"Классный час в 4 классе «Моя семья»"
методическая разработка (4 класс)

Нестеренко Ольга Викторовна

Классный час проводится совместно с родителями учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час.52.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Классный час в 4 классе «Моя семья»

Цель: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи:

  • привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества;  
  • развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним, вспомнить термины родственных связей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Я рада вас видеть на нашем классном часе. Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Моя семья».

Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, которые вас любят, неустанно заботятся о вас, стараются сделать все возможное, чтобы вы были счастливы. А когда вы станете взрослыми и обзаведетесь своей семьей, то также будете заботиться о своих близких, как делали это ваши папа и мама, бабушка и дедушка и другие родственники - тети, дяди, прабабушки, прадедушки...

Главное предназначение семьи в том, чтоб на свет появлялись новые люди, чтоб не иссяк род человеческий. Но рождение ребенка - это и огромная радость, и огромная ответственность. От того, как родители воспитают ребенка, сумеют ли заложить в него понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, будет зависеть, как сложится его жизнь в дальнейшем, станет ли он достойным человеком или опасным для окружающих.

Любовь — это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.

Игра: «Свеча любви». 

Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви». Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или неполной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры: Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи и т. д., а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (лицам - маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся. 

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов         семьи.  - А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников. (Рассказы учащихся). 

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

  1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  3. Приглашать гостей и собирать застолье;
  4. Собирать и хранить семейные фотографии;
  5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
  6. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

- А теперь я предлагаю вам рассказать о традициях своей семьи и показать свои рисунки герб вашей семьи. (Рассказы учащихся.) 

Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший - я,

Какая же у нас семья? 

(Ответ: 6 человек - брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка). 

- Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Вопросы учащимся и родителям.

  1. Кто такие бабушка и дедушка? (Ответ: родители мамы или папы).
  2. Как зовут сестру мамы или папы?

(Ответ: тётя).

  1. А кто такой дядя?

(Ответ: брат мамы, папы или тёти).

  1. Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
  2. А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
  3. Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно учатся в одном классе?

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения.

Сколько         пословиц         народ         сложил         о         семье.  

Вопрос: Ребята, кто знает пословицы о семье и что они означают значение?

Рассказы учащихся. 

Расскажите, что означают следующие пословицы.

  1. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
  2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  6. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  7. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
  8. В хорошей семье хорошие дети растут.
  9. На что клад, коли в семье лад.
  10. В гостях хорошо, а дома лучше.
  11. В дружной семье и в холод тепло.
  12. В семье разлад, так и дому не рад.
  13. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  14. Когда семья вместе так и душа на месте.

Вопрос: Ребята, а кто знает «секреты семейного счастья»? Каковы условия семейного счастья?

Ответы учащихся. 

 (Еще несколько условий, если их не назвали).

  1. Сходство привычек и интересов.
  2. Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
  3. Равное выполнение всех семейных обязанностей.
  4. Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
  5. Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
  6. Принимать решения совместно.

Вопрос: Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

Ответы учащихся. 

  • В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
  • А знаете ли вы, что 8 июля- День Петра и Февронии. Праздник православный и народный. Считается, что супружеский союз Петра и Февронии был образцом христианского брака, поэтому православные в этот день поздравляли супругов, вспоминали семейные традиции.  

В 2008 году Россия решила объявить о новом празднике, так появился - День семьи, любви и верности. Символом праздника считается ромашка. 

  • Я предлагаю вам, на лепестках написать пожелание своей семье - самой лучшей семье на свете. Эти лепестки мы соединим ромашкой. (Дети пишут пожелания на лепестках и приклеивают на общий цветок).
  • Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно. Поддерживать хорошую, спокойную атмосферу. Нужно просто любить друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прощание с 1 классом". Классный час в кругу школьной семьи (дети, родители, учитель)

Данный классный час является "семейным" праздником, так как родители восхищаются знаниями и умениями, в том числе артистическими, своих детей; каждый ребенок принимает участие в подготовке к проведени...

Классный час по теме "Моя семья" 1 класс

Этот материал может быть использован для проведения классного часа в начале учебного года в 1 классе....

Классный час в классе «Моя семья – моя радость»

Вступление.Цели: - воспитывать бережное отношение друг к другу, к членам семьи;           - формировать у детей понимание сущности основных соци...

Классный час 1 класс Моя семья

Материал содержит план-конспект занятия в 1 классе по теме "Моя семья"....

Программа воспитательной работы в начальной школе классного руководителя (1 – 4 классы) «Наш класс – дружная семья»

Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа расс...

Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"

Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"...

Классный час «Зачем человеку нужна семья. История моей семьи»

Цель мероприятия:воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;сплочение классного коллек...