Методическое пособие по разработке образовательных маршрутов для проведения экскурсий с обучающимися.
методическая разработка

Анисимова Светлана Леонидовна

Методическое пособие содержит рекомендации педагогам при составлении образовательных маршрутов и проведении зкскурсий с обучающимися, а также расскрывает особенности экскурсионного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razr._ekskursiyu.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Анисимова С.Л., воспитатель

                                                                               ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта

                                                                              «Динамо Санкт-Петербург»                                                                                      

Методическое пособие

по разработке образовательных маршрутов

для проведения экскурсий с обучающимися.

                                                                                                                    

Пояснительная записка

            Путешествие один из древнейших видов деятельности, и с самых древних времен его основной функцией было получение новых знаний о мире и саморазвитие путешественника. Великий французский философ эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо считал путешествие неотъемлемой частью образования.  Теоретик и проводник экскурсионного метода в преподавании  И. М. Гревс писал: «Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого иного источника».

       Становление экскурсионного дела в России осмысливалось в контексте оформления во второй половине XIX — начале XX века такой важной для современных обществ сферы, как туризм. Важным фактором развития экскурсионного дела стало начавшееся в середине XIX века преобразование системы среднего образования.  Внедрение первых образовательных маршрутов в школах  продемонстрировало возможность использования в учебном процессе образовательных экскурсий, как полноценной формы обучения. В начале XX века были разработаны основополагающие принципы, которые превратили школьную экскурсионную работу из бессистемного осмотра  достопримечательностей в целенаправленный педагогический процесс.

 В современных условиях    образовательный туризм реализуется в рамках системы дополнительного образования  в виде выездных занятий. Формы организации  выездных занятий многообразны. Они могут быть органично вплетены в ткань любого  учебного курса и актуализировать исторический, краеведческий, природоведческий, искусствоведческий, литературный  материал.  

     Занятия могут быть проведены  в форме классической традиционной экскурсии.  Качественно новые возможности для освоения культурного наследия, интеллектуального и эмоционального развития юных петербуржцев открывает учебная прогулка. Ещё одной формой организации выездного занятия является образовательное путешествие. 

       Санкт-Петербург представляется для образовательного туризма уникальным пространством.  Этот город многолик и потому маршруты могут затрагивать разные стороны бытия  как прошлых веков, так и современной жизни  – это люди, события, мифы и реальность, идеалы, ценности,  явления культурной и общественной жизни.  

    В данном пособии содержится методика разработки экскурсий, образовательных путешествий и учебных прогулок, а так же  приведены образцы разработок каждого из перечисленных выездных занятий на примерах  экскурсий, прогулок и путешествий по Санкт-Петербургу.

                               

Методика разработки экскурсии.

Особенности экскурсионного процесса.

             В ходе экскурсионного процесса, экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического события, овладеть практическими навыками  наблюдения и анализа экскурсионных объектов. Большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть, как эстетическое восприятие, сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода. Умение видеть, как историческое восприятие, заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках.

        Авторы экскурсий при составлении маршрута, оформлении содержания  текста и методической разработки руководствуются логикой развития экскурсионной темы.  

    Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.  При подготовке экскурсии, строя показ объектов, автор исходит из требований логики: обеспечить последовательность действий экскурсовода, выделить ступени показа, подкрепить их методическими приемами. На этой основе построена система заданий экскурсантам, наблюдающим экскурсионный объект

   В  первую очередь  создание разработки экскурсионного маршрута зависит от типа проектируемой экскурсии.

   По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. Тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного  территориального района.

    По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на экскурсии для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.  

       По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких). По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.  Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа

                         

Выбор темы, определение цели, задач экскурсии  и отбор

экскурсионных объектов.

       Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и под-темы  экскурсии в единое целое.  Работа над любой новой темой экскурсии начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы

    Отбор объектов при создании экскурсии автор ведёт, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. В ходе разработки новой экскурсии составляется перечень книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему.  В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы.

     В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках.

    Экскурсионные объекты составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.

      При создании экскурсии перед автором стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. По возможности у каждой темы должны быть «свои» объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.  Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, Медный всадник в Санкт-Петербурге), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы.

