Как добиться успехов и избежать неудач в работе классного руководителя
статья (4 класс)

Черных Ольга Николаевна

Рекомендации классному руководителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя (слайд 1)

Классный руководитель - ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса.

Успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:

1) из психологического климата в школе;

2) из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье;

3) из взаимопонимания с детьми и т. д.
Успешности классного руководителя способствует: 
(слайд 2)
1) человеческое общение во взаимоотношениях с детьми;
2) доброжелательный стиль общения;
3) осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесная связь с

родителями. Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он

живет, а также каковы его отношения с родителями.
4) тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь

информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и, если

потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или

 отдельных учащихся.
5)
к классным детям надо относиться так, как к своим собственным.

Просто надо любить классных детей.

Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и

каждого в отдельности.
Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать.

Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше

ругать.
А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и

сострадания к ближнему.
Факторы, мешающие успешной деятельности классного руководителя: (слайд 3)
1. невысокий уровень образованности детей и родителей;
2. нежелание некоторых родителей идти на контакт с классным руководителем

(этим я объясняю невысокие явки на родительские собрания);
3. чрезмерная загруженность одних учащихся внеурочной деятельностью и

нежелание других остаться после уроков.

В современной школе меняется многое: структура  и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока… А значит, становятся  более демократичны отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родители. (слайд 4)

Да, многое меняется. А что же остаётся неизменным? Остаются родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остаётся учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества.

      Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Отношения с родителями строю на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей!

Уделяю много времени  работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания. Большую помощь в работе с классом оказывает родительский комитет: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов.

       Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше  провести праздники, поездки, экскурсии. Классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но     самое     главное родителей надо принимать такими, какие они есть.   В общении с ними опираюсь на понимание, сотрудничество, толерантность. Совместно с родительским комитетом посещаем неблагополучные, многодетные семьи.

        Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы, его заместителей, в тесном контакте с другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого учащегося.

     Остановимся на анализе работы классного руководителя, на примере 1 В и 5 В классов. (слайд 5, 6)

Анализ неудач в воспитательной работе с классом 

              Одной из задач работы в прошлом году было – формирование у учащихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения. Классные часы «Умей себя вести в обществе», «Как сберечь свое время и время своих товарищей на уроке», индивидуальные беседы с учащимися, работа с родителями способствовали решению этой задачи. В результате – учащиеся стали более дисциплинированными, значительно меньше стало замечаний от учителей. Однако эту задачу нельзя считать окончательно решенной, т.к. остается еще группа ребят, вызывающих беспокойство, способных мешать учебному процессу. То, что мне не удалось помочь каждому ребенку овладеть навыками сознательной дисциплины, конечно же, неудача. Пути решения вижу прежде всего в организации педагогического руководства самовоспитанием учащихся. Только поставив перед конкретным учеником конкретную задачу формирования навыков сознательной дисциплины и изо дня в день помогая ребенку формировать эти навыки, смогу добиться успеха. Возможна и другие пути. Такие, например, как приглашение ученика на совет профилактики, но мне кажется, что индивидуальная работа с каждым значительно полезнее и эффективнее.

       Одна из проблем это проблема взросления. Дети растут – падает интерес к учению, поэтому надо усилить работу, связанную с учебной мотивацией, с развитием познавательных интересов, с созданием ситуации успеха в учебной работе для каждого ученика.

       С взрослением же связана ожидаемая проблема взаимоотношения мальчиков и девочек, а также проблема формирования ЗОЖ. Решение этих проблем вижу в организации бесед с психологами, в приглашении медработников с целью пропаганды ЗОЖ, личный пример.

          Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль сложно переоценить. На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моих классов по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса. (слайд 7)