Методы и приемы поисковой активности младших школьников при обучении по программе «Краеведение»
статья (4 класс)

Ляшенко Наталья Юрьевна

Формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа, Воронежской  области и людях,  прославивших родной край.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ

 имени Ф.Н.Кравцова

Методы и приемы поисковой активности

младших школьников

при обучении по программе

«Краеведение»

Выполнил:

учитель начальных классов

 Ляшенко Наталья Юрьевна

2022

Оглавление

      Введение……………………………………………………………….стр.3

  1. Формирование гражданственности на основе краеведческого материала………………………………………………………………..стр.4
  2. Приемы и методы поисковой активности младших школьниковпри обучении по программе «Краеведение»…………………………..стр.5
  1.  Применение активных методов обучения на уроках краеведения……………………………………………………………стр.5
  2. Экскурсия как метод поисковой активности младших школьников……………………………………………………….стр.11
  3. Самостоятельная исследовательская практика младших школьников……………………………………………..….стр.12

  1. Заключение………………………………………………………...стр.15

         Литература………………………………………………………....стр.16

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнётся на младшей ступени обучения. Учителя начальных классов хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Стимулирование познавательной активности -   одна из составляющих современного урока.

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира.

Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется.

Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам  будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт.  

Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и  саморазвития.

I.ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

 НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Программа «Краеведение»  раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в программу, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. Курс «Краеведение» раскрывает перед детьми знания об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира,  знакомит с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников, расширяет знания  об истории малой родины, показывает основные события российской истории, повлиявшие на развитие края.

В ходе изучения программы учащиеся получают возможность научиться видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры,  понимать взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать в себе потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.

Основная цель программы – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Воронежской области, ее выдающихся людях, литературе и искусстве родного края.

Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа, Воронежской  области и людях,  прославивших родной край.

Задачи курса «Краеведение»:

- воспитывать нравственные качества личности (чувство гордости за Россию и её достижения, чувство уважения к людям и истории страны и родного края, чувство гордости за наш народ и старшие поколения);

 -раскрыть значение малой родины в жизни человека;

 -сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;                   - научить оказывать посильную помощь родному краю на уровне сознания и реализации социального проекта.

II.ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

  1. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КРАЕВЕДЕНИЯ

Использование активных методов обучения на уроках «Краеведения»и внеурочной деятельности позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Активность характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести краеведческий материал.

Активность связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

   Творческая активность  предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения краеведческим материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения на уроках краеведения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении краеведческим материалом.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания окружающей природы, стремление учащегося к открытию исторических и политических процессов родного края, к выполнению индивидуальных и общих исследовательских и проектных заданий.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания необходимого краеведческого материала; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Важнейшим средством активизации личности в обучении краеведению выступают активные методы обучения.

Проблемноеобучение в краеведении — такая форма, в которой процесс познания учащимися краеведческого материала приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция обучающихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие, добывание неизвестного для себя знания.

Познавательные краеведческие задачи должны быть доступны по своей трудности для младших школьников, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового краеведческого  материала.Метод проблемного обучения полезно применять при изучении  любых тем, например, «Что такое время?», «Что такое вещь?», «Как были придуманы и развивались предметы», «Люди творчества. Кто они?», «Как сказки попали в книгу?» и т. д.

Анализ конкретных ситуаций— один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Чаще всего этот метод используется при изучении экологической темы в краеведении,а также при изучении тем «Революции в Воронежском крае», «Суровые годы Великой Отечественной войны», «Освобождение».

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения. Он активно применяется при изучении различных исторических событий. Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.Данный метод активного обучения хорошо зарекомендовал себя при изучении тем «Народные праздники и обряды», «Новый год», «Рождественские колядки», «Такие разные профессии», «Профессии в моей семье», «Русская ярмарка».

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение родного края, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно- конструкторской деятельности обучаемых. В дальнейшем это позволит им более эффективно решать сложные жизненные проблемы. Данный метод способствует воспитанию свободной творческой личности, любящей родную природу, готовой преобразовывать родной край, т. е. человека будущего, готового работать в команде на благо родного края и родной страны. Метод игрового производственного проектирования полезно применить при изучении тем «Мой дом», «Родная школа», «Составление макета «Школа мой дом», «Мой город (село)» и т. д.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Мозговой штурм полезно применить при изучении темы «Наш современный город» и др.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания краеведческого материала, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.  Наряду с активным обменом знаниями, у младших школьников вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Основную часть «круглого стола» по любой краеведческой  тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому.Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Метод  «Круглый стол» полезно применить при проведении обобщающих уроков.

Кластер («гроздь»)- выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в виде грозди. Этот прием применяется при систематизации краеведческой информации, полученной до знакомства с основным источником информации в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. При изучении тем «Отечество. Наша родина Россия», «О гербе, флаге, гимне», «Сто народов – одна страна»,  «Источники изучения жизни народа», «Памятники истории и культуры на территории Воронежского края», «Выдающиеся люди Воронежского края» наиболее приемлем метод активного обучения «Кластер».

Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умений у детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.).

  1. ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ПОИСКОВОЙ АКИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ        

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии подчеркивают утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Экскурсия – одна из форм организации учебной деятельности, которая используется для проведения детьми собственных исследований.

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе работы я часто использую эту форму организации. Экскурсия служит стартовой площадкой  для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий.

Экскурсии занимают обширное место в программе «Краеведение», например, занятия «Трудовая жизнь в школе», «Экскурсия в краеведческий музей», «Такие разные профессии», «Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)», «Наш современный город (село).», «Что такое музей?», «Музей в моей школе», «Церковные архитектурные памятники» и т. д.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        Методы и приёмы поисковой активности применяемые на уроках «Краеведения», рассмотренные выше, позволяют детям приобрести некоторый опыт в методике поисковой активности, но рассчитаны они в основном на игры в исследования. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность детей ограничивать не стоит. В связи с этим предлагаю остановиться на относительно долговременных учебных исследованиях более сложного уровня. Они также могут быть как индивидуальными, так и  выполненными детьми совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Они сложнее описанных выше и фактически могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения.

Итак, основными этапами последовательности исследовательской работы ребенка являются:

      1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

     2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

     3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

     4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

     5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

     6. Определить последовательность проведения исследования.

     7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

     8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал).

     9. Подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

     10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Какими могут быть темы детских исследований?

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно разделить на три основные группы:

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, здания будущего, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано не  только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных  коробок и т.д.В «Краеведении» это темы «Мой город (село)», «Моя улица», «Составление макета «Школа – мой дом»» и т. д.

Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственное наблюдение и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы. В краеведении это темы «Жизнь каждого члена семьи»,«Моя родословная», «Путешествие в страну книг» и т. д.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, найти в интернете и др. Это темы «Как были придуманы и развивались предметы», «Памятники истории и культуры на территории Воронежского края», «И.С. Никитин. Очерк жизни и творчества», «Русские народные сказители Воронежского края. А.Н. Королькова.», «Русские народные сказители. А.К. Барышникова», «Выдающиеся люди Воронежского края» и др.

В настоящее время издаётся много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста.

Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные.Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется активным и групповым формам работы. Кроме того, именно на таких уроках учитель учит детей представлять полученную информацию разными способами, т.к. это необходимо для работы над личным исследовательским проектом. В классе обязательно вывешиваются результаты работы по каждой теме. Это могут быть плакаты, фотографии, рисунки, рассказы, книжки-малышки, могут разыгрываться даже небольшие сценки.

Второе направление в исследовательской работе – это личный исследовательский проект. Общая тенденция личного исследовательского проекта – поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании. Ученики выбирают и внимательно, тщательно разбирают ту тему, которая им интересна. Для работы над проектом отводится 1 урок в неделю. На этом уроке идёт поэтапное обучение работе над проектом и непосредственно сама работа.

Учитель старается вовлекать учеников в процесс, помогает детям находить больше путей для развития и представления их идей, контролирует еженедельные записи в дневнике проектов. После завершения работы проходит предварительная защита проектов, на которой отрабатывается выступление перед публикой. На презентацию проектов приглашаются родители и учителя. Завершается работа анализом своей работы и работы одноклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Готовность и способность исследовать новое  в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним и изучать культурное и историческое наследие родного края и родной страныявляется самостоятельной ценностью младшего школьника. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. И поэтому стимулирование у детей исследовательской деятельности, позволяет в дальнейшем не только добиться успеха учащихся в познавательной и практической деятельности, но в  определенной мере и приспособиться к постоянно меняющимся   условиям новизны и неопределенности современного мира с учётом опыта,  накопленного предыдущими поколениями.

 Перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать данные качества.

        Так же одну из немало важных ролей в формировании исследовательской деятельности ребенка играет семья. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.

Другими словами, проблема включения младшего школьника  в исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной. В силу этого необходим правильный подбор методов и приёмов организации поисковой активности младших школьников  в системе начального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1). Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. // Л.А. Обухова, Н.С. Махина.– Воронеж, 2006. – 32 с.

2). http//www.edu54.ru Вернер П.Г.  Применение активных методов на уроках в начальной школе.

3) https://pedportal.net/ 340268.docx/ Курочкина И. А. «Применение активных методов обучения на уроках истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы и методы поисковой активности младших школьников"

Данная работа полностью раскрывает приёмы и методы поисковой активности младших школьников. Здесь приводятся конкретные задания, игры, способствующие побуждению учащихся к поисково-исследовательской д...

Доклад" Развитие познавательной активности младших школьников в разных формах и методах обучения"

В условиях  модернизации  общего образования России  необходимо  реализовать  качественно  новую  личностно-ориентированую  развивающую  модель  массо...

Развитие познавательной и творческо- поисковой активности младших школьников

Активизация познавательной деятельности - совершенство методов, обеспечивающих активную самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса...

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В исследовательской деятельности школьника выделяется такое качество личности как исследовательский интерес. В  младшем школьном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопрос...