Материалы по ПДД.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Першина Ирина Анатольевна

Диагностические материалы для 1 класса. Календарно-тематическое планирование, при изучении которого применяются диагностические материалы (1-4).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_pdd.docx456.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4

        

Материал по ПДД

для учащихся 1-4 классов

Подготовила: Першина И.А.

учитель начальных классов

г. Чехов

2021 г.

                                                                     

Аннотация

 Диагностический материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 1- 4 классов предназначен для определения определение уровней сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у учащихся начальной школы. Данная разработка содержит тестовые задания, вопросы учителя, а также методические рекомендации для учителей начальных классов, в которых описываются особенности проведения, оценки, интерпритации и использования результатов для дальнейшей работы по формированию у учащихся начальной школы устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.


I.Введение

На улицах нашего города с каждым днем увеличивается количество автотранспорта. Все это неизбежно повышает интенсивность дорожного движения, что, в свою очередь, ведет, с одной стороны, к тому, что в процесс вовлекается масса начинающих водителей, не искушенных в вопросах предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а с другой стороны, к необходимости лучшего взаимодействия людей, принимающих участие в дорожном движении. Наряду с увеличением скорости сообщения, улучшением удобства для пассажиров все ощутимее проявляются негативные стороны автомобилизации: учащаются конфликтные ситуации на дорогах, загрязняется окружающая среда, автомобили заполняют узкие проезды, дворы жилых домов, нарастает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, дети становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий в г. Нижневартовске.

Ежегодно в образовательных организациях города разрабатываются программы по профилактике правил дорожного движения.  Однако обращает на себя внимание диагностический материал, отсутствие единых требований к разработке критерий оценивания уровней сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у учащихся начальной школы. Что и определило актуальность предлагаемых материалов.  Поэтому, предлагаемый диагностический материал решает проблему отсутствия инструментария оценивания уровней сформированностей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у учащихся начальной школы. Нами выработана новая система оценивания учащихся для преподавателей начальной школы.  Предлагаемые  методические материалы выполняет основную функцию — выявление объема и качества знаний разделов ПДД, касающихся обеспечения безопасности пешеходов, пассажиров, велосипедистов с учетом возрастных особенностей обучаемых (с 1 по 4 класс).  

Цель:

определение уровней сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у учащихся начальной школы

Задачи применения материалов:

  • представить  критерии и показатели,  по которым будет производиться оценка результатов;
  • определить уровни сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, качественную и  балльную оценку;
  • провести анализ полученных результатов;
  • выявить проблемы формирования умений по ПДД.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛОВ С КРАТКИМ ПОЯСНЕНИЕМ

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. 

Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности.

У младших школьников рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. 

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления смогут соблюдать правила дорожного движения.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот — приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

В образовательном процессе очень важным является поиск и выбор методик, способных обеспечить ребенку привычностьи естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Итоговые тесты дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших способов действий, как способность саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции, самостоятельной работы.

Кратко перечислим педагогические методы, используемые в процессе выполнения диагностических заданий:

– методы, повышающие познавательную активность младших

школьников;

– методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей;

– тесты;

– наблюдение;

-  метод поиска правильного решения.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Результатом сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Результатом сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах во 2-м классе является сформированность следующих умений:

  • учащиеся знают правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • учащиеся знают правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
  •  умеют переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • обращаются за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; знают правила при посадке и высадке из общественного транспорта;
  • умеют ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • умеют не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц; дисциплинированно ведут  себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Результатом сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в  3-м  и 4 –м классах является сформированность следующих умений:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
  • переходить железнодорожные пути;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

II. Основная часть

Диагностическое обследование необходимо в каждом классе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

Диагностический материал состоит из двух частей – самостоятельной работы дома и самостоятельной работы в школе. Самостоятельная работа дома включает следующие задания:

  • составление схемы безопасного маршрута движения от дома до школы с указанием потенциально опасных мест, участков дорог;
  • составление рассказов с использованием определенных слов;
  • ответов на вопросы учителя.

Для выполнения домашней работы обучаемому  дается 2 – недельный срок выполнения. О самостоятельной работе дома следует информировать родителей, рекомендуя им принять активное участие в выполнении задания.

Задания для самостоятельной работы в школе проводится не менее 2-х раз в год.

Перед выполнением самостоятельной работы в школе обучающийся обязательно сдает самостоятельную домашнюю работу. Количество и качество выполненых работ следует фиксировать в дневнике (протоколе).

Как показывают результаты опроса учителей начальных классов, самостоятельную работу в школе следует проводить во время внеурочной работы или на классном часе.

На первом этапе самостоятельной работы в школе, учитель предлагает выполнить задания в тестах по ПДД, ответить на вопросы, составить рассказ с использованием специальных слов ПДД. Например, тест для первого класса, на столах у каждого карточки с тестами. Перед выполнением теста 1 учитель инструктирует учащихся. Сам  текст теста читает учитель (таблица 1).

Таблица 1

Тест для проверки знаний по ПДД для учащихся 1 классов

Цель: определение уровней сформированности устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у учащихся 1 классов

Инструкция по применению:

Дорогие ребята! Все вы становитесь взрослыми, каждому из вас необходимо знать правила дорожного движения, уметь их применять. Сегодня мы предлагаем вам выполнить задания. Внимательно послушайте вопросы и обведите буквы правильного ответа

1.Кого называют пешеходом?

А) Человек, который идет по дороге пешком

Б) человек, который ходит по помещениям

2.Что такое транспорт?

А) Средства для перемещения людей, грузов.

Б) Игрушки для детских игр.

3.Для чего предназначен тротуар?

А) Тротуар – это дорожка для людей

Б) Тротуар – место для детских игр

4.Что такое перекресток?

А) Пересечение дорог

Б) Название магазина

5. Где надо переходить улицу?

А) Переходить улицу можно на светофоре

Б) Переходить улицу можно по «пешеходному переходу»

В) По всему участку дороги

7. Кому дает команды пешеходный светофор?

А) Для всех участников движения

Б) Для первоклассников

8. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

А) Красный

Б) Желтый

В) Зеленый

9.Зачем нужны дорожные знаки?

А) Для красоты и эстетики улиц

Б) Для знания и соблюдения правил дорожного движения

10.Где можно кататься на велосипеде?

А) На проезжей части улицы

Б) На специально отведенных местах

На втором этапе с помощью диагностического инструментария определяет уровни сформированности каждого учащегося и результаты фиксируе в протокол, дневник. В таблице 2 представлен диагностический инструментарий. Учитель суммирует баллы за тест.

Таблица 2

Диагностический инструметарий к тесту 1

Критерии

Показатели

Оценка

Я пешеход

1.1Умения переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов)

1.2 Умения применять правила поведения во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пр. ответы

а

а

а

а

а,б

б

а

в

б

б

баллы

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

На третьем этапе учитель анализирует результаты обследования, делает  подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также намечает конкретную работу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий. Характеристика уровней сформированности приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Характеристика уровней сформированностей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в 1 классе

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

11 баллов  – ребенок знает, как переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов), умеет применять правила поведения во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде  

8-10 баллов одно  из умений не сформировано, ребенок знает как переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов), или умеет применять правила поведения во дворах, жилых

  зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде

Менее 8 баллов

Основная часть умений не сформирована.

Вопросы учителя для 1 класса, возможно, проводить в форме викторины.

■ Что такое проезжая часть? Ответ: Это часть улицы, где едут машины.

■ Что такое пешеходный тротуар? Ответ: Это часть улицы, где ходят пешеходы.

■ Где идти, если нет тротуара? Ответ: По обочине.

■ Где можно перейти улицу? Ответ: По переходу.

■ На какой свет нужно переходить улицу? Ответ: На зеленый свет.

■ При каком свете двигаться нельзя? Ответ: При красном свете.

■ На какой свет могут двигаться машины? Ответ: На зеленый свет.

