«Игра-путешествие в мир славянской азбуки»
классный час (2, 3, 4 класс)

В игровой форме ознакомить детей с возникновением письменности на Руси; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mir_slavyanskoy_azbuki.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы «Игра-путешествие в мир славянской азбуки»

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через их приобщение к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.

Задачи:

- в игровой форме ознакомить детей с возникновением письменности на Руси; показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

-развивать речь, творческие способности обучающихся, логическое мышление;

-воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гордость и уважение к людям науки.

Планируемые результаты:

Личностные: -формирование уважительного отношения к истории и культуре русского народа; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метарпелметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать знания участвуя в разных формах деятельности; -перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: -взаимодействовать с одноклассниками (членами команды) и с педагогами при выполнении заданий; -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении заданий; -понимать возможность существования различных точек зрения.

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль; -осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями.

Оборудование и оформление: мультипроектор, компьютер, презентации; маршрутные листы для команд; рисунки обучающихся, плакаты по теме мероприятия; грамоты и призы для награждения; жетоны; карточки с изображением букв древнего славянского алфавита; мячик; послание от создателей славянской азбуки (для каждой команды; состоит из четырёх частей); флажки трёх цветов.

*Подготовка к игре: 1)на внеклассных занятиях, библиотечных уроках, из дополнительной литературы, на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира дети узнают об истории создания славянской азбуки; 2) каждый класс - это команда, которая придумывает название команды и девиз; 3)место проведения праздника (актовый зал, станции) оформляются рисунками детей, посвящённых Дню славянской письменности и культуры, плакатами с пословицами и поговорками об учении и т.д.; 4)учителя начальных классов, педагог-организатор разрабатывают маршрут каждого класса (команды), определяют количество и нахождение станций, готовят оформление станций и задания, ведут мероприятие; готовят призы, грамоты для награждения.

*Игра-путешествие проводится для обучающихся начальных классов в течение 1 урока и включает три этапа: организационный, основной, подведение итогов и награждение.

1 этап. Построение команд (классов) в актовом зале. Получение маршрутных листов. Знакомство с правилами проведения игры.

2 этап. Каждая команда проходит 4 станции. Последовательность прохождения станций согласно маршрутному листу. Тематика (информация, задания) разделена на две возрастные группы 1-2 класс, 3-4 класс. На последнем этапе судья-инструктор оставляет маршрутные листы у себя (это необходимо для своевременного оперативного подведения итогов игры-путешествия).

К проведению игры привлекаются старшеклассники. Они являются кураторами команд, вместе с учащимися проходят весь маршрут, но в испытаниях не участвуют.

3 этап. Подведение итогов. Награждение.

*Можно подготовить фотогазету, содержащую рассказы о проведённом мероприятии, об активных участниках и организаторах игры-путешествия.

Ход мероприятия:

1 этап. Организационный. Вступительное слово.

*Построение команд (классов) в актовом зале школы. Получение маршрутных листов. Знакомство с правилами проведения игры-путешествия

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее мероприятие посвящено Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая.(Слайд 1) Посвящён этот праздник создателям славянской азбуки, проповедникам христианства, первым переводчикам богослужебных книг с греческого на славянский язык братьям Кириллу и Мефодию (Слайд 2).

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая лампада – знак вечной памяти. (Слайд 3)

-В этом году исполняется 1155 лет со времени создания славянской письменности - 24 мая 863 в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. (Слайд 4)

-Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию Его и прозвали философом, по-русски Мудрецом. Он овладел многими языками.

-Мефодий был правителем в одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все начинания своего брата.

-Почему же братья решили создать азбуку для славян? После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было очень неудобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил создать славянскую азбуку. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о её создателе.

-Но это не просто азбука. В этом изобретении спрятано послание от Кирилла и Мефодия будущим потомкам.

-Цель нашей игры-путешествия – узнать, какое послание «спрятали» создатели славянской азбуки для потомков.

-Правила игры. Каждая команда проходит 4 станции согласно маршрутному листу. Время нахождения на станции – 7 минут. Руководит станцией судья-инструктор. На каждой станции судьи-инструкторы приготовили для вас интересные и познавательные вопросы, творческие задания. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл и часть послания. Также на станции судьи-инструктора определяют (с помощью жетонов) самого активного участника, который в конце игры получит «берестяную» грамоту.

Побеждает команда (класс), которая во время игры получит наибольшее количество баллов и разгадает послание для потомков.

Время нахождения на станции - 7 минут.

-Вы готовы к путешествию? Прежде чем отправимся в путешествие в мир славянской азбуки, команды должны представиться (название и девиз).

*Представление команд. Получение маршрутных листов.

*Маршрутный лист:

Класс:…………………. Команда:……………………………………………..

Название станции

Кол-во

баллов

Подпись судьи- инструктора

«Читай, книгочей, не жалей очей»

Творческая мастерская: древнерусские буквы

Занимательная викторина

Грамотейкино

Итого

….баллов

-Успехов и новых вам открытий в игре-путешествии!

