Россия мастеровая
методическая разработка (изобразительное искусство, 2 класс) на тему

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Фестиваль методических идей. Урок с презентацией. Россия мастеровая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rossiya_masterovaya.zip1.8 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ботовская начальная школа – детский сад»

Фестиваль методических идей.

Урок изобразительного искусства. 2класс.

Путешествие

в город Мастеров.

                      

                                                  Учитель Кудряшова И.Е.

Г.ВОЛОКОЛАМСК 2010г

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД МАСТЕРОВ.

 Тема урока:     Россия моя мастеровая.

                              Беседа о народных промыслах России.

                              Хохломские узоры в детском      

                              творчестве.

    Цели урока.   

  1. Познакомить с народными промыслами РОССИИ;
  2. Учить видеть красоту русского декоративно-прикладного искусства;
  3. Учить элементам росписи хохломских узоров;
  4. Показать таинственный мир природы в народном узоре;
  5. Формировать умения и навыки кистевого письма;
  6. Познакомить учащихся с русскими народными традициями;
  7. Прививать интерес к русскому народному искусству;
  8. Формировать чувство  гордости за свою страну, богатую славными традициями.

Оборудование:   предметы народных промысел;  рисунки и иллюстрации  народных промыслов; книги о промыслах России;  акварель, кисточки, губка, заготовка для росписи, плакат с пословицами.

План урока.

  1. Организационный момент.                                               30 сек.
  2. Беседа о народных промыслах России.                           15 мин.
  1. Сине – голубое чудо Гжели.
  2. До чего же он хорош! Этот жостовский поднос!
  3. Платки Павловского Посада.
  4. Сергиев Посад – родина русской матрёшки.
  5. Яркие краски Дымково.
  1.  Русские пословицы о труде.                                               3 мин.
  2. Физкультминутка.                                                               2 мин.
  3. Откуда к нам пришла Золотая Хохлома?                        3 мин.
  4.  Музыкальная пауза.  Игра на деревянных ложках.     2 мин.
  5. Творческая работа учащихся.                                            17 мин.
  6. Выставка детских работ.                                                     2 мин.
  7. Заключительное слово учителя.

 Подведение итогов работы. Оценки за урок.                  30 сек.                                                                                                                                      

Список литературы.

  1. Осетров Е.И.  Краса ненаглядная.  М., Издательство «Малыш»,1985 г.
  2. Бусева – Давыдова И.  Игрушки Крутца. М., Издательство «Детская литература»,1991г.
  3. Орлова Л.В.  Хохломская роспись. М., Издательство «Мозаика – Синтез»,2005 г.
  4. Колпакова Н.П.  Маленькие чудеса. Л., Издательство «Детская литература», 1981г.
  5. Журнал «Мурзилка»,  №3, 2005 г.
  6. Богуславская И., Графов Б. «Искусство Жостова», Л., Издательство «Искусство»,1979 г.
  7. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», М., Издательство «Просвещение», 2006 г.
  8. Энциклопедический словарь юного художника. М., «Педагогика»,1983г.
  9. Альманах «Памятники Отечества Подмосковья»,№31,1994г..Сокровища Подмосковья.  М., Издательство «Мелихово»,2006г.
  10. Пантелеев Г.Н.,  Максимов Ю.В., Пантелеев Ю.В. Декоративное искусство детям, М., 1976г.
  11. Бедник  Н. «Хохлома», М., Издательство «Дрофа»,2002г.
  12. Скоролупова О.А.  русское народное декоративно – прикладное искусство», М., ООО  «Издательство Скрипторий 2003»
  13. Яхнин Л. Весёлое слово Хохлома,  М., Издательство «Малыш»,!989г.
  14. Русецкая О. Прикосновение к истокам: очерки о народных художественных промыслах России. М., 1987г.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  
  2. Беседа о народных промыслах России.  

Вступительное слово учителя.

        - Ребята!  А вы любите чудеса?

        - Сегодня на уроке изобразительного искусства мы  отправимся в путешествие и попадём с вами в город Мастеров. А путешествовать мы будем по разным местам России. И все эти вещи,  что вы видите  на нашей выставке, прибыли из разных мест нашей страны  - из России мастеровой! Посмотрите, сколько  красивых вещей, книг, репродукций у нас в классе!  Вам нравится? Всё это создано руками мастеров, всё это передаёт красоту земли русской.

            - Итак, отправляемся в путешествие на встречу с чудесами. Путь предстоит в разные места, и остановок будет несколько.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О промыслах народных у нас пойдёт рассказ.

              -  Славится земля нашего народа изумительными работами. Всё это народное творчество, которое принесло России славу. А ещё это память о народных обычаях и быте русского народа. Все эти вещи украшают нашу жизнь, делают её радостней и богаче.

Путешествие в город Мастеров.

Сине – голубая Гжель.

       - Посмотрите на эту красоту. Это чудо первое. И попало к нам из подмосковной деревни Гжель. Находится Гжель в 60 км от Москвы. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край  богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прозрачной.

