МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Матюшина Ольга Николаевна

В исследовательской деятельности школьника выделяется такое качество личности как исследовательский интерес. В  младшем школьном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся  предметов и явлений. Ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти ответ на интересующий его вопрос. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, картам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovaya_aktivnost-matyushina.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Введение

  1. Приемы и методы поисковой активности младших школьников.

#1052;етодики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

2. Наблюдение как способ выявления проблем.

3. Эксперимент - важнейший метод исследования.

4. Экскурсия как метод поисковой активности младших

школьников.

5. Коллективные игры как средство развития исследовательского

поведения.

6. Методика «Продолжи исследование».

7. Коллекционирование как исследовательская практика ребенка.

  1. Самостоятельная исследовательская практика младших

школьников.

Заключение.

Литература.

Введение

На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. В Конвенции о правах ребёнка говорится: « … образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме». Развитие поисковой активности детей может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети, от природы, полны желания учиться, и, как известно, именно период обучения детей в младших классах отличается огромным стремлением их к творчеству, познанию, активной деятельности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательское поведение – поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения. Известный швейцарский психолог, который специализировался на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж.Пиаже утверждал, что « одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач». Уровень потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Поисковая, исследовательская активность и является одним из этих механизмов. Обучение путем исследований в современной образовательной практике один из самых эффективных способов познания окружающего мира ребенком.

Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекся в собственный творческий исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.

Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант поиска истины. Исследование чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Исследовательская деятельность более свободна, не регламентирована какими-либо внешними установками.

Под исследовательскими умениями и навыками следует понимать умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать предположения, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, умение и навыки работы с текстом, умение доказывать и защищать свои идеи.

В исследовательской деятельности школьника выделяется такое качество личности как исследовательский интерес. В младшем школьном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся предметов и явлений. Ребенок обнаруживает интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать, чтобы найти ответ на интересующий его вопрос. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, картам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

I. Методы и приёмы поисковой активности младших школьников.

#1052;етодики развития общих исследовательских умений и навыков школьников.

В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определить, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Реальный процесс творчества – это попытка сделать шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Но даже взрослый исследователь, начиная поиск, далеко не всегда осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявлять гибкость и не требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Это положение принципиальное в деле формирования и развития навыков исследовательского поведения.

Задания для развития умения видеть проблемы:

1)«Посмотри на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Детям предлагается продолжить неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представив себя водителем грузовика, едущего по дороге, или летчиком, отправляющимся в полет, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или медведем в лесу.

«Хомячок по кличке Ероша жил дома у Сережи уже два года. Он был очень ласковым и миролюбивым. Но однажды, когда Ероша мирно спал, прибежавший из школы Серёжа неожиданно схватил его рукой. Длинные и острые зубы зверька машинально впились в указательный палец мальчика…»

Задание остается тем же – посмотреть на эти ситуации глазами разных участников событий и сторонних наблюдателей. В ходе выполнения этих заданий очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у некоторых детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей способности мысленного перемещения.

2) «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» являются упражнения на составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камнем на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы.

3)«Составьте рассказ, используя данную концовку».

Иного подхода требует упражнение по составлению рассказа, имея только его окончание. Учитель читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все было именно так. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

«…Сидевший в соседнем вольере лев не обратил на это никакого внимания».

«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо».

«…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

4) «Сколько значений у предмета»

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи и видеть новые проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий. Например, детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации и создавая самые неожиданные ассоциативные связи с другими предметами. Ребенок учится открывать в обычном предмете новые, неожиданные возможности.

5) «Назовите как можно больше признаков предметов»

Называется какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Например, стол может быть красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выигрывает тот, кто выделит и напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

2. Наблюдение как способ выявления проблем.

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?», «Почему школьники так шумят на переменах?» и др. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например, осенние листья, деревья, яблоки и др. Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать их основные цвета. Можно поговорить и о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.

Задание «Тема одна – сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу и многое другое.

Задания на развитие умений выдвигать гипотезы:

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

1) Задание «Давайте вместе подумаем»:

Как птицы узнают дорогу на юг?

Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему течёт вода?

Почему дует ветер?

Почему металлические самолеты летают?

Почему бывают день и ночь?

Гипотезы в данном случае могут быть такие: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?», «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?» Бывают и совершенно иные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». Для того, чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо учиться размышлять, задавать вопросы.

2)Упражнения, позволяющие тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.

Делая предположения, необходимо использовать следующие слова:

Может быть…

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что если…

3)Упражнение на обстоятельства.

Необходимо придумать условия, при которых будут полезны два или более из этих предметов:

письменный стол;

нефтяное месторождение;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

проект постройки дома;

чайник;

реактивный самолёт;

букет ромашек;

охотничья собака.

4)Упражнение, предполагающее обратное действие.

Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?

Почему весной тает снег?

Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?

Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Почему летом снег в горах не тает?

Почему бывают наводнения?

Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

Почему Луна не падает на Землю?

Почему в космос летают ракеты?

Почему самолёт оставляет след в небе?

Почему многие дети любят компьютерные игры?

Почему бывают землетрясения?

5)Задания «Найдите возможную причину события»

Звонят колокола;

Трава во дворе пожелтела;

Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;

Полицейский автомобиль весь день стоял у дороги;

Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

Задание на развитие умений задавать вопросы

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру. Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Вопросы можно поделить на две большие группы.

Уточняющие: верно ли, что…; надо ли создавать…; должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Например: Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос. Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть одному?»

Восполняющие вопросы. Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.

Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на выполнение недостающего знания вопрос.

Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса.

Предпосылкой вопроса являются исходные знания. Они отражаются в вопросе. Неполноту, неопределенность этих базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» «где» и др. Они обычно называются операторами вопроса.

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»

Мы кладем на стол, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.

Задание «Вопросы и ответы»

Читаем детям и ставим задачу – отвечать хором:

Говорите все в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А по суше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?

Задание «Найди загаданное слово»

Это задание можно предложить в качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы. Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?»

Игра «Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Почему космонавт надевает скафандр?

Чем питаются в космосе космонавты?

Почему пригородные поезда называются «электричками»?

Что такое конвейер?

Почему главную площадь нашей страны называют Красной?

Что такое цунами?

Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

Почему весной разливаются реки?

Могут ли люди жить без компьютеров?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Задания на развитие умений давать определение понятиям

Понятие – это одна из форм логического мышления. Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.

Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используются разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагается дать определение тому или иному предмету: «Что это?» Например: «Что такое трамвай?» Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит: «Это то, на чем ездят по рельсам». В первом случае - ситуация фиксации родового и видимого отличия, то есть правильное воспроизведение логического отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае - указание не на объект, а на его функцию.

В целях уточнения результатов опыта можно повторить задание. У некоторых детей в этом случае появляются более адекватные ответы после обдумывания.

В науке, изучающей эти процессы – логике, существует много правил относительно того, как давать определения понятиям. Ребенок, у которого сформированы азы этих умений в раннем возрасте, легче и естественней будет выполнять сложные логические операции в дальнейшем, что обязательно скажется не только на его обучаемости, но и на культуре его мышления в целом.

Определить понятие – значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет значение термина.

Чтобы дети поняли значимость определений, можно использовать следующее задание: на Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:

-лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий, вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг, бросать, легкий.

Например: яблоко – это фрукт, растущий на деревьях, он вкусный и сладкий, небольшого размера, похож на шар.

Описание.

Это прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью отличить его от сходных с ним предметов. Для того, чтобы сделать описание, надо быть очень внимательным наблюдателем.

Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, охотник из произведения Е.Чарушина «Про Томку» выбирает себе щенка – будущего помощника на охоте:

«Щенки небольшие – только что научились ходить.

Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?

Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми будет драться. И его не возьму – не люблю злых.

А вот еще хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У того и дичь-то могут отнять».

Перед нами краткие, но очень информативные характеристики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка:

«В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет – уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется».

Этот отрывок замечателен не только тем, что автор даёт характеристику нескольких щенков, а еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь, выбирая щенка, охотник провёл настоящее исследование.

Задание, рассчитанное на развитие умений давать характеристики: дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.

Например: Заяц из мультфильма «Ну, погоди!» - смешной, маленький, серый, с широко открытыми, удивленными глазами и большими ушами. Он слабее волка, но всегда его побеждает. Потому что заяц – веселый, умный, изобретательный и смелый. Он много знает и умеет: поет, занимается спортом, рисует и др.

Сравнение.

Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена вселенная, прибегали к приему сравнения. Особенно активно используются сравнения в художественных текстах.

Задание: подобрать сравнение для таких объектов.

лампа; автомобиль;

гиппопотам; книга;

слон; телескоп;

жаворонок; попугай;

лось; велосипед;

жилой дом; дерево.