2 этап. Основной.

*Судьи-инструкторы на каждой станции предлагают всем командам систему вопросов, творческих заданий, оценивают их выполнение, выставляют полученный балл в маршрутный лист, вручают детям часть послания.

1 станция «Занимательная викторина».

1)Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2)Из какого города были родом братья Кирилл и Мефодий? (г. Солуни)

3) Кто из братьев был старше: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

4)Год рождения славянской азбуки. (863 г.)

5) Кто из братьев был библиотекарем, а кто – воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – воин)

6) Сколько языков знал Кирилл? (22)

7) Как называли Кирилла за его выдающиеся способности? (Философ)

8) Какой алфавит был взят братьями за основу славянской азбуки? (греческий)

9) Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил III)

10) В чьё царствование славянская азбука была заменена гражданской? (ПётрI)

11)В каком году была проведена последняя реформа алфавита? (1918 г.)

12)Когда празднуется День славянской письменности и культуры? (24 мая)

2 станция«Читай, книгочей, не жалей очей»

*Обучающиеся (желающие) получают задание: подготовить выразительное чтение (3-4 классы наизусть) стихотворений, прославляющих подвиг Кирилла и Мефодия в создании славянской азбуки, родной язык, литературу, народные традиции и обычаи. В этом конкурсе от класса участвуют 2-3 обучающихся.

Критерии оценивания: -выбор произведения для исполнения; -техника исполнения; -артистизм; -сценическая культура.

3 станция «Творческая мастерская: древнерусские буквы».

*На этой станции обучающимся даются карточки с изображением букв древнего славянского алфавита. Детям предстоит изобразить первую букву своего имени – такой, какой она была в славянской азбуке. Изобразить букву можно с помощью рисунка, слепить из пластилина и т. д.

4 станция «Грамотейкино».

Задания:

1)Раскрыть смысл крылатых выражений: рукой подать(близко), во весь дух (быстро), засучив рукава (работать хорошо), яблоку негде упасть (тесно), пускать пыль в глаза (обманывать). (Слайд 1)

2)Выполнить математические действия и прочитать слова: (Слайды 2- 6)

Кир+ ил + л _ птица - пт = ? (кириллица)

Мел –л + Фома- ма + дар – р + ий = ? (Мефодий)

Аз + бука =- ? (Азбука)

Соль- ь+ уни = ? (Солуни)

Кира – а + ил + лук – ук = ? (Кирилл)

3) Демонстрируются карточки с изображением букв славянского алфавита, обучающиеся должны назвать соответствующие буквы современного алфавита.

4) Решить шарады:

-Мой первый слог найдёшь в капели,

Второй – так называют рот.

А целое найти сумели,

Когда ходили в огород. (кап-уста)

-Мой первый слог-

Предлог,

Второй –

Всегда спасёт тебя от зноя.

А в целом – время золотое. (о-сень)

-Первое можно засеять вторым,

А в целом – мы часто на даче лежим. (га-мак)

5)Игра с мячом «Лови, не зевай, слово называй!». Правила игры: Все участники игры встают в круг. В середине круга находится водящий. Он бросает мяч одному из участников игры, тот в свою очередь должен назвать слово, которое связано с Днём славянской письменности и культуры.

3 этап. Подведение итогов игры-путешествия.

Все команды снова собираются в актовом зале. Подсчёт баллов. Награждение. Команды получают грамоты, призы при условии расшифровки тайны азбуки Кирилла и Мефодия.

-Почему буквы азбука Кирилла и Мефодия стоят в определённом порядке? Что хотели сказать потомкам создатели азбуки? (Современный перевод послания: «Я знаю буквы: письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтоб сущего свет постичь!»)

Рефлексия:

1) «Светофор». Обучающимися разбираются флажки с различными цветами: красный, желтый и зеленый. После чего организатор игры-путешествия просит ощутить обучающихся в ролях в соответствии с выбранным цветом флажка: красный – оптимисты (выделяют плюсы мероприятия, что понравилось, что нового узнали);жёлтый– пессимисты (выделяют, что не понравилось на мероприятии, что было трудным); зелёный– прогнозисты (выделяют, что хотели бы ещё узнать новое по теме мероприятия)

2) «Благодарю».Организатор игры-путешествия предлагает обучающимся (по желанию) выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово учителей (организаторов игры) является завершающим. При этом организаторы игры выбирают тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова благодарности каждому участнику событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие "В стране дорожной азбуки"

Сценарий игры, в которой участвуют три команды. Путешествие проходит по станциям, на которых учащиеся выполняют различные задания по ПДД....

Азбука здоровья (игра-путешествие)

презентация содержит материал по фомированию ЗОЖ...

Классный час по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки".

Классный час  по теме "Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки" прошёл интересно и увлекательно....

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские

технологическая карта урока литературное чтение в 1 классе....

Тайна славянской азбуки

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100"...

презентация к уроку на тему "Славянская азбука на Руси"

презентация к уроку по ознакомлению с окружающем миром в 4 классе...

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1  класс Школа России...