ты хотел(а) вместе пойти в поход? С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?) По результатам определяется группа лидеров детского сообщества- это те, кого чаще всего называли, и группа отверженных- те, кого никто не выбрал. Анализ дает возможность определить устойчивые связи внутри группы, изучить взаимоотношения между мальчиками и девочками, сделать вывод о степени сформированности коллектива. Результаты могут быть представлены графически в виде социограммы.

Внимание! Этот вид работы не предполагает широкое обсуждение результатов, называния конкретных имен, особенно отверженных детей.

Игровой метод представляет собой импровизационную игру в Мир животных. В начале методики педагог или ребенок-ведущий предлагает всем превратиться в разных животных и прожить отведенное для игры время ( например, полдня) в «шкуре этого животного». Дети могут выбирать зверей, птиц, рыб, насекомых по своему желанию.

Дети могут «превратиться» в какого-либо зверя, в ходе свободной беседы выясняется мотив выбора конкретного животного, т.е. по какому качеству, свойству ребенок ассоциирует себя с этим животным. Таким образом могут быть также выявлены значимые и оцениваемые негативно черты и свойства характера.

Пока участники группы играют в животных, наблюдатель следит за их действиями. Он отмечает, как часто и кто общается друг с другом, кто пренебрегает друг другом, чьи мнения и линия игры совпадают и чьи расходятся. В групповой структуре выявляются индивиды-лидеры, те, к кому чаще всего обращаются другие дети. Можно отдельно выделить «духовного» и «деятельностного» лидеров. Выясняется наиболее интенсивные связи. Кто-то, вероятно, будет являться звездой отталкивания. По результатам также может быть составлена особая акто-социограмма, которая покажет не статические выборы, а активные, проявленые в игре формы взаимоотношений. В данном в отличие от традиционной формы участники игры могут даже не догадываться, что происходит изучение социально-психологической атмосферы в детской группе.

Данные методики незаменимы в том случае, когда педагог приходит в сформированный, готовый, новый для него коллектив, например, новый руководитель 5-го или 10-го классов.

Можно многое понять о человеке, узнав, с какой группой он себя идентифицирует, кто является для него примером, образцом для подражания. Педагог в течение учебного года приобретает такие знания о детях, но есть несколько способов оперативно получить для себя подобную информацию.

В первый день сентября можем рекомендовать вам провести изучение самоидентификации старшеклассников, используя игровой прием "Визитки". Предложите детям подготовить собственные визитки, где они могут написать основные данные о себе в той форме, в которой хотят. Анализ этих визиток покажет вам, что является значимым для того или иного вашего воспитанника.

Мария 90- 60- 90

Борис Ли ( по аналогии с Брюсом Ли, известным мастером восточной борьбы)

Элен без ребят ( по аналогии с прошедшим молодежным телесериалом)

Просто Сергей

Новый русский Антон

Дашенька

Заметим, кстати, по поводу последнего примера, что психологи советуют с особым вниманием отнестись к подросткам, которые предпочитают уменьшительно-ласкательные имена. Это сигнал внутреннего дискомфорта, недостатка нежности и заботы.

Интересным объектом для анализа могут стать клички и прозвища детей. Оказывается, клички и прозвища это довольно обычное дело в подростковой среде: 41,8% опрошенных нами ребят их имеют и об этом знают. 11,2% не догадываются о своих прозвищах. "Нет!" - ответили 47,0%. Чаще обращаются друг к другу по кличкам мальчики: больше половины опрошенных нами респондентов мужского пола имеют прозвища. Среди девочек клички пользуются гораздо меньшей популярностью. Например, в 14-15 лет прозвища имеют 22,8% девочек и более чем в два раза большее число юношей - 50,2%. Для подростков часто кличка - возможность выразить свое отношение к человеку, выделить его черты и свойства характера, а также дистанцироваться от взрослого сообщества.

НАБЛЮДЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ- метод сбора информации путем откровенного или скрытого наблюдения и фиксации его итогов.

Результаты наблюдения записываются по пунктам педагогом или юным членом социологической службы.

Пройдите в определенное время, например, на перемене по этажам школы, понаблюдайте и запишите, чем заняты малыши и подростки: сколько ребят играют, прихорашиваются, курят, сплетничают, едят, грустят в одиночестве, слушают музыку. Наверное, вам все же встретится кто-то, читающий книгу или повторяющий домашнее задание.

Итоги наблюдения могут уточнить представления о взаимоотношениях в детских коллективах.

Метод наблюдения может быть использован также как отдельная увлекательная форма работы с детьми, если сами дети получат задание наблюдать за какими-либо социальными явлениями.

Однажды в Санкт-Петербурге детская социологическая служба провела наблюдение: Как зарабатывают деньги подростки летом? Всего лишь за полчаса свободной прогулки  по городу им встретились 27 человек и они узнали о десяти различных способах пополнить свой карман летом. Результаты наблюдения послужили затем основой для разговора о законных и незаконных способах зарабатывания денег в русле проводимой работы по правовому просвещения подростков. Включая ребят в подобную работу, конечно, необходимо специально оговорить, что наблюдатель социального явления не может стать шпионом, следящим и подсматривающим за личной жизнью своих ровесников.

РЕЙТИНГ

РЕЙТИНГ- метод опроса, в результате которого полученные данные выстраиваются по местам или, другими словами, определяется их ранг.

Вопросы для рейтингов могут быть самыми разными:

1. Кто самый популярный человек в нашей школе?

2. Какую мелодию или песню ты готов (а) слушать на каждой перемене?

3. Какой цвет нравится тебе больше всего?

4. Кто самый веселый учитель в школе?

5. Какой учебный предмет тебе нравится больше всего?

6. На кого из реальных людей тебе хотелось быть похожим?

Хороший эффект имеют также антирейтинги:

1. Самое скучное, ненужное мероприятие в школе

2. Самое несправедливое решение педагогов

3. Самое невкусное блюдо в столовой

При проведении в школе конкурсов и соревнований с помощью данного метода можно определять победителей не только по результатам оценок жюри, куда чаще всего входят взрослые, но и согласуясь с мнением большинства.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - метод измерения расходования времени опрашиваемых. Используя этот метод можно узнать, сколько времени тратится на подготовку домашних заданий, общение с родителями, на активные, спортивные игры, на развлечения, на выполнение обязанностей по дому и многое другое.

Пусть учащиеся поработают необычными фотографами и сделают "фотографии" своих обычных дней. Предложите им завести небольшие тетради, где каждый день утром они будут записывать сами данные о прижитом дне.

Вспомни, как ты провел (а) вчерашний день.

Время с...до... Что я дела(а) Мне это понравилось или нет

+ или -

Просмотрев все анкеты детей, сложите время, потраченное ими на подготовку домашних заданий и поделите на общее количество опрашиваемых. Полученное число будет средним по классу. Данные послужат поводом для разговора с ребятами о правильной организации домашней подготовки, помогут скорректировать учебные планы. Не забудьте сравнить эти результаты с итоговыми цифрами по другим пунктам, например,сколько времени уходит на просмотр телевизионных программ, на свидания.

Метод "СОЦИАЛЬНОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ"

Метода следует, что в результате его применения будет подготовлена социальная карта села, школы. Что такое социальная, а не обычная карта, как ее составить и для чего ее применить? Начнем по порядку.

На социальной карте будут отмечены не только особенности ландшафта территории школы (транспортная дорога, пруд и т.п.), все строения микрорайона, но и все важные для жизнедеятельности детей места. В каждом месте эти объекты будут различными, мы обозначим лишь общие подходы к внесению их в социальную карту школьного микрорайона:

-расположенные на территории кружки, клубы и другие формирования, ведущие работу с детьми, подростками по организации досуга, развитию интересов, наклонностей и способностей детей;

-официальные игровые площадки, предназначенные для игр детей, и те места, которые сами дети выбирают для своих игр;

-места, особо привлекательные для детей, подростков, где они наиболее часто собираются (как связанные с теми или иными объектами: клуб, видеосалон, дискотека и т.п. - так и явно немотивированные, т.е. когда нельзя точно определить причину привлекательности того или иного места);

- зоны высокой социальной напряженности (обычные места групповых драк, акций вандализма и т.д.);

- достаточно благополучные, в сравнении с другими, зоны;

- места, где проживают или собираются особые группы детей (интернатские дети, курильщики и подобное);

- другие опасные, по мнению детей места.

Данные объекты могут быть определены на основе опросов педагогов, проведения целенаправленных наблюдений, но без информации, полученной от самих детей, не обойтись. Для этих целей можно попросить детей ответить на вопросы: "Какое место и почему самое интересное? Куда в своем микрорайоне ты боишься ходить и почему? Куда и зачем ты один (одна) пойдешь спокойно, без опасения? Где и как ты любишь проводить время на улице?"

На подготовленную основу карты нанесите разными знаками и цветом выявленные вами объекты.

