Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Хореографический ансамбль "Терпсихора"
методическая разработка (1 класс)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Хореография, как курс внеурочной деятельности, играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится понимать «язык» движений, их красоту, чувства гармонии, способствующих успешной самореализации. Посредством знакомства младших школьников 1 класса с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horeografiya_1_klass.docx840.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Хореография, как курс внеурочной деятельности, играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится понимать «язык» движений, их красоту, чувства гармонии, способствующих успешной самореализации. Посредством знакомства младших школьников 1 класса с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движения.

Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

В образовательных учреждениях всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

Цель программы:

Приобщение школьников к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, укрепление здоровья и гармонического развития форм и функций организма, формированию целостной, духовно-нравственной, гармонично развитой личности.

Основные задачи данного курса:

  • воспитание нравственно-эстетических чувств;
  • формирование познавательного интереса и любви к прекрасному;
  • раскрытие художественно-творческих, музыкально-двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия воспитанников;
  • знакомство обучающихся с основами классического, народного и бального танца;
  • укрепление костно-мышечного аппарата учащихся;
  • развитие музыкально-ритмической координации, мышечного чувства, осанки;
  • предоставление возможности детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты.

          Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения, классического, народного и бального танца. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над движениями.

Сроки реализации.

Срок обучения начальным навыкам по хореографии составляет 1 год, по истечении этого времени основной учебный материал программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями, терминами, знаниями, умениями, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения.

По программе для каждого года обучения предусмотрено 1час в неделю. По расписанию занятия проводятся 1 раз продолжительностью 45 минут.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • характер музыки;
  • виды темпа;
  • музыкальные размеры;
  • средства музыкальной выразительности;
  • правила построения в шеренгу, колонну, круг;
  • позиции ног и рук;
  • правила построения корпуса;
  • характерные особенности женской и мужской пляски;
  • методику исполнения танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
  • правила исполнения дробей и вращений;

Учащиеся должны уметь:

  • точно реагировать на изменения темпа;
  • уметь вовремя начать и закончить движения в соответствии с музыкой;
  • воспроизводить хлопками и притопами ритмические рисунки;
  • ориентироваться в танцевальном зале;
  • правильно исполнять танцевальные шаги, подскоки, повороты на 1/4, 1/2 круга;
  • иметь навык вежливого обращения к партнёру по танцу;
  • передавать характер, стиль, художественный образ танца, созданный музыкой;
  • выполнять танцевальные ходы и движения русского танца;
  • выполнять поклон в народном характере;
  • выполнять движения в «зеркальном отражении»;
  • самостоятельно исполнять любое движение или танцевальную комбинацию,
  • выполнить дроби в такт, соединить их в простую комбинацию;
  • исполнить вращение на месте, в продвижении на беге и прыжках (девочки);

Формы:

- обучающее занятие;

- тренировочное занятие;

- коллективно – творческое занятие;

- индивидуальное занятие;

- беседы по истории танца;

Методы:

  • словесный (объяснение, замечание);
  • наглядный (личный показ педагога, видеоматериалы, просмотр выступлений детских танцевальных коллективов);
  • практический (объяснение и показ педагогом движений, поз, переходов, рисунков танца с последующим повторением учениками; разучивание по частям; временное упрощение заданий, соединение отдельных комбинаций в фигуры танца).

Формы подведения итогов.

Эффективности занятий оценивается педагогом в соответствии с программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебной год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом   и позволяют ему корректировать свою работу.

Планируемые результаты

Личные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения танцевальных композиций, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, участие в жизни класса, школы, города и др.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  уважительного отношения к культуре других народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развития мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладения навыками сотрудничества с учителем;
  • ориентации в культурном многообразии окружающей действительности, участия в танцевальной жизни класса, школы, города и др.;
  • этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие художественно-эстетического вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

  •   принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах танцевальной деятельности;
  • формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания хореографических постановок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  освоению способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия, исполнения, оценки танцевальных постановок.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.)

Обучающийся получит возможность научиться:

  • освоению способов решения проблем творческого характера в процессе восприятия, исполнения, оценки танцевальных постановок.

