Конфликтные ситуации в группе продленного дня
статья

Илюшина Наталия Викторовна

Мы живем в очень сложное время, время стрессов и конфликтов.  Я уверена, что каждый из нас когда-нибудь да столкнулся с ситуацией, когда необходимо разрешение возникшего конфликта.   Как найти правильный выход, правильное решение из сложившейся конфликтной ситуации? Этот вопрос, я думаю, задавали многие.

Можно быть хорошим воспитателем, любить свою работу, быть невероятно работоспособным и творческим, но если не складываются отношения с детьми и родителями, то вся работа насмарку. Мы живем в очень сложное время, время стрессов и конфликтов.  Я уверена, что каждый из нас когда-нибудь да столкнулся с ситуацией, когда необходимо разрешение возникшего конфликта.   Как найти правильный выход, правильное решение из сложившейся конфликтной ситуации? Этот вопрос, я думаю, задавали многие.

В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, нужно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта.  Воспитатель должен предложить учащимся отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков и научить детей контролировать свой гнев.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnye_situatsii.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтные ситуации в группе продленного дня.

 Школа и группа продленного дня (далее ГПД) являются важными формами общественного воспитания детей. Во многих школах существуют группы продленного дня, но, к сожалению, эти группы часто смешивают, где число учащихся превышают всякие нормы для педагога. Что в корне не верно, ведь вторая половина дня в школе являются такой же образовательной и воспитательной деятельностью, как и первая, но виды деятельности меняются. Самую важную из задач ГПД - является забота о том, чтобы время свободное от выполнения учебных заданий, заполнялось разумно и интересно у ребенка. В условиях продленного дня у педагога решается задача - изучить психологические, творческие, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Продленный день - это школьная форма организации во внеурочное время под руководством специально подготовленного педагога, который ежедневно планирует образовательно-воспитательные занятия в конкретном классе (группой детей одного возраста).

ГПД - это объединение учащихся под руководством и контролем педагога - воспитателя, организующего с ними ежедневные занятия во внеурочное время в соответствии с режимом дня. Деятельность ГПД и школ определяется Уставом школы, Положением о ГПД, утвержденным Министерством Образования.

Какую же цель преследует продленный день в школе? Цель ГПД - организация труда и отдыха детей, родители которых заняты на работе, а также забота об их здоровье и развитии.

Задачи продленного дня:

  • дальнейшее расширение общественного воспитания (воспитательная работа);
  • создание благоприятных условий для полноценного развития детей (образовательная, воспитательная, кружковая деятельность);
  • оказание помощи семье в воспитании и образовании детей.

Как видите, основные задачи пересекаются между собой и дополняют друг друга, что в целом выстраивает продуктивный образовательный и воспитательный процессы. Задачи реализуются с помощью особенностями продлённого дня:

  • Все виды деятельности сконцентрированы в школьном коллективе под руководством педагога на протяжении дня.
  • Продленный день выполняет большую часть воспитательных и хозяйственных функций семьи.
  • В ГПД мы можем наблюдать максимальное сближение общественного и семейного воспитания.
  • Удовлетворяется потребностей учащихся в общении, в развитии, способностях и дарований.
  • Именно дети, которые остаются в школе до конца дня, максимально включаются в различные виды деятельности, что приводит к разностороннему развитию детей.

Мы живем в очень сложное время, время стрессов и конфликтов.  Я уверена, что каждый из нас когда-нибудь да столкнулся с ситуацией, когда необходимо разрешение возникшего конфликта.   Как найти правильный выход, правильное решение из сложившейся конфликтной ситуации? Этот вопрос, я думаю, задавали многие.

Можно быть хорошим воспитателем, любить свою работу, быть невероятно работоспособным и творческим, но если не складываются отношения с детьми и родителями, то вся работа насмарку.  

Сегодняшние дети не такие, как мы, и не могут быть такими.  Они растут в совершенно других условиях, они социализируются в другом обществе, усваивают иные ценности.  И мы не должны ломать их, подстраивать под себя.  Мы должны попробовать посмотреть на мир глазами современных детей. Приоритетной задачей для воспитателя является создание оптимально комфортных условий пребывания детей в группе продленного дня.

