Статья "Туристко-краеведческая деятельность-одно из приоритетных направлений внеурочной и воспитательной работы"
статья

Юрьева Майя Николаевна

В современных условиях значительно усложняются функции внеурочной воспитательной деятельности учителя, обогащается ее содержание. При таких условиях педагог должен хорошо знать, на каких направлениях сосредоточить свои усилия, чтобы вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, что сделать для того чтобы передать то всеобщее, на чем зиждется все человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо нашего народа. У В. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине… Родина – это все: и прежде всего природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям» [1, 21]. Эти слова и желание растить в душах детей чувство Родины, чувство родства с окружающим миром, чувство преемственности поколений, чувство почтительного уважения к тем местам, где родился,  помогли  определиться  с выбором приоритетного направления внеурочной воспитательной работы. Немаловажную роль в выборе направления сыграло и решение «проблемы дефицита»: движения, свежего воздуха, общения с природой, близости с родителями,  и снятие утомления за учебную неделю.

Изучая книги педагогов, опыт учителей, руководителей секций и кружков дополнительного образования, опыт известных своими педагогическими достижениями семей по данной теме было решено не только начать туристско-краеведческую деятельность, в основе которой  лежит принцип – через малое к большому  с первого класса, но и распределить ее по следующим направлениям:

  • путешествия и экскурсии;
  • от детского интереса к научной проблеме (исследовательская деятельность);
  • пешеходный  туризм.

Бесконечно разнообразна палитра туристско-краеведческой деятельности. Стоит только внимательно присмотреться к тем традициям, которые уже существуют, осмыслить их, воспринять, открыть им дверь в жизнь, учитывая при этом психологические и физиологические особенности детского коллектива, материальные возможности родителей, материально техническую базу учебного заведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Задача внеурочной воспитательной работы в государственных документах определяется следующим образом:

  1. закрепление и углубление знаний, приобретенных в процессе обучения;
  2. расширение общеобразовательного кругозора учащихся, формирование у них научного мировоззрения;
  3. формирование интересов к различным сферам науки, техники, спорта, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и наклонностей;
    4) организация досуга школьников, культурного отдыха и разумных развлечений.

Путешествия и экскурсии

Экскурсионные поездки и путешествия  как форма активного отдыха и дополнительного образования полезны каждому ребенку. Они необходимы каждой развивающейся личности. Учитель сам может разработать и организовать экскурсию, привлекая родителей учащихся, или обратиться за помощью к учреждениям дополнительного образования, предоставляющим спектр услуг по их организации. И такое социальное партнерство просто необходимо так как, во-первых,  оно успешно (по сравнению с другими видами деятельности)  связывает учащихся  с учебной деятельностью. Это позволяет учителю использовать предлагаемые мероприятия как средство расширения кругозора и накопления знаний, формирования интереса к учебе в целом. Совместная работа способствует лучшему пониманию изучаемых в школе предметов.

Так  при обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах и формирования культуры этого поведения, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  воспользовались  разработанной ГОУ дополнительного образования детей «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» совместно с отделом ГИБДД УВД по г. Белгороду  экскурсионно-образовательной программой для младших школьников «Зелёный свет юным белгородцам», которая позволила на практике изучить правила дорожного движения и сформировать законопослушное поведение детей на дороге. Учащиеся в ходе экскурсии под руководством инспектора отдела ГИБДД УВД по г. Белгороду, познакомились не только с элементами дороги (подземным и надземным переходами), техническими средствами регулирования дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, разметка и т.д.), но и посетили музей УВД.

А при изучении темы «Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека» центром была предложена экскурсия «Борисовка – слобода воинов, гончаров, иконописцев», во время которой учащиеся познакомились с процессом производства керамических изделий. Затаив дыхание, они наблюдали за работой мастеров, работающих в ручную гончарным способом, за работой художников, чьи умелые руки творили чудеса.

Как рассказать современным детям о том, что такое война. Как познакомить с этой трагической страницей истории. Какие слова подобрать?  Ведь война - это не только модели танков и самолетов, не только подвиги и награды, но, в первую очередь - вдовы и сироты, сгоревшие дома и лежащие в чужой земле наши солдаты, это концлагеря, ужас бомбежек, который пожилые люди вспоминают до сих пор. Решить эту проблему можно сотрудничая с центром туризма, где разработаны учебно-тематические экскурсии патриотической направленности с учетом возрастных особенностей. Во время экскурсии «Белгород, опаленный войной» учащиеся не только узнали о Белгороде в годы войны, о событиях, происходящих на территории Белгородской области, о мужестве советского народа, но и  посетили музей – диораму «Курская битва. Белгородское направление», где смогли познакомиться с предметами, фотографиями, документами, рассказывающими о событиях Курской битвы и ее участниках. Неизгладимое впечатление оставило у ребят полотно диорамы, где эффект присутствия усиливается  фонограммой и световым оформлением.

Таким образом, совместная работа с центром туризма, с музеями, с учреждениями культуры усиливает восприятие учащимися того краеведческого материала, который по известным причинам не может быть раскрыт в учебном кабинете. Активизация восприятия достигается за счет зримости, «жизненности» объектов, в результате чего происходит, с одной стороны, конкретизация знаний, усвоенных в школе, а с другой, идет обогащение новыми знаниями и закрепление их на практике. Так, например, совершая небольшую прогулку в далекое прошлое, овеянное дымкой былинных легенд и преданий, организованную сотрудниками Яковлевского историко-краеведческого музея, учащиеся узнали о том, что во все времена русские люди стремились к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу. Ребята с большим интересом при проведении музейного урока «Народный костюм» знакомились с экспонатами, с настоящим назначением вещей народного костюма. Подлинные сарафаны, рубахи, поневы, портки, пояса и другие предметы одежды вызывали у детей неподдельное восхищение.

Конец декабря. Именно в это время ощущение праздника просто витает в воздухе, предвосхищая Новый год – праздник, который приносит очарование сказки, ожидание чуда и запах еловых веток. Чтобы узнать, когда же появился красивый обычай украшать елку, мы с ребятами отправились на музейный урок «Новый год  у ворот». Сотрудники районного краеведческого музея рассказали нам очень много интересного: когда появился обычай встречать Новый год, когда елка стала главным символом праздника, когда появились первые елочные украшения. Ребята с удовольствием познакомились с экспонатами выставки елочных игрушек и новогодних открыток, которые хранят в себе тепло нескольких поколений. Каждая такая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! 

А сотрудники мемориала «В честь героев Курской битвы» провели для мальчишек и девчонок урок мужества. Дети узнали много интересного о сражениях, проходивших на территории Белгородской области, о боли и отчаянии людей, потерявших родных и близких, о ликвидации последствий войны. С замиранием сердца смотрели кинохронику давно минувших дней.

Познакомиться с героическим прошлым Белгородской области, с местами боевой славы, расположенными на территории Яковлевского района,  ребятам помогает руководитель школьного музея.  Она всегда с радостью встречает ребят и стремиться  сделать так, чтобы  они знали о подвиге своих дедов и прадедов, понимали, что своей жизнью обязаны  тем, кто сражался на фронте, боролся с врагом в партизанском отряде, кто ковал победу в тылу.

Во - вторых, такая  деятельность позволяет создать сопространство, возникающее между руководителем (учителем) и учениками, экскурсоводом и учениками. В нем не только происходит передача информации, но и разворачивается процесс стихийного неосознанного усвоения культурных норм, стереотипов поведения.  Дети внимательно наблюдают за поведением взрослых людей. Этим естественным стремлением необходимо воспользоваться во время экскурсионных поездок для того, чтобы привить ребенку нравственные ценности, привычку делать что-то полезное, доброе. Вообще такие совместные мероприятия позволяют глубоко изучить личность каждого воспитанника. Во время экскурсий, как на рентгене, ребенок виден насквозь - интеллектуальные процессы, эмоциональность - все раскрывается в живом общении. Ребенок не только сам вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, но и приобретают опыт общественного поведения, основанного на уважении и доброжелательности с использованием соответствующего словарного запаса и норм общения.

В – третьих, сотрудничество способствует и формированию профессиональных навыков. Так,  например, отправившись на экскурсию на Белгородский хладокомбинат, организованную Белгородским областным Центром детского и юношеского туризма и экскурсий, дети узнали не только как изготавливают вкусное и всеми любимое лакомство, но и какие профессии необходимы на производстве.  Возможно, чье-то детское воспоминание в дальнейшем поможет в выборе профессии.

Приведу еще один пример. О работе пожарных, наверное, знает каждый. Эта работа требует мужества, бесстрашия и доброго сердца. Именно пожарные приходят на помощь в самые тяжелые минуты, рискуя своей жизнью ради спасения тех, кто в беде. Чтобы узнать больше об этой профессии, отправились на экскурсию в пожарную часть города Строитель. Сотрудники Пожарной части  с гордостью не только рассказали о  24 сотрудниках, но и показали комнату диспетчера, который принимает звонки и объявляет пожарную тревогу, комнату отдыха, учебный класс, гараж,  где стоит пожарная техника, дыхательные аппараты, костюм пожарного и много интересного. Продемонстрировали ребятам и как осуществляется тушение пожара с  использованием имеющейся пожарной техники. Прощаясь, большинство мальчишек, высказало желание стать пожарными.

В – четвертых, во время экскурсионных поездок и экскурсий происходит непосредственное общение учащихся, создаются оптимальные условия не только для сплочения детского коллектива, но и для  создания единого  коллектива: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия.

В-пятых, положительные эмоции, полученные во время экскурсий, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребенка, предупреждают невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

Нельзя не отметить, что во время экскурсий, а особенно автобусных  происходит и воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.

Кроме того, туристско-краеведческая деятельность, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма)  потенциал. А ведь здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Одной из форм сотрудничества с организациями учреждениями, оказывающими спектр экскурсионных услуг – проведение итоговых мероприятий по результатам участия в учебно-тематических экскурсиях, которые способствуют повторению и закреплению полученных знаний. Учащиеся создают с помощью родителей презентации, рисунки, стихи, творческие работы, участвуют в викторинах, напрямую касающихся деталей путешествий. Выполнение таких заданий требует от юных путешественников собственных размышлений, самостоятельного поиска материала, творчества и выдумки.

От детского интереса к научной проблеме

Любому обществу нужны одарённые люди. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Урок не позволяет каждому до конца себя реализовать, провести диагностику потенциальных возможностей и выявить одаренных детей. А Н. Колмагоров говорил: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе». Исследования необходимы. Это залог развития и для ученика, и для учителя. Путешествия, экскурсионные поездки по родному краю, знакомство с достопримечательностями, различными учреждениями культуры и сферы обслуживания, промышленными объектами, живописными местами, целебными источниками и пр. – это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть и определиться в том, что, прежде всего, необходимо самому ребенку. Каждое такое путешествие для ребёнка оказывается маленьким открытием, в ходе которого, дети учатся наблюдать, узнавать, искать ответы на вопросы. У них развивается познавательный интерес. А у педагога возможность увидеть чему ребенок отдает предпочтение: истории, знакомству с объектами культурного наследия, духовному наследию, народным традициям, изучению окружающего мира и пр. Это можно проследить во время посещения музеев, выставок. Где задерживает свой пытливый взгляд ребенок, что ему интересно?

Педагогу необходимо направить ребенка в нужное русло в выборе своей темы исследования  и оказывать всяческую помощь. Важно чтобы на этом этапе у ребенка сформировался конкретный интерес к чему-то и конкретная тема. От темы многое зависит: насколько она интересна ребенку, настолько он и будет вкладывать в нее себя, свой труд.    Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования,   конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.    

Когда проблема выбрана и сформулирована, начинается  работа по сбору информации по теме исследования. Ее  можно получить самыми разными путями (сбор информации из различных источников: художественная и научно-популярная литература, периодическая печать, документы, встречи с людьми, имеющими непосредственное отношение к объекту изучения, интернет источники и т.д.).  На этом этапе важно дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое: сам прийти к открытию, ответив на вопрос, который ранее не звучал. Если ученик открыл что-то для себя, его это заинтересовало, то он пойдет дальше. А значит, будет продолжать открывать новое.                                                                      

К  концу учебного года в нашем классе исследовательская деятельность ведется по следующим направлениям: «Памятники воинской славы» («Ничто не забыто. Памятник воинской славы», «Мы помним их, не пожалевших жизни. Вечный огонь», «Память о прошлом. Аллея героев»;  «Достопримечательности города»; «Мир вокруг» («Пожарная часть города Строитель», «От отправителя  до адресата. Как работает почта», «Откуда пришло тепло в дома»); «Духовное наследие» («Сретенский храм г. Строитель», «Православный центр», «Часовня Георгия Победоносца»).

Пешеходный  туризм

«Городской ребенок шагнул с тропинки на мокрый от дождя луг: «Нельзя!» Потянул руки к березовой ветке: «Нельзя!»  Разулся – и по лужам босиком: «Нельзя!» Как красные флажки на охоте, как светофорный окрик: «Нельзя!» А что можно? Слушаться, молчать, не двигаться. Сколько своими «нельзя» мы погасили ростков любознательности, радости, желания перемерить мир своими шагами» [1, 14].  Пересмотрев такое отношение к детям, совместно с родителями было решено организовать для ребят пешеходные прогулки, являющиеся «начальной школой для туристов» с целью организации активного отдыха, изучения родного края, ознакомления с природой, памятными местами своего района, привлечения к туризму. Во время таких пешеходных прогулок происходит  не только тренировка и  подготовка для дальнейших дальних походов (начинающий турист получает первые знания походной жизни, первые навыки, повышает свою общую физическую подготовку), но и в полной мере присутствует эмоциональность, к тому же велика и познавательная сторона: встречи с новыми людьми, интересными достопримечательностями.

Поэт А.Т. Твардовский писал: «Отечество – край, в котором человек родился и вырос, край отцов и дедов, это его «малая» родина… Она со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой малой родиной, он приходит с годами к той «большой» Родине, что обнимает все «малые» и – в великом и целом своем – для всех одна».

Замечательные слова!  И, наверное, не страшно, что путает ребенок яблоню с грушей, пока нет плодов, что не различает птиц по их пению…. Другое важно: понимает ли он и чувствует, что мир не квартира, даже самая комфортабельная, мир не только семья, даже большая и дружная, мир – это цепь поколений, которые трудясь, творили красоту земли. Помним ли мы о  том в суете будней? Передаем ли память об истории народа своим детям? Кто кроме нас, расскажет им, откуда берут начало наши корни?

Возможно, я спешу с выводами, но мне думается, что выбранное  направление подсказывает один из «рецептов» воспитания здоровых, мужественных, добрых людей, знающих свое предназначение в жизни.  Наивно было бы полагать, что туристско-краеведческое направление поможет решить все сложные проблемы. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что заложенные в детях «зерна» в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Литература

  1. Васильева З.П., Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1988
  2. Разин А.В., Воспитание красотой: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980
  3. Учебный год: информационно-методический журнал  № 1, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.

Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...

Приоритетное направление воспитательной работы в рамках программы ФГОС.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. К.Д.Ушинский....

Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками.

Создания комфортной среды – приоритетное направление в работе классного руководителя с  младшими школьниками.  Комфортная внутришкольная среда – одно из условий личностного роста младше...

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2017 -2018 учебный год

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ   НА 2017 -2018 учебный год...

«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)

В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...