Использование социоигровых приёмов в процессе воспитания младших школьников
статья (1 класс)

Лукьянова Полина Владимировна

К концу младшего школьного возраста, к 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях.

В данной статье я рассморела проблему со стороны  классного уководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Социоигровые приемы как средство изменения статусного положения учащегося в группе младших подростков

        К концу младшего школьного возраста, к 3-4 классам школы, повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. В частности, для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнования со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка.

Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили придать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Положение принципиального равенства детей – сверстников делает общение с ними особенно привлекательным для подростков, и даже развитое общение со взрослыми не способно его заменить.

        Существует такое понятие, как статусная структура группы – это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы.

        Проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками привлекала внимание многих отечественных педагогов, таких как, Яков Львович Коломинский, Татьяна Александровна Репина, Артур Владимирович Петровский, Алексей Александрович Бодалев, Мая Ивановна Лисина.

Таким образом, исследование межличностных отношений детей  в психологии и педагогике имеет более чем полувековую историю.

К сожалению, статус учащегося не всегда соответствует желаемому уровню, а неизменность социометрического статуса может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека.

В таких ситуациях, у учеников могут возникнуть проблемы с успеваемостью, а это, в свою очередь, может повлиять на задержку в учебно-познавательном и воспитательном процессе.

Установив причину трудностей в отношениях ребёнка со сверстниками, выяснив, почему тот или иной ребёнок не входит в детский коллектив, учитель должен помочь таким детям наладить отношения со сверстниками. Для изменения отношения сверстников можно использовать следующие приёмы:

- систему положительных оценок – поощрений таких детей в присутствии сверстников, чтобы поднять их авторитет;

- выделение даже самых незначительных успехов ребёнка в разных видах деятельности, его хороших личностных качеств, положительные поступки;

- привлечение таких детей к участию в праздничных концертах, чтобы обратить внимание сверстников на их успехи;

- поручение таким детям (с учетом их интересов и склонностей) посильных самостоятельных заданий, важных для всего класса. Для укрепления положительных взаимоотношений важно поддерживать таких детей перед сверстниками, сохранять для них положительный микроклимат в группе.

- использование коллективных технологий, таких как метод проекта с целью оптимизации межличностных отношений в группе учащихся младшего школьного возраста.

 Из всех существующих   способов оптимизации статусного положения ребёнка мы выбрали, социоигровые приёмы, которые направлены на регулирование и изменение статусного положения учащегося. Они, на наш взгляд, обеспечивают эмоциональное благополучие и безопасность детей в процессе урочной и внеурочной деятельности. С другой стороны, это коллективная деятельность, в которой отсутствует жесткий контроль результата, отрицательная оценка со стороны педагога. дети могут проявлять свое творчество.

        Термин «социоигровые технологии» появился недавно и причиной его распространения стали исследования, которые показали, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важных качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

«Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника».

В статье представлены матермалы о взаимодействии родителей и классного руководителя направленные на создание классного коллектива....

использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников

мастер-класс по применению тестовых технологий на уроках в начальных классах...

Использование дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе у...

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Проблема стилей родительского воспитания.Трудности детско – родительских взаимоотношений в процессе воспитания младших школьников

В статье представлены следующие моменты: группы  семей по типу родительского отношения к ребенку; термины  благополучная и неблагополучная семья, четыре  параметра  родительского п...

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...