Устный журнал «Наши пернатые друзья»
план-конспект

Масальцева Галина Алексеевна

Устный журнал «Наши пернатые друзья»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_nashi_pernatye_druzya.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Наши пернатые друзья»

Форма: Устный журнал.

Возраст учащихся: 1-4 классы.

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о роли птиц в жизни человека.
  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод.
  3. Вырабатывать умение четко и конкретно излагать свою точку зрения. Отвечать на вопросы.
  4. Воспитать бережное отношение к природе, привить детям любовь и заботу о братьях меньших.
  5. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам.

Оборудование: компьютер, запись пения птиц, презентация, изображение птиц (готовят дети), экологические знаки (готовят дети).

  1. Подготовительный этап:
  1. Учащиеся  выполняют задания:
  • Нарисовать птиц.
  • Поиск загадок о птицах.
  • Изображение экологических знаков.
  • Изготовление кормушек.
  1. Распределение стихов, слов и репетиции.
  2. Подготовка презентации (готовит учитель).
  1. Организационный момент:

Вступительная беседа:

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о наших друзьях. А о ком, Вы узнаете, прослушав музыкальную запись (звучит пение птиц).

О каких же друзьях мы будем говорить? (ответы детей). Конечно же, о птицах, о наших пернатых друзьях.

Основная часть:

- А как Вы думаете, в чем заключается дружба птиц и людей? (ответы детей).

- А на этот вопрос мы найдем ответ в конце нашего занятия.

- Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. На земном шаре насчитывается около 8500 видов пернатых. На территории России гнездится около 250 видов.

- Мы сегодня встретились с Вами, чтобы поговорить о самых веселых и интересных жителях нашей планеты – птицах. И наша первая страница «Устного журнала» - «Птичьи портреты».

 (Звучит пение птиц, выходят учащиеся)

1 уч. Вот я – милый скворушка,

Греюсь я на солнышке,

Верен я своей природе,

Я находчив, ловок, смел.

Я сегодня в огороде

Всю капусту осмотрел

И со всех листов капусты

Червяков поел. Как вкусно!

2 уч. Я все время тук да тук,

Дятел я – для леса друг.

Ищу я для обеда

Усача и короеда.

3 уч. На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет на солнышке, сверкая:

-Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою проходу весны.

4 уч. Коз не доят козодои,

Распахнут широкий клюв,

На лету жуков поймают

В лунном свете промелькнув.

Закричит ночная птица,

Но не нам грозит бедой.

Человека сам боюсь Я,

Полуночный козодой.

5 уч. Я – певунья – ласточка,

Под крышей обжилась,

Свила, слепила гнездышко,

Детьми обзавелась…

В ночь темную под крылышко

Головку подогнув,

И сплю себе под гром и стук,

Клювом, не шевельнув.

( Фотографии птиц).

- Мы с Вами переходим к следующей странице «Угадай-ка».

Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий? (Птица).

  1. В воде купался – сухим остался. (Гусь).
  2. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец).
  3. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова).
  4. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей).
  5. Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома, длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками в болото. (Аист).
  6. Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели.

Крик его отрывист, прост.

Криворотый, красный… (Клест)

- Из поколения в поколение люди передавали приметы, которые наблюдали в природе. Героями этих примет были многие растения и животные, в том числе и птицы. Они способны предчувствовать погодные перемены.

Название 3-ей страницы «Народная мудрость. Приметы».

  1. Перелетная птица летит стаями – к дружной весне.
  2. Гуси высоко летят – воды будет много, низко летят – мало.
  3. Увидел грача – весну встречай.
  4. Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
  5. Воробьи в пыли капаются – к дождю.
  6. Ласточки прилетают – скоро гром загремит.
  7. Соловьи поют всю ночь – будет солнечный день.

- А сейчас мы с Вами отправляемся на следующую станцию под названием «Когда так говорят».

1. Короче воробьиного носа. (Ответы детей). (Очень маленький) 

2. Как с гуся вода. (Ответы детей). (Безразлично, все ни по чем, ничего не действует на кого – либо).

3. Курица лапой. (Ответы детей). (Неразборчиво, и неряшливо).

4. Стрелять из пушки по воробьям. (Ответы детей). (Тратить много сил по пустякам).

5. С гулькин нос. (Ответы детей). ( Небольшой по размерам, по величине, по количеству).

- Несколько учащихся нашего класса подготовили интересную информацию о птицах. И это будет следующая наша страница «Птицы – наши помощники!».

1 уч. Некоторые птицы добывают пищи больше, чем могут съесть за день. Некоторые хищники, например совы, в период вскармливания птенцов, охотясь за грызунами, не съедают их сразу, а складывают. Благодаря этому количество грызунов значительно уменьшается.

(Фотография совы ).

2 уч. Кукушка за 1 день уничтожает 43 гусеницы бабочки – капустницы, 5 личинок майского жука. Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.

(Фотография кукушки).

3 уч. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Семья синиц за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

(Фотография синицы ).

4 уч. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

(Фотография грача ).

5 уч. Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

(Фотографии вороны, сороки ).

- Мы с Вами немного поиграем в игру под названием «Это – я, это – я, это все мои друзья». И это следующая страница «Люди, берегите птиц!»


