Рабочая программа по внеурочной деятельности "Имя тебе-победитель"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Имя тебе-победитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании школьной кафедры учителей начальной школы МБОУ гимназии №7 Им. Д. П. Яковлева Протокол № 1 от 29.08.2022 г. Руководитель: Угримова К.В./______/ | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии №7 им. Д. П. Яковлева Силачёва О.И./____________/ 30 августа 2022 г | Утверждено приказом директора МБОУ гимназии №7 им. Д. П. Яковлева Приказ № 82 от 31.08.2022 ___________/Иванова М.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Имя тебе-победитель»
для 4 класса
на 2022- 2023 учебный год
Разработали:
Балашова Е.М.- учитель начальных классов.
Сафина Л.А.- учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Штин М.М.-учитель начальных классов.
г.о. Красногорск,
2022 г.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Имя тебе - победитель»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Имя тебе-победитель» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС НОО п. 19.5) и Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Имя тебе-победитель» обучающиеся реализуют личностные, метапредметные, предметные результаты:
В программе внеурочной деятельности в концепции гражданско - патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа внеурочной деятельности «Имя тебе-победитель» для 4 класса относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Новизна программы
Отличительные особенности программы «Имя тебе-победитель», ее новизна заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности.
Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый россиянин.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.
Данная программа направлена на достижение следующих целей:
- возрождение национального самосознания;
- развитие личности воспитанника;
- сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;
- идей преемственности поколений и исторической памяти.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание личности ребёнка знающего, уважающего историю и традиции своего народа;
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей для самовыражения личности ребенка;
- развитие нравственного, эстетического, физического потенциала личности ребенка;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;
- создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Общая характеристика
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся основной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение одного учебного года.
Описание места программы в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по курсу «Имя тебе-победитель» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), время проведения занятия – 35 минут.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальные или групповые занятия. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее, на пришкольном участке, в парке. Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
При проведении занятий по внеурочной деятельности появляется возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Детям о войне» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
Данная программа основывается на следующих принципах:
Природосообразности–деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Возрастосообразности – учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие;
Культуросообразности - учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;
Коллективности – получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
Доступности и наглядности;
Целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
Диалогичности – взаимного понимания, признания и принятия;
Патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;
Поддержки самоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственного отношения к себе как гражданину Российской Федерации.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Когда-то была война | 4 |
2 | Дети, заменившие взрослых в тылу | 4 |
3 | «Дети войны» | 5 |
4 | Наш город во время войны | 2 |
5 | Главные битвы войны | 5 |
6 | Моя семья во время войны | 4 |
7 | Мы помним | 5 |
8 | Культура во время войны | 5 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Сроки проведения | |
Когда-то была война(4ч.) | ||||||
1 | 1 | Когда-то была война… Вводное занятие | беседа | 1 | 1 неделя | |
2 | 2 | Дети на войне. | эвристическая беседа | 1 | 2 неделя | |
3 | 3 | Пионеры – герои. | эвристическая беседа | 1 | 3 неделя | |
4 | 4 | Мои ровесники в тылу врага. | эвристическая беседа | 1 | 4 неделя | |
Дети, заменившие взрослых в тылу (4ч.) | ||||||
5 | 1 | Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях. | Творческая работа | 1 | 5 неделя | |
6 | 2 | Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях. | Творческая работа | 1 | 6 неделя | |
7 | 3 | Взрослые не по годам. | Беседа | 1 | 7 неделя | |
8 | 4 | Дети, заменившие взрослых в тылу. | Беседа | 1 | 8 неделя | |
«Дети войны» (5ч.) | ||||||
9 | 1 | Страшное слово – концлагерь. | Беседа | 1 | 9 неделя | |
10 | 2 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 10 неделя | |
11 | 1 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 11 неделя | |
12 | 2 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 12 неделя | |
13 | 3 | Проект – исследование: «Дети войны» в нашем городе | Проект | 1 | 13 неделя | |
Наш город во время войны ( 2ч.) | ||||||
14 | 1 | Наш город во время войны. | Практическая работа | 1 | 14 неделя | |
15 | 2 | Труженики тыла. | Практическая работа | 1 | 15 неделя | |
Главные битвы войны (5 ч.) | ||||||
16 | 3 | Главные битвы войны.1 | Интерактивное занятие | 1 | 16 неделя | |
17 | 4 | Главные битвы войны.2 | Интерактивное занятие | 1 | 17 неделя | |
18 | 1 | Главные битвы войны.3 | Интерактивное занятие | 1 | 18 неделя | |
19 | 2 | Главные битвы войны.4 | Интерактивное занятие | 1 | 19 неделя | |
20 | 3 | Главные битвы войны.5 | Интерактивное занятие | 1 | 20 неделя | |
Моя семья во время войны (4 ч.) | ||||||
21 | 1 | Ленинградская блокада писателей-классиков. | беседа | 1 | 21 неделя | |
22 | 2 | Проект «Моя семья во время войны» | проект | 1 | 22 неделя | |
23 | 3 | Проект «Моя семья во время войны» | проект | 1 | 23 неделя | |
24 | 1 | Проект «Моя семья во время войны» | проект | 1 | 24 неделя | |
Мы помним (5 ч.) | ||||||
25 | 2 | Герой войны в нашей школе. | беседа | 1 | 25 неделя | |
26 | 3 | Бессмертный полк. | библиотечный час | 1 | 26 неделя | |
27 | 1 | Они всегда рядом с нами. | практическая работа | 1 | 27 неделя | |
28 | 2 | Награды Великой Отечественной. | выставка | 1 | 28 неделя | |
29 | 3 | Скажи «Спасибо» герою!» - конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны. | конкурс | 1 | 29 неделя | |
Культура во время войны(5ч.) | ||||||
30 | 4 | Культура во время войны. | эвристическая беседа | 1 | 30 неделя | |
31 | 1 | Культура во время войны. | эвристическая беседа | 1 | 31 неделя | |
32 | 2 | Военные песни. | музыкальный вечер | 1 | 32 неделя | |
33 | 3 | Военные песни. | музыкальный вечер | 1 | 33 неделя | |
34 | 4 | Выставка проектов и рисунков на военные темы. | выставка | 1 | 34 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...