В мире чувств и эмоций
методическая разработка (3, 4 класс)

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.99 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В мире чувств и эмоций»

Цель: формирование знаний детей о эмоциях и чувствах.

Задачи:

- уточнить представления о понятиях "чувства" и "эмоции";

- учить распознавать собственные эмоции и чувства;

- развивать навыки преодоления негативных эмоциональных состояний;

- формировать навыки понимания окружающих.

План:

Организационный момент

Введение

  1. Основная часть

1.1 Беседа-о чувствах и эмоциях

1.2 Групповая работа

1.3 Игра «Угадай эмоцию»

1.4 Игра «Скоро зимние каникулы»

1.5. Работа с басней «Царь и сокол»

1.6 Работа со стихотворением

1.7 Беседа «Как управлять эмоциями?»

1.8 Упражнение «Котенок»

1.9 Упражнение «Мокрая собака»

2. Подведение итогов

3. Рефлексия

Заключение

Ход занятия

Организационный момент

Введение

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку или мечтаем о будущем, мы проявляем свое отношение к окружающему нас миру. Книга, музыка, мечты - могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Человек может испытывать грусть, радость, страх, восторг, досаду– т.е. у человека возникает что? (эмоция, чувство). Тема нашего занятия «Мир чувств и эмоций»

1. Основная часть

           1.1 Беседа о чувствах и эмоциях

Слайд 1

Мир чувств и эмоций сложен и разнообразен. Сегодня мы поговорим об эмоциях, вспомним, какие бывают эмоции, как они могут повлиять на здоровье человека, как научиться ими управлять.

Что такое, по- вашему, эмоции? (Ответы воспитанников)

Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

Слайд 2

Эмоция — это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него, это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям.

Каждая эмоция имеет свой характер. И все эмоции различаются по характеру.

При этом почти каждая эмоция имеет противоположную. Попробуем вместе определить их: я называю одну - а вы мне противоположную ей. (уверенность - тревожность; радость - горе; счастье – несчастье; защищенность - страх, гнев - спокойствие; любовь - ненависть)

А что такое чувство?

Слайд 3

Чувства  это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например, любовь к человеку и т. п.

1.2 Групповая работа

Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку чувства и эмоции, которые, на ваш взгляд мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми.

Молодцы, ребята, все эмоции и чувства вы расположили верно.

Посмотрите еще раз и запомните какие чувства и эмоции помогают нам в жизни и являются нашими внутренними друзьями, а какие - врагами. (Хором читаем только положительные эмоции)

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.

Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.  

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? 
           – Что помогает это определить?

Мимика – выражение лица человека. Наше лицо выражает различные эмоции.

Сейчас мы рассмотрим несколько выражений лица, в которых закодированы определенные эмоциональные состояния человека. Ваша задача их расшифровать.

Слайд 4

Что изменялось в выражении лица?

Выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения глаз, губ и бровей.

1.3 Игра «Угадай эмоцию» 

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Игроки по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача игрока – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики. (Изобразить с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость, обида)

Давайте подумаем, как еще люди выражают свои эмоции?

Слайд 5

Представьте, что вы пришли в цирк, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомнили, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: и удивление, и восхищение, и веселье.

Оказывается, одно и то же событие может вызывать сразу много эмоций и выражать их можно по-разному: как мы уже говорили с помощью выражения лица (или в мимике).

Например, когда вы пытаетесь понять, что же происходит на арене цирка, и как это у фокусника все получается, ты можешь привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: "Ничего себе!”, "Здорово!” и т.д. Значит, свои эмоции можно выражать еще с помощью слов, интонаций голоса.

И наконец, когда ты, восхищаешься артистом, хлопаешь в ладоши, аплодируешь, ты выражаешь свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (или в пантомимике, т.е. в выразительных движениях всего тела).

Пантомимика – это выразительные движения всего тела.

Вывод: эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

1.4 Игра «Скоро зимние каникулы»

Игрок вытягивает карточку (радость, злость, грусть, удивление, спокойствие) и, не показывая остальным, произносит фразу «Скоро зимние каникулы» так, чтобы остальные угадали эту эмоцию.

Ребята, а как вы думаете влияют ли эмоции на наши поступки?

1.5 Работа с басней «Царь и сокол»

Сейчас я вам предлагаю послушать басню Царь и сокол. Закройте глазки, внимательно послушайте и определите – какова основная мысль данной басни.

Царь и сокол

Один царь на охоте пустил за зайцем любимого сокола и поскакал.

Сокол поймал зайца. Царь отнял зайца и стал искать воды, где бы напиться. В бугре царь нашел воду. Только она по капле капала. Вот царь достал чашу с седла и подставил под воду. Вода текла по капле, и когда чаша набралась полная, царь поднял ее ко рту и хотел пить. Вдруг сокол встрепенулся на руке у царя, забил крыльями и выплеснул воду. Царь опять подставил чашу. Он долго ждал, пока она наберется вровень с краями, и опять, когда он стал подносить ее ко рту, сокол затрепыхался и разлил воду.

Когда в третий раз царь набрал полную чашу и стал подносить ее к губам, сокол опять разлил ее. Царь рассердился и, со всего размаха ударив сокола об камень, убил его. Тут подъехали царские слуги, и один из них побежал вверх к роднику, чтобы найти побольше воды и скорее набрать полную чашу. Только и слуга не принес воды; он вернулся с пустой чашкой и сказал: «Ту воду нельзя пить: в роднике змея, и она выпустила свой яд в воду. Хорошо, что сокол разлил воду. Если бы ты выпил этой воды, ты бы умер».

Царь сказал: «Дурно же я отплатил соколу: он спас мне жизнь, а я убил его».

Какова основная поучительная мысль данной басни? (Ничего не делай в гневе!)

Главная наша задача – научиться управлять своими эмоциями, чтобы они не причиняли вреда окружающим.

  1. Чтение и обсуждение стихотворения 

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ю. Мерзлякова «Учитесь управлять собой»

Учитесь управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

Учитесь управлять собой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять.

Не злобствуйте, не исходите ядом.

Не радуйтесь чужой беде.

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций, должны быть человеческими и отвечать общепринятым правилам поведения.

1.7 Беседа «Как управлять эмоциями?»

Раз эмоции могут быть нашими врагами, нужно ли учиться управлять ими? Как этому научится? (Ответы детей) 

Эмоциями можно управлять. Научиться управлять своими эмоциями — это, в первую очередь, значит выражать их в форме, понятной другим людям, и чтобы они не причиняли им вреда.

Слайд 6

     Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Как реагирует ваш организм на отрицательные эмоции? Что вы чувствуете? (Стеснение в груди, уши горят, горло сдавило или пересыхает, голова болит, кулаки сжаты, ладони потеют, зубы стиснуты)

Если подобная реакция организма продолжается долго, может серьезно пострадать ваше здоровье. Так как же нам его сохранить?

Проблемный вопрос: Что делать если вами овладела сильная эмоция? (Ответы детей)

Слайд 7

Полезные советы

  • Попросите о помощи близких
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям)
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя до 20, подумайте о чём-либо приятном
  • Медленно подышать
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку
  • Внушайте себе, что не все не так плохо

Послушайте стихотворение и скажите, что еще помогает нам справиться с отрицательными эмоциями?

Когда на меня навалилась беда, и шел я по отчему краю.

«Отдай свою боль мне!» - сказала вода, по горному склону стекая.

Сказала мне высь: «Обернись к небесам, и в сердце растает тревога!»

«Спокойно иди, я тебя не предам!» - тихонько шуршала дорога.

«Взгляни на мои голубые снега!» - чуть слышно гора мне шептала.

«Приляг на траву!» - поманили луга, прилег я, и легче мне стало.

Вывод: Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.

1.8 Упражнение «Котенок»

Сядьте поудобнее, кругом тишина, закройте глаза и представьте, что у вас на коленях спит маленький котенок и мурлычет… Что вы чувствуете?

1.9 Упражнение «Мокрая собака»

Избавиться от неприятных чувств нам поможет веселое упражнение «Мокрая собака». Каждый из вас наверняка видел, как отряхивается мокрая собака. Она трясет и спиной, и головой, и хвостом, так что вода разлетается во все стороны. Давайте попробуем сделать то же самое.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. Начните отряхивать ладони, локти, плечи, потрясите ногами. При этом представляйте, что все негативные чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самом себе слетают с вас, как вода с собаки, и вы становитесь бодрее, веселее.

2. Подведение итогов

Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то – волнуется, то боится, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности. Помните ребята, что, обидев, мы можем потерять друга. Разозлив, можем навеки остаться врагами, но, когда умеем выражать, свои эмоции осознано, обдумано, мы можем жить в мире и согласии. Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки! 

3. Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие выводы вы можете сделать для себя?
  • А что для вас было самым интересным?
  • Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в дальнейшем?

Заключение

Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу приятные слова. Давайте начну я:

- Спасибо вам всем большое за успешное занятия, я вам желаю только положительных эмоций!!!...

…Давайте поаплодируем друг другу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мир чувств и эмоций»

Слайд 2

Эмоция - это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к происходящему вокруг него, это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям

Слайд 3

Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью

Слайд 5

Способы выражения эмоций: с помощью выражения лица или в мимике; с помощью слов , интонаций голоса; с помощью действия или в пантомимике

Слайд 6

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами: • Уважайте выражение чувств других • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции • Поощряйте в других желаемое для вас поведение • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство ( конфликтов, грубости, агрессии ) • Нейтрализуйте желание отомстить • Избегайте упрёков и критики

Слайд 7

Полезные советы: • Попросите о помощи близких • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям) • Сделайте перерыв, посчитайте про себя до 20, подумайте о чём-либо приятном • Медленно подышать • Побегайте , дайте себе физическую нагрузку • Внушайте себе, что все не так плохо

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций»  по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст...

Наши чувства и эмоции

Урок окружающегомира по теме "Чувства, эмоции" в 4 классе по Образовательной системе "Школа 2100"...

Классный час. Чувства и эмоции.

материалы для занятий...

Тематический словарь в картинках "Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции"

Этот материал адресован учителям начальных классов массовых школ, а также  специальных (коррекционных) школ I и II видов. Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребёнка с нарушенны...

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»

Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».  Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами....

Конспект урока по окружающему миру "Мир чувств и эмоций" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме: "Мир чувств и эмоций"....