Например, гиппопотам – похож на корову или лошадь. Или, например, слон, словно большая живая гора; он как огромный паровоз; или как большой мячик на толстых ногах с тоненьким хвостиком; он серый, как осеннее небо и т.д.

Это задание можно немного видоизменить, например, с кем или с чем можно сравнить:

Непослушного ребенка;

Маленького котенка;

Осеннее дерево;

След, оставленный автомобилем.

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это его определяющая часть.

Вот несколько примеров загадок-определений.

Щеки красные, нос белый Раскололся тесный домик

В темноте сижу день целый На две половинки

А рубашка зелена, И посыпались в ладони

Вся на солнышке она Бусинки - дробилки

(редиска) (горох)

Кафтан на мне зеленый, Цветет он майскою порой,

А сердце, как кумач. Его найдешь в тени лесной.

На вкус, как сахар, сладок, На стебельке, как бусы в ряд,

А сам похож на мяч. Цветы душистые висят

(арбуз) (ландыш)

Отцвел желтенький цветок Стоят в поле сестрички;

Остался беленький пушок Желтый глазок, белые реснички.

(одуванчик) (ромашки)

Заворчал живой замок, Сердитый недотрога

Лег у двери поперек, Живет в глуши лесной.

Две медали на груди, Иголок очень много,

Лучше в дом не заходи! А нитки ни одной.

(собака) (еж)

Непоседа пестрая, Домовитая хозяйка

Птица длиннохвостая, Полетает над лужайкой,

Птица говорливая, Похлопочет над цветком –

Самая болтливая. Он поделится медком.

(сорока) (пчела)

Хорошим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать задание сочинить загадки.

Важно, чтобы дети овладели такими понятиями: «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность». Овладеть ими нельзя без исследования фактов и явлений, без осмысления того, что видишь своими глазами. Для этого надо учить ребенка переходить от конкретных предметов и отдельных фактов к обобщению.

Задание «Выявление причин и следствий»

Слова в прилагаемом списке особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием:

Смех, шутка.

Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Желтые листья. Осень. Серое небо, холодные дожди.

Утро, солнце, пение птиц, радость.

Снег, мороз, зима, вьюга, лед.

Боль, падение, перелом ноги.

Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Рекорд, медаль, тренировки, победа.

Причина Следствие

Шутка смех

Задание на развитие умения классифицировать.

Исследование и познание окружающего мира не сводится только к восприятию предметов и явлений. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию. Классификация устанавливает определенный порядок, разбивает рассматриваемые объекты на группы.

Задание «Четвертый лишний».

Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить и отделить овощ – помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Мы можем классифицировать эти предметы с детьми и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (например, оба красные), а банан и груша в другую – они желтые. Можем классифицировать эти предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан – имеет другую форму. Оснований для деления можно найти множество, и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Задания на развитие умений классифицировать «продолжи ряды»

Например, полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда, алмазы.

Игрушки - ____________________________________________

Люди - _______________________________________________

Деревья - _____________________________________________

Животные - ___________________________________________

Можно также придумать другие классификации. Например, классификация автомобилей:

Легковые, грузовые, большие, маленькие, черные, белые, умеющие плавать, пластмассовые, желтые, нарисованные на стене, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.

Или еще, например, деревья делятся:

На хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.

Кроме развития умения классифицировать такие задания позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Задания на развитие умений наблюдать

Наблюдение можно без преувеличения классифицировать как самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире.

Наблюдением называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. В научной практике наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.

Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Ее еще называют сестрой внимательности. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание носят аналитический характер – ребёнок не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет будет ярко окрашен и будет иметь много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагается детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявляем детям этот же предмет и коллективно беседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Следующий этап упражнения – нарисуем изученную вещь по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Задание «Парные картинки, содержащие различия» для развития внимания и наблюдательности.

Задача детей разобраться в хитросплетениях линий рисунка и найти, какие предметы изображены на этих рисунках.

Задание «Найдите ошибки художника»

Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

Хорошим заданием для развития наблюдательности являются следующие задания: рассмотреть сначала изображение предмета, а затем схожие с ним силуэты. Лишь один из них соответствует показанному ранее предмету. Надо по памяти его определить.

Следующее задание – найдите несколько осенних листьев (клен, береза, дуб или др.), на что похож каждый из них. Обвести их по контуру в тетради, описать каждый из них словами как можно подробнее. Аналогично можно использовать другие предметы.

Рассмотрим предметы, находящиеся вокруг нас. Найдите среди них:

Все предметы красного цвета;

Все круглые предметы;

Все мягкие предметы

Нарисуйте их.

Задания на развитие умений создавать тексты.

Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Ведь написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

3. Эксперимент - важнейший метод исследования.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества.

В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно проводить только в уме. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

Что нужно для того, чтобы накормить все человечество?

Что можно сделать из песка?

Что будет, если люди научатся читать мысли других?

Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?

Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?

Нельзя не заметить, что эти задачи могут решать дети разного возраста. Просто уровень требуемых ответов может быть разным.

А вот более сложная ситуация для мысленного эксперимента в области психологии.

«Ребята играли в футбол во дворе. Дима хотел забить мяч в ворота, но удар не получился, мяч сорвался с ноги и попал в окно квартиры на первом этаже. Окно разбилось…»

Задание: представьте, что вы милиционер, идущий мимо, что вы скажете Диме? А что бы вы сказали, если бы были его другом? Его сестрой? Его бабушкой? Его родителями?

Эксперимент с магнитом и металлами.

Многие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Чтобы узнать это, нам понадобится много самых разных металлических предметов: кнопки, скрепки, гвозди, монеты, металлическая линейка и др.

В ходе проведения опыта выясняется, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монету и др.

Эксперименты с домашними животными.

Задания: определить, как наши домашние питомцы относятся к музыке, к громким звукам, резким жестам; любят ли они петь и при каких условиях охотно поют самостоятельно. Можно проверить экспериментально, насколько способен обучаться щенок, котенок или волнистый попугайчик. Предложить им для освоения какую-либо из известных команд: «сидеть», «лежать», «голос», «дай лапу» и т.п. Сколько повторений понадобится, чтобы воспитанник усвоил команду?

4. Экскурсия как метод поисковой активности младших школьников

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии подчеркивает утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Экскурсия – одна из форм организации учебной деятельности, которая используется для проведения детьми собственных исследований.

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления.

5. Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения.

Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем, считается коллективной, но в исследовании над одной проблемой может трудиться и весь класс или большая группа детей.

6. Методика «Продолжи исследование»

Из научно-популярных журналов и газет необходимо выписать отрывки статей и продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступает как площадка для старта детских исследований.

Требуется собрать материал по этой теме, где это только возможно: в энциклопедиях, словарях, научных и научно-популярных книгах и статьях; сделать собственное наблюдение, провести эксперименты. Затем надо все обобщить, обдумать, дать определение основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения.

Каждый ребенок выбирает себе отрывок и начинает работу. Затем, когда работа завершена, необходимо заслушать каждого ребенка и обсудить доклады. Тому, чей доклад будет признан лучшим, предлагается выступить в роли научного редактора сборника научных трудов всего класса.

Интересен также другой вариант, когда всем детям в классе выдается один и тот же отрывок. Направления поиска могут быть очень разными. При подведении итогов в этом случае ярче заметны самые глубокие, самые оригинальные разработки.

7. Коллекционирование как исследовательская

практика ребенка

Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование как материализованную интеллектуальную способность к классифицированию и систематизации.

Коллекционирование – занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт, как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. Оно с полным правом относится к одному из вариантов учебно-исследовательской деятельности ребенка.

Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Систематизация собранных материалов – это научная задача.

Кто-то коллекционирует монеты, кто-то пуговицы, открытки, фантики и др. А чтобы коллекция собиралась быстрее, можно договориться собирать их вместе, всем классом. Например, каждый, кто найдет что-то из коллекции другого ребенка, отдает их тому, кто это собирает. Данная работа завершается небольшим рассказом о своей коллекции.

#1057;амостоятельная исследовательская практика младших школьников

Поисковая активность младших школьников важна и в учебных исследованиях более сложного уровня. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными детьми совместно, кратковременными и протяженными во времени. Проблематика их может быть бесконечно разнообразной.

Основными этапами исследовательской работы ребенка являются:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал).
  9. Подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Разнообразные темы для исследовательской работы детей можно условно разделить на три основные группы:

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок и т.д.

Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др. В настоящее время издаётся много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные.

Правила выбора темы.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях. Первое – это групповая исследовательская деятельность, которая тесно связана с программным материалом по окружающему миру. Основой групповой исследовательской работы являются шесть организующих вопросов:

– Кто мы? (исследование собственного “я”, наших убеждений и ценностей; физического и духовного развития ребёнка и его семьи; наших прав и обязанностей; того, что значит быть человеком).

– Где мы находимся во времени и пространстве? (исследование нашего местонахождения во времени и пространстве; нашей истории и географии; величайших путешествий и открытий в истории человечества).