    Я Вам буду читать вопросы, если Вы считаете, что нужно поступить именно так, вы говорите хором «Это – я, это – я, это все мои друзья!».

  1. Кто помог замерзающей птице? (Ответы детей)
  2. Кто взял птенчика домой? (Ответы детей)
  3. Кто любит разорять птичьи гнезда? (Ответы детей)
  4. Кто друзей имеет много среди зверей и птиц? (Ответы детей)
  5. Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят? (Ответы детей)

(Если ответы детей не верные, то учитель останавливается и начинает обсуждение).

- Я вижу, что Вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

- Но чтобы в этом еще более удостовериться, учащиеся нашего класса подготовили истории – вопрос. И это следующая страница «Экологическая».

1 уч. Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда. – Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас. – Нет, - ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.

- Кто из детей прав?

(Обсуждение учащихся).

Ответ: Никто. Птенца нельзя брать в руки, иначе его мать больше не приблизится к птенцу, и он умрет).

2 уч. Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце. Кругом цветы, травы, деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка. – Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, - сказал Сережа. – Нет, мы их трогать не будем, - ответил Миша. – Пусть остаются на месте.

- Кто из детей прав?

(Обсуждение учащихся)

Ответ: Миша прав.

3 уч. Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собаку. Собака бежала впереди. Вдруг все услышали ее лай. Дети подбежали и увидели, что Дружок вот – вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспели вовремя, быть бы беде.

- Какую беду предотвратили ребята?

(Обсуждение учащихся)

Ответ: Ребята не дали собаке дотронуться до птенца. Его мать заметит и посадит в гнездо.

- Какие экологические правила мы должны соблюдать в природе, чтобы не причинить вреда? (Ответы детей.)

1. Не брать птенцов из гнезда.

2. Не ловить птиц.

3. Не разорять птичьи гнезда.

(Ребята показывают экологические знаки).

- Как Вы знаете, что у каждого из Вас было задание. Мы с Вами не послушали сегодня еще несколько учащихся, у которых было практическое задание – изготовление кормушек и скворечников. И это наша следующая страница «Птицам – нашу заботу!»

1 уч. Пригрело солнышко, появились первые ручьи, появляются и первые путешественники – грачи, скворцы, а за ними жаворонки, дрозды и другие птицы. Много преград встречают они на своем пути – усталость, голод, непогоду. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И люди с радостью встречают птиц в родных местах. Они строят для них скворечники и развешивают их в парках, скверах, дворах, чтобы птицы могли в них поселиться.

2 уч. Наступила зима. Подули холодные ветры, затрещали лютые морозы, закружила снежная метель. Стало птичкам голодно и холодно. Ищут они себе теплые и укромные места. И снова люди приходят пернатым друзьям на помощь. И мы призываем всех Вас: «Изготовить кормушку или скворечник для птиц и не забывать их кормить». И летом они отблагодарят нас за нашу доброту и внимание.

3 уч. У нас такой обычай, как выпадает снежок, дощатый домик птичий повесить на сучок.

4 уч. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Давайте мы им поможем.

5 уч. Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

- После того как завершится наше путешествие по страницам «Устного журнала» предлагаю Вам выйти на улицу и повесить эти кормушки.

- У нас осталась одна страница «Итоговая»

- Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей)

(Поедают вредных грызунов, питаясь ягодами и семенами растений, способствуют их распространению, защищают наши леса и поля, сады и огороды от вредных насекомых.)

- Живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания, друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? (Обсуждение учащихся). Но выживет ли человек, если на земле не останется птиц? (Ответы учащихся).

- Вот это была последняя наша страница.

- Какой сделаем вывод? (Ответы учащихся)

  1. Все птицы полезны, и все они – наши друзья.
  2. Надо беречь и охранять птиц.
  3. Необходимо строить гнезда и кормушки.

- А если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках.

- Что нового Вы сегодня узнали?

(Ответы учащихся)

- Что Вам понравилось?

(Ответы учащихся)

- Предлагаю Вам хором повторить обещание:

Мы обещаем!

Мы будем, будем, птицы,

С Вами дружить.

В мире, согласии жить.

Будем помнить всегда,

Что Вы с нами верные друзья!

 

- На этом сегодняшняя наша встреча завершена. Предлагаю всем одеться и выйти на улиц у для того, чтобы повесить кормушки. Но не забывайте насыпать в них корм для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Устный журнал "Наши пернатые друзья".

Устный журнал "Наши пернатые друзья" - конспект....

Устный журнал "Наши маленькие друзья"

Материал позволяет расширить представление учащихся о кошках и собаках. Затрагивает проблему бездомных животных....

Устный экологический журнал «Мои пернатые друзья»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начального звена о птицах.Задачи: образовательные- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,- познакомить учащихся с м...

Сценарий устного журнала "Наши пернатые друзья"

Устный журнал"Наши пернатые друзья", посвящённый Международному дню птиц....

"Наши пернатые друзья".Устный журнал (3 - 4 классы). Методическая разработка.

Этот материал поможет в работе на уроках и во внеурочной деятельности с учащимися начальной школы....