ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
материал (1 класс)

Раимова Гульнара Наилевна

ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Как правильно выбрать школу и подготовить ребёнка к процессу обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx101.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Как правильно выбрать школу и подготовить ребёнка к процессу обучения

http://www.shishkinily.narod.ru/14.gif

В настоящее время родители имеют возможность выбирать, куда отдать учиться своего ребенка – в какую школу, по какой программе и к какому педагогу. Грамотные родители отдают детей на подготовительные курсы, внимательно изучают образовательные учреждения, советуются с родственниками, друзьями, иногда и со специалистами и учитывают следующие факты.

Первое. Имеет смысл навести справки о репутации школы - по отзывам других родителей, по вашему личному впечатлению (от Дня открытых дверей, например, по материалам сайта школы (у многих школ и даже лично у учителей есть свои сайты), по отзывам о школе на форумах сайта).

Второе. Нужно поподробнее узнать, по какому учебно-методическому комплекту будет учиться ваш ребенок (здесь очень важно соответствие требований программы реальным физиологическим возможностям ребёнка - необходимо учитывать проблемы со здоровьем).

Третий не менее важный вопрос - это личность педагога, который (которая) будет этот "комплект" преподавать.

Четвертое - это соответствие личностных характеристик педагога характеру вашего ребёнка.

И, наконец, пятое - степень готовности вашего чада к тяготам школьного обучения (речь идёт о приобретении ребёнком по совокупности его эмоционально-поведенческих и мыслительных качеств так называемой "внутренней позиции ученика").

Теперь подробнее обо всех составляющих успешной подготовки к школе, а значит, об успешном вхождении ребёнка в процесс обучения. В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе. В настоящее время в Санкт-Петербурге для начальной школы действуют несколько учебно-методических комплектов: «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Планета Знаний», «Школа России», система Эльконина-Давыдова, система Л.В. Занкова и т.д. Они представляют собой целостные модели образования, построенные на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Различаются программы и по степени сложности. Основные отличия этих программ таковы:

«Школа 2100» предназначена для изначально более подготовленных детей. В этой программе время на изучение основных предметов (чтение, математика, русский язык) сокращается. За счет этого вводятся такие предметы, как: риторика, информатика, история. На каждом уроке учитель дает новый материал. Уроков на закрепление и повторение пройденного материала меньше. Предполагается, что дети, пришедшие обучаться на эту программу, уже умеют хорошо читать, имеют широкий для этого возраста кругозор, сильную мотивацию. 
“Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного. Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей. Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности. Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик. 
Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи. Те дети, которые к началу школьного обучения не имеют необходимых преддошкольных навыков, не умеют работать по инструкции учителя, имеют затруднения с концентрацией внимания, плохую память, придя учиться на такую программу, сразу же рискуют попасть в группу школьной дезадаптации. Как крайний вариант – заработать невротическое расстройство и отвращение к школьной скамье на долгие-долгие годы.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой, способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности, способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. Обучение по программе «Гармония» может начинаться в дошкольном возрасте и ставит своей целью всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога. 
Построена «Гармония» на традиционной отечественной культуре и достижениях методической системы российского дошкольного образования; на принципах интеграции различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, конструирования, природоведческой, математической и др.). При этом в качестве основной деятельности выступает изобразительная и разные виды искусства, что позволяет принципиально по-новому организовать художественно-творческую деятельность самого ребенка и весь педагогический процесс в целом. 
Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в и развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром. Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений и навыков) осуществляется на занятиях свободной деятельности. Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей (5-8 человек) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. 
Ориентированная прежде всего на творчество ребенка, программа "Гармония развития" в то же время, обращена к педагогу и не только дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, но и перестраивает мышление педагога, позволяет ему реализовать идею субъектной позиции ребенка в познавательно-творческой деятельности. Педагогу предоставлена возможность активно включаться и педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Педагог имеет право самостоятельно конструировать на предложенной основе иное вариативное содержание и развивающую среду, максимально приспосабливая их к конкретным условиям детского сада, группы и задачам воспитания и развития ребенка. Программа выводит педагога на путь самообразования, открывает возможности решения организационно-методических проблем, повышающих качество его профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»). Исходя из этого методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, есть система игр, которые развивают необходимые для учения качества. Программа учитывает потребности детей этого возраста в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности и индивидуальные познавательные особенности. Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Важной составляющей учебного предмета в системе Эльконина-Давыдова является особенный метод его освоения. Таким методом является решение системы учебных задач.

Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле традиции, что главное назначение начальной школы – воспитательное. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование. Приоритет - духовно-нравственное развитие ребенка, предполагающее истинную человечность, доброту, терпимость, ответственность, способность сопереживать и готовность помогать другому. Это не исключает того, что начальная школа должна научить ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи. Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Комплект «Школа России» - самый востребованный на сегодняшний день в наших школах.

Большинство учителей, работающих по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова считают, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.

Итак, выбор программ есть, и нужно определиться, что именно нужно вашему ребенку, к чему он готов. При этом необходимо опираться на:

1. состояние соматического здоровья ребёнка (наличие хронических заболевыаний, склонность к затяжному течению простудных заболеваний, ослабленный иммунитет) - всё это будет влиять на самочуствие и успеваемость ребенка. Если ребенок страдает хроническим заболеванием, часто обостряющимся или даже требующим госпитализации, или просто нередко сидит дома, потому что простужен, ему будет трудно обучаться по сложной программе, его сверстники уйдут вперед, а он будет вынужден постоянно догонять их.

2. состояние нервной системы - большое количество детей - дошкольников имеют легкие формы церебральной патологии - минимальные мозговые дисфункции. Насущной проблемой в настоящее время стал синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которым в России страдают до 2-х миллионов детей школьного возраста. Дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность негативно влияют на учебу, поведение, общение со сверстниками и взрослыми. Педагоги при обучении таких детей часто жалуются на то, что дети с СДВГ требуют регулярных напоминаний и контроля, чтобы начать и продолжать выполнение, мешают, отвлекают других учащихся, очень вертлявы, непоседливы, бродят по классу. И эти проблемы до школы очень далеки и видны не сразу, а становятся заметными в структурированной среде урока. Необходимо еще в детском саду обратиться к врачу-неврологу, чтобы подстраховать ребенка перед школой. Такому ребенку нужен особый распорядок учебы и отдыха, для него недопустимы чрезмерные нагрузки. Зачастую могут требоваться медицинские процедуры, в частности, массаж и т.д. Оставлять такого ребенка в школе на продленный день или дополнительные занятия не рекомендуется. 
Рекомендации родителям по общению с гиперактивными детьми 
здесь (документ PDF, требуется время для загрузки).
Рекомендации учителям по построению процесса обучения гиперактивных детей 
здесь (документ PDF, требуется время для загрузки).

3. состояние эмоциональной сферы ребёнка - существуют психологические факторы и ситуации, которые при выборе образовательного маршрута могут препятствовать обучению практически с первого дня прихода в школу (причём независимо от выбранной программы обучения). Ребенок, который постоянно тревожен, находится в депрессивном или ипохондрическом состоянии, поглощен сверхценными идеями, имеющими невротический характер, или имеет другую патологическую симптоматику, не может должным образом заниматься учебой. Нередко эмоциональные нарушения связаны с семейной ситуацией - конфликтные отношения родителей, ситуации развода и даже "раздела" ребенка (с кем ему жить) - в этой ситуации ребенку не до учебы, и ожидать от него успешной адаптации к школе просто нереалистично.

4. состояние интеллектуальной сферы ребенка - у каждого есть определенная планка, и надо это родителям четко осознавать ("выше головы не прыгнешь") и не требовать невозможного. Могут присутствовать недостатки зрительно-моторной координации, нарушение темпов психомоторного развития.

С целью комплексной оценки готовности ребенка к школе рекомендую посетить следующих специалистов: педиатра (по показаниям - и более "узких" специалистов - невропатолога, пульмонолога, аллерголога, ортопеда, офтальмолога, ЛОР-врача, эндокринолога и др.), психолога (причем один психолог может заниматься именно тестированием способностей, а другой - заниматься коррекцией психоэмоциональной сферы ребёнка), семейного психотерапевта, при проблемах в развитии речи - логопеда. Психолог может обследовать комплексную готовность к регулярному школьному обучению, индивидуальные особенности и возможности вашего ребенка, составит прогноз относительно будущих проблем, даст рекомендации для родителей и учителей, выполнение которых позволит избежать осложнений в школьной жизни. Комплексная готовность к школе включает в себя развитие интеллекта, мотивацию, навыки самостоятельности, эмоциональную зрелость и формируется у всех детей по-своему, где-то от 6 до 8 лет.

Что касается возраста начала обучения, то в нашей стране традиционно школьное обучение начиналось с 7-ми лет. Сравнительно недавно ввели обучение шестилеток. Программы обучения не учитывают особенности умственного и психоэмоционального развития детей 6 лет, как это делается в некоторых странах. Программы обучения для детей 6 и 7 лет должны коренным образом методически и технически отличаться, чего у нас нет, поэтому ориентироваться надо на комплексную оценку готовности ребенка к школе, а не на сугубо паспортный возраст.

Еще один немаловажный момент, которым надо руководствоваться при выборе школы, это, уважаемые родители, ваши ожидания от школьного обучения. Дети отражают и подчиняются реальным, иногда даже не высказанным вслух установкам родителей. Родители с позитивным, нормальным отношением к процессу обучения передадут это отношение ребенку. Некоторые родители обеспокоены исключительно успехами ребенка, для них престижная школа и сложная программа вопрос удовлетворения их амбиций. Другие считают обучение необходимым испытанием, которое необходимо пройти до тех пор, пока человек не станет достаточно взрослым, чтобы выйти в мир и начать жить. Есть родители, которые видят основную цель в обучении в получении аттестата. В некоторых семьях полностью отсутствует интеллектуальное любопытство, любознательность или стремление к обучению. Именно в такой атмосфере атрофируется основное, и, вероятно, врожденное желание ребенка изучать, открывать, исследовать неизвестное. Может встретиться и препятствие в лице чрезмерно заботливых родителей. Они считают, что главное отдать ребенка в школу рядом с домом, или потому что ребенок друзей туда пошел, а наш не хуже, даже если ему тяжело там будет учиться. Выполнением домашних заданий за ребенка и принятием на себя других обязанностей по школе они превращают его в школьного инвалида, не способного самостоятельно учиться, не умеющего выделять главные вещи, и не способного брать на себя ответственность за обучение. Ребенок также лишен чувства удовлетворения от преодоления трудностей, самостоятельных действий, решения проблем – опыта, делающего учебу в школе более приятной и интересной и усиливающую желание учиться. Ребенок должен сразу усвоить, что учеба – это его дело, в котором могут быть как неудачи, так и успехи, но только он сам отвечает за это.

Хотя родители и проявляют интерес к успехам ребенка в школе, их поведение будет выдавать бессознательную тенденцию сохранить ребенка в состоянии младенца. Ребенок может попытаться следовать этим диаметрально противоположным установкам и требованиям родителей. Одна его часть стремится добиться успеха, согласно открытым требованиям родителей, но другие силы в соответствии с бессознательными желаниями родителей ведут его к неудаче. Чрезмерная ответственность родителей за процесс обучения ребенка также является широко распространенной проблемой. Возможно, такие родители не добились желаемых успехов в образовании и теперь надеются удовлетворить эти желания за счет ребенка. Отчасти это нормально. Тем не менее, когда потребность родителей в такой компенсации становится настолько сильной, что ребенок оказывается под чрезмерным давлением, тогда и появляется почва для возникновения будущих проблем в обучении. Обычно дети чувствуют, когда глубокая поглощенность родителей школьными делами имеет мало общего с подлинным интересом к ребенку, и больше связана с собственными потребностями родителей. Иногда родители отрицают тот факт, что их дети далеки от совершенства, и предупреждения психологов и педагогов о возможных школьных проблемах ребенка считают результатом несоответствия учителя или недостатком системы образования.

Воспитывая в ребенке иллюзию его компетентности и поддерживая в нем тенденцию к обвинению других, они, таким образом, лишают его возможности и желания исправить свои недостатки. Основная задача начальной школы – помочь ребенку стать успешным, уверенным в себе, привить любовь к учебе. Ребенок полюбит учиться лишь тогда, когда у него будет получаться. Когда цели, поставленные перед ним, посильны. Основная задача родителя - помочь ребенку найти свое место в мире, принимая его таким, какой он есть, помогая его развитию и не требуя невозможного. Помните об этом, готовясь к важной вехе в жизни ребенка – школьной жизни, и удачи вам и вашему ребёнку на этом пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке ребёнка к школе

Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...

Доклад "Подготовка ребёнка к школе".

Материалы для родителей....

Подготовка ребёнка к школе

Подготовка ребёнка к школе...

Презентация к первому занятию: "Подготовка ребёнка к школе"

На первом занятии дети-шестилетки знакомятся с правилами поведения на уроке, считают предметы, повторяют геометрический материал, рассказывают сказку "Курочка Ряба"....

«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».

Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...

Читаем умные книги на тему: "Подготовка ребёнка к школе."

В статье дан отзыв о книге Киркос Р.Ю. "Православное воспитание детей дошкольного возраста", в которой даны параметры готовности ребёнка к школе....

Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям.

Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти –...