Консультации для родителей
консультация

Пилипчук Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

 «Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?

 Причины  детской  агрессивности  »

                                                   

                                 

Цель:   - исследование причины  агрессивности  детей;

               -помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления  агрессивного

               поведения  ребёнка;

               -вызвать  у  родителей  желание  по-новому   строить     взаимо-

                отношения  в  своих  семьях.

Вопросы  для  обсуждения:

Причины  проявления  агрессивности  у  детей.

Роль  семьи  в  проявлении  детской  агрессивности.

Пути  преодоления  агрессивности  ребёнка.

Поощрение  и  наказание.

Ход  собрания:

              Здравствуйте  уважаемые  родители.    Сегодня  мы  собрались  с  вами,  чтобы  поближе  и  подробнее  познакомиться  с  такой   проблемой –как  агрессивность  ребёнка.   Тема  эта  серьёзна  и  трудна.    Поведение  детей  особенно  ярко  проявляется  во  внеучебной  деятельности,   когда  ребёнок  1-2  классов  стремиться  выставить  на  первое  место  своё  Я ,  не  считаясь  с  другими,   а  ребёнок  3-4 класса  уже  проявляет  враждебную  агрессию,  стремиться   унизить  другого  

ребёнка ,осмеять  его  ( если  у  другого  ребёнка  что-то  не  получается   в процессе  занятия ).

              Агрессивность- это  устойчивая  характеристика  человека,  отражающая  его  предрасположенность  к  поведению,  целью  которого  является  причинение  вреда  окружающему,  либо  подобное  эмоциональное  состояние  (гнев,  злость).

              Истинная  агрессивность  как  прямое  стремление  причинить  окружающим  боль  и  вред – самый  редкий  вариант  развития  ребёнка  младшего  школьного  возраста.    Чаще  речь  идёт  о  так  называемой  защитной  агрессии,  которая  возникает  как  следствие  невозможности  удовлетворения  тех  или  иных  потребностей  ребёнка.    Таким  способом  ребёнок  сигнализирует  о  внутреннем  неблагополучии,  о  потребности  в  помощи  и  внимании  взрослых.

             Детская  агрессия – явление,  к  сожалению,  часто  возникающее.  

           Взрослые  реагируют  по  разному  на  агрессивное  поведение  своего  ребёнка   Они  либо  усиливают  строгость  в  отношениях  с  ребёнком,  либо  обрушивают  на  ребёнка  лавину  любви  и  ласки.  С  агрессивностью  бороться  бесполезно,  но  надо  понять  её  причины,  чтобы  направить  эмоции  ребёнка  в  нужное  русло.

            Агрессия  может  проявляться  физически  в  виде  драки,  причинения  вреда  предметам  ( поломка )  и  вербально  в  виде  нарушения  прав  человека  посредством  оскорбления,  унижения  и т. п.

           

Однако, уважаемые  родители,  не  надо  путать  агрессию  с  настойчивостью.      

             Настойчивость  не  допускает  оскорблений,  издевательства  и  т.д.  уровень  агрессивности  детей  в  зависимости  от   ситуации  часто  меняется,  но  иногда  принимает  устойчивые  формы.      Причин  для  этого  очень  много :  положение  в  коллективе,  отношение  к  ребёнку  сверстников,  взаимоотношение  с  учителем,  воспитателем  и  т.д.

              Причины   агрессивного  поведения  могут  быть  разнообразны,  иногда  являясь  врождённым  качеством,  следствием  особенностей  темперамента  и  нервной  системы.  Но  гораздо  чаще  -  отражением  неправильного  воспитания  или  внутреннего  дискомфорта  у  ребёнка,  которого  не  научили  адекватно  реагировать  на  происходящее  вокруг  события.   Возникновению  агрессивных  качеств   способствуют  некоторые  соматические  заболевания  или  заболевания  головного  мозга.    Очень  часто  причиной  агрессивности  детей  являются  семейные  отношения.

            Современная  школа  провозгласила  родителей  субъектами  образовательного  процесса  и  возложила  на  них  ответственность  за  качество  воспитания  и  образования.

            Встречаясь  с  вами  довольно  часто,  я  заметила ,  что  многие  из  вас  осуществляют  воспитание  интуитивно,  испытывают  трудности  в  установлении  контактов  с  детьми  из-за  нехватки  времени,  из-за  незнания  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  ваших  детей.  

            Давайте  задумаемся  над  тем,  как  наши  дети  относятся  к  своим  родителям?  В  народе  не  даром  говорят,  что  человека  нужно  оценивать  по  его  отношению  к  матери.

            Предлагаю  вам  дома  провести  эксперимент:  куда  сядет  ваш  ребёнок.  Поставьте  четыре  стула  в  ряд.  С  одного  края  сядет  мама,  с  другого  папа.  Предложите  ребёнку  сесть на  один  из  свободных  стульев.  Если  ваш  ребёнок  выбирает  стул  рядом  с  мамой,  папе  следует  призадуматься  о  своём  отношении  с  ребёнком  и  наоборот,   если  он  выбирает  стул  рядом  с  папой,  пусть  задумается  мама.  Если  ребёнок  захотел  сесть  между  родителями  и  просит  пересесть  кого-либо  из  вас, -радуйтесь,  он  относится  к  вам  практически  одинаково .

            Но  если  ребёнок  садиться  отдельно  куда-то  в  угол,  вашему  ребёнку  в  семье  тоскливо  и  одиноко.     Уделите  ему  значительно  больше  внимания  и  любви.

            Недостаток  любви  и  внимания  со  стороны  взрослых  рождает  у  ребёнка  агрессивность.

            Так  что  же  такое  агрессия?  

            Латинское  слово «агрессия»  означает  «нападение»,  «приступ».  В  психологическом  словаре  приводится  следующее  определение:        «Агрессия  -  деструктивное  поведение,  противоречащее  нормам  и  правилам  существования  людей  в  обществе,  приносящее  физический  или  моральный  ущерб  людям,  или  вызывающее  у  них  психологический  дискомфорт».

           Огромную  роль  играет  воспитание  в  семье,  причём  с  первых  дней  жизни  ребёнка.  

              Исследования  показали,  что  в  тех  случаях,  когда  ребёнка  резко  отлучают  от  груди,  и  общение  с  матерью  сводят  к  минимуму,  у  детей  формируются  такие  качества,  как  тревожность,  подозрительность,  жестокость,  эгоизм.  И  наоборот,  когда  в  общении  с  ребёнком  присутствуют  мягкость,  ребёнок  окружён  заботой  и  вниманием,  эти  качества  не  вырабатываются.

             На  становление  агрессивного  поведения  большое  влияние  оказывает  характер  наказаний,  которые  обычно  применяют  родители  в  ответ  на  проявление  агрессии  у  своего  ребёнка.

           В  таких  ситуациях  могут  быть  использованы  два  противоположных  метода  воздействия:  либо  снисходительность,  либо  строгость.

           Как  ни  странно ,  агрессивные  дети  одинаково  часто   встречаются  у  слишком  мягких  родителей,  и  у  чрезмерно  строгих.                           Педагогические  наблюдения  показали,  что  родители,  подавляющие  агрессивность  у  своих  детей,  вопреки  своим  ожиданиям  не  устраняют  это  качество,  а   напротив  взращивают  его,  развивая,  в  своём  ребёнке  чрезмерную  агрессивность,  которая  будет  проявляться  даже  в  зрелые  годы.

            Ведь  всем  известно,  что  зло  порождает  только  зло,  а  агрессия – агрессию.  Если  вы,  дорогие  родители,  совсем  не  будете  обращать  внимание  на  агрессивные  реакции  вашего  ребёнка,  то  он  поймёт , что  такое  поведение  ему  дозволено  и  одиночные  вспышки  гнева  незаметно  перерастут  в  привычку  действовать  агрессивно.  Только   родители,  которые  могут  находить  разумный  компромисс,  «золотую  середину»,  могут  научить  своих  детей  справиться  с  агрессией.

           Психологи  считают,  что  ребёнок  проявляет  агрессию  во  много  раз  чаще,  если  видит  её  в  своей  семье,  унижение  друг  друга,  взаимные  оскорбления  и  упрёки  в  повседневной  жизни  накладывают  отпечаток  на  поведение  ребёнка,  порождают  его  жестокость  и  агрессивность  по  отношению  к  другим.

           Если  родители  сегодня  говорят  детям  одно,  завтра  им  удобно  говорить  другое,  негативно  отзываются  об  учителях,  воспитателях,  классе  целом,  навязывают  свои  противоречивые  высказывания  ребёнку,  то  это.  Безусловно ,  способствует  растерянности.  Раздражительности,  озлоблению,  и  против  родителей,  и  против  педагогов,  сверстников  и  других  людей.

