Воспитательный потенциал урока в начальной школе
проект

Бестильная Ольга Сергеевна

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации (2012 г.), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности младшего школьника.

Актуальностью выбора данной темы я вижу в возможности реализации воспитательного потенциала урока с помощью отбора содержания учебного материала. На мой взгляд, реализация  воспитательного потенциала урока значительно приблизит к цели формирования нравственного гражданина.

Целью данной работы является изучение отбора учебного материала для успешной реализации воспитательного потенциала на уроках в начальной школе.

Задачи, поставленные в данной работе:

  1. выявить особенности, цели, задачи воспитательного потенциала на уроках в начальной школе.
  2. объяснить значение воспитательного потенциала урока.
  3. обосновать возможность и необходимость отбора учебного материала, для реализации воспитательного потенциала.
  4. представить примеры учебного материала, методы и приёмы, реализующие воспитательный потенциал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Воспитательный потенциал урока в начальной школе

ВЫПОЛНИЛА:

Бестильная Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска СОШ №18.


Мурманск

2021

Содержание

Разделы

        Стр.

Введение

         3

Теоретическая часть

         5

Воспитательный потенциал урока в начальной школе

         5

Практическая часть

         7

Реализация воспитательного потенциала на уроках в начальной школе

         7

Заключение

          11

Список литературы

          12

Введение

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Закон об образовании в Российской Федерации (2012 г.), определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечивается роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче и овладении научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности младшего школьника.

Актуальностью выбора данной темы я вижу в возможности реализации воспитательного потенциала урока с помощью отбора содержания учебного материала. На мой взгляд, реализация  воспитательного потенциала урока значительно приблизит к цели формирования нравственного гражданина.

Целью данной работы является изучение отбора учебного материала для успешной реализации воспитательного потенциала на уроках в начальной школе.

Задачи, поставленные в данной работе:

  1. выявить особенности, цели, задачи воспитательного потенциала на уроках в начальной школе.
  2. объяснить значение воспитательного потенциала урока.
  3. обосновать возможность и необходимость отбора учебного материала, для реализации воспитательного потенциала.
  4. представить примеры учебного материала, методы и приёмы, реализующие воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал урока в начальной школе

В становлении личности каждого человека школа играет ведущую роль. Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 11 лет в среднем 60-70 % всего своего активного времени суток. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности ученика.

Документы Министерства образования подтверждают тот факт, что в последнее время начинает складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях.

По мнению Г.И. Белошапка, воспитательный потенциал урока есть определенная целостность социальнопсихологических факторов, обуславливающих позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. Его общие характеристики предопределены возможностью реализации на уроке прав ребенка, и освоения им социальной роли; особенностями взаимоотношений детей и взрослых; своеобразием микрокультуры [4 , с. 24].

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного образа человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума. [2]

Мы рассматриваем воспитательный потенциал учебного занятия как специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания. В современной педагогике воспитательные задачи имеют самостоятельное звучание и все активнее занимают приоритетные позиции: акцент на моральной сфере, нравственности, духовной культуре, активности, инициативности личности, ее социальном опыте, субъектности. Исходя из вышесказанного, становится очевидным тот факт, что учебное занятие являются определенным инструментом, через который подрастающее поколение заявляет о своих потребностях и намерениях.

Воспитательный потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, профессионализм учителя.

Огромную роль в реализации воспитывающего потенциала учебных школьных предметов играет грамотное и уместное использование в школьной практике личностно-ориентированных педагогических технологий.

Урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал. Реализация, которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма учителя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета, в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Реализация воспитательного потенциала

на уроках в начальной школе

Большинство современных образовательных технологий предполагают на уроках активной деятельности, учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.

 Основные воспитательные функции предмета математики:

- должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

- расширять кругозор учащихся, поднимать их общий культурный уровень через содержание математических задач.

Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к уроку учителю следует обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения он смог найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.

Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.

Например.

Задача. Рабочий делает за смену  8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?

- Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.

Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?

Беседа. Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?

Учащимся предлагается самостоятельно составлять задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, достижениях науки, спорте, здоровье. Такая работа способствует развитию творческого воображения младших школьников, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью.

Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувство радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, так как формируют у человека потребность в творческом труде.

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства и нравственное сознание, формирует идеалы.

 В последнее время особенно популярной становится идея не просто воспитания детей, а воспитание через искусство, через литературу. Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов. Умение понимать и переживать прекрасное не дается человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать.

Границы школьного урока благодатно расширяются при организации интересных внеклассных занятий, на которых школьники проявляют себя, свободно высказывают свои мысли и сравнивают. Такие занятия, как «Утро в живописи, поэзии, музыке», «Цветы в живописи, поэзии, музыке», «Весна – праздник цветов и деревьев», «Праздник первого снега» и другие приносят учащимся радость и надолго остаются в памяти.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности, что является важнейшим условием реализации воспитательного потенциала современного урока.

Реализуя образовательный процесс в формате урока, учитель использует различные методы обучения и педагогические технологии, каждый из которых по-своему влияет на воспитание и развитие личности школьника:

  • поисковые и исследовательские методы формируют у обучающегося ценности научного познания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и критичность мышления, умения принимать решения;
  • репродуктивные методы (задания) воспитывают трудолюбие, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, стремление доводить работу до конца, развивают произвольность, умение следовать инструкции;
  • творческие методы (задания) формируют ценности творчества и созидания, воспитывают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, способствуют самопознанию;
  • методы обучения на основе заданий по выбору обучающихся позволяют обучающемуся уточнить сферу своих интересов и ценности, способствуют самопознанию, влияют на мотивацию обучения и самовоспитания, развивают целеполагание, креативность, умение делать выбор;
  • метод проектов развивает субъективность обучающегося, воспитывает самостоятельность, инициативность, организованность, ответственность, развивает рефлексию, самоконтроль, способствует адекватности самооценки;
  • методы обучения в парах, малых группах воспитывают у школьника, прежде всего, коммуникативные УУД – социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
  • методы и технологии отметочного и безотметочного оценивания развивают самооценку и оценочные умения школьника: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других, способствуют самопознанию, самоконтролю и рефлексии. Формируют регулятивные УУД.

Заключение

В.А. Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания … выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира». Я считаю, что при правильном подборе учебного материала и использовании верных методов и приёмов на уроках позволят реализовать воспитательный потенциал. Возникнут необходимые условия для формирования личности каждого учащегося, повысится мотивация обучения и интерес детей к школе, воспитает в детях чувство собственного достоинства, даст им ощущение творческой свободы и, самое главное, принесёт радость.

  В ходе проектной работы выполнены поставленные задачи, а именно: рассмотрено понятие «Воспитательный потенциал», на примере таких предметов, как математика и литературное чтение рассмотрены методы и приёмы, позволяющие раскрыть воспитательный потенциал урока.

Таким образом, систематическое применение этих приемов дает положительный результат, если использовать их и в классе, и при выполнении домашнего задания. Если содержание учебного материала для работы в классе и дома будет подобрано с учетом развития памяти, внимания, воображения, речи, то автоматически осуществляется индивидуальный подход к ученику с учетом его потребностей и возможностей. Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Поэтому реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным.

Список литературы

  1. Белошапка Г.И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Вестник» Сургутского гос. пед. унив-та. – 2010. – №1. –24 с.
  2. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.
  3. Нечаев М.П. Развитие воспитательного потенциала математического образования [Электронный ресурс] // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 4. / URL: http://www.articulus_info.ru
  4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. / Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова — М.:, Юрайт 2017 – 246 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе

«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...

Воспитательный потенциал урока в начальной школе.

Использование активных методов обучения на уроках....

"Воспитательный потенциал урока в начальной школе"

Актуальность воспитания на уроке. Условия реализации воспитательного патенциала урока начальной школы. Воспитательные возможности урока математики, литературного чтения, русского языка и окружающего м...

Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...

«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»

Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования  установлены в нормативных документах.На основании этих требований представлены це...