Внеклассное мероприятие, 2 класс, Я и мои права
план-конспект занятия (2 класс)

Я и мои права

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_klchasa_16.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие " Наши права и обязанности "

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.

Задачи:

  •  Создать условия для расширения знаний  учащихся об  основных правах, изложенных в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
  •  Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Способствовать развитию умения называть свои права и анализировать поступки других, умение рассуждать, делать выводы.
  • Содействовать воспитанию правовой грамотности, ответственности  у детей за правонарушения, уважение к высказываниям  других одноклассников.

Ход мероприятия:

I. Орг.момент. Эмоциональный настрой. (Слайд 1)

Упражнение: "Здравствуй, дружок!"

Здравствуй, дружок!

Скорей становись со мною в кружок. (дети выходят и становятся в круг вместе с педагогом)

Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»

Солнцу привет!

Гостям всем привет!

Вы готовы поработать? (дети: Да!)

Вы готовы отвечать? (дети: Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)

Ну а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места) (Слайд 2)

II. Сообщение темы занятия

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия Разгадывание кроссворда:

«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух). (Слайд 3.1)

«Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак). (Слайд 3.2)

«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (Айболит). (Слайд 3.3)

«Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк). (Слайд 3.4)

«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка). (Слайд 3.5)

-Какое же ключевое слово получилось? Дети: Права.

- Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах и наших обязонностях. (Слайд 3)

На столе лежит коробка..

- Представьте себе, что на столе лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя. Сейчас каждый из вас скажет, что же там может находиться?

(Дети раскрывает свою тайну – рассказывает, что конкретно представлял )

- Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке? А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

Назовите синоним к слову правило? (Закон)

А может кто-то знает какой закон есть у всех детей мира? (Конвенция о правах ребёнка)

Учитель открывает коробку и достает Конвенцию о правах ребенка. (Слайд 4)

Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы«Что могут люди делать, и что не могут?»«Что они обязаны делать и что не обязаны?»«На что имеют права и на что не имеют Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась вот эта книга «Всеобщая декларация прав человека», (Слайд 5) в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу. Она называется «Конвенция о правах ребенка»:

Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

   Лишь появится ребенок

    И дышать начнет едва

    У него уже с пеленок

         Появляются права.

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

 III. Основная часть занятия.

- Мы отправляемся в путешествие по железной дороге на паровозике «Наши права и обязанности » (Слайд 6)

Из этого путешествия каждый из вас привезёт необычный цветок (у вас на столах лежат его заготовки)

        -В добрый путь! (Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково »)

1. – Сегодня нашу встречу с вами освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Солнце даёт жизнь всему живому).

– И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

– Как вы думаете, что для вас является самим дорогим, самым ценным?(жизнь).

И первая наша станция «Право на жизнь»  (Слайд 7)

(Приоткрывается первый лучик, на котором записано слово «жизнь»)Дети приклеивают к цветку лепесток со словам жизнь

– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь? (Ответы детей) (Слайд 8)

– Жизнь даётся человеку один раз, и чем, какими делами и поступками она будет заполнена, среди каких людей будет протекать, во многом зависит от нас самих. Хотелось бы, чтобы за свою жизнь вы совершали как можно больше хороших поступков, оставили после себя хорошие дела.

Вывод: Человек имеет право на жизнь.

        Наше путешествие продолжается. Звучит музыка

2. Станция «Право на семью»  (Слайд 9)

         – Кто любит вас больше всего на свете, кто заботится о вас? (Папа, мама, бабушки, дедушки, братья, сестры.)

        Правильно! И всё это ваша семья. “Семья” — замечательное слово. Оно означает “семь Я”. А кто эти “семь Я”, вы нам продемонстрируете, когда соберете модель семьи.

Работа в группах

Дети делятся на 3 группы, каждая собирает свою мозаику.

- Выберите только те кружочки, слова на которых могут обозначать членов семьи. Найдите “лишнее” слово.

- Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге (Слайд 10). Послушайте стихотворение, которое приготовил для вас ваш одноклассник.

Ученик.

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы

Дети приклеивают лепесток с соответствующим названием к своему цветку.

Наше путешествие продолжается. Звучит музыка

3. Станция «Право на имя» (Слайд 11).

Игра «Имена».

- Ребята, каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой: «Людмила – любимая». (Слайд 12).  (Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре).

- Молодцы! А имеете ли вы право на свои имена? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? (Имена, фамилии, даты рождения записаны в Свидетельстве о рождении). – Правильно, а еще то что вы являетесь гражданами нашей страны. А это значит, что государство защищает ваши ПРАВА, в том числе и ваше право на имя.

(Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «имя».) Дети приклеивают к цветку лепесток со словам имя.)

Наше путешествие продолжается. Звучит музыка

4.  Станция “Право на жилье” (Слайд 13)

 Вспомните сказки, герои которых остались без

жилья. (“Теремок”, “Зайкава хатка”, “Кошкин дом”, “Бременские музыканты” — Слайд 14.)

-  Очень плохо, когда нарушается право человека на жилище! Ему негде жить, негде укрыться от дождя и снега. И особенно плохо без дома детям. Каждый ребенок имеет право нажилье!

Игра “Собери дом”

Дети в микрогруппах собирают дом из разрезной мозаики.

- У вас получились очень красивые дома! А какие бывают дома? (Одноэтажные, многоэтажные, деревянные, кирпичные.) В каком

доме живете вы? Как называется ваша улица?

Какие дома вам нравятся? (Путем наводящих вопросов дети приходят к ответу “чистые” —Слайд 15.)

-  И дети, и взрослые имеют право жить в чистом и красивом доме! Но мы и сами должны беречь свое жилье и поддерживать в нем чистоту.

Дети приклеивают следующий лепесток.

Звучит музыка.

5. Станция “Физкультминутка” (Слайд 16)

- Статья 22 Закона Республики Беларусь “О правах ребенка” гласит: “Каждый ребенок имеет право на отдых”. И мы сейчас воспользуемся этим правом. 

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

- И ещё я буду называть действия. Если вы считаете их правильными — хлопайте, если нет —топайте.

 приходить в школу вовремя;

 есть конфеты;

 слушать учителя;

 опаздывать на урок;

 отвечать на вопросы;

 спать на уроке;

 выполнять домашнее задание;

 жевать жевательную резинку;

 вертеться на уроке.

Дети приклеивают очередной лепесток.

Звучит музыка.

6. Станция «Наши обязанности» (Слайд 17)

-Цветок отложите в сторону. Он нам ещё пригодится.

- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. О том, что каждый

человек имеет, не только права, но и обязанности говорит и статья 29 Всеобщей декларации прав человека.

        Чтобы не было нарушений, люди создали законы. Все законы написаны в Уголовном кодексе РБ, все и взрослые, и дети должны беспрекословно выполнять эти законы. Нарушение этих законов приводит к правонарушениям, к преступлениям. А это – годы, проведенные за решеткой, горе близким и родным людям, болезни, одиночество и т.д.

Закон, в праве (Слайд 18).  – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

Правонарушение - виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию

– Вы ученики и у вас тоже есть определённые обязанности.

– Какие обязанности у вас как у учеников? (Ребята говорят о том, что должен делать школьник в школе). 

Обязанности:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

 – Какие правонарушения не должен совершать ученик ?(Ответы учащихся).( Слайд 19).

Школьник не имеет права:

  • опаздывать на урок без уважительной причины,
  • не выполнять домашнее задание,
  • плохо учиться,
  • пропускать уроки без уважительной причины,
  • врать старшим,
  • драться,
  • разговаривать и отвлекаться на уроке,
  • приходить в школу в неаккуратном виде.