          Если  семья  помогает  ребёнку  преодолевать  трудности,  умеет  слушать  ребёнка,  включает  в  общение  доброту,  ласку,  то  тем  самым  вызывает  у  него  расположение,   способствует   преодолеванию  агрессивности.

          Агрессивный   ребёнок  часто  ощущает  себя  отверженным,  никому  не  нужным.  Жестокость  и  безучастность  родителей  приводить  к  нарушению  детско  –  родительских  отношений  и  вселяет  в  душу  ребёнка  уверенность,  что  его  не  любят.

         «Как  стать  любимым  и  нужным»  -  неразрешимая  проблема,  стоящая  перед  ребёнком.  

          Вот  он  и  ищет  способы  привлечения  внимания  взрослых  и  сверстников.  К  сожалению ,  эти  поиски  не  всегда  заканчиваются  так,  как  хотелось  бы  нам  и  ребёнку,  но  как  сделать  лучше – он  не  знает.

           Вот  как  описывает  известный  детский  психолог  Н. Л.  Кряжева  поведение  этих  детей :  «Агрессивный  ребёнок,  используя  любую  возможность,  стремится  разозлить  маму,  учителя,  сверстников;  он  не   успокоится  до  тех  пор,  пока  взрослые  не  взорвутся,  а  дети  не  вступят  в  драку».

           Родителям  и  педагогам  не  всегда  понятно,   чего  добивается  ребёнок  и  почему  он  ведёт  себя  так,  хотя  заранее  знает,  что  со  стороны   детей  может  получить  отпор,  а  со  стороны  взрослых – наказание.   В  действительности,   это  порой  лишь  отчаянная  попытка  завоевать  своё  « место  под  солнцем».      Ребёнок  не  имеет  представление,  как  другим  способом  можно  бороться  за  выживание  в  этом  странном  и  жестоком  мире,  как  защитить  себя.

          Агрессивные  дети  часто  подозрительны  и  настороженны,  любят  перекладывать  вину  за  затеянную  ими  ссору  на  других.  Такие  дети  часто  не  могут  сами  оценить  свою  агрессивность,  они  не  замечают,  что  вселяют  в  окружающих  страх  и  беспокойство.   Им ,  наоборот,    кажется ,  что  весь  мир  хочет  обидеть  именно  их.   Таким  образом ,  получается  замкнутый  круг:  агрессивные  дети  боятся  и  ненавидят  окружающих,  а  те  в  свою  очередь,  боятся  их.

           Исследования  показали  что,  родители  подавляющие  эмоциональные  выбросы  у  своих  детей,  не  устраняют,  а  напротив,  развивают  чрезмерную  агрессивность,  которая  в  зрелые  годы  становиться  частью  характера.  Ребёнок,  вынужденный  постоянно  подавлять  свой  гнев,  более  подвержен  риску  психосоматических  расстройств,  таких  как  крапивница,   псориаз,  язва  желудка,  мигрень, гипертония.  Если  же  вовсе  не  обращать  внимания  на  агрессивные  реакции  ребёнка,  то  очень  скоро  он  начнёт  считать,    что  такое  поведение  вполне  дозволено.  

      Зачастую  эмоциональный  мир  агрессивных  детей  очень  скуден.  Нетрудно   догадаться,  что  в  этом  случае  они  просто  не  понимают  ни  своих,  ни  чужих  эмоций.

         Как  же  выявить  агрессивного  ребёнка?

          Агрессивные  дети  нуждаются  в  понимании  и  в  поддержке  взрослых,  поэтому  главная  задача  заключается  не  в  том,  что бы   поставить  «точный»  диагноз,  или  «приклеить  ярлык»,   а  оказать  посильную  помощь  ребёнку.  

      Психологами  разработаны  критерии  определения  агрессивности:

1. ребёнок  часто  теряет  контроль  над  собой.

2. ребёнок  часто  спорит,  ругается  с  взрослыми.

3. ребёнок  часто  отказывается  выполнять  правила.

4. ребёнок  часто  специально  раздражает  людей.

5. ребёнок  часто  винит  других  в  своих  ошибках.

6. ребёнок  часто  сердится  и  отказывается  сделать  что- либо.

7. ребёнок  часто  завистлив,  мстителен.

8.ребёнок  очень  чувствителен,  очень  быстро  реагирует  на       различные  действия  окружающих,  которые  нередко  раздражают  его.

           Предположить,  что  ребёнок  агрессивен,  можно  только  в  том  случае,  если  в  течение  полугода  у  ребёнка  проявились  не  менее  четырёх  признаков,  перечисленных  выше.

          Уважаемые  родители,  как  вы  думаете,  почему  дети  дерутся,  толкаются,   кусаются,  на  доброжелательное  обращение  взрываются  и  бушуют?  Причин  может  быть  много.    Но  часто  дети  поступают  так  потому,   что  не  знают ,  как  поступить  иначе.

  Работа  с  такими  детьми  должна  вестись  по  трём  направлениям:

  1. Работа  с  гневом.
  2. Обучение  детей  навыкам  распознавания  и  контроля,  умению  владеть  собой  в  ситуациях,  провоцирующих  вспышки  гнева.
  3. Формирование  способности  к  доверию,  сочувствию,  сопереживанию.

           Негативное  настроение  должно  иметь  выход.  Но  в  социально  приемлемой  форме.    Кто-то  из  взрослых  в  спокойной  обстановке,  и  желательно  в  игровой  форме,  должен  продемонстрировать  ребёнку  адекватные  способы  выражения  протеста,   тем  самым  указав  ему  путь   поиска  самовыражения.

        Уважаемые  родители,  если  вы  оказались  в  таком  положении  и видите ,  что  ребёнок  кипит  от  испытываемого  им  протеста,  помогите  ему  выразить  свои  чувства,  постепенно  навязав  ему  правила  игры.  Пусть  он  сначала  просто  громко  покричит.  Глубокое  дыхание  и  громкий  звук,  способны  снимать  даже  очень  сильный  стресс.  Если  ребёнку  хочется  что-нибудь  стукнуть,  то  дайте  ему  в  руки  выбивалку  для  ковров  и  отправьте  выколачивать  подушки.  

         Или  предложите  поиграть  в   обзывалки.  Единственное  условие -  слова  не  должны быть   обидными  и  иметь  ругательный  смысл  в  реальной  жизни.    А  дальше  по  очереди  обзывайте  друг  друга,  сколько  душе  угодно:  «А  ты – мухомор!»,  « А  ты – бабочка!».  

         В  процессе  таких  игр  острота  негативных  эмоций,  как  правило,  уходит,  и  всё  вообще  заканчивается  смехом.   В  конце  игры  скажите  друг - другу  что-нибудь  приятное.  Такая  игра  полезна  не  только  для  агрессивных ,  но  и  для  не  в  меру  обидчивых  детей.

         Ещё  один  способ  побороть   агрессию  -  с  помощью  бумаги.

         Заведите  листок  «гнева».  Это  обычный  лист  бумаги,  на  котором  нарисовано  какое-то  чудовище.     Хозяин  рисунка  может  выместить  на  нем  свои  негативные  эмоции,  скомкав  лист  или  разорвав  его.

                          Поговорим  о  поощрении  и  наказании.

           Поощрять  своего  ребёнка  вы  можете  взглядом,  жестом,  действием, ласковыми  с ловами  и  т.д.

      Наказание  допустимо,  если  оно:

-Следует  немедленно  за  поступком;

-Объяснено  ребёнку;

-Не   жестокое,  хотя  может  быть  суровое;

-Оценивает  действия  ребёнка,  а  не  его  человеческие   качества;

-Не  унижает  ребёнка,  а  способствует  пониманию  негативности  его  поступка.

      Уважаемые  родители.  Позвольте  мне  предложить  вам  ряд  рекомендаций  по  вопросам  воспитания,  связанным  с  темой  нашего  собрания:

  1. Не  надо  сразу  ругать  и  наказывать  ребёнка  за  агрессивные  поступки,  обзывать  его  плохим  ребёнком,  тираном  и  т.п.  Надо  показать,  что  вы  очень  расстроены;  сказать,  что  вы  не  ожидали  от  него  такого  поведения.
  1. Ребёнок  должен  понять,  что,  несмотря  на  то,  что  вы  не  одобряете  его  поведение,  вы  всё  равно  хорошо  к  нему  относитесь  и  хотите  вместе  с  ним  решить  эту  проблему.
  1. С  целью  профилактики  агрессивного  можно  использовать  прочтение  специальных  сказочных  историй,  в  которых  демонстрируются  альтернативные  агрессии  формы  поведения,  с  их  последующим  обсуждением.
  1. Агрессивность  как  форма  эмоциональных  нарушений  в  большинстве   случаев  является  признаками  семейного  неблагополучия,  искажённого  родительского  отношения  к  ребёнку.  Необходима  специальная  просветительная  работа  с  родителями,  к  осуществлению  которой  рекомендуется  привлекать  школьного  психолога  и  социального  педагога.
  1. Будьте  внимательны  к  своему  ребёнку,  почувствуйте  его  эмоциональное  напряжение.
  1. Учитесь  слушать  и  слышать  своего  ребёнка.
  1. Научитесь  любить  своего  ребёнка  таким,  каков  он  есть.
  1. Предъявляйте  разумные  требования  к  ребёнку,  и  будете  иметь  послушание,  повиновение  и  исполнительность.

          Я  надеюсь,  что  тема  нашего    родительского   собрания   затронула  каждого  из  вас   и   вызвала   желание  проанализировать,    и   попытаться  по-новому   построить  взаимоотношения   в  семье.  

                                 Используемая  литература

.

  1. Менделевич  В. Д.  « Психология  девиантного  поведения». Изд. М-МЕД  пресс  2001г.
  1. Румянцева Т.Г.       «Понятие  агрессивности  в  современной  зарубежной  психологии». Изд.  Москва,  Вопросы  психологии  -1991г.
  1. Берковец  Л.  «Агрессия : причины,  последствия  и  контроль» Изд.  Прайм-ЕВРОЗНАК-2001г.
  1. Стюхин Г.А.  «Психологические  особенности  и  механизмы  развития  младшего  школьного  возраста».

Москва Педагогический  университет «первое  сентября».2010г.

  1. Фурманов  И.А.  «Детская  агрессивность:  психодиагностика  и  коррекция».  1996г.

     

 

 

       Самоанализ  проведённого  родительского  собрания.

        Родительское  собрание  проведено  в  намеченные  сроки.                      

Тема  родительского  собрания : « Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности».

Целью  родительского  собрания  было  исследование  причины  агрессивности  детей;   помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления   агрессивного  поведения  ребёнка;   мотивировать  у  родителей  желание  по-новому  строить  взаимоотношения  в  своих  семьях.

         В  ходе  собрания  была  достигнута  тёплая,  дружеская  обстановка.

         Родители  с  пониманием  отнеслись  к  затронутой  теме.  Многих  родителей  заинтересовала  предложенная  тема.  Было  задано  много  вопросов  по  поводу  агрессивного  поведения  детей.  Была  проведена  мини-дискуссия  на  тему  «Причины  агрессивности  детей  в  современном  обществе».    

         Большинство  родителей  согласились ,  что  очень  многое  в  воспитании  зависит  от  теплой,  дружеской  обстановки  которая  царит  у  них  в  семье.  

          Родителям  были  заданы  ряд  вопросов,  чтобы  прояснить  их  видение  проблемы,  причин  её  возникновения  и  возможных  способов  решения.

       Были  обсуждены  дальнейшие  действия  по  решению  данной  проблемы.  Мне,  как  педагогу,  важно  было  на  данном  этапе   показать  родителям  необходимость  изменений  в  них  самих,  для  того,  чтобы  произошли  изменения  в  поведении  ребёнка.

     В  целом,  я  считаю,  родительское  собрание  на  такую  актуальную  тему,  как  агрессивное  поведение  ребёнка  в  школе  и  дома  прошло  успешно.   В  соответствии  с  моими  ожиданиями  я  нашла  полное  взаимопонимание  в  лице  присутствующих  родителей ,  поставленные  мною  цели   считаю  выполненными.

     



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Возрастные особенности третьеклассников"»

Возрастные особенности третьеклассников

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/09/s_5c83c14c6aeaa/1108866_1.png

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.

Развитие мышления

Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Эти изменения в развитии третьеклассников должны быть активно использованы в работе с детьми. Необходимо продолжать уделять внимание развитию элементов логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать определения.

