Лабораторная работа - (учебное) научное исследование на тему: Диагностика мотивации успеха и боязнь неудачи. (Опросник Реана А.А.)
презентация к уроку

Петровская Диана Гариковна

Презентация включает в себя содержание, цель, задачи и опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Реан А.А.). 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лабораторная работа - (учебное) научное исследование на тему: Диагностика мотивации успеха и боязнь неудачи. (Опросник Реана А.А .)

Слайд 2

Содержание

Слайд 3

Цель и задачи исследования Научиться выявлять у людей различных возрастных групп мотивацию успеха и мотивацию боязни неудачи. при помощи теста (Опросник Реана А.А .) и подготовить интересное выступление по теме исследования Задачи Цель

Слайд 4

Общая характеристика проблемы мотивации Теоретическая часть

Слайд 5

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказа ния . Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятель ность . Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Слайд 6

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Анализ многочисленных экспериментов, касающихся этой проблемы, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу. Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Слайд 7

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Так же они предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижи м ые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и бы строго», а не бесцельно текущего.

Слайд 8

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны . Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, на против, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Слайд 9

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Они склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время — это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

Слайд 10

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Если говорить о диагностике мотивации успеха и мотивации боязни неудачи, то самым оптимальным методом оказывается наблюдение, ведь у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. Кроме того, он может подвергнуть свои наблюдения над личностью, деятельностью и поведением ученика вдумчивому и глубокому психологическому анализу. В арсенале современной психодиагностики имеется множество специальных методик, позволяющих диагностировать рассматриваемые типы мотивации личности.

Слайд 11

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи Разработка качественных методик в целом представляет собой весьма сложную задачу. Ведь мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, «закрыты» для анализа, они составляют зону, сознательно или подсознательно, но всегда тщательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. И потому мотивационная сфера личности обычно изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют от специалиста высочайшей квалификации. Наряду с проективными методиками для измерения мотиваций НУ (Надежды на Успех) и БН (Боязни Неудачи) применяются и другие тестовые опросники — опросник ТМД А. Мехрабиана (в том числе в модификации М.Ш. Магомед- Эминова ), опросник МУН А. Реана .

Слайд 12

Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» ( Реан А.А.) Практическая часть

Слайд 13

Разработчики об авторах . Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» ( Реан А.А.) Автор-разработчик: Реан А.А. Автор адаптации: Реан А.А.

Слайд 14

Цель: Методика предназначена для выявления склонности личности к мотивации на успех и неудачу.

Слайд 15

Практическая часть ОПИСАНИЕ: Опросник Реана (или как его еще называют МУН) направлен на выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Слайд 16

ТЕКСТ ОПРОСНИКА 1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. 2. В деятельности активен. 3. Склонен к проявлению инициативности. 4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них. 5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности. 6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

Слайд 17

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. 8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля. 9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается. 10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. 11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. 12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно. 13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

Слайд 18

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие. 15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается. 16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. 17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. 18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное. 19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь. 20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Слайд 19

ШКАЛЫ. Обработка результатов Шкал 3 Ответов 2 За каждый ответ «да» или «нет» начисляется 1 балл. КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20. Ответ «НЕТ»: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.

Слайд 20

Порядок обобщения результатов тестирования За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Слайд 21

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.

Слайд 22

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Слайд 23

Паспортичка Пол___________________ Возраст________________ Образование___________ Профессия_____________ Семейное положение____

Слайд 24

Выборка: персональные данные участников тестирования Было опрошено: 26 человек Пол : Мужской Женский 12 14 Возраст: Младший школьный Подростковый Юношеский Средний (зрелый) Пожилой 2 2 18 2 2 Образование: Высшее Неполное высшее Среднее специальное Общее среднее Неоконченное общее среднее 4 13 2 2 5

Слайд 25

Выборка: персональные данные участников тестирования (из паспортички ) Семейное положение : По профессии. Сфера профессиональной деятельности: ученик студент Инженер Учитель русского языка и литературы Пенсионер 4 18 1 1 2 Женат/замужем Не женат/ не замужем 7 19

Слайд 26

Сводная таблица ВСЕХ опрошенных № п/п Семейное положение Пол Образование Возраст Деятельность 1 холост жен неполное высшее 16-21 студент 2 холост жен неполн сред <16 ученик 3 холост жен неполное высшее 16-21 студент 4 холост жен неполное высшее 16-21 студент 5 холост жен неполное высшее 16-21 студент 6 холост жен неполное высшее 16-21 студент 7 холост жен общ сред 16-21 бухгалтер 8 холост жен неполное высшее 16-21 студент 9 холост жен неполное высшее 16-21 студент 10 замуж жен неполное высшее 16-21 студент 11 холост жен неполное высшее 16-21 студент 12 жен муж высшее 22> инженр 13 холост жен неполное высшее 16-21 студент 14 холост жен среднее специальное 22> воспиатель 15 холост муж неполное высшее 16-21 студент 16 холост жен неполное высшее 16-21 студент 17 замуж муж среднее специальное 16-21 пекарь 18 холост муж неполн сред <16 ученик 19 замуж муж неполное высшее 16-21 студент 20 замуж муж высшее 22> геодезист 21 холост муж общ сред 22> военнослужащий 22 холост муж неполн сред <16 ученик 23 холост муж неполн сред <16 ученик 24 холост муж общ сред 16-21 бармэн 25 холост муж высшее 22> менеджер 26 холост муж высшее 22> нач. отдела

Слайд 27

ШКАЛЫ. Колористическая интерпретация показателей результатов теста Мотивация на неудачу Мотивация на успех Мотивационный полюс ярко не выражен

Слайд 28

Сводная таблица результатов Шкала Кол-во % Мотивация на неудачу 2 8 Мотивация на успех 15 58 Мотивационный полюс ярко не выражен 9 34

Слайд 29

Диаграммы и графики Соотношение полученных результатов Мотивация на неудачу Мотивация на успех Мотивационный полюс ярко не выражен

Слайд 30

Результаты среди мужчин

Слайд 31

Результаты среди женщин

Слайд 32

Мотивация на неудачу

Слайд 33

Мотивация на успех

Слайд 34

Мотивационный полюс ярко не выражен

Слайд 35

График по возрасту

Слайд 36

График по семейному положению

Слайд 37

Интерпретация и выводы. Сравнительный анализ показал, что показатель мотивации на успех очень высок (72%) и стремится к пороговым значениям у групп женатых(замужних) лиц, а во второй группе находится в пределах средних значений (58%). Выявлено, что у мужчин в двух случаях выражена мотивация на неудачу, у женщин таких случаев нет. Мотивация на успех у женщин и мужчин почти полностью совпадает. Также было выявлено, что мотивационный полюс ярко не выражен как у мужчин, так и у женщин, но количество женщин с невыраженной мотивацией в два раза больше, чем мужчин.

Слайд 38

Интерпретация и выводы. Можно сделать выводы, что большинство опрошенных мужчин и женщин все же мотивированы на успех, и лишь малую часть из них преследует страх неудачи. Почти не выявлена разница по половому признаку в мотивации на успех, что нельзя сказать о боязни неудачи и невыраженного мотивационного полюса. Лично мой результат был невыраженный мотивационный полюс, благодарю этому я поняла – мне есть к чему стремится (мотивация на успех).

Слайд 39

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности

Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....

Курсовая работа Учебно-методический комплекс по теме "Земля и человечество"

Данная курсовая представляет собой отчет о проделанной работе в экспериментальной площадке под руководством В.В. Лебедева, профессора кафедры управления развитием образовательных систем. Материал...

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНО-НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ

Проведение констатирующего исследования среди четвероклассников, которое позволяет оценить читательские умения, которые чаще других используются обучающимися во время уроков, а также вне школы. В...

Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"

В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...