«Урок милосердия и доброты»
план-конспект урока (2 класс)

Иванова Анна Анатольевна

Цель: формирование у детей представления о доброте и милосердии как важнейших духовно-нравственных ценностях.

Задачи:

1. Знакомство детей с понятиями «Добро» и «Милосердие».

2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

3. Воспитывать стремление помогать окружающим,  добрые и честные поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_miloserdiya.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Урок милосердия и доброты»

Цель: формирование у детей представления о доброте и милосердии как важнейших духовно-нравственных ценностях.

Задачи:

1. Знакомство детей с понятиями «Добро» и «Милосердие».

2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

3. Воспитывать стремление помогать окружающим,  добрые и честные поступки.

Ход урока:

Учитель:

Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил

великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос,

чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того: Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.

В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, милосердными.

Как вы думаете, чему будет посвящена наша беседа? (доброте)

Действительно, сегодня за круглым столом мы поговорим о доброте и милосердии.

Для начала давайте познакомимся со словом «милосердие».

Стихотворение:

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

Догадались, что это?(Милосердие! Сердец доброта!)

- По историческому словарю:

Милосердие -  сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

- Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

Давайте теперь послушаем стихотворение  о доброте.

Стихотворение:

 Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей.

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Ребят, как вы понимаете слова «Добро, доброта, добрый человек»?

- Слова «доброта, добрый» произошли от слова « добро».

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Добрый – делающий добро другим, отзывчивый на чужую беду, просьбу, несущий благо, хороший, дружески близкий, милый человек. Слова «доброта» и «дружба» очень похожи между собой.

1 ЗАДАНИЕ: Разбор ситуаций.

- Послушайте ситуации и выскажите свое мнение.

1. Послушайте рассказ “Одинаковые”.

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

2 ЗАДАНИЕ Игра «Доскажи словечко»

 Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

 Если друг попал в беду,…(помоги ему)

 Решай споры словами, …(а не кулаками)

 Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)

3 ЗАДАНИЕ Игра «Собери слово»

У слова «доброта» есть много слов – спутников.

 Ребята, из предложенных слов и слогов, соберите слова, которые тесно связаны с понятием «добро».

Милосердие - лоси-мир-еде

 Меценат – це-на-ме-т

 Уважение – у-жена-вие

 Сострадание – сос- рада-тени

 Бескорыстие – сытие-бес-кор

Благотворительность - вор-нос-лель-Бог-таитть

4 ЗАДАНИЕ Игра  «Угадай-ка».

Проведем игру «Угадай-ка». Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах)

3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

- Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.

(Иван – царевич, Кот Леопольд, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Молодцы! Вы успешно справились с ловушками. Скажите,  у какого человека больше друзей - у доброго или злого? (Ответы детей: у доброго.) А вы хотите, чтобы у вас было много друзей?

Правила доброты.

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:

∙ Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи

∙ Никогда не бойся понять и  простить  

∙ Никогда не бойся  попросить прощения

Итог урока:

-Надо ли спешить делать добро? Почему?

     Научиться быть по-настоящему добрым, милосердным трудно. Этому нужно учиться с детства. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Пусть на вашем пути встречаются только хорошие и благородные люди.

      Соблюдайте законы милосердия, потому что добрые дела живут вечно. Милосердный человек – счастливый человек. Пусть каждый из вас будет лучиком тепла и света, и всегда приходит на помощь другому человеку. Не ждите вознаграждения. Идите и делайте добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция "Милосердие – активная доброта"

Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, большинство из нас понимают важность и необходимость формирования в детях таких качеств, как доброта, ...

Урок по теме: "Доброта и милосердие христианина"

Разработка урока по теме:"Доброта и милосердие христианина"...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

«Милосердие и доброта спасут мир»

Цели: 1.     Способствовать формированию у воспитанников положительных качеств: милосердие, доброта;2. Содействовать формированию дружного детского коллектива...

Классный час "Милосердие и доброта"

Классный час "Милосердие и доброта" Цель:Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуация...

Классный час "Милосердие и доброта"

1.     Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.2.     Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях,...

Классный час «О милосердии, о доброте»

Классный час «О милосердии, о доброте»...