Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.
статья

Максимова Любовь Юрьевна

В республике разработана концепция «Пе­дагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и ра­ботоспособных. Определены структура, содержание понятий, ценности по педагогике олонхо как системы традиционного воспитания народа саха.

Учителя школ республики широко используют педагогический потенциал олонхо в образовательном пространстве. Экспериментируют, создают программы внеурочной деятельности, самостоятельные кружковые программы, введение компонентов на уроках, составляют рабочие программы изучения родного языка.

Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути изучения олонхо в русской школе в классе с изучением родного языка (3 вариант УП). Этими положениями определяется актуальность и новизна данного исследования. Объект исследования - процесс восприятия и изучения олонхо в русской школе в классе с изучением родного языка. Тема «Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через этнопедагогические идеи олонхо». Работа ведется во внеурочное время. Составлена авторская программа внеурочной работы «Фольклорный кружок «Туорахчаан». Целью является приобщение младших школьников к искусству слова, через изучение олонхо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_olonho_v_shkole.docx830.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.

Максимова Любовь Юрьевна,учитель начальных классов

МОБУ СОШ №25 г.Якутск Республика Саха (Якутия),

педстаж 29 лет, отличник образования РС(Я).

В настоящее время народ саха, как и все народы России, переживает один из сложнейших этапов своей истории. Кризисная ситуация, в которой оказалось все российское общество, привела к трансформации его национального и духовного самочувствия. По данным социологов каждый двенадцатый якут по республике, а в городской местности почти каждый ребенок-якут не считает якутский язык родным. В Якутии резко, несмотря на все принимаемые меры, сокращается число людей, считающих родным язык своей национальности. Понятно, что в этих условиях происходит изменение многих ценностей, что предполагает поиск новых духовных ориентиров, способных стимулировать процессы этической мобилизации и консолидации.

Для выработки новой системы воспитания, которая оказывает влияние на развитие современного общества в условиях межкультурной интеграции, в настоящее время проводятся фундаментальные исследования внутренней составляющей олонхо, его духовно-гуманистического, ценностно-ориентационного содержания олонхо как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа.

В республике разработана концепция «Педагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспособных. Определены структура, содержание понятий, ценности по педагогике олонхо как системы традиционного воспитания народа саха.

Учителя школ республики широко используют педагогический потенциал олонхо в образовательном пространстве. Экспериментируют, создают программы внеурочной деятельности, самостоятельные кружковые программы, введение компонентов на уроках, составляют рабочие программы изучения родного языка.

Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути изучения олонхо в русской школе в классе с изучением родного языка (3 вариант УП). Этими положениями определяется актуальность и новизна данного исследования. Объект исследования - процесс восприятия и изучения олонхо в русской школе в классе с изучением родного языка. Тема «Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через этнопедагогические идеи олонхо». Работа ведется во внеурочное время. Составлена авторская программа внеурочной работы «Фольклорный кружок «Туорахчаан». Целью является приобщение младших школьников к искусству слова, через изучение олонхо.

Программа рассматривает олонхо как жемчужину народного поэтического слова, которая сокрыта в эпическом стиле повествования. Язык олонхо непревзойденный образец словесного искусства, в нем - залог сохранения языка нации. В изучении олонхо эстетическое воспитание школьников зависит и от степени освоения ими словесной ткани произведения, и от характера эмоционального воздействия синкретичной природы эпоса при его исполнении. Различными этнопедагогическими подходами решается изучение олонхо «Эрчимэн Бэргэн» С.Васильева и других эпосов с использованием высокого уровня художественно-коммуникативной природы произведения для формирования условии для личностно значимого восприятия в целях развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся. Обучение основывается на синкретической природе устнопоэтического произведения посредством взаимосвязанного изучения с другими видами искусства: живописью, музыкой, сценическим творчеством. Специфика жанра героического эпоса требует длительного процесса поэтапного приобщения школьников к жанровому своеобразию. Программа рассчитана на 4 года (сентябрь 2018 – май 2022гг). В неделю - 1 ч.

При использовании идей педагогики олонхо руководствуемся такими основными принципами:

  • воспитание ценностных ориентации, имеющих определяющую жизненную значимость для формирования личности подростка;
  • личностно ориентированный подход, предполагающий использование необходимых форм и методов работы с учётом психологических особенностей каждой возрастной группы школьников;
  • воспитание на культурных традициях (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов Республики Саха и Российской Федерации), боевых традиций — бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу (культура производства, сознательное отношение к труду);
  • лингвокультурологический принцип, требующий всемерного сохранения и развития якутского языка как языка своей нации, средства сохранения и воспроизводства культуры народа саха.