– Где перечислены ваши обязанности как учеников?

(В Уставе школы).

        Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые правила поведения на уроке заключённые в стихах. Я начинаю читать стихотворение, а вы должны его закончить. (Слайд 20).

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

- Предлагаю Вам поиграть в игру «Сделай правильный выбор» (Ребята выходят к доске со своей табличкой и прикрепляют на доску в нужное место) 

ПЛОХО                           ХОРОШО

1. Обидеть друга (-)

2. Защитить слабого (+)

3. Порвать учебник (-)

4. Помочь старой бабушке (+)

5. Получить двойку (-)

6. Ухаживать за младшей сестрой (+)

7. Обидеть собаку (-)

8. Покормить котёнка (+)

9. Бегать по школе (-)

10. Смастерить кормушку (+)

11. Опоздать на урок (-)

12. Убрать комнату (+)

Работа в группах

Какие поступки можно считать правонарушением (зарисовать кружок красным цветом), а какими человек может гордиться (зарисовать кружок зелёным цветом)? ( ПРОВЕРКА по слайду 21 )

Порвал учебник одноклассника.

Перевёл бабушку через дорогу.

Своей однокласснице поднёс портфель.

Избил одноклассника .

Посыпал песком скользкую дорожку песком возле школы.

Совершил кражу мобильного телефона.

Защитил на улице малыша от злой собаки.

Совершил прогул в школе.

Переходил дорогу в неположенном месте.

Уступил взрослым в общественном транспорте место.

Разбил мячом окно.

- Молодцы! И с этим задание справились. А сейчас у вас на парте лежит ладошка. На каждом пальчике, (а их у нас сколько?) вы должны записать, на что ученик не имеет право. Работаем в паре и презентуем свою работу.

(Ладошки прикрепляются к доске)

1 ученик

Если с другом разделил

Ты свои конфеты -

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

2 ученик:

Ты узнал чужой секрет

И разнёс сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

3 ученик:

Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

4 ученик:

Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Недостоин ты, поверь,

Человеком зваться!

5 ученик:

Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно!

6ученик:

Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

7 ученик:

Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже,

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

8 ученик

Ответственным быть
Очень нужно любому.
Помни об этом 
В школе и дома.
9 ученик

Ведь в жизни тебе
Без нее - никуда.
Стал безответственным -
Будет беда.
10 ученик

Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другими делись
Этим важным секретом.

 Песня  «Вместе весело шагать» (Слайд 22).

IV. Подведение итогов

- На этом наше путешествие не заканчивается. Как вы думаете почему? (Потому что у детей есть и другие права и обязанности.) Верно, мы будем продолжать изучать свои права и обязанности на других классных часах.

V.Рефлексия

На столе стоят три цветочные  вазочки (пустые). Дети ставят свои цветочки в вазочку тс соответствующей надписью:

*  удивлены;

*  узнали новое;

*  скучали.

-Спасибо вам за интересное путешествие(Слайд 23).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия. Классный час по теме "Права и обязанности"

В разработку включены познавательные игры, стихи, задания в ситуациях. Все эти приемы способствуют формированию правовой культуры у младших школьников....

Внеклассное мероприятие«Ваши права: права ребенка»

« Ваши права: права ребенка»-доступные материал в интересной форме....

Конспект внеклассного мероприятия по теме "Всегда ли правы взрослые?" (Разговор с учащимися, 4 класс)

Форма проведения внеклассного мероприятия - разговор с учащимися. Это новая форма, которая становится всё более популярной, особенно в свете новых образовательных стандартов. Разговор с учащимися всег...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Я знаю правила дорожного движения!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Я знаю правила дорожного движения!»...

Конспект внеклассного мероприятия "Я шагаю по улице. Правила ПДД" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: углубление  знаний о дорожных знаках и развитие умений применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитание чувства бережного отношения к своему здоровью.Оборудование: раздаточны...