– Как мы самовыражаемся? (исследование способов, которыми мы выражаем свои мысли, чувства, убеждения и ценности).

– Как устроен (развивается) мир? (исследование физического и материального мира; природных и искусственных феноменов; мира науки и технологии).

– Как мы самоорганизуемся? (исследование человеческих систем и сообществ; мира работы и занятости).

– Как мы сосуществуем на нашей планете? (исследование взаимоотношений между отдельными лицами и сообществами; взаимодействия человека с окружающим миром, ответственности за свои действия).

Второе направление в исследовательской работе – это личный исследовательский проект. Общая тенденция личного исследовательского проекта – поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании. Ученики выбирают и внимательно, тщательно разбирают ту тему, которая им интересна. Для работы над проектом отводится 1 урок в неделю. На этом уроке идёт поэтапное обучение работе над проектом и непосредственно сама работа.

Первый урок. Обсуждение с детьми идеи проекта. Рассматривание и обсуждение готовых проектов. Распределение на группы. Написание интересующих тем проектов и выбор одной из них.

Второй урок. Обсуждение и запись того, что знают по данной теме и что хотят узнать. Составление 3 вопросов по выбранной теме, на которые будут искать ответы.

Третий урок. Обсуждение того, где и как находить информацию (энциклопедии, фотографии, карты, видеозаписи, Интернет, встречи с интересными людьми).

Четвёртый урок. Что такое плагиат и как можно использовать найденную информацию.

Пятый урок. Обсуждение того, как можно представить свой проект.

Шестой урок. Составление плана работы и сроков выполнения.

На остальных уроках ведётся непосредственная работа над проектом. Учитель старается вовлекать учеников в процесс, помогает детям находить больше путей для развития и представления их идей, контролирует еженедельные записи в дневнике проектов. После завершения работы проходит предварительная защита проектов, на которой отрабатывается выступление перед публикой. На презентацию проектов приглашаются родители и учителя. Завершается работа анализом своей работы и работы одноклассников.

Положительные стороны выполнения проекта:

– У детей есть возможность самостоятельно детально исследовать выбранные ими темы.

– Они учатся задавать конкретные вопросы и моделируют проект по-своему.

– Учатся вести регулярные записи в дневниках проектов.

– Учатся работать с источниками информации.

– Используют в своей работе вновь приобретённые знания и навыки.

– Учатся навыкам общения посредством написания ключей к вопросам и представления проектов.

– Учатся планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.

– Работа над проектом индивидуальна.

В 1-2 классах работа ведётся небольшими группами по единой для всего класса теме. В 3-4 классах ребята выполняют личные проекты. В конце учебного года проводится презентация проектов с приглашением родителей. После презентации все работы вывешиваются в классе, чтобы дети могли внимательно их прочитать и рассмотреть. Дети учатся работать с научной литературой, достаточно свободно выступать перед аудиторией.

Заключение

Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития поисковой активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое. Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним – это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального развития. И поэтому стимулирование у ребенка этой деятельности, позволяет в дальнейшем не только добиться успеха в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и приспособиться к постоянно меняющимся вокруг условиям новизны и неопределенности.

Перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать данные качества.

Так же одну из немало важных ролей в формировании исследовательской деятельности ребенка играет семья. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.

Другими словами, проблема развития поисковой активности у младшего школьника, вовлечение в исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной. Поэтому необходим активный поиск благоприятных условий организации учебной исследовательской деятельности школьников в системе начального образования.

Литература

  1. Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы. - М.; Начальное образование,#8470;2
  2. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Кулибанов С.К., АГПИ им. А.П. Гайдара. Развитие детской одарённости в современной образовательной среде: материалы Всероссийской практической конференции с международным участием, Арзамас 22- 24 мая 2008г. //Арзамас: АГПИ, 2008.
  4. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
  5. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие; в 2 кн. – 3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. Книга 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.
  7. Е.В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/- М.: Глобус, 2008г.
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. 208 с.
  9. Подьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значении.// Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002.
  10. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
  11. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.
  12. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С. Пет., 2000.
  14. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М.: Высш. шк., 1990.
  15. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. в 2ч. Ч.1. /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др./ - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через технологию критического мышления посредством чтения информативных текстов...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Учебно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Стандарт ФГОС 2 поколения ставит новые цели перед образованием и требует от выпускника начальной школы не только владения системой знаний умений и навыков, но и воспитание человека любознательного, с ...