 Коммуникативные

 Обучающийся научится:

  • продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных танцевально-творческих задач на уроках хореографии, во внеурочной и внешкольной танцевально-эстетической деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • Различать основные виды хореографического искусства (классический, народный, бальные танцы);
  • Определять музыкальные размеры;
  • Ориентироваться в танцевальном зале;
  • Позициям ног и рук;
  • Воспроизводить хлопками и притопами ритмические рисунки;
  • Вовремя начать и закончить движения в соответствии с музыкой;
  • Выполнять поклон в различных стилях;
  • Выполнять движения в «зеркальном отражении»;
  • Правилам построения в шеренгу, колонну, круг;
  • Самостоятельно исполнять любое движение или танцевальную композицию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Элементы в синкопированном ритме;
  • Методике исполнения танцевальных композиций у станка и на середине зала;
  • Правильно исполнять танцевальные шаги, подскоки, повороты на ¼; ½ круга;
  • Исполнять вращение на месте, в продвижении на беге и прыжках;
  •  Делать перестроения в паре.

Содержание курса

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: ритмика и основы хореографии, азбука классического танца, народный танец и бальный танец.

Ритмика и основы хореографии включает в себя ритмические упражнения и музыкальные игр, которые формируют восприятие музыкального материала, развивают чувство ритма, обогащают музыкально-слуховые представления, развивают умение координировать движения с музыкой.

Азбука классического танца – это понятие об основных танцевальных движениях. Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных средствах классического и народного танцев. Освоение терминологии танцора. Азбука природы музыкального движения. Понятие об экзерсисе. Позиции ног. Позы классического танца. Понятие об особенностях тела, о темпераменте, о чувстве ритма, о музыкальном слухе и координации движений, освоение поз и движений классического танца.

Народный танец. Существую ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный. Элементы русского танца: вынос ноги на каблук вперёд, в сторону, дроби на 1/8, гармошка, ёлочка. Детские танцы. Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины и шеи. Понятие о режиме дня танцора и о здоровом образе жизни, о природных задатках, способствующих успеху в танцевальном искусстве, и о путях их развития. О особенностях работы опорно-двигательного аппарата юного танцора. Понятие о профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.Освоение поз и движений народных танцев.

Бальные танцы. Программа включает правила поведения в танцевальном классе, техника безопасности. Показательные выступления. Исторические бальные танцы. Танцы европейской и латиноамериканской программы – их особенности и своеобразие. Особенности танцев свободной композиции. Виды музыкального сопровождения. Современные технические средства музыкального сопровождения. Художественный образ в музыкальном отображении. Соотношение пространственных построений с музыкой.

        

Итоги 1-го года обучения

Должен знать:

  • музыкальную грамоту;
  • хореографические названия изученных элементов;
  • основные позиции рук и ног классического танца;
  • основные позиции рук и ног русского сценического танца;
  • подготовительные танцевальные движения и рисунки

Должен уметь:

  • точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
  • прямо и стройно держаться, свободно двигаться под музыку;
  • различать динамические изменения в музыке;
  • внимательно слушать музыку;
  • корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
  • контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
  • самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;

Методическая литература

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999
  2. Богданов Г. Хореографическое образование.- М.- 2001
  3. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993
  4. Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
  5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва. Краснодар.- 2003
  6. Карп П. О. О балете.- М.- 1967
  7. Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца.- Л.-1968
  8. Климов А. Особенности русского народного танца.- М.- 2002
  9. Климов А. Русский народный танец.- М.- 2002
  10. Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- М.- 1981
  11. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- Санкт-Петербург.- Искусство.- 2001
  12. Сердюков В.П.. Программа по классическому танцу. Для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств.- М.- 1987
  13. Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995
  14. Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва.- 2002
  15. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы.- М.,1996.
  16. Федорова Г. Танцы для развития детей.- М.-2000

Приложение

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Хореографический ансамбль «Терпсихора»

педагог Палагин Сергей Анатольевич

Календарный учебный график

2022-2023 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов (в год)

Режим занятий

1 год, ГБОУ СОШ №47

01.09.22

28.05.23

144

Понедельник – 2 уч. часа,

Вторник - 2 уч. часа,

Четверг – 2 уч. часа

Календарно – тематическое планирование

№ за-

нятия

Содержание занятий

Дата проведения

по план

по факту

Вводный инструктаж. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Ритмика и музыкальная грамота. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Ритмика и музыкальная грамота. Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине).