  Оценивание в бальной системе: 2б. – правильные ответы на все вопросы.1б. – ответы правильные, но есть недочеты. 0б. – ответы неправильные. Результаты заносятся в протокол.

Задания диагностического материала подобраны с учетом разделов и тем программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасного движения» для учащихся 1-4 классов в МБОУ «Гимназия №2». В таблице 4 представлены темы по классам и самостоятельная работа в школе и дома.

Таблица 4

Календарно-тематическое планирование программы, при изучении которого применяются диагностические материалы.

1 класс

Тема

Диагностический материал

Сроки проведения

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

 Самостоятельно дома: составление схемы безопасного маршрута движения от дома до школы с указанием потенциально опасных мест, участков дорог

сентябрь

Элементы улиц и дорог

составление рассказов с использованием определенных слов

октябрь

Движение пешеходов по улицам и дорогам

Тест

апрель

Учимся соблюдать ПДД.

Вопросы учителя

май

2 класс

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

Тест

сентябрь

Правила безопасного перехода улиц и дорог

Вопросы учителя

октябрь

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

Самостоятельно дома: составление схемы безопасного маршрута движения от дома до школы с указанием потенциально опасных мест, участков дорог

апрель

Защита проекта «Дружим с ПДД»

Проектная деятельность учащихся

май

Я пешеход, пассажир

Тест

май

3 класс

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта

Тест

сентябрь

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм

Вопросы учителя

октябрь

Выбор  наиболее безопасного маршрута к другу, в магазин, на спортивную площадку

Самостоятельно дома: составление схемы безопасного маршрута движения от дома до школы с указанием потенциально опасных мест, участков дорог

декабрь

Безопасность пешеходов

Тест

апрель

Проект «Дорожные приключения Бима и Бома»

Проектная деятельность учащихся

май

4 класс

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

Тест

сентябрь

Опасные места в жилой зоне

Составление безопасного маршрута

октябрь

Правила езды на велосипеде

Вопросы учителя

декабрь

Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте

Тест

апрель

Проект «Движение пешеходов»

Проектная работа учащихся, защита

май

III. Заключение

Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года. Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно – учебно – образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого учащегося. Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связывают с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы. Результаты диагностического обследования помогают при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании непосредственно-образовательной деятельности с детьми. Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим не менее 2- х раз и результаты фиксируем в протоколы. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно- транспортного травматизма. Представленная методическая разработка может быть использована в других образовательных организациях города.

IV. Список использованных источников

1.Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)

2. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

3. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

4.«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

5. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 2007.

6.Материалы газеты «Добрая дорога детства».

7.Правила дорожного движения. – М., НИП 2011.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. http://pustowalowa.ucoz.ru/blog/fgos_vneurochnaja_dejatelnost/2011-05-29-1 - педагогическая копилка
  2. http://ped-kopilka.ru/ - педагогическая копилка
  3. http://pedsovet.su/- педсовет
  4. http://lso-tools.ru/ - занятия для начальной школы


Тест для проверки знаний по ПДД для учащихся 1 классов

1.Кого называют пешеходом?

А) Человек, который идет по дороге пешком

Б) человек, который ходит по помещениям

2.Что такое транспорт?

А) Средства для перемещения людей, грузов.

Б) Игрушки для детских игр.

3.Для чего предназначен тротуар?

А) Тротуар – это дорожка для людей

Б) Тротуар – место для детских игр

4.Что такое перекресток?

А) Пересечение дорог

Б) Название магазина

5. Где надо переходить улицу?

А) Переходить улицу можно на светофоре

Б) Переходить улицу можно по «пешеходному переходу»

В) По всему участку дороги

7. Кому дает команды пешеходный светофор?

А) Для всех участников движения

Б) Для первоклассников

8. При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

А) Красный

Б) Желтый

В) Зеленый

9.Зачем нужны дорожные знаки?

А) Для красоты и эстетики улиц

Б) Для знания и соблюдения правил дорожного движения

10.Где можно кататься на велосипеде?

