Методические разработки
методическая разработка

Пикулева Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Доклад

«Здоровьесберегающие технологии по ФГОСу

в начальной школе»

Воспитатель

Пикулева С.А.

Москва, 2019 г.

Внедрение здоровьесберегающих технологий  в учебно-воспитательный процесс по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается все те технологии, которые идут на пользу здоровья учащихся во время учебы и внеурочное время. Если говорить конкретнее, это те педагогические приемы, методы и технологии, которые не приносит вреда ни обучающимся, ни педагогам, а наоборот, способствует комфортному обучению и работе в образовательной среде.

        По ФГОСу АООП НОО (вариант 2.2) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Разработана программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Эта программа должна обеспечивать:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил ЗОЖ и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование установок на ЗОЖ, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя и т.д.

-  формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков, личной гигиены;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- развитие умений использовать сформированные навыки умений и письменной коммуникаций, слухового восприятия (с помощью слуховых аппаратов и/или кохлеарных имплантов),

         Программа содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организованных форм.

Направления по формированию ЗОЖ:

  1. Создание экологической безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации
  2. Организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы
  4. Реализация дополнительных образовательных курсов
  5. Организация работы с родителями.

На данный момент в классах, в которых работают по адаптированной программе для детей с ОВЗ, находятся дети с быстрой утомляемостью, с нарушенной концентрацией внимания и другие. Такое разнообразие нарушений в одном классе затрудняет образовательный процесс. Ведь педагог должен находить подход к каждому ребенку, учитывать индивидуальные особенности, но и не отрывать ребенка от коллективной работы.        

Кроме этого, работа педагога должна проходить в тесном контакте с родителями. Родители должны помогать педагогу в организации учебного процесса (не утаивать истинные диагнозы ребенка, помогать вовлечь своего ребенка в образовательный процесс и т.д.). Взрослым необходимо искать резервы в собственной деятельности для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье учащихся с ОВЗ.

Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является следующих принципов:

- учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

- осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя (воспитателя) посвящают беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, открытых занятий, спортивных мероприятий, на которые решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе педагог выступает в новую для себя позицию – быть одновременно и учителем, и психологом. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что это значит? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Благодаря ему, можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

Педагогу во время учебно-воспитательного процесса нужно учитывать следующее (при домашнем выполнении заданий родителям и воспитателям также необходимо знать и выполнять данные ответы):

- гигиенические условия в классе (освещение класса и доски, комфортная температура, свежесть воздуха, организация рабочего места);

- разнообразие видов учебной деятельности (норма – 4-7 видов за урок)

- комфортная смена методов учебной деятельности (норма – не позднее, чем через 10-15 мин);

- использование методов, направленных на самовыражение учащихся (методов свободного выбора, ролевые игры, диспуты, дискуссии и т.д.);

- использование методов, направленных на самопознание обучающихся (самооценивание);

- использование индивидуальных заданий для неуспевающих учеников;

- позы учащихся;

- физкультминутки (норма – в середине урока)

- зрительная гимнастика (норма- после напряженной работы);

- методы повышения мотивации учащихся;

- проведение бесед, связанных со здоровьем и ЗОЖ;

- доброжелательная обстановка на уроке, использование эмоциональных разрядок.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и в школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

        Вывод. Только комплексная работа учителя, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей приведет к развитию гармонической личности, к сохранению здоровья ребенка, но не навредит.

Источники литературы:

  1. ФГОС АООП НОО  (вариант 2.2., п.4.2.4.)
  2. Nsportal.ru …Здоровьесберегающие технологии в школе. Автор: Никитина. Н.Б.
  3. Festival.1sentember.ru. Здоровьесберегающие технологии
  4. Доклад воспитателя (КГБОУ Детский дом № 34, Комсомольск-на Амуре) Ходячих Е.В.



Предварительный просмотр:


Доклад

«Пути формирования здорового образа жизни

учащихся начальных классов»

Воспитатель

Пикулева С.А.

Москва 2018

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

                 В.А.Сухомлинский

 

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

          Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

        Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

        Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

         Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

 Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности -внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно воспитатель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.    

             Для достижения поставленной цели я определила задачи:

- Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе

- Формировать мотивацию к здоровому образу жизни

Основные направления воспитательной работы по решению задач.

1. Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи).

2. Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3. Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Факторы, определяющие особенности

профилактической работы с младшими школьниками.

Воспитатель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо — плохо», «правильно — неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.

Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка – важный элемент его воспитания и развития.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

- беседы (учителя, воспитателя, родителей);

- работа с книгой (чтение и обсуждение);

- утренники, праздники здоровья («Веселые старты во время прогулки»)

- презентации («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);

- конкурсы: рисунков, плакатов («Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый, зеленый»);

- викторина загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;

- практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;

- обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;

- занятия по ОБЖ и ПДД;

- открытия занятия «Мы за здоровый образ жизни»   

 Воспитательную работу планирую сделать с учетом основных сфер жизнедеятельности ребенка.

1. Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации;

2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними;

3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки;

4. Сфера физического воспитания – реализация физических возможностей;

5. Сфера игры – реализация потребности общения, развитие фантазии, развлечения.

Воспитательная программа «Здоровье»

Основным в воспитательной программе является раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», разработанный для детей 7-11летнего возраста с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей.

Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: - познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека; учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек; формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;

1 класс «В гостях у Мойдодыра»

Беседа «Надо, надо умываться».

Беседа «Режимные моменты моей жизни».

Урок здоровья «Моя красивая осанка».

Игры на школьной площадке.

Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.

Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».

Урок здоровья «Здоровые зубы – здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Урок здоровья «Моя семья».

Веселые старты.

Урок здоровья «Глаза – окна в мир»

 Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».

Урок здоровья «Здоровые зубы – здоровью любы».

Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».

Урок здоровья «Моя семья».

Веселые старты.

Урок здоровья « Глаза – окна в мир»

Утренник «К нам приехал Мойдодыр!»

Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!

Беседа «Минутка – не шутка»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!

Урок здоровья «Табак и пассивное курение»

Родительское собрание «Режим дня школьника»

Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»

Занятие по ПДД «Зеленый огонек»

Дни здоровья (осенью, зимой, весной)

Родительское собрание «Школа пешеходных паук»

2 класс «Румяные щечки»

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»

2 класс «Румяные щечки»

Беседа «Что такое здоровье?»

Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»

Урок здоровья «О вреде пассивного курения»

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

Конкурс «А ну-ка, мальчики!»

Урок здоровья «Полезная пища»

Беседа «Минута час бережет»

Родительское собрание «О детских шалостях и родительской ответственности»

Беседы: «Одеваюсь по погоде», « Нужна ли сменная обувь?»

Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Беседа «Мой режим дня»

Занятие по ПДД «Мой друг светофор»

Игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»

Конкурс стихов «Здоровому — все здорово»

Клуб «Почемучка» (Почему нельзя пить сырую воду? Почему нельзя ходить в дождь без зонта?)

Дни здоровья.

3 класс «Неболейка»

 Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»

Урок здоровья «За» и «Против» курения.

Выступления агитбригады «Дорожная сказка»

Веселые старты.

Занятия по ОБЖ «Солнце и опасность», «Термические ожоги»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Клуб «Почемучка»

Урок здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»

Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»

Беседа «Делу время – потехе час»

Советы доктора Айболита.

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету»

Родительское собрание «Не допустите беды» (профилактика наркозависимости)

Беседа «Зачем человеку сон?»

Урок здоровья «В лес за здоровьем»

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Дни здоровья.

4 класс «Если хочешь быть здоров»

Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство»

Конкурс плакатов «Безопасное колесо»

Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»

Веселые старты.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья.

Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.

Урок-конференция «О вреде курения»

Выступления агитбригады по ПДД.

Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»

Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

Беседа «Что нужно знать о лекарствах»

Конкурс сочинений «В здоровом теле – здоровый дух!»

Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»

Беседа «Я – мальчик. Я – девочка»

Проводится родительский всеобуч по темам:

-         Курение и статистика;

-         Алкоголь — яд и обман;

 Наркомания — дело не личное;

-         Проблема здоровья детей.

-         Как сохранить здоровье ребенка?

-         Режим дня и его значение.

-         Путь к здоровью, силе, бодрости.

-         Физкультура и спорт в жизни школьника.

Составленная программа помогает:

проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;

уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;

научить детей ответственному отношению к своему здоровью;

обучать и закреплять полученный опыт на практике;

Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.

               «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» -когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

Воспитатель:

Пикулева С.А.



Предварительный просмотр:

Доклад

«Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».

Воспитатель

Пикулева С.А.

Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу вам представить инновационную программу, которая называется «Сказкотерапия, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».

Данная программа рассчитана для детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Проблема исследования внутреннего мира ребенка в современном обществе представляется актуальностью. Она связана с необходимостью формирования успешностью личности. В воспитании детей важное значение имеет сказкотерапия.

Сказкотерапия –

- это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими,

- это процесс экологического образования и воспитания ребенка,

Целью программы является коррекция эмоционально - волевой сферы младших школьников с помощью развития произвольного внимания и обучению искусству расслабления через сказкотерапию.

Воспитательно-развивающие задачи:

- воспитание у детей положительных и нравственных качеств

- умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи

- развитие разговорно-диалогической и монологический речи

- научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах

- развивать у детей умение  имитировать речь и движения сказочных героев

- развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление)

- исценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа

Форма организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная
  2. Коллективно-фронтальная

Формы воспитательных занятий

  1. Ролевые игры
  2. Диалоги, беседы
  3. Викторины
  4. Настольные игры
  5. Просмотр фильмов и мультфильмов
  6. Рисование сказочных персонажей
  7. Инсценирование сказки
  8. Иллюстрирование сказки
  9. Куклотерапия  

Основные этапы работы над сказкой

  1. Знакомство с персонажами сказок
  2. Знакомство с главным героем сказки
  3. Первичное рассказывание сказки.
  4. Вторичное рассказывание сказки.
  5. Анализ сказки.
  6. Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки (краткий пересказ).
  7. Проведение игр.

На воспитательных занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся осмыслить такие важные понятия, как: добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

В начале учебного года дети знакомились с книгами в библиотеке. Читали несколько сказок, например, Теремок. Дети после прочитанной сказки рисовали дом. Какой дом получился в конце сказки. У детей разные представления. Кто-то нарисовал маленький домик, а кто-то большой дом для друзей. На воспитательном занятии совместно со студенткой педагогического института проводили интерактивную сказку «Три поросенка». В конце занятия дети принимали участие в тестировании.

По вечерам один раз в неделю проводятся воспитательные занятия по сказкам в разных формах, как исценировка, иллюстрация, работа с кукольными персонажами, просмотр фильмов, викторина русских сказок.: «Семеро козлят», «Колобок», «Теремок» и т.д. Посещали с детьми Всероссийский фестиваль детской книги в Российской государственной детской библиотеке. Нам показали интерактивную сказку на русском жестовом языке «Репка». Посещали выставку иллюзий «Алиса в стране чудес», театр Недослов, где дети посмотрели спектакль «Малыш и Карлсон».

Во втором полугодии планирую провести куклотерапию.

Что даёт нам изготовление и вождение кукол?

  • «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти),
  • развивает способности к образному мышлению,
  • учит концентрировать внимание.

Ожидаемые результаты:

В результате проведенных занятий у детей развивается моторика и координация движений, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

Также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...