Направляя усилия на развитие мышления детей, нужно учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость)

В данном возрасте отмечается существенное снижение творческих способностей, изобретательности, оригинальности восприятия, стремление фантазировать за счет отработанного навыка действовать по образцу, умения следовать инструкции.

Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

Развитие внимания

 Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность обучения.

Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания.

Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Развитие памяти 

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в логической памяти, применении приемов смыслового запоминания, которые требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана.

Другая важная особенность этого возраста- изменения во взаимоотношениях детей со взрослыми. Ребенок становится более критичным по отношению к ним, начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями.

Итак, какие они, наши третьеклассники? 

Ранимые и трепетные. Ещё верят во взрослых, но вместе с тем иногда критикуют до обидного точно. Постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.
Наши советы

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Выбирайте время, свободное от работы и домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Спрашивайте его об одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.

В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ ВТОРОКЛАССНИКОВ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Сходные надежды и опасения присутствуют у родителей второклассников.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограниченны. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Домашняя работа.

Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков.   Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая не только закрепляет и поддерживает то, что изучалось в классе, но и развивает ответственность, позитивные учебные привычки и индивидуальность,  стимулирует рост каждого ученика, даёт возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.   

Эти навыки чрезвычайно существенны для учеников — они обеспечивают их успешность в школе и пригодятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполнением домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует независимо, без прямых указаний, выполняет эту работу в меру своих сил и способностей.

Помощь родителей.

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с мамой, с бабушкой. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника. Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется,  безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять, что им самим кажется таким простым и ясным.

Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс. Специальные психологические исследования (Э. М. Сагилян 1999 г.) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.

Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.

К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мама или бабушка имеют обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

Понимание взрослым особенностей когнитивного (познавательного) стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучшего всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т. д.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Сделайте работу над ошибками, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Постоянно следите затем, все ли уроки сделаны.

- Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда необходимо организовать дополнительную индивидуальную работу по освоению данного материала.

7. Первое время присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, если ребенок что-то не понял или забыл, предложите ему прочитать в учебнике задания классной работы, просмотреть классную работу в тетради, обратите внимание на её оформление, а затем пусть ребёнок постарается выполнить работу так, как сможет. Хорошо, если на следующий день в школе ребёнок сам скажет учителю, о том, что он сомневается в правильности выполнения домашнего задания.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

РЕБЕНОК ПЛОХО ВЫПОЛНЯЕТ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

• Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ

• Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.

Неизменными остаются интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, уважаемые родители, конечно, должны помочь ему!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в начальной школе и благополучно перешел в среднюю, обратите, пожалуйста, внимание на общешкольные умения ребенка и при необходимости окажите ему помощь в приобретении и развитии их.

1. Умение ребенка взять все необходимое для школы.

2. Умение поздороваться с учителями и детьми.

3. Умение задать вопрос учителю.

4. Умение отвечать на вопрос.

5. Умение слушать объяснение и задания учителя.

6. Умение выполнять задания (действовать по алгоритму).

7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно, что-то не получается.

8. Умение долгое время заниматься одним и тем же заданием.

9. Умение обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.

10. Умение распределять работу на части.

11. Умение правильно реагировать на замечания.

12. Умение объяснять то, с чем не согласен.

13. Умение считаться с другими (формировать суждение и планировать действия на основе интересов других).

14. Умение гордиться своей работой и не скрывать этого.

15. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками.

16. Умение взять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства.

17. Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени.

18. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа даст ребенку научные знания. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает у него сознательное отношение к действительности, умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

• В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.

• Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.

• Признайтесь ребенку в вашей ошибке, совершенной по отношению к нему.

• Извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты.

• Поставьте себя на место ребенка.

• Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.

• Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз,  мимолетная прихоть.

• Расскажите поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете.

• Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Тест для родителей:

На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.

• Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

• Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.

• Современные школьные программы чересчур сложны.

• Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

• Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

• Наивная непосредственность - это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.

Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

• Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

• У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

• Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

• Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.

• В детстве всем необходимы занятия спортом.

• За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

• Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

• Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его ограждать от них.

Итоги: 12-15 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8-11 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

 Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...

Консультация для родителей "Как поведение родителей влияет на ребёнка"

Исследования  показали, что  большинство  людей  употребляют  алкоголь  или  курят  так  же, как  это  делали  их  родители. Такж...

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

Публикуемые рекомендации помогут наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни- вашим ребёнком!...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...