А) На проезжей части улицы

Б) На специально отведенных местах

Критерии

Показатели

Оценка

Я пешеход

1.1Умения переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов)

1.2 Умения применять правила поведения во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пр. ответы

а

а

а

а

а,б

б

а

в

б

б

баллы

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Характеристика уровней сформированностей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в 1 классе

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

11 баллов  – ребенок знает, как переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов), умеет применять правила поведения во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде  

8-10 баллов одно  из умений не сформировано, ребенок знает как переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов), или умеет применять правила поведения во дворах, жилых

  зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде

Менее 8 баллов

Основная часть умений не сформирована.

Вопросы учителя для 1 класса

Цель: выявить пробелы учащихся в знаниях правил дорожного движения

  1. Опишите (или нарисуйте) дорожные знаки, которыми обустраивают пешеходный переход, пешеходную дорожку.
  2. Какие правила поведения необходимо выполнять, находясь на тротуаре?
  3. Что означает желтый мигающий сигнал светофора (светофор работает в режиме длительного мигания желтым сигналом)?
  4. В чем отличие знака особых предписаний «Пешеходный переход» от предупреждающего знака «Пешеходный переход»?
  1. Разрешается ли переходить проезжую часть дороги при отсутствии обозначенных пешеходных переходов? При каких условиях?
  2. Обеспечивает ли зеленый сигнал светофора гарантию безопасного перехода? Почему?
  3. Есть ли разница в правилах перехода дорог с двусторонним движением, имеющих разную ширину проезжей части?
  4. Какой светофор называется пешеходным и какие сигналы подает?

Ответы

  1. Пешеходный переход предназначен для перехода проезжей части дороги, а пешеходная дорожка предназначена для движения пешеходов по тротуару.
  2. Пешеходный переход обустраивается дорожным знаком особых предписаний «Пешеходный переход», имеющим форму квадрата синего цвета, внутри которого треугольник белого цвета с изображением черного силуэта идущего по «зебре» человека.

Пешеходная дорожка обозначается предписывающим дорожным знаком «Пешеходная дорожка», имеющим форму круга голубого цвета с изображенным внутри его белым силуэтом идущего человека.

  1. На тротуаре пешеход должен двигаться, придерживаясь
    правой стороны, чтобы не создавать помех идущим навстречу

пешеходам. По этой же причине нельзя ходить группами, растягиваясь на всю ширину тротуара.

  1. Желтый длительно мигающий сигнал светофора указывает на то, что этот участок дороги стал нерегулируемым (т. е. светофор не работает).
  2. Знак особых предписаний «Пешеходный переход» указывает на то, что в данном месте имеется пешеходный переход, и устанавливается непосредственно в месте перехода, а предупреждающий знак «Пешеходный переход» говорит о приближении к пешеходному переходу и устанавливается в населенных пунктах за 50—100 м до пешеходного перехода, а вне населенных пунктов — за 150-300 м,
  3. Разрешается при следующих условиях:
  • в зоне видимости ни с левой, ни с правой стороны нет обозначенных пешеходных переходов и перекрестков;
  • отсутствуют разделительная полоса и ограждения;
  • дорога хорошо просматривается в обе стороны;
  • пешеход переходит дорогу под прямым углом к краю проезжей части.
  1. Зеленый сигнал светофора дает только право перехода, но никаких гарантий безопасности, потому что движение транспортных средств не прекращается для специальных машин («скорая помощь», пожарная машина, полиция) машин особой нормы (государственных служб), а также машин, водители которых не соблюдают ПДД.
  2. Есть. При переходе проезжей части дороги, имеющей по одной полосе для движения транспортных средств в разных направлениях, пешеход, не сходя с тротуара, обязан посмотреть налево и направо, убедиться в безопасности (нет машин, или они далеко с обеих сторон) и перейти проезжую часть, специально не останавливаясь на ее середине.

