Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников
статья (4 класс)

Кузьмина Екатерина Владимировна

В статье поднимается важная тема, как приумножить интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогической секции учителей начальных классов

«Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников»

Выступление подготовила:

Кузьмина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ школа-интернат

2019г.

г.о. Жуковский

Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников.

Современная школа находится в поиске инновационных преобразований, сущность которых направлена на формирование новой системы образования способствующей становлению активных, творческих людей способных решать проблемы в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Сегодня российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие чего школа дает «усредненные» знания, рассчитанные на «среднего» ученика. Однако уровень физического, психического, интеллектуального развития не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. В ведущих документах по модернизации, стратегии и развития отечественного образования, в проекте «Наша новая школа» говорится о необходимости поддержки и развития способных и талантливых детей. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. «Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные».

Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут угаснуть, или деформироваться. В связи с этим возникает необходимость обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создание школьного пространства, дающего возможность развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала каждого школьника в условиях общеобразовательной школы. Достижение поставленной цели стало возможным благодаря решению задач, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, роли учителя. Сегодня в школах[ создаются условия для реализации и развития интеллектуальных возможностей учащихся. В школах нашего города открыты классы по адаптации детей к школьным условиям, учителя начинают работать с дошкольниками, подготавливая их к обучению и заранее выявляя индивидуальные интеллектуальные возможности. При обучении младших школьников педагоги используют технологии развивающего обучения, в частности систему Л.В. Занкова, Эльконина-Давыдова. В начальной  школе созданы условия для внутренней и внешней дифференциации. Учащиеся, начиная с начальной школы, осваивают информационно-коммуникационные технологии, знакомятся с основами программирования, работы с информацией и информационными источниками. Таким образом, школьное образование наряду с познавательной функцией, «создает условия для формирования мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка».

Содержание образования является ключевым элементом учебного процесса, поэтому интеллектуальное развитие возможно только через освоение определенным образом организованного содержания. Основными принципами обучения являются: проблемность, научность, системность, преемственность, практическая направленность знаний, исследовательский характер обучения. Главными критериями оценки эффективности педагогических форм и методов обучения выступают не только показатели сформированности знаний, умений и навыков, но и показатели сформированности определенных интеллектуальных качеств: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума учащихся.

Под руководством опытных педагогов учащиеся проводят исследования в различных областях знаний, главной особенностью которых является интеграция и практическая целесообразность. Ежегодно учащиеся начальной школы выступают со своими проектами на городской научно-практической конференции «Интеллектуальное будущее Наукограда», Ломоносовских чтениях.

Все привыкли оценивать результат работы учителя по качеству выполнения учащимися контрольных работ: тематических, за четверть, за год, за начальную школу и т.д. Это стандартная ситуация как для учителя, так и для детей.

Но не менее важно научить детей использовать знания и умения на практике, в жизненных ситуациях. Одной из форм, позволяющих увидеть реальный результат работы педагога, являются различные  интеллектуальные игры: марафоны, олимпиады и т.д. Их проводят на уровне школ, районов, городов и целых регионов.  Интеллектуальные возможности учащиеся нашего города реализуют через участие в предметных олимпиадах, конкурсах эрудитов, Всероссийской игре - языкознания «Русский медвежонок», математической игре-конкурсе «Кенгуру».

Большое внимание педагоги наших школ уделяют развитию творческого потенциала детей, это стало возможно после введения внеурочной деятельности в начальных классах.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Особый интерес для нас представляет познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребенок и так многое изучает на уроках в школе, и иногда объем информации для него является даже слишком большим? Однако следует обязательно помнить, что ребенок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравится, но эти занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление, и ни в коем случае деятельность в свободное время ребенка не должна этого времени впустую тратить. Именно поэтому особое значение приобретает исследовательская деятельность в начальной школе как способ одновременно научить ребенка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпрепровождением. Детей следует знакомить с основами исследовательской деятельности, учить их ставить цель исследования, пошагово выполнять всю работу и приходить к определенному результату. Таким путем у ребенка развивается логическое мышление, ребенок учится выполнять работу методично и последовательно, и, в конце концов, это познакомит его с формой лабораторной работы, с которой приходится часто сталкиваться на уроках физики и химии в средней школе. Конечно, исследовательская деятельность в начальной школе не сможет полностью раскрыть всех талантов будущих физиков, химиков и математиков, но на данном этапе становится видно, какой ребенок обладает способностями в области логики и последовательной методичной работы, и кому надо над этим поработать. Также немаловажным фактором является интерес ребенка к подобной работе: так можно определить ключ дальнейших интересов младшего школьника, а также есть шанс занять его интересным и полезным делом, которое в будущем, возможно, перерастет в серьезное хобби или даже в профессию.

     Внеурочная деятельность в начальной школе очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна для школьников. При отсутствии интереса, при скуке на занятиях ребенок теряет интерес к обучению и к познавательным занятиям, что может привести к большим проблемам в будущем. Так что творите, изобретайте, придумывайте, побольше разговаривайте с детьми - без всего этого невозможно организовать веселую и занимательную внеучебную деятельность. 

Взрослые должны активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Качества личности педагога, необходимые для развития креативности у детей: 

• Способность в индивидуализации обучения 
• Позитивная Я-концепция 
• Интеллект выше среднего уровня 
• Настойчивость и целеустремленность 
• Творческое начало; профессиональная и эмоциональная сфера 
• Эмоциональная стабильность 
• Широкий круг интересов и умений 
• Чувство юмора 
• Чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других 

Основным в обучении творчеству  считается создание следующих условий: 

• Условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними; 
• Условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых ;
• Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки его творческих начинаниях. 

Учителя должны активно помогать ребенку в развитии творческих способностей, вот некоторые рекомендации учителям по поддержанию творческого начала в ребёнке:

• Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам.
• Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи.
• Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
• Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим). 
• Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы они ни были неудачны.
• Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию.
• Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения.
• Помогите ребенку найти себе компаньона того возраста и таких же способностей. 

Работа в приумножении интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников – это сложная работа, которая должна вестись родителями, учителями и учеными. Каждый шаг в этом направлении принесет огромную пользу в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...

Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения.

В  настоящее  время  остро  стоит  вопрос  о  сохранении здоровья  школьников.  В  последние  годы  резко   ухудшилось  состояние ...

«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта»

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздрава  России лишь 14% детей практи...

Статья Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.

В своей статье  я делюсь своим опытом для повышения развития творческого и интеллектуального потенциала младших школьников. В последнее время дети не хотят учиться, как добиться того, чтобы кажды...