Классный час "На воде и в лесу"
классный час (2 класс)

Виноградова Ирина Владимировна

Используется диалогический метод. Проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klas_chas_na_vode_i_v_lesu.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа по окружающему миру на тему «На воде и в лесу»

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: «На воде и в лесу»

Используется диалогический метод. Проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов.

Цели урока:

  • Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу;
  • создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности , умения работать в парах и группах;
  • содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу и на водоёмах.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Регулятивные УУД:

  1. Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.
  2. Умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умения работать в парах, группах.
  2. Внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.
  3. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

  1. Формулировать тему урока.
  2. Искать и выделять необходимую информацию.
  3. Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  4. Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.
  5. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.
  6. Рассуждать, доказывать.
  7. Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Планируемые результаты:

  • предметные: 
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • приводить примеры съедобных ядовитых ягод;
  • отличать и называть жалящих насекомых;
  • перечислять правила поведения с жалящими насекомыми;
  •  запомнят правила поведения во время купания;
  •  научатся избегать опасности на воде и в лесу.

  • личностные:
  •  формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки, находясь на природе;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
  • выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
  • метапредметные результаты:

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

познавательные:

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей;
  • анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по внешнему виду);
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний (отгадывание загадок)
  2. Формирование новых понятий и способов действий (просмотр презентации, работа по учебнику, участие в беседе)
  3. Формирование умений и навыков
  4. Итог урока, домашнее задание
  5. Рефлексия

Ход  классного часа.

  1. Организационный момент.  

Долгожданный дан звонок-                                                                                        Начинается урок!

Здравствуйте, ребята!

 Как вы уже заметили, у вас сегодня не обычный классный час, к нам пришло много гостей и все это  неспроста.

Я рада встрече с вами и с нашими гостями.

А при любой встрече принято, что делать? ( Здороваться)

Я предлагаю вам поздороваться со своим соседом по парте, но не обычным способом. Мы с вами будем здороваться  ладошками.

Пожелаем друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.

Теперь соединяем пальцы со словами:          

Желаю (большой)

 Большого (Указательный)

 Успеха  (средний)

 Во всем (безымянный)

  И везде (мизинец)

 Здравствуй (всей ладонью)

  1. Актуализация        знаний. 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход. Знаете ли вы, что такое поход? (Групповое путешествие по определенному маршруту). Вы узнаете много нового, интересного, почувствуете себя путешественниками, исследователями.

Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем  много знать, то сумеем  их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки и вспомнить, чем опасны эти предметы.

Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома – и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте – ка, друзья,

Где же я?

                        (балкон)  

Межи деревянные,

А поля стеклянные.

                                 (окна)

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно.

                          (электричество)

Что, скажи за ящик это?

В нём продукты даже летом

В белом инее лежат…

                            (холодильник)

А загудит его мотор-

Глотает он и пыль и сор.

                                 (пылесос)

Ей набили мясом рот,

И она его жуёт,

Жуёт, жуёт и глотает-

В тарелку отправляет.

                                 (мясорубка)

После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь.

                                               (утюг)

 

Итак, нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами и опасными предметами.

 

  1. Мотивация учебной деятельности. 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход, а вот где мы побываем, вам помогут загадки.

  • В шубе – летом,

Зимой – раздетый. (Лес)

  • Летом бежит,

Зимой спит,

Весна настала –

Опять побежала. (Река)

  1. Постановка целей и задач урока.

Так куда же мы с вами сегодня отправимся, где побываем? Какая будет тема нашего классного часа? (На воде и в лесу) Давайте с вами подумаем, что же мы должны узнать сегодня на классном часе? Чему научиться? Какие цели и задачи перед собой поставим?

  1. Узнаем основные правила безопасного поведения на воде и в лесу.
  2. (Научимся различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы).

Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

  1. Работа по теме урока.

 Сначала нам предстоит побывать на реке, полюбоваться её красотами. Для этого нужно встать и повторять за мной:

Чтоб всегда здоровым быть

Нужно нам в поход ходить.

На природе отдыхать,

Свежим воздухом дышать.

Вот мы с вами попали на берег реки.

Приятно искупаться летом в речке. Но какие опасности может таить в себе река? Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда?

Какие вы знаете опасные для человека ситуации на водоеме? (дети толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено). (слайд)

Какие правила вы должны помнить, когда находитесь у водоёма? У вас на столе карточки. Поработайте вместе с соседом и закончите правила поведения на воде до конца. Соедините стрелкой, найдите окончание правила.