При переходе проезжей части дороги, имеющей более одной полосы для движения в одном направлении, пешеход обязан перед началом перехода посмотреть налево и направо (чтобы увидеть машину, идущую задним ходом), убедиться в своей безопасности, дойти до середины дороги, остановиться и посмотреть направо. Если расстояние до приближающихся машин безопасно, закончить переход.

9.        Светофоры служат для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.

Оценивание. За каждый полный ответ 2 балла

1 балл – если ответ неполный.

0 баллов – ответ отсутствует.

Подсчет баллов (баллы суммируются)

Высокий уровень  16-  18 баллов, ребенок может дать полный ответ, знает правила дорожного движения и умеет применять их на практике.

Средний уровень  15-17 балллов, знания ребенка на достаточном уровне, следует с такими детьми проводить дополнительную работу.

Низкий уровень менее 14 баллов, ребенок не усвоил правил дорожного движения, с такими детьми следует проводить дополнительную работу по формированию умений безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Тест.

А.Как должен поступить пешеход в этой ситуации?

1. Пройти перед автомобилем, убедившись, что он остановился и уступает Вам дорогу.

2. Пройти первым.

3. Уступить автомобилю.  

Б.Как перейти проезжую часть дороги, если рядом нет пешеходного перехода?

1. Пропустить транспорт, движущийся слева, дойти до середины; затем закончить переход, при отсутствии транспорта справа.

2. Переход запрещен, нужно дойти до ближайшего пешеходного перехода;

3. Переходить можно только при отсутствии транспорта или достаточного удаления его от места перехода.

В. Что обозначает этот знак?

1. Велосипедная дорожка;

2. Езда на велосипеде запрещена;

3. Стоянка для велосипедов.

Г.Что обозначает этот знак?

1. Надземный переход;

2. Подземный переход;

3. Движение пешеходов запрещено.

Д.Что обозначает данный знак?

1. Стоянка автотранспорта;

2. Место стоянки легковых такси;

3. Место остановки трамвая;

4. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.

Е.Выбери один из знаков, который подходит к картинке.

Ж. Как вести себя при переходе проезжей части в ненастную погоду?

1. Воздержаться от перехода до окончания дождя или снегопада;

2. Дождаться зеленого сигнала светофора и, не обращая внимание на погоду, перейти проезжую часть;

3. Быть особенно внимательным, при переходе на зеленый сигнал светофора , если на улице сыро или скользко, машина не может резко остановиться, даже если водитель сразу нажмет на тормоз.

З.Что обозначает данный знак?

1. Движение велосипедов запрещено;

2. Велосипедная дорожка.

И.Что обозначает данный знак?

1. Пешеходный переход.

2. Пешеходная дорожка;

 Ключ к тесту

А.

1

1б.

Б.

2

В.

2

Г.

1

Д.

3

Е.

1

Ж.

3

З.

2

И.

2

Подситываем баллы, баллы суммируются

Высокий уровень-  9 баллов – ребенок самостоятельно умеет осуществлять  действия по правилам ПДД. Умеет самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке и не создавать помех движению транспорта.

Средний уровень – 6 -8 баллов – (один или два показателя отсутствует) Учащийся осознано  приступает к выполнению заданий по ПДД, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Низкий уровень – 0-5 баллов. Отсутствуют навыки безопасного поведения на улицах и на дорогах, или учащийся не может выполнять задания, может выполнять лишь отдельные умения

Вопросы для учащихся начальных классов

  1. Какая разница между пешеходным переходом и пешеходной дорожкой?
  2. Что означает желтый длительно мигающий сигнал светофора (светофор работает в режиме мигания желтым сигналом)?
  3. Какая разница между знаком особых предписаний «пешеходный переход» и предупреждающим знаком «пешеходный переход»?
  4. Разрешается ли переходить проезжую часть дороги при отсутствии обозначенных пешеходный переходов? Если можно, то при каких условиях?
  5. Есть ли разница в правилах перехода дорог с двусторонним движением, имеющих разную ширину проезжей части?
  1. Каким сигналам светофора должен подчиняться пешеход, если на перекрестке установлен светофор с дополнительными секциями?
  2. Как обойти стоящий на остановке маршрутного транспортного средства автобус, троллейбус, трамвай? Объясните свой ответ.
  3. Какие условия, обеспечивающие безопасность, необходимо выполнять при переходе проезжей части дорог с односторонним и двусторонним движением транспорта?
  4. Как называется участник дорожного движения, находящийся на велосипеде?

