Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Гущина Ирина Юрьевна

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

                                        Саади

Классный руководитель непосредственный воспитатель и наставник, который организует и направляет воспитательный момент. Он заботится о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Все мы знаем, что воспитание детей, это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров.

В работе классного руководителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем, поэтому я считаю, что классный руководитель – это не работа, а образ жизни. Мой девиз такой: «Дети в классе – твоё отражение, поэтому старайся постоянно работать над собой. Главное сохранить молодость души на многие годы, тогда легче будет понять искренних детей.

Отчего складывается успешность классного руководителя? На мой взгляд, она складывается из многого: из психологического климата в школе, из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье, из взаимопонимания с детьми и ещё из многого чего.

Что же способствует успешности классного руководителя?

Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.

Во-вторых, стиль общения выбираю благожелательный и простосердечный. Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребёнок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.

Ребёнок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития. Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди, я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.

Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую осведомлённость о семье, в которой растёт ребёнок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать всё: про здоровье ребёнка, в каких условиях он живёт, а также каковы его отношения с родителями.

Важно в работе сделать родителей своими единомышленниками. Эффективное общение и взаимодействие с родителями – это тоже результат работы, своего рода, тоже продукт. Как же добиться качество этого продукта?

Чтобы избежать противостояния с родителями, необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость, подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребёнка, показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребёнку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребёнка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Есть ещё один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя – это тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей  к учёбе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

И ещё немаловажный фактор, подмеченный мной. К классным детям надо относиться так, как к своим собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

Принципы успешной деятельности классного руководителя:

Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.  

Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий – терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый – диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый – отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой – умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.

Принцип восьмой – умение признавать ошибки.

Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.

А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.

В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».

На каждой перемене класс полон детей. Кто войдет просто поздоровается, кто положит спортивную обувь, кто сядет посидеть за партой, перебросится парой слов, кто-то спросит совет, поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит, они хотят быть со мной, хотят делиться со мной – это мой успех.

А я замечаю: кто-то подстригся, у кого-то новая кофточка, сапожки, а кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид.

Они чувствуют свою значимость для меня, а для меня – осознание ими своей значимости – уже успех.

Факторы, мешающие успешной деятельности классного руководителя:

  1. Невысокий уровень образованности детей;
  2. Нежелание некоторых родителей идти на контакт с классным руководителем (этим я объясняю невысокие явки на родительские собрания);
  3. Чрезмерная загруженность одних учащихся внеурочной деятельностью и нежелание других остаться после уроков (это в основном мальчишки).

И в заключении хочется показать один предмет (замок).

- Что это?

- Замок.

- Какой он?

- Самый обычный. Железный. Закрытый.

- Да, замок закрыт. Что нужно для того, чтобы замок открыть?

- Ключ.

- Вот связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет.

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключика. Для замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я это говорю? С чем можно сравнить замок и ключ?

- Замок — это ребёнок, а ключи – методы воздействия на ребёнка, методы воспитания, формы и приёмы взаимодействия с ним.

- Для того, чтобы ребёнок открылся необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод воздействия с ним. Можно ли замок открыть другим способом, не применяя ключ?

- Да, можно.

- Конечно же, можно. С помощью лома, топора, отмычки. Эти методы можно отнести  к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. Тоже происходит и с ребёнком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и взаимодействия.

Ищите ключик к каждому ребёнку, и вы добьётесь успеха в воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности классного руководителя

Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....

Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности

Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...

Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя

В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты....