"Человек-это звучит гордо"
классный час

Сказнева Кристина Владимировна

Классный час, содержание которого направлено на формирование нравсвенности, гражданственности и патреотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek-eto_zvuchit_gordo.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование нравственности, гражданственности и патриотизма.

Задачи:
1.
 Углубить знания главного закона страны.
2.
 Способствовать формированию активной жизненной позиции.
3.
 Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
4.
 Способствовать выработке умений учащихся аргументировано отстаивать свою точку зрения, выслушивать и понимать иное мнение.  

Подготовительная работа:
Учитель:
-Оформление выставки рисунков детей
-Разработка конспекта
-Выполнение презентации
-Подготовка раздаточного материала(ситуаций)
-Проверка готовности детей к занятию
Ученик:
-Разучивание стихотворений (4 шт)
-Повторение гимна РФ
-Изготовление рисунка к выставке

План проведения:
1.Организационный момент
2.Основная часть
- Беседа о Конституции и ее истории
-Символика РФ
-Разговор о правах и обязанностях
3.Практическая часть
- Игра «Если в школу ты идешь»
-«Конституция в сказках»
-Разбор ситуаций
4.Итог занятия
-Притча

Оборудование: Книга «Конституция РФ», презентация, раздаточный материал(ситуации), аудиозапись,кроссворд

                                                 

 Ход занятия

1.Организационный момент
 - Здравствуйте ребята! Тихонечко садитесь.

2.Основная часть
-Государственный праздник «День Конституции Российской Федерации» отмечается в нашей стране 12 декабря. В этот день на референдуме в 1993 году была принята российская Конституция.
С тех пор данный праздник принято считать одним из важнейших государственных праздников России. Это и не удивительно, ведь принятие Конституции является одним из самых значимых моментов в истории каждого государства и народа. Поэтому такой праздник существует не только в России, но и в очень многих странах мира.

 -Сегодня наш классный час посвящен Конституции РФ – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Что мы называем Родиной?

На этот вопрос нам ответит ваш одноклассник … стихотворением «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.

- Как называется наша Родина? (Наша Родина – Россия, Российская Федерация).
-Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
-Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город)
-Вспомните, что такое Конституция?
 (Конституция – это основной закон государства.)
Демонстрация книги Конституция РФ


-Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

Знаете ли вы когда была принята первая Конституция в нашей стране?
- Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.

-В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
- В России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая.
Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
- А знаете с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

- Что такое гимн? (Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны).  

- А как нужно слушать гимны? (Стоя)

- Знаете ли вы людей, которые написал текст и музыку нашего гимна?
(Музыка –Александр Александров ,Слова-Сергей Михалков)

   Прослушаем гимн нашей страны Поем вместе с хором. Каждый житель страны должен знать свой гимн и гордиться им. (дети встают под гимн страны).
Если обратить внимание на оформленную выставку рисунков в вашем классе то можно увидеть главные символы нашей страны.(
Выставка рисунков) Об этом мы сейчас и поговорим
-  В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.
 
Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага.
-Следующий символ нашей страны –
герб. Что на нем изображено?

На данный момент обозначено, что герб России означает следующее: (указкой показать каждый символ)

-Двуглавый орел, смотрящий в разные стороны, охватывающий взглядом Европу и Азию, символ объединения и единства российских земель. Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости
-Три короны символизируют на сегодняшний день суверенитет Российской Федерации.

-Скипетр и держава олицетворяют государственную власть.

-Георгий Победоносец — символ победы добра над злом, защиты Отечества.
 

-Молодцы мы с вами вспомнили символику нашей страны и поговорили о ее главном законе.

 -Что отличает человека от других живых организмов? (ответы учеников). Каждый человек является гражданином своей страны, он имеет права, но вместе с тем и определенные обязанности. Давайте поговорим об этом подробнее.
  -А теперь послушаем ваших одноклассников со стихотворением.
 1 ученик:
Имею право на свободу,        
Имею право выбирать.                
Права имею на учебу,
Но не имею право лгать.
Предмет такой есть в школе "право",              
Он учит правильно нас жить,                        
Определять: где ложь, где правда,
Отчизне верностью служить.
Никто не вправе нас унизить,  
Задев достоинство у нас.
Быть человеком очень сложно,      
Но вы понять должны и нас!

2 ученик:
Мы все свободны
И все имеем равные права.
Возможностей так много,
А жизнь у нас одна.
Мы все равны,
Перед судом, перед законом,
Все подтверждаем это делом или словом.
Мы все свободны,
Все вольны делать, что хотим,
Ведь наши мысли, наше слово
Необходимы нам самим.

Мы все равны,
Все - люди, кто и что бы нам не говорил.
У нас есть право на защиту
И чтобы кто-то нас любил.

-Что такое право? – Это  то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека. Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенку надо знать,

                   Не только знать, но соблюдать,

   Тогда легко нам будет жить,

   Играть, дружить и не тужить.


-Что такое обязанности гражданина? – это то, что обязан выполнять человек, не нарушая права и свободы.
-Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России? Давайте посмотрим:

По Конституции нашей страны мы имеем право:
– на жизнь;
– выбирать профессию;
– на отдых;
– на жильё;
– медицинскую помощь;
– на образование;
– на личную неприкосновенность;
– иметь имущество в собственность.

Свобода:
– слова;
– вероисповедания;
– совести;
– мысли;
– массовой информации;
– литературного, художественного, научного преподавания.

-В нашей Конституции закреплены права человека. Есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

-Послушаем стихотворение учеников
1 ученик:
                                                             Открыты все пути у нас

                                                              Без края, без преграды,

                                                             Но школьникам сейчас

                                                             Пока учиться надо.

                                                             Учеба - очень интересный труд,

                                                             Нам силу, радость

                                                             Знания несут.

2 ученик:

                                                                            К тому же мы прекрасно понимаем:

                                                             Кто с детства трудности преодолевает,

                                                             Судьбой своей тот управляет.

                                                             И тот, кто учится отлично в школе,

                                                             Характер закаляет свой и волю.


- Как вы думаете, возможно ли только иметь права и свободы и не нести никаких  обязанностей? Конституцией РФ определены и обязанности человека:
– охранять Родину;
– защищать Родину;
– сохранять природу и окружающую среду;
– платить налоги

-  соблюдать законы
-  заботится о родителях

Какие из этих обязанностей уже сейчас можете и должны выполнять вы – школьники?

-А сейчас я хотела бы вам рассказать о героях нашей страны ,которые ценой своей жизни выполняли свои гражданские обязанности ,ради спасения жизни родных, близких  и совсем незнакомых  людей .
-Например, самый юный герой в нашей стране – Женя Табаков. На момент совершения подвига он являлся учеником второго класса. Орден мужества, которым был награжден Женя, вручен его маме. Мальчик получил его посмертно за то, что защитил от преступника свою сестру. Под видом почтальона тот проник в квартиру и стал требовать у детей деньги. Схватив сестру, уголовник приказал мальчику принести все ценное, что было в квартире. Женя попробовал защитить себя и девочку, ударив преступника столовым ножом. Однако слабая рука второклассника не смогла нанести вред взрослому мужчине. Разъяренный уголовник, ранее судимый за грабежи и убийства, нанес Жене восемь ножевых ранений, от которых мальчик в тот же день скончался в больнице.
-Майор Сергей Солнечников ошибку рядового Максима Журавлёва исправил ценой собственной жизни. Это произошло во время учений. Метание боевой гранаты с огневого рубежа. РГД-5 с выдернутой чекой упала всего в нескольких метрах, прямо на бруствер, откуда потом и скатилась в окоп, где в этот момент кроме самого командира, находилось целое отделение, то есть около 10 человек. Если бы не майор Солнечников, то погибших было, наверняка, больше.
"Мы обратили внимание, только когда наш комбат оттолкнул солдата и накрыл гранату собой, — рассказывает солдат срочной службы Рустам Хисамов. — И когда всё произошло, вызвали санитара".
Раненного комбата отправили в белогорский госпиталь. Полтора часа врачи хирурги и реаниматологи боролись за жизнь Сергея. Но раны оказались слишком серьезными. Уставы ничего не говорят о том, как бросаться на гранату. Каждый офицер сам принимает такое решение.
В памяти друзей, сослуживцев и подчиненных он навсегда останется Солнцем. Его так называли за глаза. Комбат с солнечной фамилией был для солдат настоящим отцом-командиром. И в ту роковую минуту, когда на принятие решения оставалось 2-3 секунды, он поступил как настоящий офицер.

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
Права и обязанности вас, школьников, определены в Уставе школы и правилах внутреннего распорядка школы..

-Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.

1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.

Какие же обязанности у школьника? Назовите их.

Прочитайте, все ли обязанности вы назвали?
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа.

Проведем игру-физкультминутку «Если в школу ты идешь»
А какие же вещи можно приносить в школу? Предлагаю выйти из-за парт. Я буду читать стихотворение. А вы хлопайте в ладоши - ловите, если такие вещи в школе нужны; не нужны – приседайте, пусть пролетают мимо.

Если в школу ты идёшь,
То в портфель с собой берёшь:
- В клеточку тетрадку?
- Новую рогатку?
- Веник для уборки?
- Дневник для пятёрки?
- Альбом и краски?
- Карнавальные маски?
- Азбуку в картинках?
- Рваные ботинки?
- Фломастеры и ручку?
- Гвоздиков кучку?
- Карандаши цветные?
- Матрасы надувные?

 - Молодцы, почти не ошибались! Тихонечко сели.

3.Практическая часть

-А теперь давайте попробуем применить знание Конституции в конкретных ситуациях.

Разбор ситуаций «Права и обязанности»
 -
Мы с вами вспомнили имеюшиеся у нас права и обязанности, теперь предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
(Для инсценировки одной ситуации выходят два ученика. После инсценирования дети анализируют поведение героев и объясняют сделанные выводы)

Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
(Права мама. Отдыхать с громкой музыкой можно в положенное время, не нарушая покой других людей)

Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав. (Данная просьба учителя не является принуждением, каждый ученик обязан выполнять требования школы по дежурству ,по заданному графику)
Ситуация  3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.(Заниматься любимым делом в положенном месте является правом мальчика, не портить чужое имущество и уважать труд других детей его обязанность)

Ситуация  4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?/
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров? (право на свободное перемещение действует не во время образовательного процесса, не нарушая дисциплины и устава школы)

«Конституция в сказках»

Я буду  задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право героев сказки нарушается или каким правом они пользуются
1.    Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Буратино воспользуется своим правом. Каким? (получение бесплатного образования).
2.    Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)
3.    В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино».  Карабас-Барабас.
4.    Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
5.    Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
6.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
7.
 Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право.  Какое?  (неприкосновенность жилья).
8.
 Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в страну дураков, они воспользовались правом. Каким? (уехать из своей страны и вернуться на Родину).

Давайте выведем простые правила, позволяющие выполнять основной Закон нашей страны – Конституцию РФ:
Нужно знать свои права.
Нужно уважать права других людей.
Нельзя забывать об обязанностях

В завершении давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и выполнять обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

3. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. Человек должен жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

Р а з у м н о с т ь

с п р А в е д л и в о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Итог занятия
Сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки .и послушаем одну притчу, которую я вам с удовольствием подарю.
Притча:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.

-Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
-Какой путь выбрали бы вы, ребята?
-Человек всегда может сделать выбор.
-Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

Чтобы быть достойными гражданами свое страны, нужно всегда и до конца выполнять свои обязанности. Делать свой моральный выбор.

Закончить нашу встречу можно такими словами:
- Нам расскажет ….
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

-Спасибо за внимание. Помните о своих правах. Соблюдайте свои обязанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья - это звучит гордо!"

Статья для журнала "Практика школьного воспитания" (НИРО), в которой представлен опыт внеклассной работы с родителями обучающихся в форме "Семейной гостиной". Подробно описаны направления систематичес...

Россия - звучит гордо!

«Россия. Какое красивое слово!И роса, и сила, и синее что-то……...

Воспитатель — это звучит гордо!

Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погасну...

Конкурсная работа "Учитель - это звучит гордо"

Дистанционные олимпиады и конкурсы от ЦРТ «Мега-Талант»...

«ЮИД звучит гордо!», к 45-летию движения ЮИД в России.

Агитбригада  отряда  ЮИД  МКОУ  ОО школа №6 «Светофор» на тему: «ЮИД звучит гордо!», к  45-летию движения ЮИД в России....

Патриот - звучит гордо

Данное внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 4-х классов. В ходе мероприятия ученики анализируют исторические события Росси, начиная с XIII по XX век....

Доброволец - звучит гордо!

Цель данного мероприятия -  представление о волонтерском движении, его направлениях, социальной значимости. Создание мотивации к совершению добрых и гуманных поступков....