  1. Почему опасно отвлекаться (играть) в зоне остановок маршрутных транспортных средств?
  2. Чем опасен стоящий транспорт (для пешехода)?
  3. Желтый сигнал светофора разрешает или запрещает движение?
  4. Почему опасно входить в переполненный пассажирами транспорт?
  5. Что запрещено пассажиру?
  6. Назовите места (участки) на проезжей части дороги, находясь на которых пассажир гарантированно находится в безопасности.

Ответы

  1. Пешеходный переход предназначен для перехода проезжей части дороги, а пешеходная дорожка предназначена для движения пешеходов по тротуару.
  2. Желтый длительно мигающий сигнал светофора указывает на то, что этот участок дороги стал нерегулируемым (т. е. светофор не работает).
  3. Знак особых предписаний «Пешеходный переход» указывает на то, что в данном месте имеется пешеходный переход, и устанавливается непосредственно в месте перехода, а предупреждающий знак «Пешеходный переход» говорит о приближении-к пешеходному переходу и устанавливается в населенных пунктах за 50—100 м до пешеходного перехода, а вне населенных пунктов — за 150-300 м.
  4. Разрешается при следующих условиях:
  • в зоне видимости ни с левой, ни с правой стороны нет обозначенных пешеходных переходов и перекрестков;
  • отсутствуют разделительная полоса и ограждения;
  • дорога хорошо просматривается в обе стороны;
  • пешеход переходит дорогу под прямым углом к краю проезжей части.

5.        Есть. При переходе проезжей части дороги, имеющей по одной полосе для движения транспортных средств в разных направ
лениях, пешеход, не сходя с тротуара, обязан посмотреть налево
и направо, убедиться в безопасности (нет машин, или они далеко
с обеих сторон) и перейти проезжую часть, специально не оста
навливаясь на ее середине.

При переходе проезжей части дороги, имеющей более одной полосы для движения в одном направлении, пешеход обязан перед началом перехода посмотреть налево и направо (чтобы увидеть машину, идущую задним ходом), убедиться в своей безопасности, дойти до середины дороги, остановиться и посмотреть направо. Если расстояние до приближающихся машин безопасно, закончить переход.

  1. Если на перекрестке установлен светофор с дополнительными секциями (сигналы в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала), пешеход руководствуется сигналами основного (трехсекционного) светофора, так как дополнительные секции предназначены для регулирования движения транспортных средств.

обходе стоящего автобуса, троллейбуса (или другого транспорта) сзади из-за габаритов транспорта пешеход не видит движущийся транспорт противоположного направления, а при обходе его спереди по аналогичной причине пешеход не видит движущийся транспорт попутного направления.

При выходе из трамвая его обходят спереди, обеспечивая обзор для того, чтобы видеть встречный трамвай.

8.        При переходе проезжей части дороги с односторонним дви
жением транспорта необходимо в начале перехода посмотреть
в сторону, откуда едет транспорт.

При переходе проезжей части дороги с двусторонним движением машин необходимо учитывать ширину проезжей части:

  • при переходе дороги, имеющей две полосы для движения транспорта в разных направлениях (узкая проезжая часть), пешеход, находясь на тротуаре, должен перед началом перехода посмотреть и налево, и направо и определить условия безопасного перехода на всем его маршруте (хороший обзор, возможность определить безопасное расстояние до приближающихся машин) от его начала и до завершения, специально не останавливаясь на середине дороги;
  • при переходе дороги, имеющей по две и более полосы для движения транспорта в одном направлении (широкая проезжая часть), пешеход перед началом перехода должен посмотреть налево, затем направо, чтобы убедиться в отсутствии машин, движущихся задним ходом. Убедившись в безопасности перехода (соблюдены условия безопасного перехода: хороший обзор, позволяющий увидеть и рассчитать безопасное расстояние до приближающихся машин), пешеход начинает движение. Дойдя до середины проезжей части, останавливается и, посмотрев направо и убедившись в безопасности дальнейшего перехода, завершает его.