Составив такую карту, вы будете знать, где вероятнее всего можно будет искать детей в свободное от массовых мероприятий и домашних дел время, учтя их возрастные и половые особенности и интересы. Анализ социальной карты микрорайона возможно подскажет линию совместной деятельности учреждений образования и коммунального хозяйства. Так, в больших городах дети часто отмечают как опасную площадку для выгула собак. А там, где есть угроза спокойному отдыху и здоровью детей, требуется уже не просто констатация, а реальные меры. Вспоминается еще один пример. По итогам такой работы было выявлено любимое место для свиданий парочек подростков- тяжелая бетонированная скамейка на школьном дворе. Это объяснило представителям коммунальной службы, почему кто-то разбивал лампочку на столбе рядом с этой скамейкой- юным не хотелось свиданий под прожектором, где их любой мог увидеть, отодвинуть ее было не под силу. Можно было вообще убрать эту скамейку в наказание за акты вандализма. Но в этом случае взрослые поступили мудрее: скамейку передвинули на несколько метров в сторону, следующим этапом за составлением социальной карты может стать проектная работа самих детей по обустройству микрорайона.

Методика неоконченных предложений

Данный метод всегда вызывает интерес у детей и позволяет исследователям получить качественную информацию.

Начала возможных предложений могут придумать сами ребята, нужно лишь подсказать им темы. Если вас интересуют вопросы адаптации ребенка в школе, то возможно использовать такие:

В школе я хочу...

Хорошо, когда в школе...

Моя основная проблема в классе...

В школе мне не хватает...

Будущие экзамены для меня - это...

Эту методику можно использовать также для уточнения ориентиров в какой-либо определенной целенаправленной работе, например, при проведении работы по ознакомлению с правилами дорожного движения:

На улице опасно, потому что...

Я перебегаю улицу на красный свет, когда...

Инспектор ГАИ- это человек, который...

Я хожу один (одна) без родителей (куда?)...

Водители иногда...

О правилах дорожного движения я узнал(а) от...

Так анализ ответов - продолжений показал, что улица является источником опасности для детей, только 1% опрошенных считают, что улица не опасна, 5,7% затрудняются с ответом на данной вопрос.

Более всего детей беспокоит криминогенная обстановка на улицах города- 41,3%, дети боятся убийц, преступников, насильников, воров, пьяниц, наркоманов. Сложная транспортная ситуация беспокоит 39% опрошенных. Темнота, стихийные бедствия, не-хорошие компании, собаки- все это ассоциируется у детей с улицей и выделяется как опасность.

Полученные данные в дальнейшем служили педагогическим работникам основой для бесед и игровых занятий с детьми.

Процедура проведения методики проста. Опрос может проводиться в группе, письменно. Для проведения опроса необходимо, чтобы каждый имел чистый листок бумаги, ручку. Желательным является наличие доски.

Опрашиваемым зачитываются и записываются на доске начало предложений и предлагается самим дописать продолжения этих фраз. На дополнение дается не более 1 минуты на каждое. Предложения зачитываются и записываются только по порядку, а не все сразу.

После получения всех листков необходимо провести их обработку. Для этого запишите начало предложения, а затем все возможные продолжения, при повторении указать просто количество таких ответов. При необходимости данные просчитываются в процентах либо определяется ранг-место вариантов ответов по их частоте упоминаний.

АНКЕТА "ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?" Задайте ребятам ,например, такие вопросы:

1. Что такое киднепинг?

Киднепинг- кража ребенка с целью получения выкупа

2. Что такое авокадо?

Фрукт

3. Что такое маркетинг?

Исследование потребительского рынка

4. Кто такой Путин?

Глава правительства- премьер-министр

5. Как зовут королеву Англии?

Елизавета

6. Где находится Гаити?

В западном полушарии, в Карибском море

Напишите на доске эти сложные слова и попросите каждого из отвечающих проставить на своем маленьком листочке цифры от 1 до 6 - это будут номера вопросов. Объясните, что сам вопрос писать не нужно, а только ответ.

Как обработать результаты:

Просмотрите пачку и посчитайте, сколько правильных ответов дали ребята (сверьте с точным определением слова, причем ребята могут написать другими словами, главное чтобы они понимали смысл). Просчитайте и отметьте число неправильных ответов, выпишите на отдельный листок 4-5 наиболее смешных, оригинальных или наоборот глупых. Просчитайте и отметьте число ребят, которые написали : " не знаю" или оставили пустое место.

