Социальный проект "Край родной - мастеровой".
проект (4 класс)

Ахметова Татьяна Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharnoe_delo.docx249.65 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, глина — один из самых древних материалов, освоенных человеком. Уже на первых стоянках археологи обнаружили не только глиняные горшки для варки и хранения пищи, но и всевозможные ритуальные статуэтки, выполненные в этом материале. Гончары ваяли из глины и медальоны и формы для меднолитейного дела, грузила рыбакам и баночки для помады, курительные трубки и штампики для оттиска рисунка на хлебных лепёшках, подсвечники и противни.

Смиркинские  гончары

Наиболее интересные очаги гончарного промысла в Нижегородской области — Арзамас, Ардатов, Болдино, Богородск, Чкаловск, Городец. Старое Василёво (Чкаловск) выпускало чёрно-морёную керамику с лощением. Особенно искусными выходили печные трубы, корчаги и кувшины для кваса. Славились квасники с красиво выгнутыми «городецкими горлышками». На квасник всегда обращали много внимания — в старину он играл почётную роль самовара, — и украшали его разнообразнее других изделий давлеными, лепными узорами и живописью. Сине-серый аспидный цвет глине придаёт «томление», для чего горн с посудой во время обжига замазывают, оставляя сначала маленькое отверстие, а потом закрывая и его. Потом посуду «лощат» камешками, наводя рисунки.

В середине XIX века выдвинулась интересной расписной посудой городецкая деревня Репино. В музеях сохранилось несколько квасников с репинской росписью. Репинцы олифили кувшины, т.е. крыли варёным льняным маслом и по этому грунту наносили узор. Эффектным и лёгким приёмом была «тропочка» — ноздреватый слой краски, нанесённый губкой.

На городецких изделиях ставились даты — на горлышках кувшинов. Обычно это 1850-е годы, когда деревня Репино славилась ещё росписью конских дуг. В 1930-е годы в Городецком промколхозе имени XVI партсъезда пытались выпускать расписную гончарную посуду. За основу брали стиль и приёмы хохломской росписи по дереву, которая на глине выглядела значительно хуже.

Гончарство — важный народный промысел, не испытывал особого давления фабричной продукции. Перед войной по губернии насчитывалось 1 200 гончаров, хранивших традиции и несложные приёмы промысла, дававших почти на 140 тысяч рублей хрупкого товара.

По сей день в деревне Смиркино работают мастера гончарного искусства. Один из них — Алексей Викулович Иванов. Гончарному делу обучил его дядя Меркурий Михайлович. Летом 1998 года приезжал к мастеру митрополит Николай. Он увидел на Нижегородской ярмарке ивановские горшки и привёз заказ мастеру на большие напольные цветочники. Мастер заказ принял и на октябрьском форуме «Новая Россия» в 1998 году вручил митрополиту выполненную работу. Работы А.В. Иванова очень популярны, его часто приглашают на ярмарки, фестивали, форумы. Сейчас мастеру за 70, из них 50 лет отдал гончарному делу. Днём работал в колхозе, а вечером месил глину, лепил горшки. Сам мастер признавался, что мог бы работать интереснее, но мало образован и потому не удалось все свои мечты осуществить.

В этой же деревне живёт другой мастер Яков Захарович Антонычев. Гончарному      делу его обучил отец, Захар Яковлевич. Яков Захарович работал на фабрике «Городецкая роспись» надомником, сейчас на пенсии.

Ещё одна фамилия известна в Смиркино —Батмановы. Фёдор Денисович — мастер известный, уважаемый. Юрий Николаевич работает в школе, ведёт кружок «Народная игрушка».

Жбанниковская свистулька

В лесистых верховьях Узолы лежат деревни Жбанниково, Прокурино, Роймино и другие, где издавна занимались лепкой игрушечных коньков, птичек и барашков. Точное время происхождения промысла неизвестно, возможно даже в начале XX века. В числе первых мастеров-дудошников называют Макара Андреевича Белова (деревня Роймино, умер примерно 90 лет назад) и  Василия Ефимовича Дудкина, который работал в соседней деревне Язвицы ещё до революции. В конце 1920-х годов Трифон Потатуев и Степан Сироткин лепили свистульки — солдат на конях.

В начале 1930-х годов становится известным мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912–1941). Он придумывает новые фигурки, например необыкновенных коней. В одном из них (хранится в музее народной игрушки в Москве) ещё сохранена композиция обычной свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают новый силуэт. Другой (из Загорского музея) является уже вполне самостоятельной скульптурой. Этот сказочный конь, пожалуй, лучшая работа Потатуева. В ряде работ мастер обращался  к более сложным, чем в обычных свистульках, расчленённым формам. Таков, в частности, «Петух»  из Музея игрушки. Ещё одна известная мастерица — Прасковья Степановна Тимофеева (1925–2009). Её игрушки выгодно отличаются от обычных большей пластичностью и разнообразием. Она родилась в деревне Жбанниково, в семье известного мастера свистулечника Степана Григорьевича Сироткина. В 60-е годы Прасковья Степановна жила и работала в деревне Рыжухино, а позднее переехала в Первомайский посёлок. Дети Прасковьи Степановны пошли по её стопам: сыновья Евгений (в Балахне) и Константин (в Заволжье), дочь Анна (в Нижнем Новгороде).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия мастеровая

Фестиваль методических идей. Урок с презентацией. Россия мастеровая....

Социальный проект "Родной русский"

Социальный проект "Родной русский"...

Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...

Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...

Социальный проект "Родные символы России"

Проект разработан для работы с детьми младшего школьного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию....

Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Родной край» в 1 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности по  социальному   направлению    «Родной край»в 1  классе...