9.        Лицо, управляющее велосипедом, называется водителем,
а лицо, находящееся на велосипеде и не управляющее им, назы
вается пассажиром.

  1. Остановки маршрутных транспортных средств расположены в непосредственной близости к проезжей части дороги, поэтому подвижные игры, организованные на этих остановках, могут спровоцировать падение или какие-либо движения в сторону проезжей части, где сплошным потоком движется транспорт, это может привести к трагическим последствиям.

Стоящий транспорт ограничивает или закрывает обзор проезжей части дороги, что мешает пешеходу выполнить условия, обеспечивающие безопасность перехода проезжей части, т. е увидеть источник опасности (движущиеся машины) и рассчитать безопасное расстояние до них. Стоящий транспорт представляет опасность не только для пешехода, но и для водителя движущегося транспортного средства: водитель не имеет возможности вовремя увидеть пешехода, в связи с чем увеличивается время реакции на сложившуюся ситуацию, что, естественно, влияет на остановочный путь.

  1. Желтый сигнал светофора запрещает начинать переход проезжей части дороги. На желтый сигнал светофора заканчивают переход, если пешеход не успел вовремя работы зеленого сигнала светофора перейти дорогу и переключение светофора на желтый сигнал застало его в пути по пешеходному переходу.
  2. В переполненный общественный транспорт опасно входить из-за возможности выпасть из него в случае естественного движения в салоне из-за размещения пассажиров, также велика вероятность того, что пассажир не сумеет крепко взяться за поручень и при малейшем движении пассажиров, его рука может соскользнуть и пассажир, не успев войти в салон, упадет со ступеньки.
  3. Пассажиру запрещено:
  • во время движения отвлекать водителя от управления транспортным средством, так как это мешает полноценному восприятию водителем дорожной обстановки, правильному и своевременному анализу возникающих ситуаций и принятию решений, необходимых для обеспечения безопасности движения;
  • при поездке на грузовом автомобиле ехать стоя, сидеть на бортах или на грузе, расположенном выше бортов. Несоблюдение этих условий может привести к падению пассажиров на проезжую часть дороги;
  • открывать двери во время движения транспортных средств.

15.        На проезжей части дороги нет мест или каких-либо участ
ков, гарантирующих пешеходу безопасность. Безопасность на до
роге обеспечивает сам пешеход, умеющий предвидеть и предот
вратить опасность.

Оценивание. За каждый полный ответ 2 балла

1 балл – если ответ неполный.

0 баллов – ответ отсутствует.

Подсчет баллов (баллы суммируются)

Высокий уровень 25- 30 баллов, ребенок может дать полный ответ, знает правила дорожного движения и умеет применять их на практике.

Средний уровень 18-24 балллов, знания ребенка на достаточном уровне, следует с такими детьми проводить дополнительную работу.

Низкий уровень менее 17 баллов, ребенок не усвоил правил дорожного движения, с такими детьми следует проводить дополнительную работу по формированию умений безопасного поведения на дорогах и улицах города.

ТЕСТ.

 

1.Где разрешается кататься на санках и лыжах?

  1. По дороге, предназначенной для пешеходов.

2. По правой стороне проезжей части.

3. В специально отведенных местах для массового отдыха, где нет опасности выезда на проезжую часть.

2.Как должен поступить пешеход, стоящий у края проезжей части, при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом?

1.Как можно скорее перейти проезжую часть.

2. Воздержаться от перехода проезжей части.

3.Как должны двигаться лица, ведущие мотоцикл, мопед или велосипед, за пределами населенного пункта?

1.По краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

2.По краю проезжей части по ходу движения транспортных средств.

3.По тротуару.  

4.По тротуару или велосипедной дорожке.

4.Когда водитель должен уступить дорогу пешеходам?

1.При выезде на дорогу из дворов.

2.При съезде с дороги во двор.

3.При выезде на дорогу с автозаправочных станций

4.Во всех перечисленных случаях.

5.Разрешается ли движение пешеходов по дороге, обозначенной знаком «Автомагистраль»?

1. Запрещается.  2. Разрешается идти только вне населенных пунктов навстречу движению транспортных средств.  3. Разрешается идти вне населенных пунктов по ходу движения транспортных средств.

6.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

1.Всегда, если это безопасно.

2.Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода, и дорога хорошо просматривается в обе стороны.

3.В произвольном месте переходить дорогу нельзя.

7.Где следует переходить дорогу, если обозначенного пешеходного перехода нет?

1. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.

2. В любом месте, если поблизости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны.

3. Во всех перечисленных случаях.

8.Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода, если она просматривается только в одном направлении?

1. Можно.

2. Нельзя

 9.В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?

1. На крутых поворотах.

2. В местах, где дорога идет на подъем.

3. Около туннелей и мостов.

4.Во всех перечисленных случаях.

10.Разрешается ли переходить дорогу с разделительной полосой вне пешеходного перехода?

1. Разрешается.

2. Не разрешается.

11.Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?

1. Левой.

2. Правой.

3. Безразлично

12.Разрешено ли переходить дорогу в местах, где есть пешеходные ограждения?

1. Разрешено, если нет движущихся транспортных средств.

2. Запрещено.

13.Какие меры предосторожности должен принять пешеход, начиная переход дороги между стоящими автомобилями?

1. Убедиться, что нет приближающихся слева и справа транспортных средств.

2. Переходить дорогу медленно.

3. Переходить дорогу быстрее.

14. Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на желтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?

1. Продолжить переход.

2. Вернуться обратно на тротуар.

3. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала.

15. Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?

1. Переходить под прямым углом к тротуару и не останавливаться без необходимости.

2. Как можно быстрее перебежать дорогу.

3. Не грызть на ходу семечки.

16. Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном — красный сигнал?

1. Не имеет права.

2. Имеет право.

3. Имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.

17.В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?

 1. На участках, где дорога хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом к краю проезжей части.

2. На перекрестках по линии тротуаров или обочин.

3. Во всех перечисленных местах.

18. Разрешается ли переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход?

1. Запрещается.

2. Разрешается.

Ключ к тесту

1.

3

2

2

3

2

4

4

5

1

6

3

7

2

8

2

9

4

10

2

11

3

12

2

13

2

14

3

15

1

16

2

17

1

18

1

Всего 18 баллов

Высокий уровень - 10 баллов для 3 класса, 18 баллов для 4 класса

Ребенок самостоятельно ориентируется в дорожной ситуации, осознанно оценивает опасные и безопасные действия, анализирует ситуацию на дорогах, пользуясь правилами ПДД, умеет переходить регулируемые  и нерегулируемые участки дороги.

Средний уровень - один или три показателя отсутствует.  Учащийся осознано  приступает к выполнению заданий по ПДД, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Низкий уровень - Менее 15 баллов в 4 классе, менее 6 баллов в 3 классе. Отсутствуют навыки безопасного поведения на улицах и на дорогах, или учащийся не может выполнять задания, может выполнять лишь отдельные умения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительских собраний

Разработка родительского собрания на тему "ИКТ в школе". Включает тестирование, рекомендации и презентацию....

Материалы школьного ПМПк

Вся документация школьного ПМПк - от функциональных обязанностей до аналитического отчёта....

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

Формирование способности воображения на материале ситуации парадокса, материале пословиц, русских народных сказок»

В начальной школе именно воображение становится той базой, на основе которой в начальном школьном возрасте возможно развитие теоретического мышления. Развитие воображения, как и любой друго...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Материалы для аттестации. Индивидуальный образовательный маршрут, другие материалы

Исходя из анализа собственной деятельности мною разработан «Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя»,позволяющий в системе   план...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...