      В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать определённые критерии, приведенные в таблице 1.                                                                                              

Таблица 1. Критерии оценки экскурсионных объектов

Критерии оценки

Характеристика критериев

Познавательная ценность объекта

Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии;                                                              

Известность объекта

Популярность объекта среди населения (например, Петропавловская крепость);                                                                                                                                                                        

Необычность (экзотичность) объекта,

Особенность,  неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, Синий мост, отличающийся своей шириной, памятник Николаю I, имеющий только 2 точки опоры). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, Саблинские пещеры).;                                                                                                                                                                    

Выразительность объекта

Внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, мосты в Санкт-Петербурге).  

                                                                       

Сохранность объекта

Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам;                                                                                                                            

Местонахождение объекта

При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения;                                                                                                                        

Временное ограничение показа объекта

Ограничения по времени суток, по дням, месяцам и сезонам),   когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

     Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2–4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15–20 экскурсионных объектов.

      В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.  В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам – книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют разработчику экскурсии в будущем, при работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

       Составление маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута

     Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Но основная задача разработки экскурсионного  маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы экскурсии.

    Основные требования, которые должны быть учтены составителем маршрута, – организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.  В таблице 2 приведены три варианта построения  экскурсионных маршрутов, существующих в практике экскурсионной работы.

  Маршрут  намечается с учетом следующих  организационных  требований:                                                                                        

  – показ объектов  в определенной последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т.е. так называемых петель;                                                                                                                                                            

 – наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);                                                                                    

  – ограничение  времени переезда или перехода между объектами (не  более10–15 минут), чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;                                                                                                  

– наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Подготовка  текста экскурсии и комплектование «Портфеля экскурсовода»

    Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех под-тем, входящих в экскурсию. Текст  призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.  После подбора  литературы по теме экскурсии и составления библиографии   создаётся контрольный текст.

   Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых.   Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.  Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.  Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том,  что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст,  представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники.

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть  задача иллюстрации того, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.  В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов династии Романовых, связанных с историей Красносельского района). Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

    Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. Автор новой экскурсии, отбирает из имеющихся в его распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь  в освещении темы. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включаются в методическую разработку.   Каждому экспонату, включенному в «портфель», сопутствуют пояснения или справочным материалы. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам. Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы. Для  хранения  и демонстрации наглядных материалов удобно использовать электронные носители.

       

                                           Методические приёмы показа

    Наиболее многочисленную группу  составляют приемы показа.  Именно они позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.   Приёмы показа разнообразны.  К ним относятся:  прием предварительного осмотра,  прием панорамного показа, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, зрительного сравнения и зрительной аналогии, прием переключения внимания, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием интеграции и приём движения.  Пояснение   сущности приемов показа и уместности их использования приведено  в учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение».

                                   Методические приёмы рассказа

         Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Приемы рассказа можно разделить на две большие группы. Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов. Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. Перечень приемов рассказа: приёмы экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, приём вопросов и ответов, прием  цитирования с пояснениями  их сущности и уместности использования приведен в  учебнике Б.В. Емельянова «Экскурсоведение».

                                       

                                            Литература

  1. Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] - http://www.institute-spb.standardsite.ru
  2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. – М.: Сов.спорт, 2007-217 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального образовательного маршрута по работе с одарёнными обучающимися

Карта индивидуального образовательного маршрута по работе с одарёнными обучающимися...

Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата"

Материал в помощь педагогам предназначен для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Карта индивидуального образовательного маршрута по работе с одарёнными обучающимися

Карта индивидуального образовательного маршрута по работе с одарёнными обучающимися...

Методическое пособие "Формы воспитательных мероприятий, методика их проведения"

Настоящее пособие содержит материалы по организации воспитательной работы  в детском коллективе. Раскрывается значимость данной работы с детьми, рассматриваются различные формы массовых мероприят...

Карта индивидуального образовательного маршрута по работе с одарёнными обучающимися

Карта индивидуального образовательного маршрута обучающегося  ученик 4 Е классаМБОУ «СШ № 21» г. Нижневартовска 1.Общая информация Характер ребенка: лидер Качества...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...