«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»
материал

Сердечная Елена Ивановна

Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования  установлены в нормативных документах.

На основании этих требований представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых направлена деятельность учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda_vystuplenie_serdechnaya.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе

Слайд 1

Вспомним слова  Л.Н.Толстого: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Образование личности должно быть направлено не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие качеств человека, позволяющих учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас

Нормативно-правовые документы

Слайд 2 

Они определяют и требования к личностным результатам освоения школьниками образовательных программ.

Слайд 3  (Целевые ориентиры)

 Что такое воспитание сегодня? Это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (Из закона «Об образовании в РФ».)

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока,  а его главные воспитательные аспекты представлены на слайде

Слайд 4 (воспитательные аспекты)

Чтобы реализовать воспитательный потенциал урока я:

  • устанавливаю доверительные отношения между учителем и детьми,
  • побуждаю обучающихся к соблюдению на уроке общепринятых норм поведения и правил общения.
  • привлекаю внимание детей к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений.
  • использую воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применяю на уроке интерактивные формы работы;
  • включаю в урок игровые процедуры;
  • организую шефство мотивированных детей над их одноклассниками, испытывающими трудности в обучении;
  • поддерживаю исследовательскую деятельность школьников.

Рассмотрим воспитательные возможности учебных предметов

Слайд 5  Воспитательный потенциал уроков русского языка

На уроке русского языка в 3 классе предлагаю  детям подписать поздравительную открытку другу,  у которого завтра день рождения, при этом использовать памятку с правилами написания текста. Предоставляю возможность выполнить самопроверку задания путем сравнения с модельным ответом и , пользуясь критериями, оценить себя.

Слайд  6 Воспитательный потенциал уроков литературного чтения  

В 4 классе на уроке литературного чтения   после  анализа произведения  Уайльда  «Мальчик-звезда»  предлагаю  школьникам написать обращение  героя ко всем детям об их отношении к родителям и другим людям.

Вот отрывок из работы ученика.

        Слайд 7.

Письмо-обращение ко всем детям Земли.

Дорогие друзья, я обращаюсь к вам с огромной просьбой, не совершайте тех ошибок, которые совершил я. Помните, что причиненное однажды вами зло другим, обернётся против вас. А добро поможет преодолеть все преграды. Любите своих близких такими, какие они есть. Будьте вежливыми, оказывайте уважение старшим.

Слайд 8. Воспитательный потенциал   общественно-научных предметов

 Вот задание, которое  предлагаю  детям на уроке окружающего мира во  2 классе «Домашние животные»: «Твоя заветная мечта завести собаку или кошку. Но мама говорит, что ты к этому ещё не готов. Используя текст статьи, картинки с предметами ухода за собаками и кошками, докажи маме (5 минут), что ты можешь ухаживать за ними. Будь готов ответить на мамины вопросы».

Слайд 9. Воспитательный потенциал   уроков математики

Упражнения и задачи  на уроках математики способствуют формированию критического   мышления.

Вот  текст одного из заданий: «Ты с другом идешь в кино. На двоих у вас 300 рублей. Какие фильмы вы сможете посмотреть вместе одновременно? (источник информации – таблица)»

Слайд 10.  Воспитательный потенциал педагогических технологий, форм и методов обучения  Формы организации  взаимодействия

Важнейшим условием реализации воспитательного потенциала урока является организация активной деятельности детей на разных уровнях познавательной самостоятельности. Для этого использую различные методические средства

Так, на уроке технологии по изготовлению открытки ко Дню Победы дети разгадывали загадки о символах праздника, слушали песни военных лет, читали наизусть стихи о красной гвоздике – символе вечной памяти, знакомились с ее историей и учились способам изготовления цветка.

Слайд 11.    Ситуация успеха

Успех в учении – один из источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желания учиться. Для этого использую различные приемы.  Они на слайде.

. Слайд 12  Грамоты

Реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию обучающихся, развитие личности и умений учиться делает урок результативным и современным.

Давайте помнить слова  К.Д.Ушинского: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Давайте будем учить с верным успехом… учить интересно… чтобы обучение происходило … с величайшим удовольствием…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманизация образовательного и воспитательного процесса в начальной школе.школе

Данный материал представлен в форме доклада и презентации. В работе раскрывается актуальность данной темы, основные принципы гуманизации образования и воспитания в начальной школе.Гуманизация обр...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

«Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы ШПОУ начальных классов «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....

Воспитательное мероприятие для начальной школы "Прощай, начальная школа!"

Материал предназначен для учителей начальных классов с ОВЗ с целью проведения выпускного вечера....