Эта методика- основа для написания юмористического материала в школьную газету, а для педагогов пример для проведения занятий по основам безопасности жизни (о киднепинге) или для ознакомительной беседы о принципах политического устройства нашего государства (Черномырдин - глава правительства).

Важной формой деятельности школьного коллектива может стать проектная работа. Здесь дети, подростки и педагоги могут комплексно реализовать освоенные навыки по диагностике социальных явлений, объяснению их, прогнозированию будущих последствий, предложить возможные сценарии разрешения проблем. Как правило, в практике используются простейшие варианты проектной деятельности, например, в форме, конкурсов фантастических проектов. Метод социального проектирования предполагает активное включение индивидов в решение не абстрактных, а конкретных, локальных задач, определенных с помощью различных методов изложенных нами выше. Проектная работа может длиться от 2 часов( в форме мозговой атаки) до нескольких дней. Она требует подготовки, в том числе материально-технической. Но именно так дети могут стать подлинными субъектами- творцами своей школьной и внеклассной жизни, а не простыми потребителями образовательных или досуговых услуг.

Приведем пример разработки по социальному проектированию Сюжетно-ролевая игра "Школьные детские и юношеские объединения"

Время проведения игры: 2 часа

Помещения: 4 отдельных места для работы групп, 1 помещение общее

Материалы: Канцпринадлежности, бумага, ватманы

В начале игры вся группа ребят произвольно делится на 4 равные группы. 3 из них будут представлять редакцию детской газеты, теле- и радиостудии, а четвертая - городские власти: комитет по делам семьи, детей и молодежи. Сделать это можно по жребию (квадратики с цифрами или разного цвета).

Сюжет игры:

Во  властях обсуждается программа поддержки новых школьных детских и юношеских объединений, организаций, клубов и т.п. на следующий год. Комитет по делам семьи, детей и молодежи должен решить, кому и какая поддержка будет оказана. Для этого комитет располагает:

- компьютером 486, принтер, сканер,

- денежными средствами в сумме 50 млн.рублей

- также могут быть предоставлены налоговые льготы на продажу своей продукции или предоставление услуг

Комитет может решить оказать поддержку какой-то одной группе, а может разделить имеющееся.

1 этап: 20 минут

Участники делятся на группы. Объясняется сюжет игры и его этапы.

2 этап: 50 минут

Каждая группа собирается в отдельном месте, знакомится. Группы определяют, что за объединение они будут представлять, готовят письменные заявки в комитет с просьбой оказать поддержку, причем каждый определяет сам, на что претендует.

Группа - комитет распределяет обязанности, обсуждает: по каким основным критериям она будет оказывать поддержку ( например, что важнее сегодня для района, села или города, будет ли все дано одной группе или поделено).

Ровно через 50 минут заявки сдаются. Опоздавшие заявки не рассматриваются.

3 этап: 30 минут

Устное представление заявок. Группы готовят любые материалы для общественности, раскрывающие актуальность и необходимость своего проекта, его преимущества перед другими (плакаты, устные лозунги, листовки, агитация). Возможны переговоры между группами-соперниками о кооперации в будущем. Оформляется зал для пресс-конференции.

Группа- комитет обсуждает заявки, принимает решение, распределяет функции на пресс-конференцию. Готовятся таблички.

4 этап "Пресс-конференция": 20 минут

Пресс-конференцию ведет комитет по предложенным им правилам, оглашается решение, разъясняются основания для оказания поддержки.

Ответы на вопросы из зала (письменные или устные, в зависимости от правил). Обратите внимание ребят, что на этом этапе нельзя более глубоко разъяснять проект или агитировать за него, только вопросы.

Завершение пресс-конференции. Подведение итогов игры.

Надеемся, что предложенные методики будут активно использоваться вами в учебных заведений, изучение общественного мнения детей и подростков будет способствовать развитию идеи защиты прав детей в обществе, семье, школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по созданию валеологической службы в школе

На основании Федерального закона от 24.06.1999 года №120 –ФЗ «Об основах системы  профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в целях профилактики  распрос...

Работа службы здоровья школы

Презентация представляет собой отчет о работе школы здоровья в образовательном учреждении...

КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ

КАК СОЗДАТЬ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ...

Как создать детский прoект

Краткое описание путей создания пректов,их виды и значение....

положение и план работы психолого - логопедической службы в школе

Организационная основа деятельности психолого - логопедической работы в образовательном учреждении....

Статья : "Как создать детям комфортные условия в школе."

Советы по применению "педагогики успеха"...