Методическая разработка. Программа психокоррекционных занятий "Мир эмоций в школе"
методическая разработка (1 класс)

В жизни первоклассника происходит огромное количество изменений. Неизбежно меняется осознание времени. Оно становится более структурированным. У обучающихся появляется сразу множество обязанностей, большинство которых направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, движении и в общении. Появляется потребность в признании, ведь именно в школе впервые появляются ситуации социально оцениваемой деятельности. А депривация потребности в признании может вызвать у обучающихся не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.

Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, творческой личности, способной к саморегуляции, самопознанию, саморазвитию. Программа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы обучающегося, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл психокоррекционные занятия46.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: «Психокоррекционные занятия (психологические)»

«Мир эмоций в школе»

Вариант I

на 2022-2023 учебный год

1 «А» (доп.) класс

Разработала : Педагог-психолог          

Поромонова Ирина Витальевна

        

Санкт-Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1.  Пояснительная записка
  2. Основные направления работы
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1.  Место предмета в учебном плане, учебный план
  2.  Методы и формы обучения
  3. Система оценки достижений планируемых результатов
  4. Содержание программы
  5. Планируемые результаты освоения программы
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Лист корректировки рабочей программы
  3. Лист оценки выполнения рабочей программы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокорекционные занятия» для обучающихся 1«А»(доп.) класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.

3. СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Постановление от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16

У обучающихся с умственной отсталостью имеют место трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.

В 1 дополнительном классе обучающиеся отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью, ситуативностью поведения. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины.

В жизни первоклассника происходит огромное количество изменений. Неизбежно меняется осознание времени. Оно становится более структурированным. У обучающихся появляется сразу множество обязанностей, большинство которых направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, движении и в общении. Появляется потребность в признании, ведь именно в школе впервые появляются ситуации социально оцениваемой деятельности. А депривация потребности в признании может вызвать у обучающихся не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций.

Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, творческой личности, способной к саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.

Программа направлена на развитие эмоционально-личностной сферы обучающегося, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.

Для повышения уровня эмоционально-волевого и личностного развития, развития коммуникативных навыков и успешной адаптации в школе и социуме в программу включены занятия, на которых обучающиеся знакомятся с основными эмоциями, их проявлениями, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, формируют представления о собственных возможностях и окружающем мире.

Все темы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.

Цель: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • адаптация к обучению в школе и в социуме;
  • формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;
  • коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
  • гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
  • развитие различных коммуникативных умений;
  • стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
  • развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
  • предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
  • становление и расширение сферы жизненной компетенции.
  • формирование положительного отношения к школе и процессу обучения и воспитания.

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Место предмета в учебном плане

На изучение коррекционно-развивающего курса «Адаптация и развитие познавательных процессов» по учебному плану в 1 «А» (доп.) классе отводится по 2 часа в неделю групповых занятий.

Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 66 часов групповых занятий в год, с учетом календарного графика. Длительность коррекционно-развивающих занятий в соответствии с рекомендациями растет постепенно: до 35 минут в первом полугодии и 40 минут, начиная со второго полугодия.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

                     Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы учебного материала

Кол-во часов

Я – школьник

23

Мои чувства

45

Итого:

68

2.2. Методы и формы организации учебного процесса

        Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на занятии через активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Для реализации программы используются разнообразные формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Занятия: коррекционно-развивающие.

Формы работы на занятии: групповая форма работы.

        Занятия проводятся в кабинете класса. Продолжительность одного занятия составляет 35-40 минут.

         Занятия проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и материалов. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия.

Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

2.3. Система оценки достижений планируемых результатов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении программы должны учитываться психофизические возможности детей, ситуативность эмоциональных состояний.

        Особенностями системы оценки являются: использование планируемых

результатов освоения программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка динамики образовательных достижений обучающихся.

        При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи.

        При оценке эмоциональной сферы необходимо учитывать ее общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение, склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности.

        При определении особенностей развития личности следует оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля.

        При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип отношений к окружающим).

Для регистрации положительной динамики развития ребенка предлагаются следующие критерии оценки:

  • текущий мониторинг;
  • творческие работы детей;
  • успешность в учебной деятельности;
  • наблюдение;
  • опрос.

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательной программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

  • консультация;
  • практическое занятие;
  • самостоятельная работа.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательной программы или её частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

• выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

• выполнение индивидуального или группового творческого задания.

2.4. Содержание программы

Разделы

Содержание

Школьные истории

Цели:

- формировать положительное отношение к учебному процессу; умение вести себя на уроках;

- сфокусировать внимание обучающихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в первом классе;

- мотивировать обучающихся к развитию силы воли и самоконтроля;

Темы:

Давайте познакомимся!, «Моё имя», Мои интересы, Школа, Для чего ходят в школу? Я в школе, Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни, Правила школьной жизни, Правила поведения в школе, Мой класс, Учимся работать дружно, Вежливый слова, Какие ребята в моем классе, У меня не получается в школе, У меня получается в школе.