Практика показывает, что эффективность обучения зависит от уровня заинтересованности учащихся предметом почти в той же мере, сколь от умения педагога организовать процесс обучения и воспитания. Наряду с программой реализуются этнопедагогические, социокультурные проекты по воспитательной работе, что дополняет смысловую составляющую идейно – эстетической целостности олонхо. Ключевые понятия олонхо, несущие в себе познавательный и воспитательный потенциал, классифицируют по таким основным группам: миропонимание, предназначение человека, эпический богатырь, идеал народа, морально-этические нормы, вера, религия и обряды, противоборствующие силы, материальная культура, сила слова.  

Рассмотрим этапы приобщения детей к олонхо. На первых этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют самостоятельно сложившиеся у школьников культурологические и ценностные ориентации, интересы и потребности.  Используя первичный опыт детей, в ходе беседы и суждений вызвать интерес детей, эмоциональные реакции, стремиться сформировать у них правильное личное к проблеме.

На этом этапе дети рисовали, посетили музей Музыки и Фольклора, просмотрели мультфильм- олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Организованы встречи с молодыми исполнителями олонхо. Были проведены игры, отмечены дни родного языка, День Республики, проведена церемония встречи лета. В клубе «Куннэй Куо» (партнеры библиотеки «Школьный мир») знакомились с героями олонхо, проведены совместные мероприятия. C:\Users\user\Documents\олонхо\Олоҥхо дойдута.jpgC:\Users\user\Documents\олонхо\Фото мероприятий\Урааҥхай саха дойдута выставка 2место.jpg

На этапе формирования духовно - нравственной проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Стимулируют познавательную деятельность, способствующие проявлению личного отношения учащихся к проблемам и к знакомству с реальными местными этнопедагогическими условиями, а также поиску возможностей их решения. E:\Школа\8марта\1.jpgE:\фотошоп\14.jpgC:\Users\user\Documents\олонхо\Фото мероприятий\Театр олонхо Эрбэхчэй Бэргэн.jpg

На данном этапе ученики разучивали отрывки из олонхо, исполняли олонхо «Эрчимэн Бэргэн», посещали театр Олонхо, знакомились с напевами олонхо в исполнении исполнителей олонхо. Были проведены конкурс для девочек «Суhуох суhума», отдельно для мальчиков «Боотур удьуора», этнофотосессии. Организованы выставки утварь народа саха, посетили организацию «Чороон 21 века», посетили мастер – классы. Поставлена инсценировка «Эрчимэн Бэргэн», где участвовали 100% учащихся класса.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы обращается внимание на представление научной основы мироздания, олонхо в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального и локального уровней. Познавательная деятельность учащихся стимулирует моделирование этнопедагогического, культурного и нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Также активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок природы, рассказ и стихи о природе и тому подобное). Искусство в некоторой степени позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания, поскольку ребенку свойственны эмоциональный и чувственный подход к действительности. C:\Users\user\Documents\олонхо\Фото мероприятий\Музейный экфрасис.jpgC:\Users\user\Documents\олонхо\Фото мероприятий\НПК Театральная Якутия !м Динара Трофимова.jpg

На данном этапе реализуются проекты с музеем НХМ РС(Я) «Музейный экфрасис», участвуют в индивидуально - личностных соревнованиях и конкурсах, приобщение детей к исследовательской деятельности, выступление на конференциях, для младших школьников, участие на олимпиадах, викторинах, конкурсах и мероприятиях. C:\Users\user\Documents\олонхо\Фото мероприятий\Аман үс Аҕам үөрэҕэ кыайыылаах Андреев Женя.jpg

Таким образом, для решения и реализации задач этнопедагогического состояния выработаны некоторые формы и методы обучения детей:

  • Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об олонхо, для чего используются мировоззренческие представления и художественный язык олонхо. На его материале изучаются жизнь, быт, традиции, обычаи, обряды народа в целостной системе. Это подлинно народная школа, которую проходил каждый саха.
  • Проектная деятельность и создание социокультурной среды формируют человека в олонхо, где результатом является восполнения различных ценностей, содействующих становлению человека созидающего, успешного, человека-оптимиста, обладающего морально-этическими, духовно-нравственными качествами, любящего и уважающего историю, культуру своего народа. Вовлечение учащихся в практическую деятельность.
  • Развития интеллекта в формировании эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать этнические и общечеловеческие культурные ценности. Развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия культурологической деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, беседа, наблюдение, то есть все традиционные методы.  
  • Формирование исследовательских навыков и умений, способностей принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения, когда ребенок сам ищет ответы на волнующие и интересующие его вопросы. 

В  программу вошли два блока системных знаний:

  1. Блок необходимые условия для изучения:

1) изучение жанров фольклора;

2) восприятие и изучение народного эпоса. (Помощь в преодолении особенностей олонхо: большой объем олонхо, сложность исполнения, отстраненность содержательной стороны эпоса от проблем реальной жизни сегодняшнего школьника, сложные конструкции эпического текста, своеобразие художественно-изобразительных средств)

3) постепенное углубление в жанровую природу произведения, раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов и мировоззренческих идеалов учащихся.

 4) исполнение олонхо (отрывок, тойук, инсценировка, коллективное исполнение и.т.д.)

  1. В блок собственно пропаганда олонхо входят:

1) знание исполнителей олонхосутов, сочинителей олонхо

2) знакомство с олонхо (слушание, посещение театра, просмотр книг, мульфильмов, художественное искусство) создание социокультурной среды в изучении олонхо;

3) организация выставок, конкурсов, представлений, мастер – классов, участие на различных мероприятиях

4) проведение исследовательской деятельности, выступление на конференциях.

В ходе реализации программы были установлены партнерские отношения с культурными организациями, реализуются социокультурные проекты, работает клуб «Куннэй Куо». Социокультурная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Дает возможность самоактуализации, через практическую деятельность, результаты которого повышают как самооценку, так и оценку его со стороны социального окружения.

Учреждения культуры

Реализуемые проекты

Направления деятельности

Результаты

Библиотека «Школьный мир»

Клуб «Куннэй Куо»

Знакомство с героями олонхо.

Занятия в школе и библиотеке

Мероприятия посв, к декаде олонхо

Конкурс «Боотур удьуора»

Конкурс «Суьуох суьума»

Шоу Гиннесс – Сотников Артем 2 место

Мини – мисс Весна – Абрамова Амелия – 1 место

Школьный конкурс «Королева и принцесса» семья Неустроевых - победители

Проект «Читаем все»

Периодическое посещение библиотеки,

Библиотечные уроки,

Участие в мероприятиях конкурсах

Городской конкурс рисунков «Неустроева Катя – победитель; городской конкурс чтецов семья Неустроевых – участие

Аман ес «А5ам уерэ5э»

Школьный «Аман ес» Андреев Женя 1 место, Устинов Эрнст – 3 место, Реев Эрсан – 3 место;

Городской «Аман ес» Андреев Женя – участие

Музей музыки и фольклора РС(Я)

Проект «Фольклор народа саха»

Утварь народа саха

Музыкальные инструменты народа саха,

Просмотр мультфильма «Ньургун Боотур стремительный»

Фотосессия «Боотур удьуора»

Выставка утвари «Олонхо дойдутун иьитэ – хомуоьа»

Школьная выставка «Ураанхай саха мала – сала» родком класса – 2 место

Национальный художественный музей РС(Я)

Проект «Музейный экфрасис»

Знакомство декоративно – художественными предметами искусства

Литературный отзыв на картины художников

Художественный отзыв на выставку

Чтение стихотворений поэтесс Якутии на фоне картин художников Якутии

Выставка «Весна. Женщины. Цветы.»

Мастер – классы по художественному искусству.

Музейные квест – игры.

Театр олонхо РС(Я)

Проект «Мир олонхо»

Посещение спектаклей

Участие в мероприятиях проводимых для детей.

Встреча с артистами театра

Выставки

Посещение спектакля – олонхо для детей «Эрбэхчэй Бэргэн»;

Постановка инсценировки «Эрчимэн Бэргэн» - 1 место;

Республиканский конкурс рисунков «Вселенная героев олонхо» - участие 6 учащихся;

Городская НПК «Театральная Якутия» Трофимова Динара – 1 место.

Государственный краеведческий музей имени Ем.Ярославского

Проект «История предков в моей жизни»

Экскурсия

Организация научно – исследовательской деятельности школьников

Экскурсия

Индивидуальные экскурсии по темам

Школьная НПК  - участие 17 учащихся, призеры 5 уч-ся.

Городская НПК «Планета знаний» – 2 участника, Абрамова Амелия -2 место.

Городская НПК «Кузьминские чтения» Северьянов Нюргун – 1 место.

«Дом Арчы»

Участие в мероприятиях

Участие в мероприятиях и конкурсах

Республиканский конкурс «Терут дор5оон» - 2 место

Организация «Чороон XXI века»

Проект для мам и девочек «Сандалы остуол иьиттэрэ»

Фотосессия

Экскурсия

Мастер – классы по керамике

Фотосессия «Сахам нарын намчы кыыьа»

Мастер – классы для детей и родителей по росписи фарфора и керамики

Озеро Сайсары

Эколого - краеведческий проект «Сайсарские зори»

Проект «Зимующие птицы»

Изучение родного края,

Экологическое воспитание школьников

Школьная НПК;

Олимпиада по окружающему миру Габышева Снежана – 1 место,

Дьячковская Аня – 2 место;

Городская олимпиада по орк.миру Габышева С. – участие

Комплекс «Чочур Муран»

Проект «Встреча лета»

Знакомство с церемонией встречи лета.

Обычаи, традиции народа саха.

Экскурсия на природе;

Детско – родительский отдых на природе

Фотосессия на природе

Уборка территории отдыха

        

В заключении, языковое наследие народа в духовной стороне бытия занимает определяющее значение. Основные составляющие педагогики олонхо — традиционные знания, морально-нравственные ценности, традиционные национальные промыслы. Изучение в школе героического эпоса проводится с учетом ряда факторов, обусловленных спецификой произведения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с постепенным углублением в жанровую природу произведения, раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов и мировоззренческих идеалов учащихся. Приобщение учащихся к олонхо - трудоемкий и длительный процесс, требующий разносторонних подходов к поэтапному формированию знаний об эпосе.

Выбор методов и приемов обучения, обусловленный характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся, варьирует в соответствии с этапами приобщения учащихся к олонхо. Если на начальном этапе обучения превалируют репродуктивные виды работ, выполняемых устно, то на втором этапе ученическая деятельность направлена на применение полученных знаний в новых условиях, поэтому преобладают поисковые и творческие задания, а также упражнения на практическое освоение навыков исполнения. На завершающем этапе используются методы, обеспечивающие формирование личностных качеств учащихся, исследовательского характера. Данное исследование можно рассматривать лишь как один из вариантов осмысления методики изучения олонхо в школе. Исследованием установлено, что изучение олонхо воспитывает детей самой реальной жизнью, красоте родного языка и культуры, развивает познавательную активность и расширяет кругозор, углубляет знания учащихся о родном крае и прошлом народа. Знание своих корней, традиций, культурных ценностей становится основой формирования духовно – нравственной личности, как представителя родного народа, в поликультурной среде. Человек, в совершенстве владеющий родным языком и осознающий себя достойным представителем своего этноса, будет уважать и успешно изучать мировую цивилизацию, традиции и культуру других народов.

Использованная литература:

1. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Бичик, 1993.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / Книга для учителя /. -М.: Просвещение, 1991. 169 с.

3. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к 21 веку. Якутск: Кн. изд-во, 1993.

4. Ларионов В.Р. Саха айыы киЬитэ / Якут - человек айыы. -на якут. яз. /. - Якутск: Кудук, 1998.

5. Олонхо тыла /Язык олонхо: Олонхо для детей младшего школьного возраста. Сост. Е.П.Чехордуна, художники И.И.Попов, В.Ф.Ноева. - на якут. яз. - Якутск: Бичик, 1999. - 96 с.

6. Неустроев Н.Д., Слепцова М.Б. Воспитание младших школьников на основе идеалов Олонхо//Научно – методический электронный журнал «Концепт», 2017.с33 – 37.

7. Попова А.С. Олонхо ус дойдута /Три мира олонхо. на якут, яз // - Сахаада. 1992.

8. Пухов И.В. От фольклора к литературе / Статьи о литературе и фольклоре. Якутск: Кн. изд-во, 1980.

9. Саха норуотун тылынан уус-уран айымньыта /Якутский фольклор. Программа для 8-11 классов с углубленным изучением якутского языка и литературы. Якутск, 1991. - Сост. Н.И.Филиппова.

10.Чехордина Е.П.//журнал Народное образование №8, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника в системе Л.В.Занкова.

     Почему духовность постепенно уходит из нашей жизни? С экранов телевизоров она практически ушла. Нам постоянно показывают примеры безнравственных поступков, малодушие, бездух...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....