Современное общество делает упор на конкуренцию и обостряет желание быть быстрее, сильнее и могущественнее других. В центре внимания оказались изолированные интересы отдельного человека, его права, желания, обиды.   Тем самым усиливается опасность одиночества и ухудшения взаимоотношений между людьми.

Дети так же, как и взрослые, стараются поступать верно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда используют все имеющиеся у них возможности. Задача воспитателя - выработать у детей навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.

В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, нужно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта.  Воспитатель должен предложить учащимся отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков и научить детей контролировать свой гнев.  Такие игры, как «Спусти пар», «Толкалки», «Ковер мира» помогают детям сбросить накопившуюся агрессивную энергию.

Игра «Спусти пар» .

В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношении между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше (с 9 лет), тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными.

Описание хода игры: Дети садятся в круг.  Каждый из участников может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращаться при этом нужно к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь…».   Не надо оправдываться, когда на вас будут жаловаться.  Необходимо внимательно выслушать говорящего. До каждого из участников дойдет очередь «спустить пар».  Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться.

В завершении игры необходимо подумать о том, что вам сказали. Иногда можно изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять.

Игра «Горячий стул»

Цель: Помочь детям ощутить чувство раскаяния за свои поступки

 

По предложению воспитателя дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.

После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.

Впервые на «горячий стул» садится сам учитель.

Игра «Злые-добрые кошки»

Игра направлена на снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (например, хлопок в ладоши, звон колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкают друг друга. Прикасаться друг к другу тоже нельзя.

Из опыта работы и своих наблюдений могу выделить следующие конфликтные ситуации, которые наиболее часто имеют  место в ГПД. Рассмотрим их подробнее.

 Конфликт воспитатель – ученик. 

Такие конфликты не часты, поскольку для маленьких детей учитель и воспитатель являются авторитетом.   Но если все-таки это произошло? В данной ситуации я поступаю следующим образом.

Конфликт – это всегда нервное напряжение.  Прежде всего необходимо успокоиться, важно соблюдать доброжелательность по отношению к ребенку, необходим дружеский разговор двух людей, заинтересованных в том, чтобы совместно найти причины конфликта и попытаться устранить их. Не допускать грубость и оскорбления в адрес ребенка.  Не показывать своего превосходства.  Разбирая ситуацию, пытаюсь доходчиво объяснить ребенку, в чем он не прав.  Выясняем, как можно было решить эту проблему иначе.  Если же выяснится, что причиной конфликта послужило несправедливое наказание и воспитатель не прав, в данном случае необходимо признать свою ошибку и извиниться.

При решении данных конфликтных ситуаций необходим индивидуальный подход. Для этого воспитатель хорошо должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка группы.

 Конфликт ученик – коллектив группы. 

В данном случае объясняю детям, что все мы разные, со своими достоинствами и недостатками. Но в каждом из нас обязательно есть что-то хорошее, что достойно любви и уважения. Стараюсь показать детям достоинства данного ученика, представить его детям  с лучшей стороны.  Такой конфликт решается постепенно. Здесь необходим такт и терпение.

 Наиболее распространенный конфликт ученик-ученик.  

Конфликт неизбежен, если происходит удовлетворение потребностей одного ученика за счет другого. В разрешении таких конфликтов часто выступаю в роли третейского судьи.  Прежде всего успокаиваю детей.  Даю возможность высказать свои претензии участникам конфликта, анализируем ситуацию, пробуем встать на место друг друга, выясняем, как поступили бы дети, поменявшись ролями.

Часто возникают конфликтные ситуации во время проведения игры, если кто-то из детей не соблюдает правила. Останавливаю игру, объясняю, что, если хотя бы один из участников нарушил правила, игра не получается. Выясняем, кто играл не по правилам.  Объясняю условия игры еще раз.  Игра, как правило, возобновляется.

Типична конфликтная ситуация, когда дети не могут поделить игрушку. Здесь уместны стихи или юмористические истории о том, что случилось с игрушкой, когда ее начали делить. Например:

С.Я. Маршак «Есть у меня товарищ Федя»

Есть у меня товарищ Федя

Он очень жаден и упрям.

Мы стали с ним делить медведя

И разделили пополам.

С тех пор никто на свете снова

Обоих мишек сшить не мог.

У Феди мишка безголовый,

А у меня без задних ног.

А. Кузнецова «Поссорились»

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

 Предлагаю игровую ситуацию, в которой дети по очереди играют с игрушкой. Использую считалки, чтобы справедливо определить очередность играющего.

Возможен конфликт между детьми из-за раздела игровой территории.  В данной ситуации воспитателю необходимо обеспечить всем детям место для игры, при котором вероятность возникновения конфликтов будет мала.  

Основная же задача воспитателя – это научить детей выражать свои чувства без агрессии и конфликта. Для того чтобы хорошо ладить с людьми, детям важно научиться делиться с ближним тем, что есть у них. Мы лучше находим общий язык с другими людьми в том случае, когда мы дружелюбны, доброжелательны.

 Нам необходимо научить детей сотрудничать.  И я это делаю с помощью различных игр.  В их числе такие игры, как «Полезное желание», «Друг к дружке», «Аплодисменты», «Розовые очки», «Садовник», «Зеркало» и др.

Игра «Зеркало»

Дети встают парами лицом друг к другу.  Один ребенок из пары будет зеркалом, а другой -  перед «своим зеркалом» показывает то, что  говорит ведущий. «Зеркало» должно в точности повторить все движения.   Затем, участники меняются ролями.  Воспитатель может давать следующие задания:

  • Встаньте на правую ногу, руки на пояс.
  • Правой рукой дотроньтесь до кончика носа, а левую руку поднимите вверх.
  • Дотроньтесь левой рукой до правого уха, а правую руку положите на голову.
  • Закройте левый глаз, и правой рукой погладьте свой живот.

Другой вариант заданий:

  • Представьте, что вам грустно.  Покажите это в зеркале.
  • Вы удивлены чем-то. Покажите в зеркале свое удивление.
  • А теперь посмотрите в зеркало очень серьезно.
  • А теперь улыбнитесь так, как вы бы улыбнулись своему лучшему другу.

Игра «Полезное желание»

У воспитателя в руках цветок из бумаги с разноцветными лепестками.  Каждый из участников игры по очереди подходит к цветку, отрывает от него один лепесток и произносит вслух свое желание, которое   адресовано   товарищу или всем ребятам из группы.

 Первое желание загадывает воспитатель. Он отрывает первый лепесток и произносит:

- «Лети, лети, лепесток! – Я хочу, чтобы все вы хорошо учились, были здоровы и счастливы!».  Затем, желание загадывают дети.  

Игра «Друг к дружке»

Дети свободно перемещаются по классу. По команде воспитателя они должны быстро найти себе пару и прикоснуться друг к дружке названной частью тела. Например, «Друг к дружке, нос к носу» и т.д.

Игра «Розовые очки»

Детям предлагается представить, что существуют волшебные розовые очки. Если человек их надевает, то он видит в окружающих только хорошее. Попробуем надеть очки и рассказать любому ученику, что хорошего мы о нем знаем.

В ходе игры дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Сначала предлагаю игры сама.  Чем больше играешь с детьми, тем чаще дети просят провести какую-то определенную игру, которая им кажется необходимой именно сейчас.

Часто люди пытаются решить проблемы по принципу «око за око, зуб за зуб». Когда кто-то из нас обижается, мы отвечаем ему еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Таким образом мы только углубляем наши конфликты.  Во многих ситуациях полезнее сделать шаг навстречу, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку.

 А жизнь в группе продленного идет своим чередом и ставила перед воспитателями свои задачи, не терпящие отлагательств. Как и в любом коллективе, в группе сталкиваются разные детские интересы. Каждый ищет свое место и самоутверждается. Начинаются обиды, дразнилки, постоянные жалобы друг на друга. Для разговора о том, почему трудно признать свою вину ребятам предложили обсудить ситуацию, описанную поэтом А. Кушнером: «Кто разбил большую вазу?»

Кто разбил большую вазу?
Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?
– Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я еще поколебался
С полминуты – и признался.