Обратили ли вы внимание, какой цвет преобладает на этих предметах? Правильно, белый, синий и голубой.  Всё голубое да синее:

и цветы, и птицы, и трава. А всё потому,  что небо там синее – синее, реки голубые – голубые. Вот и перенесли эту синеву на белый фарфор.  А известно о мастерах из Гжели больше 600 лет. Гжель – родина русской керамики.

(стихотворение читает ученик)

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Жостовские подносы.

        -  А вот и второе чудо. И знают о нём больше 200 лет. Это подносы из села Жостово,  тоже из Подмосковья. Посмотрите.  На блистающей чёрной поверхности полыхают сказочные цветы: розы, пионы, тюльпаны. А ещё пространство заполняется листочками, веточками, бутонами. Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Пышные букеты иногда  сочетаются с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев. Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Присмотрись к росписи подносов. Букеты в них плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов да листья.  А цветы какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Самые крупные в середине, ближе к краям  помельче, а  промежутки заполнены листьями и самыми мелкими цветочками. Подносы могут быть прямоугольными, овальными, круглыми.

(Стихотворение читают наизусть заранее подготовленные дети)

До чего же он хорош!

Этот жостовский поднос!

Все цветы горят на нём,

Словно писаны огнём.

Платки из Павловского Посада.

         -   А вот и третье чудо! Посмотрите, какая красота!  Это «павловские» платки.

(стихотворение читает ученица)

Городок тот недалёк.

Символ города – платок!

Набивным узором славится.

Всему миру очень нравится.

Не платок  – красота!

Всех красавиц мечта!.

 - А у кого дома есть такие платки у мамы или бабушки?  Они не только красивы, но и согревают нас в холода.

Сергиев Посад – родина русской матрёшки.

         -Ребята!  А как зовут эту деревянную куклу? Правильно, матрёшка.

(читает  учащийся)

Удивительное чудо!

Говорят о нём повсюду.

Погляди, как хороша!

Матрёшка – русская душа!

-Какой секрет есть у этой куклы?

(читает ученица)                Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

,А всего одна игрушка.

      - Матрёшка  стала символом России. Её знают далеко за пределами нашей страны: и в Берлине, и в Риме, и в Мадриде, и в Париже. Иностранные гости с удовольствием покупают игрушку – сувенир. В одной кукле могут уместиться 18 подружек.  Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века. Деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. Раньше на Руси имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит латинское слово «мать». Поэтому в народе имя Матрёна  ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей.  Первые матрёшки  изображали девушек в русских сарафанах. Позже на куклы стали наносить сценки о временах года, о весёлых ярмарках, народных праздника. Постепенно из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Но с тех далеких времён в матрёшке осталась сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают ей теплоту и солнечность.

Дымковская игрушка.

 - А это, ребята, игрушка из Дымково. Делают их из глины, обжигают в русской печке, а потом раскрашивают. Придумали игрушки давно.  Лепили коньков, индюков, похожих на жар – птицу, баранчиков, барышень, оленей, коз. Узор простой: кружочки, полосочки, клеточки, пятна, точечки. Зато краски яркие – яркие.  И потому пёстро и весело выходит.

(читает ученик)

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

                -  Удивительные люди эти народные мастера! Из дерева, глины, железа, ниток создали настоящие чудеса. До сих пор мастера из Жостова, Гжели, Дымково  радуют нас своим мастерством.  И чудес этих ещё много. Есть городецкая игрушка, есть знаменитые тульские самовары, есть знаменитое вологодское кружево, есть изделия, которые куют из золота и серебра, уральские мастера из голубого и зелёного камня делают шкатулки,  умельцы из Гусь – Хрустального выдувают необыкновенную посуду хрусталя и стекла, а на далёком Севере из моржовых клыков делают вазы, ножи, шкатулки. Русский народ веками наблюдал за  миром животных, красотой птиц, разнообразием  растений.  Вся эта красота нашла свое отражение в  творчестве русских мастеров.

Много сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где – то бывает красивей!

Но не будет роднее, чем здесь!

  1. Русские пословицы о труде.

-Да, ребята! Русские мастера умели трудиться, и в свою работу вкладывали всё своё умение, всю душу. Вот поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали душу.  Про труд народ сложил пословицы и поговорки. Прочитаем несколько из них:

Хорошая работа два века живёт.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Умелец  да рукоделец себе и людям радость приносит.

  1. Физкультминутка.

        - Но на Руси умели не только трудиться, но и отдыхать. Вот и мы с вами отдохнём.

Карусель.

( Дети встают в кружок вокруг карусели.  Держась за ленточки, начинают медленное движение по кругу, постепенно убыстряя  темп. Звучит русская народная  музыка «Уж как шла коляда»)

Закрутили, завертели колесо у карусели.

Весело, весело, всем нам ехать весело.

Еле – еле, еле-еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом  всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите! Карусель остановите!

Раз – два! Раз - два! Вот и кончилась игра.

  1. Откуда к нам пришла ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

                          -  А вот эти предметы из села Хохлома. Ещё их называют ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

- А как вы думаете, почему?

  -  Вот, посмотрите! Выросла травка на ложке, ягодку –клюкву клюёт хохлатая птица – золотое перо. А начало золотой росписи  идёт от древних мастеров – живописцев.

    -  Хотите послушать сказку? Тогда садитесь  поудобней и слушайте.

(тихо звучит русская народная мелодия)

        -   Давным – давно поселился в лесу за Волгой мужичок – умелец.  Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как – то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица задела крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.

       -  Конечно, это сказка. А на самом деле деревянную посуду покрывают льняным маслом, натирают специальным порошком, расписывают и обжигают.     А есть ещё одна легенда о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и  где она взяла свои огненные краски.

      -  Рассказывают, что жил в давние времена мастер – иконописец в Москве. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё мастерство. Но больше всего любил он вольную жизнь. И  однажды тайно  покинул царский двор и перебрался в глухие места. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог  - и диву даёшься: глаз нельзя отвести от мебели и посуды. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой посуды сделать  праздничную, чтобы золотом горела. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди полюбоваться его мастерством, а многие оставались и селились рядом с ним. Дошла слава мастера и до грозного царя. И повелел он найти беглеца. Но быстрее царских слуг летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал народ и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо – художника.  Сгорела изба, а мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Видно не простой была кисть  мастера – кисть из солнечных лучей.

            А односельчане сделали так много красивой посуды, что решили продавать её.  А мастерство решили передавать из рук в руки, от учителя к ученику.  Хохлома до сих пор радует нас своими яркими красками.

  1. Музыкальная пауза. Игра на деревянных ложках.

        -  Золотые узоры ХОХЛОМЫ вобрали в себя всю красоту Руси. Вслушайтесь! Какое это замечательное  и весёлое слово – ХОХЛОМА! В нём и смех слышится, и восхищённое  - ОХ!  И восторженное – АХ!

(под русскую мелодию «Метелица» игра на деревянных ложках)

  1. Творческая работа учащихся.

     - А хотите сами стать мастерами  и создать композицию,  используя хохломской орнамент?  Давайте попробуем.   Что для этого нам нужно?  ( Краски, кисточки, бумага).  А ещё нужно терпение, старание, усидчивость, и тогда всё получится.

       - Что можно увидеть на хохломских узорах?  (Здесь можно увидеть растительный орнамент:  травку, листочки, ягодки, цветы)

  - Мы с вами будем рисовать узор «кустик». А мастера сказали бы – использовать кистевое письмо.

- Вот как это должно получиться.  В конце урока посмотрим, у кого что получилось.

  - Карандаш нам сегодня не нужен. Мы будем  писать сразу красками, поэтому торопиться не нужно, а то всё можно испортить.

- Где должен располагаться наш узор?  (Он должен находиться в центре)

-Какой цвет нам нужен для работы?   (Красный и жёлтый).

        -Возьмём палитру и приготовим нужные цвета. Разведём гуашь самой большой кисточкой.  А для работы  будем использовать три кисточки. Берём самую тонкую кисточку и держим её тремя пальцами. Начинаем работу с тоненьких « усиков», располагая их в левую, а потом симметрично в правую сторону. Они одинаковой длины. Оставляем промежуток между ними.  «Усики» выполняют свободным вращением одинаковой толщины. Теперь берём среднюю по толщине кисточку и располагаем «травинки».  Они тоже одинаковые по длине. Верхняя часть и нижняя – лёгкая, а серединку выполняем с нажимом.  Теперь рисуем «завиточки». Это тонкая линия с  завиточком на конце. Значит, нужна тонкая кисточка. А теперь «капельки».  Начнём с лёгкого прикосновения, а потом делаем нажим. Низ «капельки» должен иметь круглую форму. Вот так, чередуя разные элементы, получаем узор «кустик».  По бокам у нас жёлтый цвет, а серединка красная.  Внизу опять используем жёлтый цвет. Вот и у нас получился яркий узор.

Стоит студёная зима.

Снежинки крутит буйный ветер.

А солнечная  хохлома

Напоминает  нам о лете.

        - Наш «кустик» словно качается от ветра, но детали не сливаются друг с другом и имеют одинаковую длину. А теперь посмотрим, что у вас получилось.

8. Выставка детских работ.

       - Вот и вы прикоснулись к народному творчеству, сами попробовали творить.

9. Заключительное слово учителя.

Подведение итога урока. Оценки.

            - Вот и закончилось наше путешествие в город Мастеров.

- А чему вы учились сегодня? О чём узнали?

-Встреча с народным творчеством не закончена. Мы обязательно продолжим наши занятия на уроках изобразительного искусства и труда.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...

Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...

Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Социальный проект "Край родной - мастеровой".

https://infourok.ru/socialnyj-proekt-kraj-rodnoj-masterovoj-6156990.html...