Мои эмоции

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, грусти, страха, злости, удивления;

- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- способствовать снижению уровня страха.

Темы:

Игры в школе, Дружная страна, Настроение бывает разным, Хорошее и плохое настроение, Наши эмоции, Радость, Наши улыбки, Радуем окружающих, Грусть, Признаки грусти, «Когда мне грустно, я», Как справится с грустью?. Страх, «У страха глаза велики», Страшные истории, Смешные страхи, Злость, Как избавиться от злости?, Удивление, Удивительные истории, Обида, Разные чувства, Эмоции и чувства в школе, Снимаем напряжение, Угадай эмоцию, Рисуем наше настроение

2.5. Предполагаемые результаты освоения программы:

Личностные результаты: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

Коммуникативные результаты:

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- умения благодарить и принимать комплименты;

- умения выразить свои теплые чувства к другому;

- умение осознавать свои чувства и выражать их;

Основные ожидаемые результаты: избавление от неуверенности в себе, поднятие самооценки; готовность и способность к саморазвитию, личностному росту; гармонизация личностной сферы и формирование мотивов к учению и познавательной активности; улучшение произвольности; снижение уровня тревожности.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

кол - во часов

дата

Ожидаемые результаты

по плану

по факту

Раздел 1. Школьные истории

1

Давайте познакомимся!

1

Регулятивные УУД:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные УУД:

- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);

2

Давайте познакомимся! Продолжение знакомства.

1

3

«Моё имя»

1

4

Мои интересы

1

5

Мои интересы

1

6

Школа

1

7

Школа

1

8

Для чего ходят в школу?

1

9

Я в школе

1

10

Я в школе

1

11

Знакомство с правилами школьной жизни

1

12

Правила школьной жизни

1

13

Правила поведения в школе

1

14

Мой класс

1

15

Мой класс

1

16

Учимся работать дружно

1

17

Учимся работать дружно

1

18

Вежливые слова

1

19

Вежливый слова

1

20

Какие ребята в моем классе

1

21

Какие ребята в моем классе

1

22

У меня не получается в школе

1

23

У меня получается в школе

1

Раздел 2. Мои эмоции

24

Игры и игрушки в школе

1

Регулятивные УУД:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные УУД:

- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);

- сформированность норм в общении с детьми и взрослыми - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- умения благодарить и принимать комплименты;

- умения выразить свои теплые чувства к другому;

- умение осознавать свои чувства и выражать их;

25

Игры в школе

1

26

Дружная страна в классе

1

27

Дружная страна в классе

1

28

Настроение бывает разным

1

29

Настроение бывает разным

1

30

Хорошее и плохое настроение

1

31

Наши эмоции

1

32

Наши эмоции

1

33

Радость

1

34

Радость

1

35

Наши улыбки

1

36

Наши улыбки

1

37

Радуем окружающих

1

38

Грусть

1

39

Грусть

1

40

Грустинки

1

41

Грустинки

1

42

Признаки грусти

1

43

«Когда мне грустно, я»

44

Как справится с грустью?

1

45

Как справится с грустью?

1

46

Страх

1

47

«У страха глаза велики»

1

48

Страшные истории

1

49

Смешные страхи

1

50

Злость

1

51

Злость

1

52

Как избавиться от злости?

1

53

Как избавиться от злости?

1

54

Удивление

1

55

Удивление

1

56

Удивительные истории

1

57

Обида

1

58

Обида

1

59

Разные чувства

1

60

Разные чувства

1

61

Эмоции и чувства в школе

1

62

Эмоции и чувства в школе

1

63

Снимаем напряжение

1

64

Снимаем напряжение

1

65

Угадай эмоцию

1

66

Угадай эмоцию

1

67

Рисуем наше настроение

1

68

Рисуем наше настроение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 "Б"классе ГБОУ СОШ №326 Тема:"Письмо строчной и заглавной буквы Э"

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 классе "Б" Тема: "Письмо строчной и заглавной буквы Э"...

Методическая разработка программы спортивного мероприятия для начальной школы «Весёлые старты».

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, ко...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА  «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...

методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Эмоции и эмоциональные переживания"

ЦЕЛЬ: ознакомить детей с различными эмоциональными переживаниями.ЗАДАЧИ:научить детей узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям (мимика, жесты);обучение произвольному выражению различны...

Методическая разработка урока на тему: "Эмоции и здоровье"

Методическая разработка урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

методическая разработка Программа "Школа России" Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных...