Экологический практико-ориентированный проект "Кормушки"
проект (2 класс)

Данный проект поможет детям ответить на вопрос: как помочь птицам зимой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kormushki.docx774.17 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь птицам зимой?

 Цели занятия:

  • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;
  • учить сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь;
  • дать представление о зимующих птицах и их значении зимой;
  • познакомить с мероприятиями по охране птиц;
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи:
Образовательные: 

  • обобщить жизненный опыт учащихся о зимующих птицах;
  • сформировать представление о взаимосвязи между природой и человеком;
  •  познакомить с многообразием видов зимующих птиц;
    Развивающие: 
  • активизировать развитие внимания, памяти, воображения;
  • стимулировать развитие коммуникативной и кооперативной компетенций;
    Воспитательные: 
  • воспитывать ответственное отношение к природе посредством посильной помощи людей зимующим птицам;
  • содействовать воспитанию любознательности, творческой активности, стремления познавать новое, расширению кругозора и сознания связи обучения с жизнью.
    Оборудование: 
  • доклады с изображениями зимующих птиц;
  • аппликация «Снегири»;
  •  корм для зимующих птиц;
  • костюмы птиц для сценки;
  • презентация «Зимний лес»;
  • заготовки для кормушек;
  • карточки «Кормушки»;
  • готовые кормушки;
  • аудиозапись песни «Не дразните собак»; музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель:  Тройка, тройка прилетела. 
                   Скакуны в той тройке белы, 
                   А в санях сидит царица 
                   Белокожа, белолица. 
                   Как махнула рукавом 
                   Всё покрыло серебром. 

-О каком времени года  идет речь?

-Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. (Слайд 1) Вот прямо по этой тропинке и пойдём. Всё кругом белым-бело. Вся живая природа осенью готовилась к зиме. Но все ли обитатели леса знают, что такое зима? Давайте послушаем, о чём говорят цапля и скворец.

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля?

Цапля. Ах, голубчик, у меня голова разболелась от птичьей болтовни! Какой-то пухлячишко говорил, что после теплого лета бывает дождливая осень, а потом бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Ерунда! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле лютой зимы?  (Потому что это перелетные птицы. На зиму они улетают).

- Да, многие птицы от нас улетают в теплые страны. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию.

- А можно ли в зимнем лесу встретить птиц?  Как себя нужно вести, чтобы увидеть птиц?

-Почему эти птички не улетели в тёплые края? Как они называются? (Зимующие).

III.Постановка темы занятия.

Сегодня  мы поговорим о том, как помочь птицам зимой.

IV. Работа по теме занятия.

-Какие же птички остаются у нас зимой?

Игра «Не ошибись».

-Встаньте. Я буду называть птиц. Если эта птица зимует у нас, вы должны будете присесть, а если эта птица перелётная и улетает от нас на юг, вы должны будете замахать руками, как крыльями.

Соловей, дятел, грач, ласточка, синица, свиристель, кукушка, скворец, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, галка.

-Вы правильно определили зимующих птиц. Как же они живут в лесу зимой? Чем кормятся? Давайте понаблюдаем за ними. (Презентация «Зима»)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.

Пестрый дятел стукнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда-то

Ярко-красные щуры.

Как рассвет, встречая новый,

Будит лес своих гостей,

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

-Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузницу долбить её.

- Ребята, посмотрите на лесной полянке собрались птицы. Давайте послушаем, о чем они говорят.  

-Посмотрите, какая красивая птица: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный, очень красивый. (Дятел встаёт и проходит перед ребятами, давая им возможность полюбоваться разнообразием красок своего костюма).

Дятел:                                          Хоть я не молоток –

По дереву стучу,

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Учитель: Кто же это, ребята? Вы догадались? (Дятел).

-Правильно, ребята.

-Уважаемый дятел, это Вас называют «лесным доктором», «лучшим другом леса»?

Дятел: Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо «нанизываются» на его конец.

Учитель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров.

А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «синь-синь-синь»? Прислушайтесь…

Синичка: Скинь кафтан, скинь кафтан.

Пусть я птичка-невеличка.

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда!

Учитель: Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица).

Синичка: Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель: Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

Дети: Снегирь.

Снегирь: Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий – «жи-ши», но вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).

Учитель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «Чуть-жив, чуть-жив»?

Воробей: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, мы главные защитники-сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

- А еще в лесу есть удивительные птицы. Почему удивительные, сейчас узнаете.

Сценка «Диалог дятла и клеста».

Дятел. Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел. Нашел время радоваться.

Клест. Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего же милы, хороши!

Дятел. В такой мороз птенцы? Да они же замерзнут!

Клест. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.

- Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?  (Потому что им есть что кушать).

- Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают осенью. Как раз к зиме корм готов. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клеста клюв – ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся птенцы с прямыми клювами, но, когда подрастают и начинают сами добывать семена из шишек, клюв меняется.

Учитель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,

(Прыжки на месте, взмахи руками)

Птички крошки собирают.

(Показать, как клюют птички)

Перышки почистили,

Клювики почистили.

(Погладить руки, носики)

Птички летают, поют,

(Взмахи руками)

Зернышки клюют.

V. Практическая работа.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.

                        Что за стол среди берез

                           Под открытым небом?

                           Угощает он в мороз

                           Птиц зерном и хлебом.

- Правильно, дальше мы будем говорить о кормушках. Кормушки бывают разные, но все они должны удовлетворять определённым требованиям. Каким?

Дети:

  • у кормушек должна быть крыша, чтобы защищать корм от снега и дождя;
  •  в дне кормушки часто делают дырочки, чтобы не скапливалась попавшая вода, и не закисал корм;
  • Бортики кормушки надо сделать достаточно высокими, чтобы ком не сдувало;
  • стенки и края кормушки не должны быть острыми.

Задание по группам:

-Перед вами лежат конверты с заданием. Рассмотрите внимательно изображённые на листах кормушки. Если кормушка выполнена по всем правилам, кружок возле неё закрасьте зелёным карандашом, а если что-то не так, кружок возле кормушки раскрасьте красным карандашом.

Ребята выполняют задание, потом поясняют свой выбор.

-Теперь мы с вами знаем, как правильно изготовить кормушку. Есть у нас в классе умельцы, которые изготовили кормушки дома по всем правилам (демонстрируются кормушки), но и мы с вами не будем от них отставать.

Изготовление кормушки.

-Рассмотрите внимательно заготовки для кормушки (пакет из-под молока, палочка – насест, суровая нитка для крепления). Возьмите ножницы и прорежьте по линиям окошечки в пакете. В отверстия под окошечками вставьте палочку-насест, а через верхние дырочки проденьте нитку и крепко её завяжите.

В каждой группе две пары делают кормушки, а два человека занимаются разработкой птичьего меню.

На столах заготовлены коробочки с макаронами, семенами подсолнуха и тыквы, ржаным хлебом, пшеничным хлебом, шоколадом, пшеном, кедровыми орешками, рисом, гречкой.

После проделанной работы дети демонстрируют получившиеся кормушки и оглашают меню для птиц.

-А теперь давайте проверим, правильно ли вы выбрали корм для птиц, послушаем, что говорят сами птицы.

Появляются дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка "Жалобы на сугробе".

Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетка (лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!

Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!

Воробей.  (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!

Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь (хвостом начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?

Сорока.  Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!

- Успокойтесь, птицы, все будет в порядке! Как  видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка, и смогут ли ваш корм есть птицы.

                         Покормите птиц зимой,

                         Чтоб со всех концов

                         К вам слетались, как домой,

                         Стайки на крыльцо.

                         Не богаты их корма,

                         Горсть одна нужна.

                         Горсть одна – и не страшна

                         Будет им зима.

                         Приручите птиц в мороз

                         К своему окну,

                         Чтоб без песен не пришлось

                         Нам встречать весну.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке? Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

-Изготовленные кормушки мы обязательно повесим и будем ждать гостей. А те ребята, кто разместит кормушки возле своего окна зафиксируют на фотоаппарат желанных гостей и принесут нам фотографии.

-Ребята, но только ли птиц надо охранять и беречь? надо беречь всё живое. Давайте в заключении нашего занятия споём песню про то, всё живое надо охранять и беречь.

Исполняется песня «Не дразните собак».

  Блог                   поилки ,кормушки и прочее для животных и птиц. Fermer.Ru - Фермер.Ру - Главный фермерский портал - все о бизнесе в сельском хозя                 Ролики из категории "Выпечка и мучные изделия" - Гурман-кули…

Развитие речи детей 6 - 7 лет                 Кормушки для птиц - для чего они нужны и как сделать кормушку дома Cоветы женщинам            Кормушки и домики для птиц. - Чудесная дача Чудесная дача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Гиппеаструм - "рыцарская звезда". Проект практико-ориентированный, экологический.

Исследовательский проект "Гиппеаструм - рыцарская звезда" реализован учащимися 4 класса. Цель проекта: выявить условия цветения комнатного растения гиппеаструма и применять полученные знания...

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...

Экологический (практико–ориентированный) проект "Птичья столовая"

Задачи теоретического этапа: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.Вывод: зимуют в нашей ме...