Ритмика и музыкальная грамота. Элементы партерной гимнастики (выполняются на животе).

Ритмика и музыкальная грамота. Элементы партерной гимнастики (выполняются сидя на полу).

Ритмика и музыкальная грамота. Понятие о рабочей и опорной ноге.

Ритмика и музыкальная грамота. Понятие «шаг» 45°, 90°, 180°. Растяжка.

Ритмика и музыкальная грамота. Постановка корпуса. Движения плечами, руками.

Ритмика и музыкальная грамота. Шахматный порядок. Основные танцевальные элементы.

Ритмика и музыкальная грамота. Полька.

Азбука классического танца. Demi-plie u grand-plie (полуприседания и полные приседания).

Азбука классического танца. Battement tendu (cкольжение стопой по полу).

Азбука классического танца. Battementtendujete (резкие броски).

Азбука классического танца. Grandbattementjete (большие броски).

Азбука классического танца. Rond de jambe par terre (круговые скольжения по полу).

Азбука классического танца. rond de jambe par terre на demi-plie (круговые движения по полу в полуприседании).

Азбука классического танца. Battement fondu в сторону, вперед, назад носок в пол.

Азбука классического танца. Battement fondu в сторону, вперед, назад на 45°.

Азбука классического танца. Battement frappe в сторону, вперед, назад носок в пол.

Азбука классического танца. Battement frappe в сторону, вперед, назад на 45°.

Азбука классического танца. Tempslevesaute по I, II, V позициям.

Ритмика и музыкальная грамота. Музыкальный размер. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Ритмика и музыкальная грамота.  Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы.

Ритмика и музыкальная грамота.  Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка.

Ритмика и музыкальная грамота Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);

Ритмика и музыкальная грамота.  Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу)

Ритмика и музыкальная грамота.  Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног.

Ритмика и музыкальная грамота.  Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног.

Народный танец. Позиции ног.

Народный танец. Припадание вперед, в сторону, на месте.

Народный танец. Дробные выстукивания.

Народный танец. Дробные выстукивания.

Народный танец. Ключ» простой и дробный

Народный танец. Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк)

Народный танец. Вращение на полупальцах (с продвижением по диагонали)

Ритмика и музыкальная грамота. Музыкальный размер. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Ритмика и музыкальная грамота.  Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы.

Ритмика и музыкальная грамота.  Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка.

Ритмика и музыкальная грамота Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);

Ритмика и музыкальная грамота.  Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу)

Ритмика и музыкальная грамота.  Упражнения для укрепления мышц спины, живота.

Ритмика и музыкальная грамота.  Упражнения для выворотности ног.

Ритмика и музыкальная грамота.  Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп.

Народный танец. Позиции ног.

Народный танец. Припадание вперед, в сторону, на месте

Народный танец. Дробные выстукивания.

Народный танец. Дробные выстукивания.

Народный танец. Ключ» простой и дробный

Народный танец. Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк)

Народный танец. Вращение на полупальцах (с продвижением по диагонали)

Ритмика и музыкальная грамота. Музыкальный размер. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Ритмика и музыкальная грамота.  Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы.

Ритмика и музыкальная грамота. Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка.

Ритмика и музыкальная грамота Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);

Ритмика и музыкальная грамота.  Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу)

Ритмика и музыкальная грамота.  Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног.

Ритмика и музыкальная грамота.  Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног.

Ритмика и музыкальная грамота.  Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп.

Народный танец. Позиции ног.

Народный танец. Припадание вперед, в сторону, на месте

Народный танец. Дробные выстукивания.

Народный танец. Основные положения рук и ног.

Народный танец. Русские ходы и элементы русского танца.

Народный танец. Подготовка к веревочке.

Народный танец. Подготовка к молоточкам.

Народный танец. Подготовка к моталочке.

Народный танец. Хлопки и хлопушки.

Народный танец. Элементы русского танца «Хоровод»

Музыкально-ритмическое развитие. Хлопки в такт музыки.

Музыкально-ритмическое развитие. Ходьба под счет.

Танцевальные этюды на пройденном материале.

Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...