Ребятам предлагалось вспомнить, попадали ли они в подобную ситуацию, что при этом чувствовали и как нужно выходить в подобной ситуации.

Очень горячо в группе обсуждалось стихотворение А. Барто «Сонечка».

Тронь ее нечаянно -
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна, Он меня толкнул!
– Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз!
Я пожалуюсь на вас! –
Дома снова жалобы:
- Голова болит…
Я бы полежала бы -
Мама не велит…
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.

В результате обсуждения дети пришли к выводу, что чем взрослее человек, тем он более самостоятельный и ему нет необходимости обращать на себя внимание, капризничая. Он сам может решить возникшие проблемы. Частые жалобы могут вызвать у окружающих недоверие.

Часто возникающие ссоры, мы обсуждали на примере стихотворения В. Орлова «Кто кого обидел первый?»

-Кто кого обидел первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня.
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили…
- Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.

Ребята рассказывают о своих обидах. Мы выясняем, из-за чего люди обижаются друг на друга. Разделившись на пары, с помощью мимики и пантомимы, ребята примеряли роли обидчика и обиженного. Потом менялись ролями. После этого выясняли:

  • Что они чувствовали, когда были в роли обидчика/обиженного?
  • Что хотелось сделать?
  • Какая роль понравилась больше?

Совместно приходили к выводу, что:

  • Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему боль, унижение.
  • Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздраженным.
  • Обида опасна потому, что может вызвать гнев, ненависть и разрушить доброжелательные отношения.
  • Человек, который находится во власти таких негативных чувств, может причинить другим боль случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

Разрядить обстановку в острой конфликтной ситуации, иногда помогают игра и юмор. Когда люди смеются, они перестают сердиться. Предлагалось поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей. «Ты – огурец!», «А ты – редиска!», «Ты – морковка!», «А ты – тыква!». Можно вспоминать цветы, деревья и т.д.

Так постепенно из группы детей формировался коллектив, где были общие трудности. Но и общие победы. Когда команда нашего класса получила призовое место в районном конкурсе «Следствие ведут книгочеи», одноклассники с гордостью говорили: «Наши – молодцы!». Нас радовало именно это слово – «наши». Общность людей возникает не в один день и не просто, и, поэтому, переход от неприятия другого, безразличия к другому, к принятию и статусу «свой», для педагогов радостное явление.

С взрослением детей возникали новые задачи и проблемы. К 3-му классу учеников начали волновать проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек. Разговор на эту тему мы подготовили ко Дню Святого Валентина. Была «тайная переписка», были стихи и конкурсы. Вот один из них: Ребята делятся на команду девочек и мальчиков. Команда получает конверт с черновиками стихов. Задача команд продолжить стихотворные строчки.

Для девочек:

Наши мальчики, как…
Играют на поле в мяч.
Наши мальчики, как…
Пускаются в скач.
Наши мальчики такие…
Что на их стороне победа.
Наши мальчики, такие…
Что успевают до обеда!

Для мальчиков:

Наши девчонки, как…
Достойны внимания.
Наши девчонки, как…
Решают любые домашние задания.
Наши девчонки, такие…
Что меркнут звезды на небе.
Вот такую соседку по парте мне бы!

Команды зачитывают друг другу стихи.

Так, день за днем, мы ищем новые подходы к решению педагогических задач. Проблем, которые возникают в реалиях нашей современной жизни.

Психологический комфорт ребенка в группе продленного дня формирует положительное отношение к учебе, потребность и способность выполнять учебные задания, воспитывает организованность, самостоятельность и прилежание, повышает адаптивные способности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины конфликтных ситуаций

Планируется цикл статей по анализу конфликтных ситуаций в современной школе.В первой вступительной статье(которая пока отличается несовершенностью и незавершенностью) предпринята попытка описать причи...

Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"

Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ».

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"

В интересной форме проходит рабочее родительское собрание....

Стили выхода из конфликтной ситуации на занятиях в группе продленного дня

Конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами.Люди, даже с хорошим взаимопонимание не могут обойтись без противоречий и конфликтов. Когда люди попадают в конфликтные ситуации, они...