 

  1. Купайтесь только …                                                   месте

  1. Не плавайте в незнакомом …                                под присмотром    

                                                                                                    взрослых                                                                                                                                

  1. Не купайтесь в очень холодной…                               воде                      

  1. Лучше купаться не в одиночку, а…                     водоемах.

  1. Купайтесь только в чистых…                             с друзьями, со взрослыми,                                                               .                                                                             чтобы быть друг у друга на                                                                                                                    

                                                                                     виду.

  1. В море не заплывайте …                                    за буйки

  1. Не купайтесь …                                                  в шторм

  1. Не купайтесь во время…                                   в воде                                

  1. Не затевайте опасных  игр                                 грозы                  

Сначала работают в паре и составляют правила поведения на воде.

А потом проверка по слайдам. Найдите, какое правило подходит к этому слайду.

1.Купайтесь только под присмотром взрослых!

2. Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения!

3. Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свети ногу.

4. Не  заплывайте далеко на надувных матрасах или камерах. Они могут внезапно начать «спускаться».

5. Не заплывайте за буйки,  не взбирайтесь на них и не подплывайте к проходящим судам!

6.        Не подходите к берегу и не купайтесь во время шторма!

7         Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду!

11.        Купайтесь только в чистых водоёмах, разрешённых местах, на благоустроенных пляжах!

12.        Не ныряйте в незнакомых местах, так как вы не знаете, какое дно в этом месте водоёма!

13.         Не затевайте опасных игр в воде. Ни в коем случае нельзя захватывать ноги под водой, пугать и «топить» кого-то, даже в шутку!

14.        Играя в воде, никогда нельзя в шутку кричать: «Тону! Помогите!»

15.        Не переохлаждайтесь и не перегревайтесь. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды и отдохните!

16. Не купайтесь во время грозы!

17.         Не используйте для плавания самодельные устройства. Они могут не выдержать        вашего веса и перевернуться!

  • ( Купайтесь только под присмотром взрослых!
  • Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения!
  • Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свети ногу.
  • Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду!
  • Купаться можно только в чистых водоёмах. Купаться в загрязненной воде опасно для здоровья.
  • В море не заплывайте за буйки.
  • Не купайтесь в шторм. (слайд)

А какие правила вы бы могли еще добавить?

  • Не затевайте опасных игр в воде. Ни в коем случае нельзя захватывать ноги под водой, пугать и «топить» кого-то, даже в шутку!
  • Играя в воде, никогда нельзя в шутку кричать: «Тону! Помогите!»
  • Не переохлаждайтесь и не перегревайтесь. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды и отдохните!
  • Не купайтесь во время грозы!
  • Не используйте для плавания самодельные устройства. Они могут не выдержать вашего веса и перевернуться!
  • В воде избегайте вертикального положения. Не ходите по илистому и заросшему водорослями дну!
  • Не купайтесь у обрывистых берегов с сильным течением, в заболоченных и заросших растительностью местах! )

Ребята, вы молодцы! На речке искупались, правила вывели, теперь пора идти дальше!

Чтоб всегда здоровым быть

Нужно нам в поход ходить.

На природе отдыхать,

Свежим воздухом дышать.

Ребята, где же мы очутились?(В лесу)

Закройте на минутку глаза и представьте, что вы оказались в прекрасном лесу. ( пение птиц)

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак, и звонкость ручейка...

Порханье бабочек в цветах,

Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

 Открываем глазки!

Как вы думаете, может ли такая красота таить в себе опасность?  (да, может)

Подумайте, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые)

Давайте, с вами подумаем, а какими дарами с нами делится лес?

И первое угощение, которое даёт лес, вы узнаете, отгадав загадку:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

                                   (Грибы)

Молодцы! Назовите, пожалуйста, съедобные грибы, которые вы видите на картинках? (Подберёзовик, подосиновик, боровик,  лисички, опята, маслята, сыроежки, рыжики, волнушки)

Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть  ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.  

Этот гриб зовут лесной  смертью. Съешь одну  шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства.

                                                                                           (Мухомор) – слайд

Шапки красные в горошек
У грибочков нехороших.
Говорят они: «Уйдите!
Нас в корзинку не кладите!»

Мухоморов много разных видов, но все они несъедобны и сильно ядовиты.

 Есть в лесу опасные грибы двойники.

Белый гриб (шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки) и желчный гриб (шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки).

