Рабочая программа группы продленного дня для 2 класса
методическая разработка (2 класс)

 Андреева Вероника Владимировна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gpd_2_klassy.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением

немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга

РЕКОМЕНДОВАНО                                                       УТВЕРЖДЕНО                                        Педагогическим советом                                                 приказом № 289 от 19.05.2022

ГБОУ СОШ №72                                                              Директор ГБОУ СОШ №72

Протокол № 8 от 17.05.2022                                                   _______________ И.В.Стрешинская

        

Основная образовательная программа

основного общего образования

Рабочая программа

группы продленного дня

для 2 класса

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

Андреева В.В.

Волчкова Н.В.

Петрова О.В.

Воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2022 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование универсальных учебных действий. Нормативной базой для разработки программы по организации деятельности младших школьников во второй половине дня являются следующие законодательные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 № 15785); Санитарных правил СП 2.4.3648- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ; Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;1432031/2021-13835

Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы», утверждена распоряжением Комитета по образованию от 16.01.2020 № 105-р «Об утверждении Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» -

Воспитание школьников является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Стремительное развитие научно-технического прогресса и смена социально-экономических условий жизни требует от образовательных учреждений создания условий для достижения учащимися ключевых компетентностей, в основе которых лежит готовность человека к деятельности, формирования личности, адаптированной к социуму.  

В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика, стимулирования его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности через воспитательную среду школы является одной из главных задач группы продленного дня.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:

  •  Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
  •  Развивать познавательные процессы и интересы личности;
  •  Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
  •  Развивать коммуникативные отношения ребенка;
  •  Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
  •  Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
  •  Формировать полезные привычки;
  •  Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
  •  Воспитывать чувство коллективизма;

Методологической основой программы являются принципы и подходы личностно-ориентированной педагогики и системно-деятельностного подхода к организации воспитательного процесса в школе.

В основу программы легли следующие принципы:

  • принцип деятельностного и творческого подхода
  • принцип сотрудничества
  • принцип открытости
  • принцип системности
  • принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика
  • принцип учета возрастных особенностей
  • принцип взаимоуважения

Концептуальными положениями программы являются:

Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;

Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально-ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);

Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.

 Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

Возраст обучающихся:  9-11 лет

Форма организации учебно-воспитательного процесса: занятие-игра.

Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры-путешествия.

Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.  А самые радостные моменты в жизни младшего школьника являются различные виды игр (игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники и т.д.).

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами программы являются:

  • Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
  • Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, желания заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
  • Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.

Метапредметными результатами являются:

  • Применение изученных способов работы с дополнительной литературой.
  • Умение действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
  • Способность участвовать в решении проблемных вопросов.
  • Аргументация своей позиции в коммуникации, умение учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Участвовать в диалоге.
  • Контроль своей деятельности (умение находить и исправлять ошибки).
  • Умение оценивать процесс поиска решения задачи.
  • Умение осуществлять групповую / парную работу.

Режим работы группы продлённого дня

13.00 -13.15 - сбор детей в группу, динамическая пауза.

13.15 -14.00 – обед

14.00 -15.30 – прогулка, подвижные игры

13.30 -14.05 - внеурочная деятельность, тематические занятия

14.05 -15.30 –самоподготовка

15.30 -15-50 - полдник

16.05 -16.45 – воспитательные мероприятия / клубный час

16.45 -17.15 –занятия по интересам

17.15 -18.20 –прогулка, игры, уход детей домой

Общие цели и задачи режимных моментов в ГПД

Задачи воспитательной работы в группе продлённого дня направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности младших школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.

1. Приём в группу.

Цель: сообщение распорядка дня, выявление причины опоздания.

2. Беседа.

Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения.

3. Обед / Полдник

Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены.

4.  Прогулка, экскурсия.

Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие уважительного отношения к труду, к природе.

5. Самоподготовка.

Цель: развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний; воспитание чувства взаимопомощи, товарищества.

Физкультминутки - поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда, выполнение двигательной активности.

6.  Подвижные игры.

Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности.

8. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники.

Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов и способностей детей, воспитание организованности, коллективизма, дружеских отношений, чувства прекрасного, расширение кругозора учащихся.

Гигиенические требования к организации работы ГПД

1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.

2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.

3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.

4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.

5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.

6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием.

Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе.

Режим может меняться с учетом особенностей той или иной ситуации жизнедеятельности школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

-  Помещение должно быть проветриваемым.

-   Должны проводиться минутки гигиены перед обедом (приемом пищи), после игр.

-   У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.

-   Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов.

-   Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут.

-   Приготовление домашнего задания.

-   Перерывы между подготовкой домашних заданий по разным предметам должны составлять 10–15 минут.

-   В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.

Ежедневно:

- контроль за посещаемостью;

- контроль за поведением;

- контроль за самоподготовкой;

- контроль за питанием;

- контроль за двигательной активностью;

- проведение занятия в рамках клубного часа;

- наблюдение за взаимоотношениями детей;

- контроль за порядком в учебной аудитории.

Еженедельно:

- проверка дневников;

- индивидуальные беседы с учащимися.

Ежемесячно:

- подведение итогов за месяц.

Направления:

  • Я и мир знаний (загадки, викторины, ребусы, кроссворды, шарады, по страницам любимых произведений)
  • Я – петербуржец (из истории и современной жизни страны, области, города)
  • Я и мой мир (Беседы на нравственные темы, чтение, прослушивание аудиозаписей / видео, решение проблемных ситуаций, игры на общение / взаимодействие).
  • Здоровье (Природа. Экология. Спорт. Беседа по темам, экскурсии, праздники; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек)
  • Фантазируй и твори (Творческие мастерские, праздники и мероприятия, направленные на раскрытие творческого потенциала воспитанников)

Календарно-тематическое планирование группы продленного дня                               на 2022-2023 учебный год

2 класс

Тема занятия

1

Беседа «Дисциплина в школе»

2

«Почему идет дождь?»

3

«Нарисуем лето»

4

«Веселые старты». Игры на свежем воздухе.

5

Стихи о школе.

6

«Часто ли я говорю вежливые слова?»

7

«Разгадываем ребусы»

8

Граттаж «Волшебные цветы»

9

Всемирный день журавля

10

Рассказы М.Зощенко для детей.

11

«Передай добро по кругу»

12

Дети-изобретатели

13

Волшебное тесто «Ветка рябины на снегу»

14

Беседа «Почему так важны положительные эмоции?»

15

Фольклорный праздник

16

«Мои обязанности в семье»

17

Интеллектуальная игра «Хочу все знать»

18

Рисуем «Зимний лес»

19

«Где найти витамины осенью?»

20

Беседа о происхождении имен: «Как меня зовут?»

21

Познавательное занятие «Мы-разные»

22

Игра «Времена года»

23

Выставка рисунков «Родная школа в лицах»

24

Беседа «Зачем закаляться?»

25

День учителя

26

Познавательное занятие «Моя дружная семья»

27

« Кто изобрел радио?»

28

Игра «Невероятные ситуации»

29

Поговорим о здоровье.

30

Всемирный день почты.

31

Круглый стол «Мои школьные друзья»

32

Игра-путешествие «Части света и материки»

33

« Дорисуй половинки»

34

«Влияние солнечных лучей на организм человека»

35

Учимся писать отзыв о книге.

36

Беседа «Кто такой жестокий человек?»

37

«Математика-царица наук»

38

«Открытка-сюрприз»

39

« Сильнее!Выше!Быстрее!»

40

Коллективное сочинение сказочной истории.

41

Познавательная беседа «Великие люди страны»

42

Цветы из пластиковых стаканчиков.

43

«Народные игры»

44

Пословицы и поговорки об осени.

45

Беседа «Можно ли обижать слабых?»

46

Синичкин день

47

Аппликация из пластилина «Сказочные домики»

48

«Правила поведения на нерегулируемом пешеходном переходе»

49

Рассказы А.П. Чехова

50

«Кто такие леди и джентельмены?»

51

Обучение составлению кроссвордов

52

Аппликация из цветных салфеток

53

«Не вся еда полезна»

54

КВН «Супер-школьница»

55

«Человек-часть природы»

56

Удивительные факты о животных

57

Рисуем осень

58

Игры с мячом

59

В.Драгунский «Тайное становится явным»

60

Культура общения с природой.

61

«Занимательная химия». Опыты.

62

Обьемная аппликация «Сова»

63

Спортивный праздник

64

«В гости к Тому Сойеру»

65

Беседа «Как относиться к подаркам?»

