Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"
план-конспект занятия (4 класс)

Данилова Виктория Михайловна

создание условий для формирования представления о Великой Отечественной войне и роли детей в ней

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_nikto_ne_zabyt_nichto_ne_zabyto.docx498.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКТЯБРЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Классный час по теме «Никто не забыт, ничто не забыто»

Для учащихся 4 класса

Составила:  Данилова Виктория Михайловна

Учитель начальных классов

2021г.

Тема классного часа: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель классного часа: создание условий для формирования представления о Великой Отечественной войне и роли детей в ней

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические (образовательные):

-систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;

- способствовать формированию представлений о событиях в годы Великой Отечественной войны ролью детей в ней;

-способствовать формированию представлений о понимании исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Предметные:

-обобщение и закрепление знаний по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.” ;

-формирование представлений о событиях в годы Великой Отечественной войны ролью детей в ней;

-формирование понимания исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Развивающие:

Учебно-организационные умения:

-умение правильно организовывать время;

-умение организовывать учебное пространство;

Учебно-речевые умения:

-развивать монологическую речь;

-развивать умение аргументировать свое мнение;

-развивать умение выполнять самооценку своей деятельности;

Учебно-информационные умения:

- совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями;

Учебно-интеллектуальные умения:

- развивать умение анализировать и обобщать данные;

- сопоставлять исторические факты;

Метапредметные

  • познавательные:

-умение анализировать и сравнивать;

-регулятивные:

-умение понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

-умение планировать свое высказывание;

-умение фиксировать в конце занятия удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

  • коммуникативные:

-включение в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

-формулирование ответов на вопросы;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме занятия;

Воспитательные:

 – способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;  

 - воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;

- способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны;

- вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии.

- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм;

-воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим и выжившим в годы Великой Отечественной войны, к воинам-ветеранам.

Личностные:

-смыслообразование;

-самоопределение;

- эмоционально – ценностное отношение к познавательной деятельности;

-осознание ответственности за общее дело

Оборудование:

  • Смарт-презентация;
  • Документ-камера;
  • Сигнальные карточки;
  • Раздаточный материал;
  • Заготовки для оригами

Ход занятия

Этапы

урока

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Михайловна, и сегодня я проведу у вас классный час.

Приветствуют учителя

Л: воспринимать речь учителя, обращенную к учащимся.

Мотивация и целеполагание

Слайд. Начну наш классный час словами Евгения Аграновича «Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой…»

Как вы понимаете значение этих строк? Молодцы, верно.

Слайд. Предлагаю прослушать аудиозапись. Какие чувства вызывает у вас эта аудиозапись? Почему?

О каком событии идет речь? Совершенно верно, молодцы.

Эти три слова знает и помнит каждый гражданин России, каждый школьник. Они вписаны в историю нашей страны как один из самых тяжелых и в то же время героических периодов жизни Российского государства.

Что вам известно о детях – героях Великой Отечественной войны и Великой Победе нашего народа в ней? Хорошо, молодцы.

В этом году всё население нашей страны будет отмечать великую дату памяти, будет вспоминать тех людей, которые защищали нашу Родину от врагов. Чему будет посвящено это событие?

-верно, молодцы. Дню Победы.

Сколько лет прошло с момента окончания Второй Мировой войны?

Предположите, чему будет посвящен наш классный час?

Слайд. Классный час будет посвящен великому дню Победы. И тема «Никто не забыт, ничто не забыто»

Какую цель перед собой поставим?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Молодцы, верно. Предлагаю вам перейти к решению этих задач.

Слушают учителя.

Предполагают, что в каждой семье был свой герой, который отдал жизнь за мирное небо над головой.

Слушают аудиозапись.

Тревога, страх, неизвестность.

О Великой Отечественной войне

Отвечают. Актуализируют знания.

Дню Победы.

В мае 2020 года мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Дню Победы.

Познакомиться с историческими событиями ВОВ и роль детей в ней.

Узнать об исторических событиях ВОВ, о детях-героях ВОВ, о дне Победы.

Р:целеполагание

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений

Основная часть

Слайд. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о начале войны.

О чем вы узнали из видеофрагмента?

В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война….

Слайд. 22 июня 1941 года по радио в нашей стране раздалась тревога: (слайд, звукозапись «Голос Левитана»).

Практически в каждой семье есть те, кто сражался за нашу с Вами свободу. Кто ковал своими руками Победу… Давайте вспомним их имена. Поделитесь своими воспоминаниями о тех, кто воевал или участвовал в ВОВ.

Спасибо за ответы.

Слайд. Предлагает посмотреть следующий видеофрагмент. Какие чувства вызывает у вас эта аудиозапись?

Знаете ли вы кем была написана эта песня? Правильно, молодцы.

В первые дни войны поэтом В. Лебедем-Кумачом и композитором А. Александровым была написана песня «Священная война».

Как вы думаете, почему поэт называет войну «народной», «священной»?

Слайд. Просит проверить свое предположение на смарт-презентации.

К чему призывает автор песни?

В песне есть слова "С фашистской силой темною, с проклятою Ордой". Что такое "Орда"? верно, молодцы.

Монголо-татарские захватчики безжалостно нападали на земли Руси, захватывали города, заставляли народ подчиняться, уничтожали на своем пути все, что могло помешать плану завоевания мира.

Как вы думаете, почему немецкую армию захватчиков сравнивали с Ордой?

На шестой день войны ансамбль красноармейской песни и пляски исполнял её на Белорусском вокзале Москвы перед частями, уходящими на фронт. Её исполнили в этот день пять раз подряд.

ВОВ стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами. На борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. И сегодня мы поговорим о детях – героях, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. Наша страна помнит имена пионеров – героев.

Слайд. Предлагают вам посмотреть видеофрагмент «пионеры-герои».

Какой вывод можно сделать? Верно, молодцы.

Великая Отечественная война – это страшное воспоминание детской тоски, одиночества, отсутствие материнской и отцовской ласки.

Школьники работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, стояли у станков, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских. Ребята изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы. Многие дети сражались наравне со взрослыми – были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.

После войны благодарные потомки увековечили подвиг героев ВОВ в мемориалах и монументах, памятниках и обелисках.

Слайд. Рассмотрите фотографии.  

Какой элемент объединяет эти памятники?

Верно, молодцы. Меч Победы.

Меч — символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в этих монументах.

Слайд.  «Тыл — фронту» — первый монумент из этой серии, расположен в Магнитогорске.

Что, по –вашему мнению, символизирует этот монумент? Молодцы, верно.

 Памятник символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину.

Слайд. В дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. В городе, где наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений.

Слайд. И завершает общую композицию третий монумент «Воин-освободитель», который опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.

Почему в руках советского солдата меч и девочка, прильнувшая доверчиво к плечу воина?

Молодцы, верно.

Слайд. Приводит историческую сводку о монументе в Берлине, посвященному советскому солдату — герою Николаю Ивановичу Маслову. Ему удалось во время штурма Берлина в апреле 1945 года спасти маленькую немецкую девочку. Во время проведения операции по освобождению Берлина от остатков фашистских формирований ей исполнилось всего 3 года. Она сидела в развалинах здания около тела погибшей матери и плакала навзрыд.

Маслов пробрался по зоне обстрела за ребёнком, попросив товарищей прикрыть его по возможности при помощи огневой поддержки. Девочку удалось спасти из-под огня, однако сам герой получил весьма серьёзное ранение.

Символом чего является этот памятник?

Молодцы, верно.

Слайд. Предлагаю вам поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Рассмотрите таблицу и заполните ее.

Слайд. Выполните взаимопроверку и взаимооценку. Поднимите зеленую карточку, если вы верно выполнили задание, красную если была допущена ошибка.

Слайд. Рассмотрите изображение.

https://uchebnik.mos.ru/system_2/atomic_objects/files/004/945/111/original/C_T04gWXYAACAuc.jpg

Где находится этот мемориал? Верно, молодцы.

Какие слова начертаны на плитах памятника?

Кому посвящены эти слова? Верно, молодцы.

Мы всегда будем помнить о детях-героях, о наших прадедушках и прабабушках, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину.
Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам. А наш долг теперь – не забыть. Все дальше от нас годы Великой Отечественной войны, все меньше среди нас ветеранов, поэтому очень хорошо, что подвиги советских воинов живут в наших сердцах и памяти…

Слайд. Почтим память павших героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

Прошу всех встать. Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Слайд. Какой символ Дня Победы вы видите на слайде?

Слайд. Приводит историческую сводку о Георгиевской ленте.

В 1769 году императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия. Им награждали генералов, адмиралов и офицеров исключительно за боевые заслуги, за совершённые ими лично военные подвиги. К этому ордену прилагалась лента, которая с тех пор и стала называться Георгиевской.

Что означают цвета на ней? Верно, молодцы.

Сейчас, повязывая Георгиевскую ленточку в честь Дня Победы, мы выражаем благодарность тем, кто защищал нашу Родину в суровые годы Великой Отечественной войны. Это означает: «Мы помним! Мы гордимся!»

Слайд. Посмотрите, какими способами можно сложить ленточку.

Предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Составьте правила ношения Георгиевской ленточки. Укажите, где можно носить ленточку, а где недопустимо её носить.

Слайд. Давайте проверим (коллективная проверка по документ-камере.). Молодцы, верно.

Как называется массовое шествие с портретами участников Великой Отечественной войны?

Молодцы, верно. Когда впервые прошла эта акция?

Слайд. 9 мая 2015 года акция «Бессмертный полк» впервые в истории прошла по улицам Москвы и Красной площади после военного парада к 70-летию Победы.

Почему так важно хранить память о Великой Отечественной войне и передавать её из поколения в поколение?

Верно, молодцы. Мы не должны забывать о великих подвигах героев ВОв.

Слайд. Предлагаю в память о тех, «…кто не вернулся из боя…», изготовить голубей мира. На столе заготовки, выполните поэтапно действия и покажите результат классу.

Выполните задание в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

У вас получились прекрасные «Голуби мира».

Смотрят видеофрагмент.

Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Вдруг тишину нарушил рокот самолетов. В то утро солнце взошло над Москвой в 3 часа 45 минут. К этому времени немецкие самолеты уже выходили на полевой курс. Через 15 минут открыли створки бомболюков, откуда посыпались бомбы. Началась ВОВ.

Слушают аудио.

Дети делятся своими воспоминаниями о тех, кто воевал или участвовал в ВОВ.

Слушают аудиозапись «Священная война».

Предполагают, кем была написана песня «Священная война».

Предполагают, народная, потому что на защиту Родины встал весь народ; священная, потому что защита Отечества, своей семьи – священный долг каждого человека.

Проверяют свое предположение на Смарт-презентации.

К тому, чтобы все люди страны поднялись на защиту Родины.

Войско монголо-татарских кочевников, захвативших большую территорию Руси.

Она такая же огромная, жестокая и нападала с целью завладеть территорией.

Слушают учителя.

Смотрят видеофрагмент о детях пионерах ВОв.

Делают вывод, о тяжелых днях детей во время ВОв.

Анализируют.

Рассматривают изображение.

Эти памятники объединяет меч.

Слушают учителя.

Рассматривают и запоминают монументы.

Делают предположение о том, что символизирует данный монумент.

Слушают учителя.

Анализируют монумент. Делают вывод, почему в руках советского солдата меч и девочка.

Слушают о героическом подвиге солдата, который спас немецкую девочку.

Предполагают, что памятник символизирует героический поступок советского солдата, защищающего от угрозы фашизма не только весь мир, но и каждого отдельно взятого человека.

Проговаривают правила работы в парах.

Заполняют таблицу. Располагают изображение монумента, его название и местоположение.

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку с помощью сигнальных карточек.

Рассматривают изображение.

В Москве, у Кремлевской стены.

На его могильной плите начертаны слова:

«Имя твоё неизвестно,

Подвиг твой бессмертен».

Неизвестному солдату.

Слушают учителя.

Чтут память героев ВОв минутой молчания.

Георгиевскую ленточку.

Слушают о происхождении Георгиевской ленточки.

Чёрный цвет ленты означает дым, а оранжевый — пламя.

Рассматривают способы сложения ленточки.

Проговаривают правила работы в группах.

Составляют правила ношения Георгиевской ленточки.

Каждая из групп зачитывает правило ношения Георгиевской ленточки.

Бессмертный полк.

Читают выразительно стихотворение.

Предполагают, что 9 мая 2015 года.

Потому что, наши предки героически сражались, отдавая свою жизнь за мирное небо над головой.

Проговаривают правила работы в парах. В парах делают оригами «Голубь мира».

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П:  активное включение в деятельность

Итог

Давайте подведем итог классного часа.

Какая была тема?

Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли мы ее?
На все ли поставленные задачи мы нашли ответ?
Чьи имена детей-героев ВОв вы запомнили?

О каких монументах мы сегодня говорили?

Что означают цвета на георгиевской ленте?

Где проходит парад Победы?

Что является символом вечной памяти о павших героях?

Молодцы, верно. Сегодня, мы вспоминали детей – участников Великой Отечественной войны, детей, кто носил гордое звание пионера. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят о их героических подвигах, эти дети продолжают жить.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Отвечают на вопросы учителя.

Чёрный цвет-дым, оранжевый – огонь.

В Москве на Красной Площади.

Вечный огонь.

П: рефлексия способ и условий действия

Рефлексия

учебной деятельности

Интересно ли вам было узнать о детях-героях ВОв, монументах, о дне Победы?

Что нового узнали?

Слайд. Пока мы помним этот праздник, живы все солдаты, отдавшие жизнь за мир на нашей земле. Так давайте же помнить! Наша с вами задача, не забывать историю подвига нашего народа и пронести ее через поколения.

Слайд. Спасибо за внимание!

Ответы учащихся.

Р: анализировать собственную и мою работу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме" Никто не забыт- ничто не забыто"

Классный час по гражданско - патриотическому воспитанию, посвящен 9 Мая( 2 класс)...

Классный час: " Никто не забыт, ничто не забыто". Конспект и презентация.

Разработка содержит конспект классного часа и презентацию. К сожалению в презентацию не удалось поместить звуковое сопровождение, но в конспекте указаны использованные произведения....

Классный час на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

В данной работе учащиеся расширяют свои знания о ВОВ, о роли подростка в ней...

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"

Вступление в отряд Юных Жуковцев. Проводился ряд классных часов Уроков Мужества....

Тема:«Сирень 1945 года» Классный час:" Никто не забыт, ничто не забыто"

Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто». К 65-ти летию освобождения нашей Родины от   немецко-фашистских захватчиков.Цель: Рассказать учащимся о героических страницах Великой Отечественной в...

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто" 4 класс

Методическая разработка классного часа "Никто не забыт, ничто не забыто", презентация, приложение к классному часу....

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"

Данный классный час был разработан в рамках празднования 70 - летия победы в Великой Отечественной войне. Классный час включает в себя презентацию и фильм-сказку "Сказка о войне". Автор сказки Л. Адер...