Опята (шляпка снизу желтовато-белая, на ножке кольцо) и ложные опята (шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца)

Шампиньон (шляпка снизу розовая, внизу на ножке нет мешочка) и бледная поганка (шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек)

Найдите на парте эту картинку.

А теперь возьмите карточку №   . Выполните сравнение опенка съедобного от опенка ложного в паре, найдите сходства и отличия.

Сходство: растут на пнях, имеют одинаковый размер.

Различия: у съедобного опенка пластинки всегда белые, на ножке есть кольцо из пленки. У ложных опят пластинки тёмные и на ножке нет кольца.

Дидактическая игра «Правила сбора грибов».

- Сейчас вы сами расскажите мне правила сбора грибов.

Правила игры: перефразируйте неправильные правила в правильные.

Всегда пробуй гриб на вкус! - Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

Клади в корзину все грибы! - Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

Собирай грибы у дорог и предприятий! - Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

Собирай старые, большие грибы! - Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

Выдёргивай гриб из земли со всей силы! – Лучше всего гриб аккуратно выкрутить из грибницы. Образовавшуюся ямку присыпьте листьями или хвоей.

Давайте прочитаем следующую загадку и отгадаем, какими дарами нас ещё угощает лес.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.                  

                                   (Ягода)

Сейчас проверим, какие ягоды вы знаете? ( Земляника, брусника, ежевика, костяника, черника, морошка). Какие опасности могут таить в себе ягоды?

Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу.

Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

Зреют ягоды в лесах на траве и на кустах,
Только их не рви ты – много ядовитых.

Вы смотрите на картинки:

Эти ягоды , друзья, собирать в лесу нельзя!

В каждой яд опасный есть.

Если их однажды съесть,

Можно сильно отравиться,

И придётся вам лечиться.

Это красивое, но очень опасное растение. Сок его содержит яд. Если он попадёт на кожу или в глаза, то вызывает очень сильное раздражение. Ягоды могут вызвать очень сильное отравление. (Волчье лыко)

Назвали ягоду за её форму – глазом, а за цвет – вороньим. Эта растение  встречается часто. Её ягоды нельзя пробовать на вкус, так как они ядовиты. (Вороний глаз)

Найдите у себя на парте эти растения, проверьте друг друга. Назовите номера.

 Ну, вот мы познакомились со съедобными и опасными, ядовитыми грибами и ягодами.

Возьмите, пожалуйста, карточку №     . Распределите ягоды и грибы в соответствующие колонки: съедобные и несъедобные. Маленькие карточки приклеиваете клеем-карандашом. (Выходят 2 ребенка и распределяют в корзины съедобные и несъедобные грибы и ягоды)

Проверьте свою работу.

Несмотря на то, что некоторые грибы и ягоды опасны для нас, мы люди, не должны уничтожать их, так как, например, некоторые несъедобные грибы являются пищей и лекарством для животных. Так лоси лечатся мухоморами.

  1. Итоговая беседа.

Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? Ответим на вопросы:

  1. Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.
  2. Какие правила поведения на водоёме для вас оказались новыми?
  3. Какие правила поведения на воде вы запомнили?

Я, думаю,  вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, на столах у вас есть маленькие рюкзачки. Если классный час вам был интересен, тему классного часа вы поняли, то повесьте к желтому рюкзаку свой маленький рюкзачок,

если на уроке у вас были затруднения с заданиями, то повесьте свой рюкзачок к синему рюкзаку,

если на уроке вы не справились с большинством заданий, вы испытывали трудности, было много непонятного, то повесьте свой рюкзачок к красному рюкзаку.

И чтоб дети много знали

И в походе не пропадали,

Мы должны их научить

Осторожными на природе быть,

Правила безопасности знать,

И всегда их соблюдать!

Спасибо, классный час окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На воде и в лесу

Класс: 2 классПредмет: Окружающий мир.Тема урока: «На воде и в лесу»Цели урока:-Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на в...

Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.

Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....

Презентация к уроку окружающего мира "На воде и в лесу"

Данная презентация предназначена для использоания на уроке по теме "На воде и в лесу"...

Конспект урока " На воде и в лесу"

В конспекте описаны дейятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Показана работа учеников в паре, в группе. На уроке формируются представления об опасностях, которые могут быть в лесу и на ...

Сценарий урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цель урока: формирование ответственного отношения к окружающему миру с целью сохранения здоровья....

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"

Открытый урок по окружающему миру 2кл "Опасности на воде и в лесу"...

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...