66

«Мы-дети Галактики»

67

Конкурс рисунков «Зима»

68

«Для всех без исключения есть правила движения»

69

День Наума Грамотника

70

Памятники нашего любимого города

71

«Занимательная физика»

72

«Веселая пантомима»

73

Спортивные состязания

74

Беседа о книге и библиотеке

75

«Культура спора, умеем ли мы общаться?»

76

Составление кроссвордов

77

Игра-конкурс «Веселые повара»

78

Снежные забавы

79

«Зимний бал»

80

«Семейные ценности»

81

Разгадывание головоломок

82

«Правила поведения в лесу»

83

Народные игры на свежем воздухе

84

Конкурс чтецов

85

«Этикет и хорошие манеры»

86

«Разнообразие веществ в окружающем мире»

87

День пингвинов

88

«Разноцветные мячи» Спортивные соревнования

89

«Зачем нужны книги?»

90

Беседа «Мои друзья»

91

«Гейзеры и вулканы»

92

Музеи Санкт-Петербурга

93

Повторяем правила дорожного движения

94

Инсценирование басней И.А.Крылова

95

«Мы-разные» Познавательное занятие

96

«День сурка»

97

«Школьные шаржи»

98

Всемирный день борьбы против рака

99

Зимняя проза и поэзия

100

«Моя дружная семья»

101

«Великие изобретатели»

102

Игры на развитие фантазии

103

«Всемирный день больного»

104

«Фразеологизмы, что это такое?»

105

Круглый стол «Школьные друзья»

106

Игра-путешествие «Части света и материки»

107

Открытки - валентинки

108

«Солнце и человек»

109

Пишем отзыв о книге

110

«Если армия сильна, непобедима и страна»

111

«Погодные явления»

112

Открытка для друга

113

Спортокиада

114

«Человек-часть природы»

115

Удивительные факты о животных

116

Цветы для мамы. Оригами

117

Всемирный день чтение вслух

118

«Правила поведения в театре»

119

Игры на развитие логического мышления

120

Пластилиновая аппликация

121

Творчество Е.Чарушина

122

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

123

«День весеннего равноденствия»

124

Аппликация «Дерево»

125

Беседа «Правильная еда»

126

Занятие-игра «Сказка по цепочке»

127

Викторина «Наши пернатые друзья»

128

«Занимательные шарады»

129

Оригами «Лягушка»

130

Всемирный день здоровья. Спортивный праздник

131

Творчество Н.Носова

132

«Правила поведения в общественном транспорте»

133

«Мы-дети Галактики»

134

«Человек и космос» Конкурс рисунков

135

Правила поведения на дороге

136

Создание сказки по пословице.

137

Международный день памятников.

138

«Невероятные опыты»

139

«Веселая пантомима»

140

Спортивные игры на свежем воздухе

141

Экскурсия в библиотеку

142

«Правила общения со взрослыми людьми»

143

«Логические задачки»

144

«Конкурс мастеров на все руки»

145

Подвижные игры

146

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик»

147

Викторина «Наш прекрасный город»

148

Математические шарады

149

День подснежника

150

«Моря и океаны» Познавательное занятие

151

Изготовление открыток для ветеранов

152

Игры на свежем воздухе

153

Разгадывание головоломок

154

Лепим зверей.

155

Спортивные игры с мячом на свежем воздухе

156

Читательская конференция «Произведения о войне»

157

Беседа « Мое отечество»

158

«Разнообразие природы в окружающем мире»

159

Международный день музеев

160

Повторяем правила дорожного движения

161

Резервное занятие

162

Резервное занятие

163

Резервное занятие

164

Резервное занятие

165

Резервное занятие

166

Резервное занятие

167

Резервное занятие

168

Резервное занятие

169

Резервное занятие

170

Резервное занятие

Обязанности воспитателя ГПД

Воспитатель должен:

1.Проверить посещение учащихся по журналу ГПД.

2. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

3. Узнать об особенностях домашнего задания.

4. В случае необходимости посещать уроки учителей.

5. При необходимости внести коррективы в план на день.

В начале работы в группе предусмотрены следующие обязанности:

1. Знакомство с просьбами детей и родителей.

2. Приемка помещения группы.

3. Проверка состояния уголков ГПД.

4. Сообщения детям плана на день.

5. Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками об успехах в учебе.

При организации питания воспитателю необходимо:

1.Организовать дежурство в столовой.

2.Проверить чистоту рук.

3.Провести двухминутную этическую беседу.

4.Следить за поведением детей в столовой.

5.Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:

1. Организовать уборку и проветривание помещения.

2. Проследить за одеванием детей и их одеждой.

3. Сообщить план отдыха.

4. Дать задание и распределить обязанности.

5. Вести наблюдение за самочувствием детей.

6. Проводить индивидуальные и групповые беседы.

7. Подвести итог отдыха.

8. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:

1. Организовать предварительную подготовку мероприятия.

2. Сообщить план работы.

3. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность.

4. Подвести итог занятия

При подготовке к выполнению домашних заданий воспитатель должен:

1. Организовать проветривание помещения или влажную уборку.

2. Обеспечить группу наглядными пособиями, сигнальными карточками, папкой «Учись учиться».

3. Проследить за готовностью рабочих мест и размещением детей.

Во время самоподготовки необходимо:

1. Провести инструктаж.

2. Определить время работы на каждый предмет.

3. Выбрать консультантов (группа доверия).

4. Проверить записи в дневниках.

5. Организовать самостоятельную работу учащихся.

6. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь.

7. Проверка выполнения домашнего задания учащимися.

8. Подвести итог самоподготовки.

9. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо:

1. Назначить дежурных на следующий день.

2. Проследить за уборкой класса.

3. Привести в порядок игровой уголок.

4. Повести беседу с родителями.

5. Подвести итог работы.

Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей воспитатель как педагог имеет и другие – эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее.  К ним нужно отнести обязанности по планированию: 

1. Составление годового календарно-тематического плана.

2. Подготовка расписания общеразвивающих занятий.

3. Подготовка рабочих планов, разработок мероприятий.

Как работник школы воспитатель обязан:

1. Представлять отчеты администрации.

2. Выступать на родительских собраниях, педсоветах, МО.

3. Подавать единовременную информацию.

Воспитатель должен заниматься самообразованием:

1. Постоянно работать над темой по самообразованию.

2. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии.

3. Работать над расширением общеобразовательного кругозора.

4. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы.

5. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией.

6. Периодически проходить курсовую подготовку.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ НА ВОЗДУХЕ

Основные цели:

Оздоровительные: обеспечить активный отдых школьников, снять утомление детей, способствовать укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.

Обучающие: учить ориентироваться на местности; познакомить с разными видами и темпами ходьбы и бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.

Развивающие: развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость; лидерские качества; творческий подход к выполнению заданий.

1. Все занятия носят коллективный характер.

2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.

3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.

4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.

5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.

6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.

7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.

8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.

9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.

10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.

ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.

При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:

1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за

• сезонными изменениями в природе;

• особенностями растительного мира;

• жизнью домашних и диких животных;

• трудом и отдыхом людей.

2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель

• поздравить товарищей или взрослых с праздником;

• пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

• известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;

• оказать шефскую помощь.

3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА,    направленная   на   решение   какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

• расстояние;

• величину предмета;

• высоту предмета;

• его цвет;

• крутизну склона;

• направление и скорость ветра.

4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

• лекарственные травы;

• сеянцы;

• семена деревьев;

• природный материал для гербария, коллекции и т.д.

5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на:

• скорость;

• выносливость;

• дисциплину;

• внимание;

• ориентирование на местности.

6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

• сделать зарисовку;

• изготовить поделку из природного материала;

• сплести венок, корзину;

• составить букет из листьев, цветов, веток;

• придумать сказку, стихотворение, рассказ.

7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

• местные достопримечательности;

• различные предметы и объекты;

• редкие цветы, деревья, кустарники;

• разнообразные свойства, признаки предмета.

8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ,  предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

• по правилам дорожного движения;

• по технике безопасности;

• по трудовым навыкам;

• по ориентированию;

• по культуре поведения.

9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

• играми;

• спортивными занятиями;

• трудом;

• экскурсионной работой.

10. ТВОРЧЕСКАЯ  ПРОГУЛКА.  Цель:  вызвать  эмоциональный  подъём  и  организовать  творческую  деятельность.  Во  время  такой  прогулки  дети  могут  делать  зарисовки,  мастерить  поделки.  По  итогам  такой  прогулки  можно  организовать  выставку  работ  или  праздник  творчества.

11. РАЗВЛЕЧЕНИЯ  НА  ВОЗДУХЕ.  Цель  прогулки:  организовать  массовые  подвижные  игры,  весёлые  состязания,  ритмические  музыкальные  игры,  хороводы,  показ  фокусов  под  навесом  во  время  дождя.

12. ПРОГУЛКА- ЭКСКУРСИЯ.  Цель:  познакомить  с  историей  своего  края.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки.  Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ

Организационный момент.  Одевание детей, инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о  распределении  конкретных  поручений.  Беседа-инструктаж проводится во дворе  школы  на  постоянном  месте  сбора  группы.

Движение  по  намеченному  маршруту  и  выполнение  намеченных  заданий,  организованное  наблюдение,  беседа  воспитателя  по  теме  прогулки,  самостоятельная  деятельность  школьников.

Краткое  подведение  итогов  прогулки  на  постоянном  месте  сбора  группы.

Возвращение  в  школу.  Переодевание  детей,  гигиенические  процедуры.

САМОПОДГОТОВКА

Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.  

Рекомендации по организации и методике подготовки

домашних заданий

Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование.

          На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий — это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях.    

Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.

Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:

•     формирование познавательной учебной деятельности детей;

•     обучение навыкам самостоятельной работы;

•     привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;

•     обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.

Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.

Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.

Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке

1.  Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2.  Регулярное  перемещение учащихся  из  менее  освещенной части класса в более освещенную — раз в полугодие.

3.  Недопустимость   затемнения   окон   шторами,   цветами   и   близко растущими деревьями.

4.  Поддержание нормального температурного режима.

5.  Регулярное проветривание классной комнаты.

6.  Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

7.  Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

8. Соблюдение школьниками личной гигиены.

9. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы.

11. Устранение шумовых раздражителей.

12. Учащихся    не    следует    нагружать    дополнительным    учебным материалом.

13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.

САМОПОДГОТОВКА

Организационный момент

  • Организация рабочего места.
  • Настрой детей.
  • Постановка цели и мотивация работы.
  • Определение времени на каждый предмет.

Инструктаж

  • Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).
  • Работа с памятками.
  • Определение плана выполнения работ по предмету.

Самостоятельная работа

  • Использование сигнальных карточек.
  • Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
  • Контроль со стороны воспитателя.
  • Индивидуальная работа с учащимися.

Самопроверка, взаимопроверка

  • Использование памяток.
  • Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
  • Повторение правила.
  • Исправление недочётов, ошибок в работе.
  • Подключение к работе консультантов.

Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).

Подведение итогов самоподготовки

  • Общая оценка работы группы.
  • Проведение рефлексии.
  • Организация выставки работ.
  • Похвала, поддержка слабого ученика.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ

1.Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понятно, прочти 2 или 3 раза.

2.Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.

3.При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.

4.При чтении учебника пользуйся иллюстрациями (географическими картами).

Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ

1.Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.

2.Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.

3.Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.

4.Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.

ПАМЯТКА ДЕТЯМ

1. Найди в учебнике нужную страницу.

2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.

3. Повтори правило, приведи свои примеры.

4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.

5. Посмотри упражнение, заданное на дом.

6. Устно выполни его.

7.Запиши число, слова «Домашняя работа».

8. Пропиши образцы. Старайся!

9.  Выполни упражнение.

10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет?

11. Выполни задания.

12. Повтори правило.

14. Теперь ты готов! Умница!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы продленного дня 5 класса

Рабочая программа группы продленного дня 5 класса....

Рабочая программа группы продленного дня. 1 класс.

Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, концепцию воспитательной системы, цель и задачи воспитательной работы и тематическое планирование для 1 класса....

Рабочая программа группы продленного дня 3 класс

Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого ...

Рабочая программа группы продленного дня 2 класс

Рабочая программа для группы продленного дня 2 класс. В программе отражены главные воспитательные задачи на год, пояснительная записка, подробно расписано КТП....

Рабочая программа группы продленного дня.1 класс

Календарно-тематическое планирование для ГПД.1 класс...

Рабочая программа группы продленного дня 1 класс

Рабочая программа группы продленного дня 1 класс...